УДК 343.985
А. А. Сысоев, Е. А. Тамбовцев
ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКОВ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ В СЛУЧАЕ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
Аннотация. В настоящей статье авторами рассмотрен алгоритм действий и комплекс мероприятий, которые проводят участники следственно-оперативной группы в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта на подготовительном этапе, до выезда на место происшествия и непосредственно на месте происшествия.
Ключевые слова: следственно-оперативная группа, осмотр места происшествия, информация о преступлении, террористический акт.
А. A. Sysoyev, E. A. Tambovtsev
TACTICS OF ACTIONS OF PARTICIPANTS IT IS INVESTIGATIVE-TASK FORCE IN CASE OF RECEIVING INFORMATION ON THREAT OF THE TERRORIST ACT
COMMISSION
Abstract. In this article, the authors consider the algorithm of actions and the set of measures that the participants of the investigative-operative group conduct in case of receiving information about the threat of the terrorist act commission at the preparatory stage, before traveling to the scene and directly at the scene.
Keywords: investigative-operative group, inspection of the scene, information about the crime, terrorist act.
В настоящее время в органы внутренних дел достаточно часто поступает информация о готовящихся террористических актах, обнаруженных взрывных устройствах или подозрительных предметах.
Оперативная информация о готовящемся террористическом акте в большинстве случаев не позволяет сделать категоричные выводы о реальности угрозы. Подобная информация, как правило, реализуется путём проведения мероприятий по обеспечению безопасности, поиску взрывного устройства и его обезвреживанию [1, с. 5].
Как показывает анализ правоохранительной практики, сообщения, касающиеся угрозы взрыва, поступают в дежурную часть органа внутренних дел анонимно, от частных лиц либо из оперативных источников.
Эта ситуация достаточно многоплановая, имеет множество особенностей, связанных с характеристиками объектов возможных террористических угроз, режимом их функционирования, порядком эвакуации людей и оцеплением опасной территории.
В целях минимизации возможных угроз со стороны лиц, готовящих либо совершивших теракт, в первую очередь следует оптимизировать подготовительный этап работы следственно-оперативной группы, включающий в себя как действия следственно-оперативной группы до выезда на место происшествия, так и действия на месте происшествия до начала рабочего этапа [2, с. 28].
Получив из дежурной части информацию о событии, имевшем признаки преступления террористического характера, и приняв решение о выезде на место преступления, руководитель следственно-оперативной группы должен принять меры к проверке сообщения об угрозе взрыва и подготовке следственно-оперативной группы для действий на месте возможного взрыва. Для этого оценивается информация, касающаяся: содержания сообщения; времени получения сообщения первым адресатом; номера телефона (электронного адреса), на который получено сообщение; номера телефона, с которого передано сообщение; длительности разговора; информации, сопровождавшей сообщение.
Содержание сообщения позволяет получить ориентирующую поисково-разведывательную информацию относительно объекта поражения и лиц, угрожающих взрывом. Элементом такой оперативной информации могут быть результаты исследований таких характеристик личности преступника, как пол, возраст, национальность, дефекты произношения, диалект, темп речи, дикция, эмоциональность и стиль речи, признаки неадекватного состояния человека (алкогольное, наркотическое опьянение, выраженные признаки психического расстройства) и другие данные. Результативность подобных исследований повышается при использовании методов фоноскопи-ческой экспертизы.
В настоящее время большинство дежурных частей органов внутренних дел оснащены аппаратно-техническими комплексами, обеспечивающими высококачественную фиксацию телефонных сообщений, их обработку в реальном масштабе времени. Данные комплексы позволяют установить: номер телефона, с которого поступает (поступило) сообщение; место его нахождения в стационарной телефонной сети; владельца сотового телефона.
При получении письменного сообщения с угрозой взрыва производится анализ его содержания, а также последующее исследование с применением методов автороведческой и почерковедческой экспертизы. Это позволяет получить оперативную ориентирующую информацию о личностных
качествах автора письма (пол, примерный возраст, уровень образования, национальная принадлежность, психоэмоциональное состояние в момент написания сообщения). Кроме того, подобный экспертный анализ даёт возможность получить данные, касающиеся интеллектуального развития лица, использования жаргона, устойчивых фразеологических композиций. При получении письменного сообщения необходимо сохранить как само письмо, так и конверт, где могут находиться следы пальцев рук, биологические следы (волосы, перхоть, слюна, одорологические следы).
По прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы начинается вторая стадия подготовительного этапа осмотра. В ходе этой стадии руководителю следственно-оперативной группы необходимо принять меры по недопущению на место происшествия лиц, непосредственно не занятых в осмотре (в целях исключения возможности дезорганизации работы следственно-оперативной группы, утечки информации о деятельности следственно-оперативной группы, уничтожения вещественных доказательств и совершения повторных терактов) [1, с. 70].
При удалении сотрудников объекта и посторонних лиц необходимо выяснить, не являются ли они очевидцами происшествия, и зафиксировать их установочные данные. При этом следует иметь в виду, что среди очевидцев могут находиться лица, причастные к подготовке террористического акта. В связи с чем фиксация установочных данных эвакуируемых граждан является обязательным условием.
Отключение телефонов, тепло-, газо- и электроснабжения согласуется с руководством объекта после оценки важности этих действий для жизнеобеспечения объекта. Если принимается решение об отключении (частичном отключении), то технически эту операцию осуществляют специалисты, работающие на объекте во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел.
Оцепление объекта транспортного комплекса производится в том случае, если принято решение о полной или частичной эвакуации персонала и гражданских лиц. Планирование оцепления осуществляется ещё до прибытия сил оцепления к объекту по имеющимся схемам и картам.
В зависимости от сложившейся ситуации, тактических свойств местности (условия наблюдения, проходимость местности, защитные свойства местности), количества посторонних лиц и наличия сотрудников органов внутренних дел оцепление может выставляться с использованием усиленной (интервал между сотрудниками менее 1 м), нормальной (интервал между сотрудниками 1—2 м) и редкой (интервал между сотрудниками более 2 м) цепочки. С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях может использоваться служебный автотранспорт.
Оцепление выставляется на безопасном удалении от объекта предполагаемого совершения террористического акта и должно обеспечить надёжную изоляцию объекта, исключить возможность проникновения в опасную
зону посторонних лиц и транспортных средств. Кроме того, все лица, пытающиеся несанкционированно проникнуть на территорию объекта или покинуть её без соответствующего разрешения, должны задерживаться сотрудниками органов внутренних дел, находящимися в оцеплении, и препровождаться для дальнейшего разбирательства к руководителю следственно-оперативной группы.
В случае проведения мероприятий по экстренному оцеплению целесообразно принять решение о полном либо частичном ограничении передвижений на том или ином участке территории объекта. Такое тактическое решение позволяет, с одной стороны, более рационально использовать имеющиеся силы и средства, а с другой — эффективно проводить намеченные мероприятия. Если из-за высокой степени опасности в зону оцепления включаются прилегающие здания и улицы, то необходимо в обязательном порядке предусмотреть мероприятия по решению возникающих дорожно-транспортных ситуаций.
После окончания подготовительного этапа работы следственно-оперативной группы начинается рабочий (исследовательский) этап осмотра места происшествия, который, в свою очередь, состоит из двух стадий: статистическая стадия (общий осмотр) и динамическая (детальный осмотр).
В ходе проведения рабочего этапа необходимо продолжить осуществление мероприятий по организации охранения членов следственно-оперативной группы, оцеплению территории объекта, организации охраны дорожного движения в районе расположения объекта и усиление охраны общественного порядка в близлежащих районах. При этом следственно-оперативной группой, как правило, решаются следующие задачи.
1. Изучение обстановки и обстоятельств произошедшего события.
2. Установление мест, где могли находиться очевидцы события.
3. Опрос очевидцев события [1, с. 57].
4. Организация розыска преступников по горячим следам.
5. Определение узловых участков для детального осмотра, т. е. групп следов и предметов, органически связанных между собой.
6. Установление границ территории, подлежащей осмотру.
7. Фиксирование обстановки на месте происшествия с использованием фото-, видеоаппаратуры, путём составления карт-схем.
На общей стадии осмотра производится ориентирующая и обзорная фото- и видеосъёмка, благодаря которым происходит не только фиксация материальной обстановки, но и обеспечивается полнота, объективность и адекватность запечатления (отражения) и сохранения информации [3, с. 222]. Определяются границы осмотра, а также разрабатывается план детального осмотра места происшествия.
По окончании обзора места происшествия и уточнении функций каждого члена следственно-оперативной группы начинается детальный осмотр. Перед его началом все участники осмотра должны быть тщательно проин-
структированы по вопросам безопасности и о том, на какие следы и предметы необходимо обратить внимание, о порядке обращения с ними и их изъятии.
Детальный осмотр предполагает последовательное и всестороннее исследование обстоятельств события, обнаружение и осмотр всех предметов и следов, могущих иметь отношение к расследуемому событию, с использованием всего арсенала криминалистических средств, методов и приёмов [4, с. 84].
Проверка (сбор, поиск) информации членами следственно-оперативной группы в целях уточнения обстоятельств возникновения угрозы или совершения террористического акта предусматривает использование разнообразных и в то же время дифференцированных методов организационного и тактического характера. К наиболее значимым из них следует отнести: работу с обращениями граждан; опрос; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Ценную информацию сотрудники следственно-оперативной группы могут получить в ходе работы с обращениями граждан. Поэтому важно, чтобы каждый случай обращения граждан не оставался без внимания, а реагирование на него было своевременным.
Опрос граждан представляет собой сбор информации в процессе непосредственного общения сотрудников с очевидцами и свидетелями происшествия.
При осуществлении отождествления личности сотрудникам следственно-оперативной группы следует помнить о мерах безопасности. При проверке документов у свидетелей или подозрительных граждан нельзя поворачиваться к ним спиной, нельзя прекращать наблюдения за проверяемым и переключать внимание на другие действия (осмотр или оформление документов, осуществление записи в служебной книжке, ведение разговоров по радиостанции или телефону).
Обследование сотрудниками следственно-оперативной группы помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств заключается в осмотре материальных объектов или обстановки для обнаружения предметов и документов, способствующих уточнению обстоятельств возникновения угрозы или совершения террористического акта.
Обследование проводится с согласия администрации объекта, возможно в присутствии её представителей. В этом случае сотрудниками органов внутренних дел могут быть истребованы планы здания, строения [1, с. 61].
При планировании поиска взрывного устройства необходимо учитывать размер площади объекта, конструкцию здания, характер (режим функционирования) работы объекта, количество сотрудников и плотность их размещения по функциональным элементам объекта, материалы, использу-
емые при работе объекта (токсичные, горючие, взрывчатые), характер деятельности соседних учреждений (объектов).
Личный состав, предназначенный для визуального поиска взрывных устройств, разбивается на группы по два человека, группы нумеруются, получают задания, контрольные наклейки, предназначенные для обозначения отдельных помещений, прошедших осмотр, и схемы взаимодействия. Формализованная карточка с заданием для каждой группы содержит: название объекта; номера помещений и последовательность их осмотра; время начала и окончания осмотра.
В ходе осмотра помещений старший группы отмечает в карточке время начала и окончания осмотра и переходит от одного помещения к другому в строго определённой последовательности. При обнаружении подозрительного предмета делают отметку в карточке и через посыльного вызывают спецгруппу, оснащённую техническими средствами поиска. В случае отсутствия в помещении подозрительных предметов на его входе размещается контрольная наклейка.
Взаимодействие поисковых групп и обеспечивающих подразделений осуществляет руководитель следственно-оперативной группы на командном пункте. Такой командный пункт может быть размещён в дежурной машине, оснащённой средствами связи, громкоговорителем, световыми и звуковыми сигналами.
Быстрота и эффективность осмотра объекта зависят от его размеров, профессионального опыта участников следственно-оперативной группы. Как правило, в границы осмотра включается территория вокруг объекта, для чего назначается группа наружного поиска, которая должна начать с тротуаров улиц, где расположено здание. При этом тщательному осмотру подлежат канализационные стоки, сточные люки на мостовых и тротуарах, кюветы, мусорные ящики и урны, почтовые ящики и декоративные элементы на здании, наружные карнизы, водосточные желоба, ящики для цветов на окнах, выступы на крыше, энергосистемы на территории здания, растительность на территории и вокруг здания, транспортные средства, оставленные на улицах.
Группа внутреннего поиска должна произвести осмотр всего здания снизу доверху, начиная с подвальных помещений, машинного отделения, отопительной установки и электрощитов. В зависимости от объёма работы группа внутреннего поиска может быть разделена на подгруппы (специальные поисковые команды).
Обследовать объект следует снаружи внутрь, снизу вверх, начиная с внешних сторон внимательно осмотреть входы в здание, фойе, коридоры, туалеты, гардеробы, лестничные пролёты и лифты, неохраняемые чуланы, подвалы, шахты здания.
Для планомерного ведения осмотра следует заранее определить очерёдность осмотра отдельных участков объекта по степени их важности. Так,
объект, имеющий большие размеры, обязательно должен быть разделён на несколько частей (секторов) поиска, и каждая часть обследуется отдельно по квадратам, полосам, по спирали от периферии к центру.
При входе в осматриваемое помещение, сотрудникам органов внутренних необходимо остановиться, осмотреться и прислушаться. Старший группы должен условно разделить помещение на сектора и участки, осмотреть все находящиеся в нём предметы, распределить задачи поиска подчинённым. Зрительный осмотр может выявить подозрительный предмет. Прислушиваясь, можно обнаружить элементы взрывного устройства, издающие характерные звуки, например, звук часового механизма.
Помещения должны быть обследованы на разных уровнях. Первый уровень включает пол, ковёр, мебель и доходит до уровня глаз, а второй уровень простирается от уровня глаз обследующего до потолка. Следует проверить панели на потолке и пространство в нишах подвесного потолка.
Поиск целесообразно начинать от стен помещения и продвигаться к её середине, обследуя покрытие полов, мебель, часы и настенные предметы, коробки и упаковки, одежда в шкафах и вне их, осветители, мусорные корзины, оконные проёмы [1, с. 55].
В помещениях с высокой степенью насыщенности обстановки (складские помещения, лаборатории, диспетчерские и т. п.) целесообразно привлекать сотрудников кинологической службы со служебно-розыскными собаками, тренированными на поиск взрывчатых веществ, а также газоанализаторы [5, с. 34].
Эффективность обследования заключается в грамотном руководстве данным мероприятием, выполнении каждым сотрудником своих действий с учётом отведённых ролей и сложившейся обстановки и правильно организованном взаимодействии.
Сотрудникам органов внутренних дел, участвующим в обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, следует обращать особое внимание на наличие демаскирующих признаков установки взрывоопасных предметов.
В случаях обнаружения подозрительных предметов сотрудникам следственно-оперативной группы следует все последующие действия согласовывать и уточнять только со специалистами взрывотехниками.
Действия сотрудников органов внутренних дел, обнаруживших неизвестный предмет, должны в первую очередь зависеть от того, есть ли у них основание считать этот предмет искомым взрывным устройством.
В ситуациях, когда есть основания полагать, что обнаруженный предмет представляет собой то или иное взрывное устройство, не следует прикасаться к нему вообще [6, с. 77].
В целях защиты от возможного взрыва запрещается: трогать и перемещать подозрительный предмет; заливать жидкостями, засыпать порошка-
ми (грунтом), накрывать материалами этот предмет; пользоваться электро-и радиоаппаратурой вблизи данного предмета.
Таким образом, тактика действий участников следственно-оперативной группы в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта имеет свою специфику. Руководителю следственно-оперативной группы необходимо правильно организовать данную деятельность, т. к. от этого непосредственно зависит безопасность участников, и в случае обнаружения взрывного устройства или подтверждения иной значимой информации — на успех всего расследования в целом.
Список использованной литературы
1. Первоначальные действия сотрудников ОВД при обнаружении самодельных взрывных устройств: учеб.-метод. пособ. / А. А. Каримов, М. Б. Руденко, Д. С. Морозов. — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. — 84 с.
2. Валеев А. Х. Осмотр места взрыва при расследовании террористического акта // Вестн. Вост.-Сиб. ин-та М-ва внутр. дел России. — Иркутск: Вост.-Сиб. ин-т М-ва внутр. дел России. — 2017. — № 3 (82). — С. 28—32.
3. Родивилина В. А. Задачи, решаемые с помощью применения технических средств в стадии предварительного расследования // Уголовная политика и проблемы правоприменения: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. — СПб: Изд-во «Петрополис», 2013. — С. 221—223.
4. Осмотр места происшествия: особенности проведения, фотофиксации, описания следов, орудий и предметов, назначения судебных экспертиз: учеб.-практ. пособ. / С. Л. Никонович, В. А. Бекетов, А. Я. Авдалян и др. — Тамбов: Изд-во Р. В. Першина. — 2016. — 186 с.
5. Тактические особенности проведения следственного осмотра: учеб. пособ. / О. П. Грибунов, О. В. Трубкина, Е. И. Третьякова. — Иркутск: Вост.-Сиб. ин-т М-ва внутр. дел России. — 2016. — 92 с.
6. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособ. / Н. И. Труфанов, Е. А. Тамбовцев, О. Л. Подлиняев. — Иркутск: Вост.-Сиб. ин-т М-ва внутр. дел России. — 2017. — 128 с.