Научная статья на тему 'Особенности осмотра места происшествия, связанного с авиакатастрофой'

Особенности осмотра места происшествия, связанного с авиакатастрофой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3481
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ / АВИАКАТАСТРОФА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Порохова А. П.

Особенности осмотра места происшествия, связанного с авиакатастрофой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности осмотра места происшествия, связанного с авиакатастрофой»

4.6. ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ, СВЯЗАННОГО С АВИАКАТАСТРОФОЙ

Порохова А.П., соискатель, руководитель военно-следственного отдела следственного комитета при прокуратуре РФ по Волгоградскому гарнизону

Волгоградская академия МВД России

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Место падения самолета всегда вызывает большой общественный резонанс, особую тревогу граждан и требует концентрации усилий правоохранительных органов. Квартирные кражи, угоны автотранспорта, грабежи и другие преступления, составляющие большую часть сводок ОВД, не выделяются в такой степени, как авиакатастрофы. Практически каждый из них комментируется в СМИ.

Авиакатастрофа как место происшествия имеет свои позитивные и негативные стороны в отношении организации и особенностей работы по обнаружению, фиксации и изъятию следов. К позитивной стороне следует отнести фактор времени между катастрофой и прибытием на место происшествия следственно-оперативной группы (СОГ). За это время (как правило, менее одного часа) следы не подвергаются длительному воздействию окружающей среды, что особенно важно для следов биологического происхождения.

К негативной стороне организации работы на месте происшествия, связанного с авиакатастрофой, относятся ее последствия: разрушения самолета (вертолета), пожар, значительная зона расброса элементов летательного аппарата. На месте происшествия нередко собирается много любопытствующих, а также пытающихся оказать помощь. Их действия малоэффективны и дезорганизуют без того сложную обстановку. Место авиакатастрофы может таить в себе угрозу со стороны взрывоопасных объектов (пары газа и жидкого топлива, герметичные емкости в условиях пожара, боеприпасы военных самолетов).

Осмотр места авиакатастрофы является одним из наиболее сложных и трудоемких видов следственного осмотра и зачастую во многом зависит от первоначального (подготовительного) этапа. принято различать две стадии подготовительного этапа: действия до выезда на место происшествия и действия на месте происшествия до начала рабочего этапа.

Первая стадия начинается с момента поступления сообщения о падении воздушного судна. Насколько подробным бы ни было сообщение о происшествии, необходимо до формирования СОГ как можно быстрее выслать на место авиакатастрофы дежурную машину (возможно, это будет машина, патрулирую-

щая в указанном районе) со средствами связи. Задача группы заключается в разведке места происшествия, установлении очевидцев и свидетелей происшедшего, организации помощи пострадавшим, охране места происшествия. СОГ формируется не в дежурной части ОВД, а на месте происшествия по мере прибытия обязательных и факультативных участников, необходимых для предстоящей работы. Действующая на месте происшествия, связанного с авиакатастрофой, СОГ может быть не единственной. По мере уяснения обстоятельств происшествия и состава преступления (террористический акт, техногенная авария и др.) определяется подследственность. Руководителем следственнооперативной группы может быть назначен следователь ОВД, прокуратуры или ФСБ.

Автор данной работы, имеющий личный подобных осмотров мест авиакатастроф, связанных с человеческими жертвами, серьезными разрушениями объектов, попытается обрисовать негативные штрихи картины, происходящей на месте происшествия в первые часы после падания воздушного судна. По прибытии на место происшествия дежурной СОГ работа начинается с первых докладов об оценке обстановки, о необходимых силах и средствах (скорая помощь, пожарные, коммунальные службы, спасатели и др.). В течение первых двух часов на место происшествия прибывает руководство территориальных органов правоохранительных ведомств (ОВД, прокуратуры, ФСБ). С их прибытием руководитель СОГ постоянно отвлекается на доклады руководству и организацию взаимодействия с прибывающими специалистами. В этот период определяется, какой правоохранительный орган будет непосредственно отвечать за раскрытие и расследование данного преступления. В результате возникают недопустимые ситуации, когда в ходе осмотра места происшествия одна СОГ сменяет другую. В результате нарушаются целостность осмотра, единый замысел тактических приемов и последовательность осмотра местности и объектов.

После ознакомления с обстановкой на месте происшествия руководитель СОГ должен окончательно решить вопрос о круге участников осмотра, в том числе в ведомственном отношении. Возможно, потребуются дополнительные специалисты, силы и средства для обеспечения эффективного осмотра места происшествия.

Важно отметить еще одну особенность — трудоемкость осмотра места происшествия, связанного с авиакатастрофой. Опытный следователь, намечая общий план действий, уже на подготовительном этапе должен решить вопрос о необходимости проведения дополнительного осмотра. Место авиакатастрофы часто занимает значительные площади, радиус которых составляет от нескольких десятков метров до 1-3 километров.

Сделаем небольшое отступление, чтобы обозначить проблему. В работах С.М. Колотушкина, есть зависимости скорости поиска малоразмерных объектов от их размеров, контраста, формы и других показателей. В качестве примера приведем не-

Порохова А.П.

МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ АВИАКАТАСТРОФЫ

сколько цифр. Для обнаружения малоконтрастного (предмет серого цвета со следами окопчения) предмета размером 5х5х5 мм на площади 10 м2 одним человеком в дневных условиях (солнечный день) затрачивается время: асфальтированная поверхность — до 1 мин; вскопанный грунт — 3-5 мин; каменистая поверхность (крупный щебень) — 8-10 мин; дерн (высота травы 15 см) — 12-20 мин; кустарник — 18-32 мин1.

Представленные данные позволяют сделать оценку трудозатрат для сплошного прочесывания местности, прилегающей к месту авиакатастрофы, например, в радиусе 100 м (около 31400 м2) — от 50 до 1660 чел/ч. В отдельных случаях для этого требуется значительное количество людей, работающих в несколько смен.

До начала рабочего этапа руководитель СОГ выбирает приоритетные для конкретной ситуации действия как по очередности, так и по степени их выполнения. Например, оцепление и перекрытие на значительное время важных дорожных коммуникаций (магистральные железные дороги, автострады), длительная отсрочка ремонта нефте- и газопроводов, линий электропередач и т. п. являются нецелесообразными в силу экономических и иных причин. В таких условиях необходимо спланировать начало рабочего этапа прежде всего на те участки местности (территорию, элементы) объекта, без которых он не может функционировать.

Особенность действий СОГ на месте происшествия до начала рабочего этапа зачастую связана с ходом мероприятий по ликвидации последствий катастрофы. Так, при тушении пожара, разборе завалов производится фиксация происходящих изменений с использованием видеозаписи и фотосъемки. Распределение обязанностей между участниками осмотра и их инструктаж целесообразно проводить после оценки общей обстановки. При большом количестве участников (более 12-15 человек) СОГ рационально разбивать на подгруппы, действующие на отдельных участках.

Еще одной особенностью первоначального этапа осмотра места происшествия, связанного с авиакатастрофой, является прибытие на место работы СОГ руководства разных ведомств и рангов (представителей местных органов власти, начальствую-щющего состава МВД, прокуратуры и ФСБ). Оно, как правило, связано с оценкой общей обстановки и последствий катастрофы, оказанием необходимой помощи пострадавшим, а также с необходимостью заявлений для прессы. Как показывает опыт, руководители, осматривая место происшествия, стараются пройти как можно ближе к центру (эпицентру) и лично увидеть картину происшедшего. Такие перемещения по необследованным участкам приводят к негативному изменению следовой обстановки.

Всем известно, что на месте происшествия старшим, не взирая на должности и ранги, является следователь — руководитель СОГ. Однако сложив-

1 С.М. Колотушкин. Криминалистическая взрывотехника: основы теории и практики. Волгорад. 2002. С.180.

шийся отечественный общественный и служебный менталитет практически не позволяет игнорировать прибытие и присутствие начальства. В подобной ситуации рационально на стадии подготовки к осмотру места происшествия наметить, обозначить и в первую очередь обследовать «дорожку руководства». Ширина такой дорожки составляет 0,6-1,0 м. Она обозначается лентами и проходит по участкам местности, доступным для быстрого обследования — участки автомобильных, пешеходных дорог (дорожек), отмостки и тротуары.

Применение того или иного тактического приема в ходе осмотра места происшествия обусловливается важностью наиболее полного и точного определения места обнаружения отдельных фрагментов самолета, необходимых для реконструкции обстоятельств авиакатастрофы. Для этой цели подходит радиальная система координат. Сущность предлагаемой системы координат сводится к выбору одной базисной точки на местности, генерального направления с последующей фиксацией радиальных углов и дальностей до отдельных объектов. В качестве технических средств измерений используются дальномер, а также теодолит или буссоль. Точность измерений указанных приборов может достигать: при измерении углов — десятых долей секунды или тысячных долей радиана, дальности — с погрешностью не более 0,5% от расстояния до наблюдаемого объекта.

Особенности использования такого способа целесообразно показать на примере расследования авиакатастрофы самолета ТУ-154 в районе горного хребта Сихоте-Алинь Хабаровского края в декабре 1995 г. Самолет начал падение с высоты 9600 м, столкновение с поверхностью земли произошло на скалистом выступе горного хребта, окруженного хвойным лесом. Разлет обломков самолета, багажа, фрагментов тел пассажиров достигал по дальности 1,5 км, объекты были рассеяны по склонам хребта, болотам и падям между сопок. Кроме традиционного осмотра места происшествия, была поставлена задача по определению возможности взрыва на борту лайнера2.

Работа на месте началась с составления подробной схемы разлета обломков самолета и других предметов. Специалист, работающий у теодолита (в базовой точке), делал засечку каждого объекта путем фиксации горизонтальных и вертикальных углов и дальности, данные по нумерации объектов заносил в журнал. Схема была вычерчена на миллиметровой бумаге в масштабе 1:2000 (в 1 см 20 м). При осмотре предметов багажа, одежды пассажиров, внутренней отделки салонов выяснилось, что часть из них имела следы воздействия продуктов взрыва. На это указывали характер деформации, разрывы материалов в различных направлениях, следы окопчения и оплавления от кратковременного термического воздействия.

2 Колотушкин С.М., Федоренко В.А. Взрывные устройства и следы их применения: Учебник, - Волгоград: ВА МВД России, 2004. С.207 - 209..

При детальном осмотре стволов деревьев в одном из секторов разлета обломков самолета было зафиксировано: ветви деревьев надломлены, но их ориентация носила произвольный характер, т. е. на них не воздействовали обломки самолета; кора на стволах этих деревьев сорвана практически по всему периметру ствола; биологические ткани человека в этом секторе осмотра были распределены на стволах деревьев и по своему расположению не совпадали с направлением разлета обломков самолета; кроме того, обнаружены биологические ткани человека на обратной стороне стволов относительно точки столкновения самолета с поверхностью земли.

Группа специалистов, используя описанные выше инструментальные методы фиксации расположения и ориентации объектов на местности, составила схему характера распределения биологических тканей человека на поверхности стволов деревьев. В дальнейшем на основе этих данных, а также химического анализа продуктов взрыва было установлено, что после столкновения самолета с поверхностью земли имел место топливовоздушный взрыв авиационного керосина. Картина происшедшего выглядела следующим образом. В момент разрушения самолета в результате высокоскоростного столкновения с поверхностью земли произошло выбрасывание топлива. Авиационный керосин (около 7 тонн) почти мгновенно превратился в облако мелкодисперсной топливовоздушной смеси.

В зоне облака находились элементы конструкций самолета, предметы багажа и фрагменты тел пассажиров. В результате взрыва облака топливовоздушной смеси, который мог произойти в результате любого кратковременного воспламенения или искры, под воздействием турбулентных ударных волн и произошли специфические для взрыва разрушения и деформации указанных объектов. Версия взрыва при авиакатастрофе была существенно откорректирована и объяснена его природа.

Таким образом, особенности осмотра места авиакатастрофы связаны с правильной оценкой масштабов использования необходимых сил и средств, для обнаружения и фиксации следов, привлечения необходимых специалистов и правильным выбором тактики действий, обеспечивающей минимизация усилий для сбора имеющейся (реально доступной) информации о происшествии.

Рецензия.

Автор представленной статьи имеет опыт многих осмотров мест авиакатастроф, знает эту проблему не понаслышке, а, как говорится, «в живую». В своей статье он показал те особенности, на которых другие авторы не заостряли внимание. Это трудоемкость и расчет сил и средств, необходимых для проведения осмотра. Выделены особенности взаимодействия с представителями разных ведомств. Наиболее важным в статье является анализ тактики осмотра места авиакатастрофы.

Автор указывает, что порядок и качество работы во многом определяются общим замыслом организации осмотра, этапов и последовательности их проведения. Публикуемые в последнее время рекомендации по тактике осмотра, как правило, содержат лишь вопросы, связанные с авиакатастрофой и ее последствиями. Многие авторы ограничивают понятие тактики, используемой в осмотре места происшествия, только способами осмотра и приемами работы со следами. Приемы работы со следами (в тактическом смысле) — описание и фиксация следов по мере их обнаружения; описание и фиксация следов группами.

По мнению А.П. порохового, представленная классификация не раскрывает сущности тактики осмотра места происшествия. Понятие тактики предусматривает выбор оптимальных ходов, дающих возможность эффективно решить задачу имеющимися силами и средствами. Однако это не просто удачное решение, выбранное из имеющегося арсенала приемов и способов. Выбор — это логико-познавательный процесс в принятии решений для достижения поставленной цели эффективными способами. В качестве показателя эффективности той или иной тактики осмотра места происшествия, по его мнению, выступает минимизация усилий для сбора имеющейся (реально доступной) информации о событии преступления.

В этом контексте место происшествия можно рассматривать как информационную систему, имеющую многообразные связи происшедших в прошлом событий и объективных фактов действительности на момент осмотра. Указанная система имеет сложное переплетение внутренних и внешних связей. Установление этих связей, а также характера их влияния на изменение обстановки на месте происшествия позволяет выстраивать логическую цепочку (последовательность) обследования участков местности, объектов и предметов, а также применения для этого рациональных приемов и средств. Ход осмотра места происшествия — это постоянно наращиваемая совокупность установленных и подлежащих установлению обстоятельств события преступления через обнаруживаемые факты и следы.

Поэтому, на наш взгляд, тактика осмотра места происшествия, особенно связанного с авиакатастрофой, когда еще не в полной мере ясен состав преступления, не может быть единой для всего следственного действия. По мере обследования места происшествия, установления фактов, выяснения значимых обстоятельств (в том числе от очевидцев) тактика осмотра может меняться, выступать в качестве отдельных тактических приемов.

Научный руководитель

начальник кафедры криминалистической техники

Волгоградской академии МВД России

доктор юридических наук, профессор С.М. Колотуш-

кин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.