Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ОСНОВАМ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ОСНОВАМ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ЛЕКЦИЯ / СЕМИНАР / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ / ВЗРЫВНЫЕ УСТРОЙСТВА / БОЕПРИПАСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пыж Владимир Владимирович, Виноградов Игорь Дмитриевич

Данная статья направлена на изучение способов совершенствования подготовки сотрудников полиции к действиям при угрозе взрыва. Цель исследования - поиск новых педагогических технологий для оптимизации учебного процесса при обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России основам взрывобезопасности, формировании у сотрудников полиции навыков действий в ситуациях, связанных с угрозой взрыва. Исследование проведено на базе Санкт-Петербургского университета МВД России и Восточно-Сибирского института внутренних дел Российской Федерации. Были использованы следующие методы исследования: анализ научнометодической литературы по проблеме исследования, анкетирование студентов и слушателей, педагогическое наблюдения. В результате было установлено, что предложенные меры по оптимизации учебного процесса позволяют успешно формировать практические навыки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пыж Владимир Владимирович, Виноградов Игорь Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA THE BASICS OF EXPLOSION SAFETY

This article is devoted to the study of the main directions and methods of training the police officers to act in the event of the explosion threat. In connection with the growth of terrorist threats all over the world, it is necessary to pay special attention to the development of new pedagogical technologies to optimize the educational process when teaching cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the basics of explosion safety, the formation of police officers' skills of action in extreme situations associated with the threat of an explosion. This study was carried out on the basis of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the East Siberian Institute of Internal Affairs of the Russian Federation. The following research methods were used: analysis of scientific and methodological literature on the research problem, questioning of students and listeners, pedagogical observation. As a result of the study, it was revealed that the proposed measures to optimize the educational process contribute to a more effective formation of students' practical skills.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ОСНОВАМ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ»

nasties resources", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (154), pp. 167-172. Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.07.2021

УДК 378.147

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ОСНОВАМ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ

Владимир Владимирович Пыж, доктор политических наук, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Игорь Дмитриевич Виноградов, преподаватель, Санкт-Петербургский университет МВД России

Аннотация

Данная статья направлена на изучение способов совершенствования подготовки сотрудников полиции к действиям при угрозе взрыва. Цель исследования - поиск новых педагогических технологий для оптимизации учебного процесса при обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России основам взрывобезопасности, формировании у сотрудников полиции навыков действий в ситуациях, связанных с угрозой взрыва. Исследование проведено на базе Санкт-Петербургского университета МВД России и Восточно-Сибирского института внутренних дел Российской Федерации. Были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анкетирование студентов и слушателей, педагогическое наблюдения. В результате было установлено, что предложенные меры по оптимизации учебного процесса позволяют успешно формировать практические навыки обучающихся.

Ключевые слова: педагогика, лекция, семинар, практическое занятие, сотрудник полиции, органы внутренних дел, взрывобезопасность, взрывные устройства, боеприпасы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p311-317

METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO THE BASICS OF EXPLOSION SAFETY

Vladimir Vladimirovich Pyzh, the doctor of political sciences, the department chair, Lesgaft

National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Igor Dmitrievich Vinogradov, the teacher, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract

This article is devoted to the study of the main directions and methods of training the police officers to act in the event of the explosion threat. In connection with the growth of terrorist threats all over the world, it is necessary to pay special attention to the development of new pedagogical technologies to optimize the educational process when teaching cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the basics of explosion safety, the formation of police officers' skills of action in extreme situations associated with the threat of an explosion. This study was carried out on the basis of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the East Siberian Institute of Internal Affairs of the Russian Federation. The following research methods were used: analysis of scientific and methodological literature on the research problem, questioning of students and listeners, pedagogical observation. As a result of the study, it was revealed that the proposed measures to optimize the educational process contribute to a more effective formation of students' practical skills.

Keywords: pedagogy, lecture, seminar, practical lesson, police officer, internal affairs bodies, explosion safety, explosive devices, ammunition.

ВВЕДЕНИЕ

В современном динамично развивающимся обществе одной из важнейших задач, ставящихся перед МВД России, является обеспечение безопасности граждан. Российская Федерация, согласно ст. 7 Конституции РФ, является социальным государством. [1]

Это требует от руководства страны особого внимания к стабильности обстановки, к защите общества от возникающих угроз. Преступления против общественной безопасности деструктивно влияют на общество в целом, а в случае высокого уровня террористической угрозы, могут привести как к социальной, так и к политической дестабилизации.

Цель нашего исследования - поиск наиболее целесообразных педагогических технологий для оптимизации учебного процесса при обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России основам взрывобезопасности, формированию у сотрудников полиции навыков действий в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой взрыва.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проходило на базе Санкт-Петербургского университета МВД России и факультете профессиональной подготовки и переподготовки и повышения квалификации Восточно-Сибирского института внутренних дел Российской Федерации среди курсантов и слушателей курсов повышения квалификации. При организации работы использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; анкетирование студентов и слушателей; педагогическое наблюдение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проблема существования такого явления, «как терроризм» впервые стала предметом обсуждения ученых в мире более ста лет назад, на рубеже XIX и ХХ вв. Однако события последующих десятилетий отодвинули ее на второй план, и лишь в конце ХХ века понятие «терроризм» стало объектом пристального изучения и обсуждения не только среди специалистов и политиков, но и законодателей. Учитывая, что одним из самых частых видов террористической деятельности является совершение террористических актов с использованием взрывных устройств, мы считаем, что тема взрывобезопасности должна занимать одно из ведущих направлений, как деятельности, так и подготовки сотрудников ОВД. Несмотря на то, что данный термин изначально присущ производственным отраслям, и понимает под собой обеспечение безопасность производства, предотвращение аварий и инцидентов [3 п.1.2 ч.1], мы считаем, что все виды угроз взрыва, а также действия сотрудников на месте взрыва, в совокупности можно обозначать данным емким термином. В связи с этим содержание профессионального образования приобретает новые качественные особенности в исторических этапах развития науки, техники и технологии. [5]

Рассматривая вопросы действий сотрудников полиции при угрозе взрыва, в первую очередь необходимо определить обстоятельства, при которых такие угрозы возможны. Согласно официальной статистике МВД с января по декабрь 2019 года в России совершено 119 преступлений с использованием взрывных устройств, 59 с помощью имитирующих и 4014 с использованием оружия и боеприпасов [7].

Несмотря на специфику и узкую направленность проблемы, ситуаций в которых полицейские могут столкнуться с боеприпасами и взрывными устройствами много. Поскольку в зависимости от региона, характер угроз значительно меняется, в качестве примера хотелось бы привести Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Как и Москва, наш мегаполис является центром притяжения для населения различных регионов. Большинство из них являются законопослушными гражданами, однако, как среди жителей города, так и среди его гостей встречаются асоциальные элементы, совершающие обще-

ственно опасные деяния. В то же время, в отличие от других регионов именно на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области до сих пор обнаруживается наибольшее количество боеприпасов времен Великой Отечественной войны. Задачи по очистке местности от взрывоопасных предметов, обследованию предметов с признаками взрывных устройств, осмотру территорий зданий и сооружений при анонимных угрозах взрыва ставятся перед инженерно-техническими, взрывотехническими и пиротехническими подразделениями Росгвардии, ФСБ, МЧС, МО Российской Федерации [4]. Однако именно сотрудникам полиции в рамках выполнения задач по обеспечению общественной безопасности [2 п.п.1,2 п.1 ст. 12], необходимо осуществлять оперативно-розыскную деятельность по выявлению и пресечению преступлений, в том числе связанных с боеприпасами и взрывными устройствами. Сотрудники полиции обеспечивают безопасность окружающих, и производят оцепление опасной зоны до прибытия специалистов взрыво-техников.

По нашему мнению, для определения правильного подхода к выбору методов обучения курсантов высших образовательных организаций МВД по данному направлению, необходимо рассмотреть основные типовые ситуации, в которых сотрудники полиции могут столкнуться с угрозой взрыва в своей практической деятельности. Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, как и для многих регионов России, основной проблемой в области взрывобезопасности, являются бесхозные взрывоопасные предметы (далее ВОП). К таковым стоит отнести боеприпасы времен Великой Отечественной войны (в ряде регионов встречаются снаряды и гранаты времен Первой мировой войны, периода интервенции и более ранние образцы, в том числе химические, которые представляют наибольшую опасность), современные боеприпасы, обнаруженные на полигонах, в местах бывшего складирования, а также на местности вокруг складов боеприпасов, на которых происходили пожары и детонации. Вне зависимости от периода изготовления указанных выше ВОП, все они представляют реальную опасность и при попытке оказать на них какое-либо воздействие могут взорваться. В ряде случаев взрывоопасные предметы являются предметом незаконного оборота, используются для производства криминальных взрывов, или взрывов террористической направленности. Не меньшую опасность представляют обнаруженные предметы с признаками взрывного устройства (далее ВУ), чаще всего это бесхозные вещи, находящиеся в общественных местах. До приезда специалиста сапера и проведения им обследования, обнаруженный предмет является потенциально опасным. Так же стоит отметить, что в последние годы участилось количе -ство анонимных угроз взрыва. Это лишь не полный список возможных ситуаций, кото -рый будет более подробно рассмотрен в последующих статьях.

Во всех случаях, когда поступает информация об угрозе взрыва, первыми на нее реагируют именно сотрудники полиции, поскольку в их должностные обязанности входит проверка всей поступившей в подразделение информации. Поэтому именно от сотрудников первыми пребывших на место происшествия зависит не только безопасность окружающих, но и принятие решения на вызов соответствующих специалистов. С целью формирования у сотрудников полиции навыков действий в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой взрыва, в рамках тактико-специальной подготовки проводятся занятия соответствующей направленности. В рамках рассматриваемого вопроса хотелось бы разобрать структуру обучения сотрудников полиции по взрывобезопасности. На настоящий момент можно выделить три уровня обучения сотрудников. В Брянском филиале всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ, а так же на факультете профессиональной подготовки и переподготовки и повышения квалификации Восточно-Сибирского института внутренних дел РФ осуществляется профессиональное обучение по программам переподготовки и повышения квалификации:

• сотрудники, выполняющие оперативно-служебные задачи по, определению степени опасности взрывоопасных предметов и принятию первоочередных мер

безопасности;

• оперуполномоченные (взрывотехники) отряда специального назначения «Гром» подразделения по контролю за оборотом наркотиков территориального органа МВД России на региональном уровне (для получения Единой книжки взрывника) по профессии рабочего «Взрывник»;

• начальники инженерно-технических подразделений, старшие инженеры-саперы, инженеры-саперы, взрывотехники ОМОН ФСВНГ России (для получения Единой книжки взрывника) по профессии рабочего «Взрывник»;

• оперуполномоченные (взрывотехники) СОБР ФСВНГ России (для получения Единой книжки взрывника) по профессии рабочего «Взрывник».

Первоначальное обучение по данным направлениям осуществляется в течение двух месяцев и включает в себя теоретическую, практическую подготовку и сдачу квалификационного экзамена. Однако большинство сотрудников полиции несущих патрульно-постовую службу, являющихся субъектами оперативно-розыскной деятельности и наделенных иными функциональными обязанностями такими знаниями не обладают. Для них проводятся отдельные занятия по взрывобезопасности. Чаще всего, из бюджета учебного времени на проведения таких занятий выделяется не более четырех часов, в рамках первоначальной подготовки всего два. За это время будущий сотрудник должен изучить общетеоретические основы, а также на практике отработать порядок действий при обнаружении взрывного устройства, при получении угрозы взрыва, или на месте взрыва. Кроме того, обучаемый должен ознакомиться с порядком применения средств поиска и обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, изучить тактико-технические характеристики локализаторов взрыва состоящих на обеспечении МВД.

На наш взгляд, выделяемого времени на изучение вопроса взрывобезопасности недостаточно даже для овладения теоретическими вопросами, не говоря уже о практической отработке полученных навыков. Опираясь на все вышеперечисленные факты, мы считаем, что для полноценной подготовки сотрудников полиции необходимо ставить следующие учебные и воспитательные цели:

• учебные цели:

- довести до обучаемых основные характеристики взрыва и его поражающих факторов, дать классификацию взрывчатых веществ и взрывных устройств;

- изучить с обучаемыми основные средства обнаружения и локализации взрыва;

- сформировать у обучаемых навыки по обнаружению признаков, позволяющих отнести предмет к взрывоопасному; сформировать у обучаемых навыки в умении действовать при получении информации об угрозе взрыва, при обнаружении предмета с признаками взрывного устройства, на месте взрыва;

- довести порядок взаимодействия с подразделениями ФСВНГ, ФСБ, МЧС, МО Российской Федерации, при обнаружении взрывных устройств.

- воспитательные цели:

- воспитание положительной мотивации к изучаемой дисциплине;

- формирование уважительного отношения к профессии в целом, и убеждения в значимости конкретной выполняемой задачи в частности;

- формирование уважительного отношения к сотрудникам взаимодействующих структур;

- воспитание профессиональной и личностной этики.

Для реализации указанных целей необходимо не менее восьми часов подготовки, которые будут распределены следующим образом:

- Два академических часа лекционное занятие. На лекционном занятии, сначала будут рассматриваться общетеоретические вопросы, понятийный аппарат. Обучаемые в учебных организациях МВД обязаны не только владеть специальной терминологией, но и знать нормативно-правовые акты, данные определения утверждающие. Далее необхо-

димо дать под запись основные положения ведомственных и межведомственных приказов регламентирующих порядок действий в различных ситуациях, связанных с обеспечением взрывобезопасности, и порядок взаимодействия с привлекаемыми специалистами других ведомств. Затем необходимо рассмотреть вопрос о технических средствах досмотра и поиска, средствах локализации взрыва и порядку их применения.

- Для закрепления навыков необходимо проводится семинарского занятия с подготовкой трех докладов по ранее изученной теме. Каждому докладчику назначается четыре оппонента, взаимодействие с которыми позволит более широко раскрыть темы докладов [6].

С одной стороны, такой подход позволяет привлечь к активной работе во время самоподготовки большее количество обучаемых, развить их познавательный интерес. С другой, непосредственно во время проведения занятия, определить преподавателю степень подготовки слушателей и курсантов. Семинарское занятие позволит определить степень усвоения лекционного материала, выявить и разобрать наиболее сложные вопросы.

Самым важным в процессе обучения по взрывобезопасности является наработка практических навыков, поэтому основной упор нужно делать на проведение практического занятия, которое длится не менее четырех часов учебного времени. На данном занятии преподавателями моделируются различные ситуации, связанные с угрозой взрыва. Обучаемые обязаны отработать весь алгоритм действий от получения информации, до прибытия на место происшествия саперов, и организации взаимодействия с прибывшими специалистами и дальнейшим осмотром места происшествия.

С нашей точки зрения практическое занятие должно планироваться и проводиться следующим образом:

• Накануне, преподаватель инструктирует командира учебной группы, указывает не только меры безопасности при обращении со специальными средствами, и оружием, но и разъясняет порядок предстоящей работы.

• Инструктируемый (инструктируемые), если занятие проводится для нескольких взводов одновременно, должен знать, время, место и общий порядок проведения занятия, количество статистов (не более трех на учебную группу).

• Преподавателем ставится задача и указывается время получения средств индивидуальной бронезащиты, учебного оружия, специальных средств, специальных технических средств досмотра и поиска, радиостанций, средств локализации взрыва (при их наличии).

• Для достижения поставленных целей, рекомендуется проведение занятия двумя преподавателями. Такой подход позволит осуществлять полноценный контроль за действиями курсантов (слушателей), оценивать их действия, полноценно руководить процессом. Занятие начинается с инструктажа личного состава. Доводятся меры безопасности, ставится учебная задача. Командир учебной группы делит личный состав на три патруля по два, или три человека, которые получают заранее подготовленные карточки с маршрутом патрулирования, резерв (от четырех, до восьми человек), и дежурного, в задачу которого входит общий контроль за действиями нарядов и принятие решений по поступившей информации. Количество обучаемых в наряде будет зависеть от численности учебного взвода. После проведения инструктажа, статисты отправляются на заранее определенные им точки с целью размещения там предметов с признаками взрывных устройств, боеприпасов, как явно, так и маскируя их. В дальнейшем статисты получают вводные задачи от преподавателей. Одной из таких задач, будет являться попытка проноса предмета с признаками взрывного устройства на себе, или при себе (в сумке, рюкзаке). В задачу нарядов входит осмотр маршрута патрулирования, проверка граждан, производящаяся на законных основаниях. При обнаружении предмета с признаками ВУ, все наряды обязаны отработать действия, предписанные ранее изученным алгоритмом с использованием специальных технических средств, а в случае

имитации нападения на патруль, специальных средств и учебного оружия. При проведении занятия используются предметы с явными признаками взрывных устройств, предметы без явных признаков (замаскированные ВУ) корпуса боеприпасов. Обучаемые используют специальные технические средства досмотра и поиска, локализаторы взрыва. Все переговоры ведутся по радиостанциям с соблюдением мер безопасности. При невозможности использования технических средств связи, информация передается нарочным.

ВЫВОДЫ

Такой подход к проведению практического занятия позволяет не только наработать навык действий при угрозах взрыва, но и сформировать правильные визуальные стереотипы, позволяющие в нужный момент опознать опасные предметы, а также отрабатывается организация взаимодействия различных подразделений. Действия при анонимной угрозе взрыва отрабатываются в классе в виде деловой игры. По завершении моделирования типовых ситуаций, каждый обучаемый обязан в письменном виде представить алгоритм действий при угрозе взрыва, а также действия, запрещенные при обнаружении взрывоопасных предметов. Последние 15 минут занятия преподаватель должен уделить разбору допущенных обучаемыми ошибок, ответу на возникшие вопросы и рассмотрению возможных вариантов действий в различных ситуациях.

На наш взгляд, именно такое планирование и проведение комплекса занятий по взрывобезопасности позволит обучаемым наиболее полно не только усвоить правильную последовательность действий при обнаружении взрывоопасных предметов в различных ситуациях, но и понять основные угрозы, возникающие в подобных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс: [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8c815f376c72a61b3df7905bb5aae9f144d2cb0 d (дата обращения:18.11.2020).

2. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020 // КонсультантПлюс: [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/(дата обращения: 23.11.2020).

3. Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" (с изменениями и дополнениями)" : приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 марта 2013 г. N 96 // Гарант: [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/70365948/ (дата обращения: 28.11.2020).

4. О порядке взаимодействия при обнаружении и ликвидации взрывоопасных предметов на территории Санкт-Петербурга (с изменениями на 29 марта 2018 года) : постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2005 г. N 2061 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации : [сайт]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499013213 (дата обращения 30.11.2020).

5. Бакулев С.Е. Научно-педагогические школы университета имени П.Ф. Лесгафта: основоположники и преемники / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, С.М. Ашкинази // VIII Международный научный конгресс «Спорт, человек, здоровье» : сборник материалов. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С.448-453.

6. Горелов С.А. Модернизация педагогических технологий в учебном процессе образовательных учреждений МВД России / С.А. Горелов, В.В. Горбатов // «Повышение качества учебного процесса на основе применения активных и интерактивных технологий обучения» : сборник материалов круглого стола. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. - С. 67-70.

7. Статистический сборник "Состояние преступности в России за декабрь 2019 г." // Генеральная прокуратура Российской Федерации. Главное управление правовой статистики и информа-

ционных технологий Москва 2020 [сайт]. - URL:

https://genproc.gov.ru/upload/iblock/034/sbornik_12_2019.pdf (дата обращения 03.12.2020).

REFERENCES

1. Supreme Normative Legal Act of the Russian Federation (2020), "Constitution of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8c815f376c72a61b3df7905bb5aae9f144d2cb0 d/, (data accessed: 18/11/2020).

2. Federal Law (2011), "About the police", No. 3-FZ of 07.02.2011 (as amended on 06.02.2020), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/(accessed: 23.11.2020).

3. Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision (2013), "On approval of Federal norms and rules in the field of industrial safety "General rules of explosion safety for explosive chemical, petrochemical and oil refining industries" (with amendments and additions), Order of the N96 of11.03.2013, available at: https://base.garant.ru/70365948/ (accessed: 28.11.2020).

4. Government of St. Petersburg (2005) "On the procedure for interaction in the detection and elimination of explosive objects on the territory of St. Petersburg", Resolution N 2061 of 30.12.2005 (as amended on March 29, 2018), available at:: http://docs.cntd.ru/document/499013213 (accessed 30.11.2020).

5. Bakulev, S.E., Taymazov, V.A. and Ashkinazi, S.M. (2017), "Scientific and pedagogical schools of the P. F. Lesgaft University: founders and successors", Collection of materials of the VIII International Scientific Congress "Sport, People, Health ", Publishing House of the Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 448-453.

6. Gorelov S.A., Gorbatov V.V. (2015), "Modernization of pedagogical technologies in the educational process of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Collection of materials of the round table "Improving the quality of the educational process based on the use of active and interactive learning technologies", Publishing House of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, pp. 67-70.

7. Department of Legal Statistics and Information Technologies (2019), Statistical collection "The state of crime in Russia in January-December 2019", available at: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/034/sbornik_12_2019.pdf (accessed 03.12.2020).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 796.89

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ПО СМЕШАННОМУ СТИЛЮ РУКОПАШНОГО БОЯ

Светлана Викторовна Разновская, кандидат биологических наук, Петрозаводский государственный университет; Ольга Сергеевна Васильченко, старший преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Игорь Юрьевич Пугачев, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Вячеслав Борисович Парамзин, кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко

Аннотация

Цель работы заключалась в выявлении интегративных показателей валидности структурных компонентов физического развития спортсмена-единоборца. Для достижения цели на основе модернизированных биометрических технологий «просеивания» исследована медико-биологическая морфологическая структура физического состояния спортсменов по смешанному стилю рукопашного боя. Инновацией применения двумерного статистическо-математического анализа являлось сопоставление суммарного количества достоверных интеркорреляционных связей сильной и средней степени тесноты между внутренней совокупностью скринингового массива. Выявлено, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.