Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАКТИКИ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ'

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАКТИКИ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЗРЫВНЫЕ УСТРОЙСТВА / ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА / СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисов Алексей Дмитриевич, Тухфатуллин Анвар Нагимович

В статье рассмотрены основные тактических приемы, которые используются сотрудниками правоохранительных органов при обнаружении взрывных устройств. В заключении авторами даются предложения, направленные на повышение эффективности тактики действий сотрудников правоохранительных органов при обнаружении взрывных устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Денисов Алексей Дмитриевич, Тухфатуллин Анвар Нагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF IMPROVING THE TACTICS OF ACTIONS OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS WHEN DETECTING EXPLOSIVE DEVICES

The article discusses the main tactical techniques that are used by law enforcement officers when detecting explosive devices. In conclusion, the authors make proposals aimed at improving the effectiveness of tactics of law enforcement officers when detecting explosive devices.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАКТИКИ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_3_157

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАКТИКИ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ ISSUES OF IMPROVING TACTICS OF ACTIONS LAW ENFORCEMENT OFFICERS WHEN EXPLOSIVE DEVICES ARE DETECTED

ДЕНИСОВ Алексей Дмитриевич,

старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15 «а», стр. 1. E-mail: denisovalexey@ya.ru;

ТУХФАТУЛЛИН Анвар Нагимович,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Академия ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: casperstr@mail.ru;

DENISOV Alexey Dmitrievich,

senior researcher at SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Moscow, Narvskaya str., 15 «a», p. 1. E-mail: denisovalexey@ya.ru;

TUKHFATULLIN Anvar Nagimovich,

Senior Lecturer of the Department of Fire Training of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: casperstr@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассмотрены основные тактических приемы, которые используются сотрудниками правоохранительных органов при обнаружении взрывных устройств. В заключении авторами даются предложения, направленные на повышение эффективности тактики действий сотрудников правоохранительных органов при обнаружении взрывных устройств.

Abstract: The article discusses the main tactical techniques that are used by law enforcement officers when detecting explosive devices. In conclusion, the authors make proposals aimed at improving the effectiveness of tactics of law enforcement officers when detecting explosive devices.

Ключевые слова: взрывные устройства, взрывчатые вещества, сотрудники правоохранительных органов, уголовно-правовая охрана, преступления.

Keywords: explosive devices, explosives, law enforcement officers, criminal law protection, crimes.

Для цитирования: Денисов А.Д., Тухфатуллин А.Н. Вопросы совершенствования тактики действий сотрудников правоохранительных органов при обнаружении взрывных устройств // Аграрное и земельное право. 2023. № 3(219). С. 157-159. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_157.

For citation: Denisov A.D., Tukhfatullin A.N. Issues of improving the tactics of actions law enforcement officers when explosive devices are detected // Agrarian and Land Law. 2023. No. 3(219). pp. 157-159. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_157.

Статья поступила в редакцию: 28.02.2023

Установленная законодателем ценностная градация объектов уголовно-правовой охраны, подчеркивает, что преступления против личности представляют наибольшую опасность. Среди особо тяжких преступлений против личности первое место по уровню общественной опасности, безусловно, занимают преступления, связанные с применением взрывных устройств (далее также - ВУ), которые создают угрозу жизни и здоровью широкого круга лиц, как граждан Российской Федерации, так и физических лиц, находящихся на территории государства.

Следует отметить, что в последнее время наблюдается рост числа уголовно-противоправных деяний, совершенных с использованием взрывных устройств. С января по ноябрь 2022 года в Российской Федерации было совершено 283 преступления с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств и эта цифра является максимальной за последние шесть лет, достигнув показателей 2016 года. При этом общее количество уголовно-противоправных деяний террористической направленности, которые характеризуются, в первую очередь, использованием, в том числе, и взрывных устройств в 2022 году возросло по сравнению с 2010 годом практически в четыре раза. В абсолютных величинах количество преступлений террористического характера составило 581 в 2010 году и 2233 в 2022 году [1].

В связи с этим актуальными представляются вопросы тактики действий сотрудников правоохранительных органов при обнаружении ВУ. Рассмотрим их более подробно.

В криминалистической доктрине алгоритм действий сотрудников правоохранительных органов при поиске и обнаружении ВУ представлен как совокупность следующих структурных элементов: порядок действий при получении сообщения о закладке ВУ; порядок действий при поиске ВУ; порядок действий при обнаружении ВУ. При этом все три составных элемента, в комплексе образующих механизм организации и проведения поисковых мероприятий и обнаружения ВУ являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Так, при получении от граждан или иных физических лиц сообщения об обнаружении ВУ сотрудник правоохранительных органов должен произвести следующие действия:

- зафиксировать точное время поступления сообщения, его краткое содержание, место обнаружения ВУ;

- провести индивидуализацию лица, передавшего сообщение об обнаружении ВУ, и предупредить его о необходимости покинуть

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 3(219)

опасную зону вблизи обнаруженного ВУ;

- сообщить в полицию.

В свою очередь, после получения сообщения об обнаружении ВУ дежурная часть территориальных (линейных) отделов внутренних дел проводит комплекс мероприятий информационно-организационного характера:

- информирует об инциденте дежурные службы ФСБ России и МЧС России, а при необходимости органы государственной власти и местного самоуправления;

- отправляет к месту обнаружения предполагаемого ВУ ближайших нарядов полиции для проверки достоверности сообщения;

- обеспечивает направление в район обнаружения ВУ оперуполномоченных-взрывотехников и инженеров-саперов из инженерно-технических подразделений;

- обеспечивает направление следственно-оперативной группы;

- обеспечивает отправку сотрудников территориальных и линейных отделов полиции для организации оцепления опасной зоны;

- обеспечивает, в случае необходимости, отправку в район обнаружения ВУ медико-санитарных и эвакуационных средств, а также представителей аварийно-спасательной и жилищно-коммунальной служб, для отключения бытовых и производственных коммунальных сетей, предотвращения взрыва бытового газа, замыканий электрических сетей, затоплений при разрыве систем отопления и водоснабжения;

- обеспечивает принятие сотрудниками правоохранительных органов, находящимися в районе обнаружения ВУ, необходимых мер по эвакуации населения и материальных ценностей;

- информирует физических и юридических лиц, являющихся собственниками или арендаторами помещений, в которых установлено ВЗ, о предстоящем осмотре данных помещений.

Сотрудники полиции, которые первыми прибыли в район обнаружения предполагаемого ВУ, в первую очередь определяют ориентировочные границы опасной зоны, организуют ее оцепление и перекрывают доступ внутрь периметра людей и транспортных средств. Расстояние от границы опасной зоны до возможного местонахождения ВУ определяется с учетом особенностей застройки и наличия в опасной зоне крупных торговых точек и иных объектов, в которых возможна большая концентрация людей. Оцепление организуется посредством установки постов из сотрудников правоохранительных органов и различных условных знаков - табличек с предостерегающими надписями, красных флажков и т.д. При наличии достаточных оснований полагать, что подозрительный предмет представляет собой ВУ, осуществляется эвакуация людей, которая должна производится в соответствии с эвакуационным планом конкретного промышленного объекта, административного или жилого здания.

Дистанция удаления людей в каждом конкретном случае определяется с учетом особенностей застройки, но, по общему правилу, рекомендуются следующие расстояния эвакуации людей от взрывоопасного объекта, идентифицированного как ВУ или похожего на него:

- тротиловая шашка массой около 200 г - 45 м;

- граната ручная оборонительная РГД-5 - около 50 м;

- тротиловая шашка массой около 400 г - 55 м;

- граната ручная наступательная Ф-1 - около 200 м;

- алюминиевая банка объемом 0,33 л - 60 м;

- мина осколочная направленная МОН-бО - 85 м;

- кейс-дипломат или рюкзак - 250 м;

- дорожный чемодан - 340 м;

- легковой автомобиль малого класса (например, типа «Лада») - 450 м;

- легковой автомобиль среднего класса (например, типа «Волга») - 580 м;

- микроавтобус (например, типа «Газель») - 920 м;

- грузовой автомобиль - 1240 м.

При наличии вблизи от взрывоопасного объекта капитальных инженерных сооружений, которые могут создать экранирующий эффект и минимизировать фугасное действие взрыва дистанции эвакуации могут быть значительно сокращены. После проведения эвакуации и прибытия группы ликвидации угрозы взрыва, включающей специалистов-взрывотехников начинается осмотр помещений, в которых предположительно заложено ВУ. В случае обнаружения ВУ предпринимаются действия по предупреждению его дистанционной детонации, а также локализации и максимально возможному ограничению сферы действия поражающих факторов.

Для предотвращения срабатывания радиоуправляемых ВУ используются разного рода блокираторы и подавители радиовзрывателей. Как отмечает М.С. Бекмурзин, «в зависимости от прогнозируемой потенциальной опасности применяются средства противодействия срабатыванию взрывных устройств на основе радиотелефонной связи. Достаточно надежными в этом отношении показали себя блокираторы системы «Персей», создающие специальные помеховые сигналы в диапазоне частот, используемых в радиовзрывателях» [2. С. 57]. Как правило, сотрудниками правоохранительных органов используется портативный блокиратор радиовзрывателей «Персей-16», предназначенный для блокирования (подавления) радиовзрывателей, изготовленных на основе сотовых телефонов стандартов GSM 900/1800, UMTS (3G), LTE (4G), приборов на основе технологии Bluetooth и Wi-Fi, беспроводных видеосистем наблюдения диапазона 2,4 ГГц.

Для локализации зоны действия поражающих факторов ВУ используются локализаторы «Фонтан-2» и «Ингибитор-1М».

«Фонтан-2», представляет собой разборную конструкцию, включающую набор блоков, в которые закачан многофазный газожидкост-

ный диспергент, и защитное противоосколочное экранирование. При сборке он может принимать практически любую геометрическую форму с тупыми и острыми углами (прямоугольную, треугольную, многоугольную, трапециевидную). Он предназначен для локализации заряда ВУ эквивалентного 5 кг тротила. Установка локализатора «Фонтан-2» производится без соприкосновения со взрывоопасным объектом, что сводит к минимуму возможность детонации и производства взрыва. По своему составу «Фонтан-2» не создает помех для последующей диагностики локализованного взрывоопасного объекта в рентгеновском диапазоне.

«Ингибитор-1М» представляет собой целостную конструкцию в которую запрессован наполнитель с включением специальных пламя-гасящих добавок. Он предназначен для локализации заряда ВУ эквивалентного 2 кг тротила, а также самодельных ВУ сконструированных на основе ручных гранат, как непосредственно на местности, так и в закрытых помещениях. Обеспечивает снижение фугасного действия взрыва и максимально сокращает радиус действия осколочных поражающих элементов ВУ. «Ингибитор-1М» обладает оптимальными эргономическими характеристиками (масса около 35 кг) и может быть установлен одним сотрудником правоохранительных органов без чьей -либо помощи.

Вне зависимости от того, используется локализатор или нет сотрудники экспертно-криминалистического отдела (инженерно-технических подразделений) проводят диагностику взрывоопасного объекта, посредством рентгенограммы. В случае, если обстановка предоставляет такую возможность, ВУ помещают в специальный контейнер и отправляют на полигон или в лабораторию. Для транспортировки, как правило, используют универсальные взрывобезопасные контейнеры ЭТЦ-1 или ЭТЦ-2.

В случае, если соприкосновение с ВУ может привести к детонации заряда взрывчатого вещества (далее - ВВ) и производству взрыва то ВУ обезвреживается на месте. Для этого могут быть использованы следующие способы:

- извлечения из них взрывателей (отсечения взрывателя с помощью специфических зарядов, которые своими характеристиками исключают возможность срабатывания заряда ВВ взрывного устройства);

- действий на взрыватели, в результате которых исключается возможность срабатывания воспламеняющихся механизмов, то есть путем обезвреживания взрывателей;

- изъятия из ВУ или его элементов снаряжения;

- подрыва ВУ накладным зарядом ВВ;

- разрушением ВУ посредством гидродинамического воздействия без детонации снаряжения.

Чаще всего для обезвреживания ВУ применяются гидродинамические разрушители, которые создают направленную гидравлическую струю, с максимальной скоростью 220-300 м/с. Под воздействием гидравлической струи гидроразрушителя происходит деформация корпуса ВУ и разделение «расшивка» средства взрывания и заряда ВВ. Также используются различные кумулятивные модули обезвреживания, которые разрушают ВУ на отдельные невзрывоопасные части, например ЭТЦ-5.

При успешном обезвреживании ВУ специалист-взрывотехник составляет итоговый акт, содержащий описание проведенных манипуляций и рекомендации по упаковке, транспортировке и хранению обезвреженного устройства. В случае, если во время выноса ВУ из помещения или в ходе его обезвреживания произошла детонация и взрыв, сотрудники правоохранительных органов организуют оказание первой помощи пострадавшим при взрыве и их отправку в близлежащие медицинские учреждения, а также вызвать подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательной службы и доложить об инциденте.

Следует отметить, что для эффективной организации и проведения мероприятий по обезвреживанию ВУ необходимо наличие ряда условий, одними из них которых являются методическое обеспечение и подготовка сотрудников правоохранительных органов.

Вместе с этим, результаты проведенного анализа показали, что в настоящее время отсутствует эффективная модель учебно-методического сопровождения, посвященная тактике действий сотрудников различных правоохранительных органов при обнаружении ВУ. В этой связи полагаем целесообразным обеспечить реализацию следующих мероприятий по повышению служебной подготовки сотрудников правоохранительных органов, которые в силу своих должностных обязанностей могут привлекаться к участию в операциях по поиску и обезвреживанию ВУ:

- сформировать единое общедоступное для информационное пространство по проблематике поиска и обезвреживания ВУ, включив него автоматизированные информационно-поисковые системы экспертно-криминалистического центра МВД России по взрывчатым веществам и боеприпасам;

- обеспечить обмен положительным опытом по различным аспектам проблемы поиска и обезвреживания ВУ;

- организовать распространение информации об инновационных практиках поиска и обезвреживания ВУ;

- организовать участие сотрудников в различных мероприятиях диалогового характера (научно-практических семинарах, совещаниях и т.д.) дающих возможность обмена опытом в формате личного общения;

- организовать прохождение курсов повышения профессиональной квалификации.

Осуществление перечисленных мероприятий должно способствовать повышению продуктивности действий сотрудников правоохранительных органов при проведении поиска и обезвреживании ВУ.

Библиогра фия:

1. Официальный сайт Министерства внутренних дел России. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552 (дата обращения 27.02.2023).

2. Бекмурзин М.С. Технико-инженерные средства защиты от взрывных устройств, используемых при террористических актах / М.С. Бекмурзин // Вестн. Моск. ун-та МВД России. - 2015. - № 9. - С. 57-60.

References:

1. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552 (accessed 27.02.2023).

2. Bekmurzin M.S. Technical and engineering means of protection against explosive devices used in terrorist acts / M.S. Bekmurzin // Vestn. Moscow. un-ta of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2015. - No. 9. - pp. 57-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.