Уголовный процесс
DOI 10.47643/1815-1337_2020_11_132
ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ ОПЕРАТИВНО-СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЫ ПРИ УГРОЗЕ ТЕРРОРИЗМА
ВАСЕЧКИНА Анна Васильевна,
старший преподаватель кафедры уголовного процесса
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». E-mail: annazakon@mail.ru
Краткая аннотация: В статье дается детальная регламентация действий сотрудников правоохранительных органов при работе на месте происшествия при совершении преступлений террористического характера с использованием взрывных устройств.
Abstract: The article provides a detailed regulation of the actions of law enforcement officers when working at the scene when committing terrorist crimes with the use of explosive devices.
Ключевые слова: правоохранительные органы, следователь оперативно-следственной группы, место происшествия, терроризм, террористический акт, угроза взрыва, обнаружение взрывоопасного предмета.
Keywords: law enforcement agencies, investigator of the operational-investigation group, scene of the incident, terrorism, terrorist act, explosion threat, detection of an explosive object.
Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений - основная деятельность органов внутренних дел и спецслужб, которая не возможна без оперативного аппарата [1]. Действия правоохранительных органов при работе на месте происшествия при совершении преступлений террористического характера с использованием взрывных устройств представляется важным, актуальным в современном мире, учитывая наличие серьезных угроз со стороны экстремистов, присутствия национальной вражды, и политической подоплеки со стороны иностранных государств, провоцирующих нестабильную обстановку, создание угрозы жизни не только отдельным личностям, деятелям, но и государству в целом.
Рассмотрим действия правоохранительных органов при получении сообщения об угрозе взрыва или обнаружении взрывоопасного предмета.
Сообщение (сигнал) о чрезвычайном происшествии (ЧП), это может быть взрыв, пожар, крушения и аварии железнодорожного транспорта, авиационные происшествия и авиакатастрофы, кораблекрушения и другие происшествия, характер которых позволяет квалифицировать их как акт терроризма (террористический акт), а также обнаружение признаков подготовки совершения указанных преступлений, в том числе и обнаружения промышленно изготовленных взрывных устройств, не имеющее самодельных («кустарных») доработок, применяемых в военном деле или промышленности (ПВУ) и самодельных взрывных устройств, хотя бы один из элементов, конструкции которого изготовлен самодельным способом либо имеет самодельные доработки (СВУ) или предметов, по своим внешним признакам похожих на них, может поступать в дежурную службу из различных источников (от руководителей предприятий, учреждений, военного командования, охраны, агентуры, других лиц), но чаще всего -от сотрудников РОВД в виде телефонограммы.
Практика показывает, что незамедлительные меры по охране данного места и иные необходимые организационные мероприятия до прибытия туда ОСГ (оперативно-следственная группа, которая создается и функционирует в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами для выезда на
место чрезвычайного происшествия) чаще всего приходиться осуществлять именно районным подразделениям органов 1УШД, с учетом конкретной ситуации целесообразно выполнять следующие действия:
- сообщить в дежурные службы других правоохранительных органов;
- обеспечить ограждение и оцепление опасной зоны;
- удалить из этой зоны посторонних лиц;
- вызвать (в случае необходимости) спасательные службы, медицинских работников, пожарных;
- вызвать представителей коммунальных служб, отвечающих за снабжение водой, теплом, газом, электричеством и т.д. (способы связи должны быть предусмотрены заранее);
- исключить допуск на охраняемое место лиц, не связанных с участием в проводимых там работах;
- зафиксировать очевидцев и обеспечить их присутствие до прибытия ОСГ (записать установочные данные).
Непосредственная организация по перечисленным выше действиям осуществляется, как правило, руководителем подразделения органа МВД РФ того района, который назван в поступившем сообщении.
Сотрудники МВД РФ должны информировать руководство предприятий, учреждений, администрации жилых домов и других объектов, безопасности которых угрожает совершение акта терроризма, и обеспечить принятие мер по эвакуации людей из указанных объектов. Если в сообщении говорится о готовящемся взрыве поезда, то поезд останавливается, из него удаляются пассажиры, после чего силами патрульно-постовых нарядов полиции и дополнительных нарядов с участием территориальных ОВД, ОВД по охране метрополитена, ОВД на ж/д транспорте обеспечивается охрана указанных объектов, прекращается доступ туда всех граждан.
На предполагаемое место происшествия при необходимости направляется ОСГ органов МВД, с обязательным участием в ней инспектора-кинолога. Он с помощью служебной собаки обследует все помещения объекта с целью обнаружения там взрывчатых веществ.
Уголовный процесс
В случае, если сообщение об акте терроризма зафиксировано звукозаписывающим устройством, незамедлительно предпринимаются меры к обеспечению сохранности носителей информации, поскольку они потребуются при проведении дальнейших следственных действий.
Наряду с этим, безотлагательно производится опрос лица, принявшего сообщение, а при наличии возможностей — прослушивание поступившего сообщения. При этом выясняются все возможные сведения о звонившем: пол, примерный возраст, наличие акцента, картавости и других дефектов речи - для определения примерного круга подозреваемых лиц, а также внешние шумы (помехи) — гудок локомотива, лай собак, уличный или вокзальный шум и т.п.— для определения вероятного места нахождения таксофона.
В случае установления номера и место нахождения телефона - оперативно-следственная группа незамедлительно направляется в указанный объект, важная роль отводится координации действий непосредственно с территориальными ОВД, и это вполне обоснованно, поскольку не должно быть промедления, а ближайшее ОВД предоставляет больше возможности для оперативного задержания нарушителя.
Следует отметить такую важную характеристику профессиональной деятельности, как ее результативность. Именно высокие конечные результаты деятельности в той или иной сфере человеческих отношений являются критерием уровня профессионального мастерства специалиста, его способности стабильно выполнять свои функции в избранной им профессиональной области [2].
Оперативно-следственная группа, прибывшая на место происшествия, производит осмотр, принимает все необходимые меры по обнаружению отпечатков пальцев, следов обуви непосредственно с телефона, а также иных, окружающих предметов, независимо от того, произошло задержание звонившего или нет. Обращается внимание на наличие микрообъектов на возможных местах контакта подозреваемого с окружающими предметами.
При получении сообщения о предстоящем взрыве поезда, который в ближайшее время отправляется с вокзала, в числе прочих отрабатывается версия о: возможном анонимном сообщении со стороны лица, опаздывающего на этот поезд. Поэтому с начала эвакуации пассажиров, проведения мероприятий по охране объектов, прекращения доступа пассажиров, внимание уделяется опаздывающим пассажирам, а также лицам, сдающим билеты в кассы, с целью проверки личности каждого из них на предмет причастности к сообщению об угрозе взрыва.
Осмотр места происшествия заканчивается составлением протокола, при отсутствии промышленно изготовленных взрывных устройств и самодельных взрывных устройств, данное деяние подпадает под ст.207 УК РФ: «Заведомо ложное сообще-
ние об акте терроризма», что соответственно ведет к возбуждению уголовного дела.
Следует учитывать, что согласно ст. 151 УПК РФ, ст. 207 УК РФ отнесена к подследственности органов дознания внутренних дел. В этой связи подключение сотрудников ОСГ органов федеральной службы безопасности при возникновении угрозы взрыва представляется целесообразным лишь в случае обнаружения подозрительного предмета с признаками ПВУ (СВУ).
Действия при обнаружении подозрительного предмета с признаками ПВУ (СВУ). Основное требование по соблюдению мер безопасности — никаких действий с обнаруженным предметом, подозрительным на ПВУ (СВУ) до прибытия специалиста взрывотехника или сапера не производить.
Специалист-взрывотехник (сапер) должен проинструктировать всех участников осмотра по вопросам обеспечения безопасности при организации работ на местах взрывов и обнаружения СВУ, а также подозрительных на них предметов. Рекомендации, высказанные специалистом-взрывотехником по соблюдению мер безопасности, следует расценивать, как обязательными к выполнению.
Установив наличие признаков ПВУ (СВУ), сотрудники МВД РФ осуществляют мероприятия, аналогичные действиям сотрудников правоохранительных органов при получении сообщения об угрозе взрыва. Помимо этого, при удалении людей из опасной зоны нельзя допускать их проход мимо подозрительного предмета; при необходимости следует принять меры к отключению электроэнергии, газа- и водопровода и т.п.
Оперативно-следственная группа ФСБ РФ выезжает на место обнаружения таких предметов для их предварительного исследования специалистом и следственного осмотра после того, как сотрудниками полиции будут подтверждены признаки, свидетельствующие о наличии в данном предмете (сумке, кейсе, футляре электробритвы, почтовой посылки или бандероли и т.д.) взрывного устройства.
Следователь, расследуя уголовное дело, постоянно познает юридически значимые факты, обстоятельства, подлежащие доказыванию, через установление событий, связанных с ними [3].
Таким образом, следователю оперативной группы необходимо осуществить следующий алгоритм действий:
1. Проанализировать оперативную обстановку, зафиксировать полученные результаты;
2. Произвести обнаружение и изъятие предметов, следов и т.п., которые в дальнейшем могут стать доказательствами;
3. Провести следственные действия и соответствующие оперативно-розыскные мероприятия для установления источников доказательств, выявления очевидцев события преступления;
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 11(191)
4. Выдвинуть криминалистическую (следствен-
ную) версию.
Действия ОСГ на месте происшествия. По прибытии к месту происшествия ОСГ и приданные ей транспортные средства располагаются вне пределов взрывоопасной зоны - не ближе 60-100 метров от места нахождения ПВУ (СВУ) или предмета, подозрительного на них, или в укрытии.
Устанавливаются и опрашиваются очевидцы, обнаружившие данный предмет. При опросе выясняется, кем и когда обнаружено взрывное устройство, какие действия с ним производились (перемещение, вскрытие и т.п.), на основании каких признаков они пришли к выводу, что обнаруженный предмет представляет собой взрывное устройство, какие изменения внесены в обстановку на месте происшествия и в само ВУ при обследовании и обезвреживании его (если принимались такие меры).
Если обнаружен штатный боеприпас (мина, граната, снаряд), вызываются на место происшествия саперы, которые и будут осуществлять дальнейшие действия по его обезвреживанию. При этом они должны быть проинструктированы старшим ОСГ или специалистом-криминалистом об основных приемах сохранения информативности исследуемых предметов.
Если же обнаружен подозрительный предмет с признаками СВУ или штатный боеприпас с самодельной доработкой, все действия по его обезвреживанию выполняет специалист-взрывотехник.
С большого расстояния с помощью бинокля оценивается обстановка, а фото- или видеоаппаратурой с длиннофокусными объективами выполняется фиксация внешнего вида предмета.
На основании анализа оперативной обстановки и результатов внешнего осмотра определяется необходимость и место проведения дальнейших исследований предмета, требуемые для этого технические средства.
Специалист-взрывотехник, установив взрывоопасность обнаруженного предмета, дает рекомендации руководителю (старшему ОСГ) о дальнейшей работе с ним.
В соответствии с этими рекомендациями старший ОСГ (должностное лицо правоохранительного органа, возглавляющее ведомственную оперативно-следственную группу) принимает одно из следующих решений:
1) Обезвредить ВУ без повреждения его конструкции.
2) Эвакуировать его с применением специальной техники (контейнеров и транспортных средств). При этом в
Библиография:
1. Зази С.А., Васечкина А.В. Актуальные вопросы законодательства об оперативно-розыскной деятельности // В сборнике: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2015 год. Министерство сельского хозяйства РФ; ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». 2016. С. 737.
2. Карлеба В.А., Ильницкая Л.И., Васечкина А.В. Функционально-содержательная схема структуры предварительного следствия при формировании компетенций юристов // Общество и право. 2019. № 2 (68). С. 74- 75.
3. Васечкина А.В. Функция установления объективной истины в уголовном судопроизводстве // В сборнике: Уголовное судопроизводство России: историческое наследие и современные проблемы теории и практики реализации. материалы Всероссийской научно-практической конференции (посвящается 150-летию принятия Судебных Уставов 1864 года). Северо-Кавказский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 2014. С. 71-72.
случае необходимости, обеспечить транспортировку ВУ в сопровождении сотрудников ГИБДД и вооруженной охраны.
3) Разрушить предохранительно-исполнительный (взрывной) механизм,
4) Уничтожить ВУ на месте.
Вопросы, которые следует задавать заявителю при получении сообщения о чрезвычайном происшествии.
1. Точный адрес места происшествия или его координаты.
2. Характер пострадавшего объекта (с точки зрения режима и служебного положения пострадавших).
3. Время начала события (преступления угрозы совершения взрыва, обнаружение подозрительного предмета (СВУ) или ВУ).
4. Наличие очевидцев происшествия, их установочные данные. Просить остаться до прибытия ОСГ.
5. Наличие жертв и пострадавших: сколько, кто, состояние, местонахождение (на месте
происшествия, в пути, в морге, больнице, дома).
6. Вероятный (предполагаемый) ущерб или степень разрушения объекта.
7. Имеются ли сведения о виновниках события или его причинах.
8. Имеются ли опасность радиационного, биологического или химического заражения объекта или местности. Требуется ли эвакуация населения.
9. Прибыли ли на место происшествия представители правоохранительных органов (прокуратуры, ФСБ РФ и МВД РФ из местных горрайотделов МО и МЧС).
10. Возможно, ли организовать собственными силами охрану места происшествия.
11. Какие действия уже проведены там (оказание медицинской помощи, тушение пожара, эвакуация, ограждение).
Экстремизм признан одним из наиболее опасных явлений, угрожающих национальной безопасности России, а продолжающийся рост социальной напряженности, существенно усугубляет его негативный потенциал.
Четко и грамотно отработанные и скоординированные действия сотрудников правоохранительных органов, осуществление правоохранительной функции, функции уголовного преследования следователем оперативно-следственной группы, позволяют не только оперативно выявить источник угрозы террористической опасности, но и пресечь все возможные проявления актов террористической направленности.