курсантов и слушателей вузов МВД России, повысить научно-методический уровень комплексного педагогического контроля учебного процесса за их физической подготовленностью, в том числе и на основе внедрения последних достижений и рекомендаций спортивной науки и практики.
Список библиографических ссылок
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о недостаточной эффективности существующей системы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел России и возникновении насущной потребности в ее модернизации.
1. Овчинников В. А. Система формирования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. 48 с.
2. Овчинников В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка в высших образовательных учреждениях МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 3. С. 163—165.
3. Овчинников В. А. Педагогическая система физической подготовки в вузах МВД России: инновационный подход // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 2. С. 135—141.
© Глущенко Д. В., Плешивцев А. Ю., Семикин М. А., 2014
* * *
Р. Р. Карданов, З. Л. Шхагапсоев
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД ПРИ ОСМОТРЕ МЕСТ СКРЫТНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
ЧЛЕНОВ НЕЗАКОННЫХ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ГОРНО-ЛЕСИСТОЙ МЕСТНОСТИ
В статье представлены и охарактеризованы типичные ситуации, возникающие в процессе проведения поисковых и досмотровых мероприятий в горно-лесистой местности. Непосредственно раскрываются ситуации, создающие угрозу жизни и здоровью сотрудников ОВД, при осмотре мест скрытного пребывания членов незаконных вооруженных формирований в горно-лесистой местности. Обозначены виды и типы взрывных устройств, устанавливаемых преступниками в местах стоянки и блиндажах, перечислены и детально проанализированы места их вероятной установки, изложен примерный алгоритм действий сотрудников ОВД при обнаружении взрывного устройства в горно-лесистой местности.
Ключевые слова: терроризм, незаконные вооруженные формирования, взрывные устройства, меры безопасности, мины.
R. R. Kardanov, Z. L.Shkhagapsoev
SAFETY PRECOUTIONS OF THE POLICE OFFICERS OF THE INTERIOR BODIES OF RUSSIA
WHILE SEARCHING THE COVERT LOCATIONS OF THE MEMBERS
OF ARMED ILLEGAL FORMATIONS IN THE MOUNTAINOUS-FORESTED AREA
Nowdays the problem of personal security of the law enforcement workers has become very actual, especially on the territory of the North-Caucasus federal region, where armed illegal formations continue their activity destabilizing situation both in the certain subject and in the whole federal region. The remaining location of armed illegal formations is the mountainous-forested area near the settlement.
The typical situations appeared in the process of search and survey are carried out in the article. The author reveals the situations making threat to life and health of law enforcement officers while searching the covert locations of the members of armed illegal formations in the mountainous-forested area. Types and species of the explosive devices mounted by criminals and the most probable places of installation are shown. The author describes in details algorithm of acting of the law enforcement officers discovering the explosives in the mountainous-forested area.
Keywords: terrorism, armed illegal formations, explosive devices, safety precautions, mines.
Одним из постоянных спутников развития человечества, вне зависимости от степени развитости государства и гражданского общества, является терроризм. Его относят к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, сценарий совершения которого меняется с каждым разом, приобретая разнообразные формы и глобальные масштабы. Совершение террористических актов сопровождается многочисленными человеческими потерями; помимо этого на людей оказывается колоссальное психологическое давление, происходит разрушение материальных объектов, оказывается влияние на систему духовных ценностей, которая часто не подлежит восстановлению. Итогом террористических акций является развязывание войн, возникновение недоверия и ненависти между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.
Действия преступников становятся все более активными, непредсказуемыми, они сопряжены с проявлением особой жестокости к абсолютно посторонним для них лицам [1, с. 77—81], в связи с чем перед работниками органов внутренних дел ставятся новые, все более трудные задачи, которые порой необходимо выполнять в ситуациях экстремальных, приближенных к военным условиям, представляющих угрозу для жизни и здоровья. Для их успешного выполнения сотрудникам полиции приходится выполнять чрезвычайно физически и морально сложные действия, требующие от них максимального физического и психического напряжения. В связи с этим проблема личной безопасности приобрела в настоящее время особую остроту и актуальность, особенно на территории Северо-Кавказского федерального округа, где на сегодняшний день продолжают свою преступную деятельность незаконные вооруженные формирования, дестабилизируя обстановку как в отдельно взятых субъектах, так и во всем Федеральном округе. Наиболее явно это выражено в Республике Дагестан, Ингушетии, Чеченской Республике и Кабардино-Балкарии.
На сегодняшний день одним из основных постоянных мест дислокации членов незаконных вооруженных формирований является горно-лесистая местность, прилегающая к населенным пунктам. Вооруженные преступники находятся в лесу, параллельно оборудуя многочисленные
схроны [1] (в большинстве случаев схрон представляет собой пластмассовую бочку вместимостью 100 или 200 литров, зарытую в землю в вертикальном положении либо замаскированную в естественных углублениях рельефа. Возле схронов, как правило, располагаются разнообразные ориентиры, указывающие на местоположение схрона, его содержимое, а также на присутствие мин-ловушек) с продуктами питания, медикаментами, оружием и боеприпасами, стоянки для длительного пребывания, блиндажи и т. д.
Для обнаружения преступников в горно-лесистой местности правоохранительные органы проводят оперативно-поисковые мероприятия с участием различных силовых структур МВД и МО РФ. Результатами таких мероприятий становятся ликвидация членов незаконных вооруженных формирований, обнаружение таких схронов, блиндажей, стоянок длительного пребывания. Так, в апреле 2010 г. в Карабудахкентском районе Дагестана в результате спецоперации был обнаружен блиндаж в лесном массиве и уничтожены несколько боевиков, в том числе лидер одной из групп, действовавшей на территории данного района республики. В июне 2011 г. в Эльбрусском районе КБР в лесном массиве на склоне горы в нескольких километрах от федеральной трассы «Баксан-Азу» в результате поисковых мероприятий была обнаружена стоянка боевиков, численностью около 7—8 человек. В ходе дальнейших мероприятий по обнаружению преступников между силовиками и преступниками произошло боестолкновение, после чего силовиками склон горы был обстрелян минометами при поддержке авиации. При дальнейшем прочесывании леса были обнаружены тела 8 боевиков, а в месте расположения стоянки находилось большое количество продуктов, боеприпасов, медикаментов, несколько единиц огнестрельного оружия, литература экстремистского содержания и другие предметы [2].
В настоящее время для сотрудников ОВД при осмотре мест скрытного пребывания членов незаконных вооруженных формирований в горнолесистой местности основную опасность представляют взрывные устройства, в т. ч. самодельные, так как в месте расположения схронов, покинутых стоянок и блиндажей боевики устанавливают хорошо замаскированные минно-взрывные заграждения. При этом саперы бандформирований не счи-
таются ни с человеческими законами, ни с международными соглашениями, широко применяя неуправляемые взрывные устройства, фугасные и осколочные мины, мины-ловушки, которые находятся у них в большом количестве (по данным МВД России, только за июнь 2013 г. в результате оперативно-служебной деятельности органов правопорядка в СКФО из незаконного оборота изъято: 1 гранатомет, 1 автомат, 1 карабин, 9 пистолетов, 1 обрез охотничьего ружья, 15 гранат, 41 выстрел к гранатометам, 128 снарядов, 218 мин, 1 СВУ, 0,2 кг взрывчатых веществ (тротил), 5 кг компонентов взрывчатых веществ (алюминиевая пудра), более 2,8 тыс. патронов) [3].
Так, 19 июня 2013 г. при обследовании места пребывания членов незаконных вооруженных формирований в лесу, возле селения Алкун в Сунженском районе Республики Ингушетия, на неустановленном взрывном устройстве подорвались двое военнослужащих [4], 17 октября 2013 г. при обследовании сотрудниками полиции места пребывания членов незаконных вооруженных формирований в лесистой местности, возле селения Алхасты в Сунженском районе Республики Ингушетия, произошел взрыв неустановленного взрывного устройства [5].
В связи с вышеуказанным успешное выполнение специальных заданий всегда сопряжено с риском для жизни и во многом зависит от умения сотрудников ОВД в лесу своевременно распознать опасность, таящуюся в обнаруженном взрывном устройстве, представляющем собой штатный инженерный боеприпас либо, на первый взгляд, предмет, используемый в быту. По этой причине сотрудникам ОВД необходимо иметь представление о том, как выглядят самодельные взрывные устройства и постоянно помнить, что при их изготовлении в первую очередь соблюдаются следующие требования: простота конструкции, надежность срабатывания, эффективность поражения, а также внешний вид, не позволяющий отличить взрывное устройство от обычного предмета.
Непосредственно затрагивая вопрос обеспечения мер личной безопасности сотрудников ОВД при осмотре мест скрытного пребывания членов незаконных вооруженных формирований в горнолесистой местности, следует отметить, что, как отмечалось выше, основная опасность исходит от взрывных устройств, в том числе пиротехнических средств [6, с. 98—102], которые преступники устанавливают в большом количестве, используя раз-
нообразные доступные приемы их маскировки. Взрывные устройства могут быть установлены как на подходе к месту стоянки, блиндажу, так и внутри него, у входа, на двери и т. д. Часто монтируются ловушки (в большинстве случаев это взрывные устройства, соединенные с определенными предметами, при воздействии на которые происходит подрыв взрывного устройства). Как правило, они размещаются внутри каких-либо предметов, способных привлечь внимание, рядом с ними или под ними. Данные взрывные устройства могут быть с датчиками разгрузочного и натяжного действия.
Взрывные устройства с датчиками разгрузочного действия могут устанавливаться под любые предметы, представляющие малейший интерес (чайник, канистры с водой, мешки и пакеты с продовольствием, радиостанции), тела убитых боевиков, снаряжение и вооружение, литературу (в большинстве случаев экстремистского характера). Срабатывание взрывного устройства происходит при попытке переместить предмет или изменить его положение в пространстве.
В блиндажах чаще всего минируются входные двери, двери (люки). Открывать их следует на всю ширину с помощью «кошки» или веревки из-за укрытия.
Необходимо учитывать, что часто минируются места, которые могут использоваться личным составом в качестве укрытия от поражающих факторов взрывного устройства в ходе их ликвидации. Поэтому подобные места должны быть также тщательно осмотрены заранее, до начала проведения мероприятий по уничтожению.
Необходимо помнить, что для притупления бдительности и выработки шаблона действий у личного состава на определенном участке местности взрывные устройства могут устанавливаться одним и тем же способом, однако часть из них устанавливается в неизвлекаемое положение.
Взрывные устройства с датчиками натяжного действия срабатывают при воздействии на так называемые «растяжки» — отрезки проволоки, веревки, нитки, лески и т. п. Такие взрывные устройства могут устанавливать при подходе к месту пребывания боевиков, а также у входных дверей блиндажей (как снаружи, так и внутри).
Категорически запрещается перерезать «растяжки», находящиеся в натянутом (без провисания) состоянии, а также изготовленные из изолированного провода. По возможности необходимо
установить, к чему крепятся оба конца «растяжки», не прикасаясь к ней.
Необходимо учитывать, что если «растяжка» хорошо заметна на местности и бросается в глаза со значительного расстояния, она может быть установлена «напоказ» с расчетом на то, что человек, обнаруживающий ее, начнет приближаться к ней, сосредоточив на ней все внимание. Перед такой «демонстративной» «растяжкой» за несколько метров может быть установлена другая,
замаскированная, либо противопехотная мина нажимного действия.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что успешные действия сотрудников ОВД по соблюдению мер безопасности при осмотре мест скрытного пребывания членов незаконных вооруженных формирований в горно-лесистой местности во многом зависят от уровня их индивидуальной подготовки и технического оснащения.
Список библиографических ссылок
1. Тарчоков Б. А. Мотивация преступных проявлений экстремистского характера // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 6 (24).
2. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. URL: http://07.mvd.ru/news/item/244643 (дата обращения: 15.10.2013).
3. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. URL: http://skfo.mvd.ru/novosti/item/1065190 (дата обращения: 15.10.2013).
4. Официальный сайт телекомпании НТВ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/623477 (дата обращения: 15.10.2013).
5. Официальный сайт телекомпании НТВ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/677643/ (дата обращения: 15.10.2013).
6. Медведев В. И. Пиротехнические средства как предметы и орудия совершения преступлений // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 3.
© Карданов Р. Р., Шхагапсоев З. Л., 2014
* * *
В. И. Косяченко, Д. А. Новохатский, С. А. Жарков
ПРЕСЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЗАКОННЫХ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
В статье раскрывается проблема стабильности системы управления ОВД при чрезвычайных обстоятельствах. Анализируется опыт прошедших локальных войн и вооруженных конфликтов. Представляется целесообразным рассмотреть некоторые наиболее характерные ошибки, допускаемые в элементах системы управления в ходе специальной деятельности и внести предложения по устранению указанных недостатков. Главными задачами в этих операциях являются обезвреживание всех членов бандитского формирования или НВФ и ликвидация угроз взрыва.
Делается вывод о том, что успех в операции обеспечивается высокой оперативной и боевой готовностью всех сил и средств, привлекаемых к операции; выбором наиболее эффективных способов действий, быстрым и скрытым маневром силами и средствами; устойчивым управлением силами и средствами, участвующими в операции, и поддержанием взаимодействия с заинтересованными ведомствами, обеспечением максимально возможной безопасности личного состава и граждан, находящихся в районе операции, строгом соблюдении законности и высоким профессионализмом каждого сотрудника.
Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства, незаконные вооруженные формирования, специальная операция.