Научная статья на тему 'Методика проведения конкурсного практического занятия по юридической технике подготовки норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве'

Методика проведения конкурсного практического занятия по юридической технике подготовки норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения конкурсного практического занятия по юридической технике подготовки норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве»

А.В. Федулов

Федулов Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России

Методика проведения конкурсного практического занятия по юридической технике подготовки норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве

Эффективность работы правоприменительных органов в любом из направлений государственной политики, в первую очередь, зависит от четкости и выверенности нормативно-правовой базы, регламентирующей эту деятельность, а также от правильно выстроенной инфраструктуры, призванной реализовывать нормативные предписания.

Чем сложнее, многограннее и социально значимее эта деятельность, тем качественнее должны быть законы и созданная под их исполнение система государственных органов. В первую очередь это относится к правовому регулированию отношений в сфере уголовного судопроизводства.

Сегодня уже очевидно, что столь поспешное принятие УПК РФ, в основном было продиктовано категоричной установкой глава государства В.В. Путина, прозвучавшей в его Послании палатам Федерального Собрания в 2001 году, где в частности, было указано, что стране давно нужна систематизация законодательства, позволяющая не только учесть новые экономические реалии, но и

1

сохранить традиционные отрасли права, опасно размытые в последние годы .

Разумеется, что процессуально-технологические вопросы, над отработкой которых трудились имеющие отношение к этому нормативному документу лица, в столь кратчайшие сроки не могли быть разрешены и, по сути, УПК РФ был принят в «сырой», недоработанной редакции. Это стало понятно, когда граждане России получили и могли детально изучить выпущенный из недр Федерального Собрания новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Казалось бы, почти десять лет подготовки к принятию нового уголовно-процессуального кодекса должны были принести готовый и совершенный закон. Однако, как показала шестилетняя практика его применения, проблем с функционированием отдельных правовых институтов год от года становится только больше. Федеральные законы, вносящие изменения и дополнения в УПК РФ, а не столько следуют за изменением общественных отношений, сколько устраняют смысловую и редакционную непроработанность норм уголовно-процессуального кодекса.

В процессе изучения курсантами учебной дисциплины «Уголовный процесс» они постоянно сталкиваются с проблемами правового регулирования тех или иных институтов уголовного судопроизводства.

Показать проблемный характер этих норм и понять сущность уголовно-процессуального правотворчества в самом начале изучения уголовного процесса, а именно тогда рассматривается тема «Уголовно-процессуальное право. Источники уголовно-процессуального права» не представляется возможным по причине неподготовленности обучаемых.

Поэтому в конце изучения общей части уголовного процесса, когда курсанты изучили вопросы доказательственного права и рассмотрели основные понятия уголовного процесса, целесообразно и очень эффективно будет проведение внеаудиторного конкурсного практического занятия, посвященного технико-юридическим правилам конструирования норм уголовно-процессуального закона.

Это занятие позволит в ходе ознакомления с правовой материей уголовного судопроизводства, совершенно по-новому подойти к методическому обеспечению проведения занятий не только по этому разделу, но и спроецировать этот опыт на другие части учебного курса.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). - М.:,2001. - С. 9-10.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 551

Федулов А.В. Методика проведения конкурсного практического занятия по юридической технике...

Основной принцип (идея) проведения подобных конкурсных практических занятий - «если юридическая норма плохая, то что бы ты изменил в нормативно-правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности».

Очевидно, что во время занятия охватить весь объем норм уголовно-процессуального кодекса РФ невозможно. Поэтому целесообразно остановиться на тех правилах, которые в настоящее время неоднозначно оцениваются как учеными, так и правоприменителями.

Например, к дискуссионным или не отрегулированным вопросам уголовного процесса относятся: формулирование некоторых понятий и дефиниций в уголовном судопроизводстве (например: повод для возбуждения уголовного дела; процессуальные действия и т. д.); порядок проведения доследственной проверки; процедуры предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, дознавателю, прокурору и в суд (ст. 89 УПК РФ); порядок проведения следственного эксперимента и проверки показаний на месте; недопустимость поворота к худшему в надзорном производстве; досудебное соглашение о сотрудничестве и др.

Учебными целями конкурсного практического занятия будут являться: 1) расширение, закрепление и полное усвоение курсантами материала по теме «Уголовно-процессуальное право и уголовно-процессуальный закон. Источники уголовно-процессуального права»; 2) обучение курсантов умению грамотно анализировать и использовать законодательные и официальные документы, регламентирующие уголовно-процессуальную деятельность, в том числе и материалы, содержащиеся в постановлениях и иных решениях Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации; 3) приобретение курсантами системных знаний о межстадийной взаимосвязи уголовно-процессуальных норм.

К дидактическим целям конкурсного практического занятия мы можем отнести: 1) развитие умения курсантов анализировать нормы уголовно-процессуального кодекса; 2) приобретение ими навыков структурирования и нормативного описания последовательности действий и решений участников уголовного процесса; 3) формирование у курсантов умения устанавливать взаимосвязь действий и решений участников уголовного процесса в одной стадии, с действиями и решениями участников в другой стадии уголовного судопроизводства; 4) развитие у обучаемых навыков анализа структуры процессуальных действий и решений; 5) обнаружение ошибок и работа по их исправлению в рассуждениях курсантов; 6) формирование готовности курсантов к пересмотру своих суждений и изменений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.

Среди основных воспитательных целей конкурсного практического занятия необходимо выделить: 1) формирование у курсантов уважения к соблюдению требований закона; 2) привитие обучаемым необходимых элементов правовой культуры; 3) развитие у курсантов интереса к законотворческой деятельности; 4) повышение уровня коммуникативной культуры курсантов.

Качество проведения конкурсного практического занятия напрямую зависит от уровня подготовленности курсантов по изучаемой теме. В связи с этим преподаватель должен грамотно организовать самостоятельную подготовку курсантов к проведению этого учебного мероприятия.

Задание на самостоятельную подготовку для курсантов, прежде всего, должно включать в себя изучение раздела III УПК РФ, посвященного доказательствам и доказыванию в уголовном судопроизводстве. Далее для того, что бы иметь четкое представление о конкурсном рабочем материале, курсанты должны изучить Инструкцию о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденную Приказом МВД России № 368 от 17 апреля 2007 года1. После изучения этих нормативных документов курсанты должны получить пошаговое представление об основаниях и порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности, а также об основных направлениях использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве и составлении в связи с этим необходимых документов. Следует отметить, что знание курсантами Инструкции будет являться информационным залогом успешного выполнения конкурсных заданий, так как во время проведения конкурсного практического занятия обучаемые могут пользоваться только УПК Рф.

Преподаватель, который организует и проводит конкурсное практическое занятие, должен провести следующие подготовительные мероприятия.

Во-первых, подготовить четыре варианта заданий для курсантов, раскрывающих следующую проблематику правого регулирования: подготовка уголовно-процессуальных норм, касающихся

1 Российская газета. - 2007. - 16 мая.

оснований и основных направлений, использования результатов оперативно-розыскной деятельности, а также возможных ограничений на использование этой информации в уголовном процессе; подготовка уголовно-процессуальных норм, регламентирующих непосредственно порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, следователю, органу дознания, прокурору и в суд, а также перечень составляемых в связи с этим процессуальных документов; формулировка требований к материалам оперативно-розыскной деятельности в зависимости от основных направлений, использования результатов оперативно-розыскных мероприятий (одно направление - один комплекс требований).

Во-вторых, преподаватель должен четко сформулировать критерии оценки выполненных курсантами заданий. Эти критерии должны быть понимаемы всеми участниками и объективны, т. е. позволить обосновать полученную конкурсантами оценку (баллы). Критерии оценки выполненных заданий мы разделим на две группы: технико-юридические и организационные.

Среди технико-юридических критериев оценки выполнения конкурсных заданий выделим следующие: 1) реальность (социальная, экономическая, техническая и правовая) сконструированных правовых норм и последствий их реализации; 2) обеспеченность исполнения норм необходимыми ресурсами (материальными, кадровыми, организационными); 3) наличие или отсутствие недостатков содержательного свойства (в виде неконкретности, противоречивости, избыточности, пробелов); 4) несоответствие правилам формальной логики и грамматики; 5) наличие или отсутствие продуманных алгоритмов действий при применении этих норм (технологичность); 6) взаимосвязь сконструированных правовых норм с другими нормами уголовно-процессуального кодекса, так или иначе имеющих отношение к регулируемому вопросу.

Организационные критерии выполнения конкурсных заданий: 1) наличие у курсантов взаимодействия при выполнении заданий; 2) время выполнения задания.

В третьих, у преподавателя должны быть следующие материалы: 1) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; 2) Инструкция о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд; 3) составленная на основе Инструкции схема, описывающая алгоритм предоставления результатов ОРД; 4) готовые варианты решений заданий в виде сформулированных примерных (гипотетических) норм уголовно-процессуального кодекса, которые регламентируют требования к порядку использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе.

В-четвертых, до начала проведения конкурсного занятия курсанты должны разделиться на две группы. Эти группы буду готовить свои проекты главы 11.1. УПК РФ «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве». Каждая группа должна состоять из четырех подгрупп, по количеству предполагаемых норм, которые будут составлять главу 11.1 УПК РФ. При формировании нормативных положений курсанты могут и должны общаться между собой в рамках одной группы, чтобы согласовать содержание конструируемых уголовнопроцессуальных норм.

В-пятых, при подготовке к занятию преподаватель должен продумать его структуру (составные части) и распределить время на их проведение. Кроме того, для оценки полученных проектов сконструированных курсантами норм необходима экспертная группа. Целесообразно на роль экспертов пригласить преподавателя кафедры и назначить двух курсантов, положительно зарекомендовавших себя в процессе учебы.

Вводная часть конкурсного практического занятия. В своем вступительном слове преподаватель отмечает, что содержащаяся в уголовно-процессуальном кодексе статья 89 «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности» сконструирована с нарушением правил юридической техники. Так, в этой норме не содержится описания порядка (процедур) использования результатов ОРД в доказывании; сама норма называет только одно из направлений использования результатов ОРД; как противоречие правилам юридической технике следует назвать использование в статье 89 УПК РФ слова «запрещается», как не отвечающего технологическому характеру уголовно-процессуального регулирования.

Причины, по которым законодатель ограничился такой «куцей» нормой, различны. Одна из них -непроработанность (как концептуальная, так и политическая) процедур использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве на момент принятия уголовно-процессуального кодекса в 2001 году. Очевидно, что регулирование столь важных отношений в сфере уголовного судопроизводства на уровне подзаконного нормативно-правового акта представляется не совсем оправданным и противоречащим требованиям самого УПК РФ.

Федулов А.В. Методика проведения конкурсного практического занятия по юридической технике..

Так, в соответствии с положениями статьи 1 УПК РФ, в которой порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается уголовно-процессуальным кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации. Этот установленный порядок является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. Таким образом, все действия и решения должностных лиц, ведущих уголовный процесс, регламентируются правовыми нормами, вне этих правил и процедур они не вправе осуществлять свою деятельность. Обязанность соблюдать установленную уголовно-процессуальным законом форму (порядок) распространяется на все уголовно-процессуальные институты, в том числе и на процедуру доказывания в уголовном судопроизводстве.

Далее преподаватель сообщает цели занятия, доводит до обучаемых порядок работы и предлагает курсантам самим попробовать сконструировать юридические нормы, которые могли бы регламентировать порядок использования результатов ОРД в уголовном процессе, и включены в УПК РФ.

Во вступительном слове преподавателю важно также отметить и взаимосвязь между учебными дисциплинами: «уголовный процесс», «общая теория государства и права», «теория оперативнорозыскной деятельности».

Не следует забывать и криминалистику, разрабатывающую способы и методы обнаружения следов и борьбы с преступлениями, а также тактические приемы, позволяющие эффективно проводить следственные действия. Здесь следует отметить, что все эти способы, приемы и методы должны обретать процессуальную форму, или, по крайней мере, иметь возможность быть примененными в установленном уголовно-процессуальном законе порядке.

Основную часть конкурсного практического занятия преподаватель начинает с постановки перед курсантами задачи: на основе изученной Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд каждой из 2-х групп курсантов подготовить свой проект главы 11.1 УПК РФ «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве», состоящую из 4—5 статей. Время на подготовку проекта главы УПК РФ должно составлять не менее 1,5 астрономических часов. Во время подготовки проекта главы 11.1. УПК РФ использовать информационные источники, в том числе и Инструкцию, кроме УПК РФ запрещается.

Заключительная часть занятия. По окончании времени, отведенного на выполнение задания, преподаватель объявляет о завершении работы и предлагает перейти к оглашению полученных результатов и их оценке.

Оценку полученных результатов осуществляет специальная экспертная группа. Выигрывает та группа, которая выполнила задание и подготовила проект главы 11.1. «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве» УПК РФ с соблюдением всех правил юридической техники и ее нормы отвечают всем критериям оценки (технико-юридическим и организационным).

Примерный проект главы 11.1. «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве» уголовно-процессуального кодекса может включать следующие примерные нормы.

Статья 90.1. Основания представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд

1. Результаты оперативно-розыскной деятельности представляются оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд в случаях:

1) наличия в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления;

2) выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в их производстве;

3) выполнения указания прокурора о проведении ОРМ;

4) исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве.

2. Результаты ОРД могут быть представлены также в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

Статья 90.2. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд

1. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

2. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов, перечисленных в части 1 статьи 81 настоящего Кодекса о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

3. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовнопроцессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Статья 90.3. Порядок предоставления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд

1. Результаты ОРД представляются в виде сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности. Сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД.

2. В сообщении о результатах оперативно-розыскной деятельности должны быть указаны сведения о времени, месте и обстоятельствах получения предоставляемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, их количестве, а также должны быть описаны их индивидуальные признаки и свойства.

3. К сообщению и результатах оперативно-розыскной деятельности могут прилагаться полученные (выполненные) при проведении ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, полностью или частично, как в оригиналы, так и их копии.

4. При предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

5. О представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд выносится постановление, которое утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем) и приобщается к материалам уголовного дела.

6. При представлении результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного ОРМ, утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем).

7. В случае представления результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

8. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средст-

Федулов А. В. Методика проведения конкурсного практического занятия по юридической технике..

вах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

Статья 91.4. Ограничения использования результатов ОРД

1. Запрещается представлять результаты ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, если в них содержаться сведения:

а) о лицах, внедренных в организованные преступные группы;

б) о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших органам, осуществляющим ОРД, содействие на конфиденциальной основе.

2. Эти сведения могут быть предоставлены соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

3. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве следственных и судебных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, в том числе штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, следователь, дознаватель, прокурор, суд (судья) обязаны обеспечить их безопасность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, проведенное конкурсное практическое занятие по юридической технике конструирования норм уголовно-процессуального закона позволит курсантам глубже разобраться в проблемах правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности. Кроме того, самостоятельный опыт создания юридических норм будет способствовать развитию заинтересованности курсантов при изучении правовой материи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.