Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / РУССКИЙ ЯЗЫК / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламова Л. Н.

В современном мире главной задачей государственной образовательной политики является формирование условий для достижения лучшего и новейшего качества образования, которые соответствуют перспективным потребностям нынешней жизни, гарантированное обеспечение доступности образования для всех детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 12-4(87)

УДК 378

Л.Н. Исламова

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В современном мире главной задачей государственной образовательной политики является формирование условий для достижения лучшего и новейшего качества образования, которые соответствуют перспективным потребностям нынешней жизни, гарантированное обеспечение доступности образования для всех детей.

Ключевые слова: практика, русский язык, игровые упражнения.

Игровые упражнения считаются одной из уникальных видов обучения, который дает возможность сделать занимательным и интересным как работу учеников на творческо-поисковом уровне, так и повседневные шаги по обучению школьных предметов. Увлекательность придуманного мира игры, вызывает положительные эмоциональные чувства, а эмоциональность пробуждает все психологические процессы и функции детей. Игра имеет и другую положительную сторону, где она способствует использованию новых знаний в определенной ситуации, таким образом, ученики усваивают материал через интересную и увлекательную практику, благодаря этому вносят многообразие и интерес в школьный процесс.

Русский язык считается одним из сложных предметов в школе. Следовательно, необходимо регулярно развивать и формировать у учеников интерес к данному предмету, например, добавить в урок элемент занимательности. Посредством игровых упражнений на уроке у учеников формируются психические процессы, а изучаемый материал лучше запоминается и усваивается, чем на стандартных уроках. Игровые упражнения способствуют повышению интереса к обучению, растет качество обучения и формируется прочность полученных знаний.

В игре дети с огромным желанием и интересом делают то, что на уроке кажется очень сложным и скучным. В.А. Сухомлинский говорил, что дети - это пытливые и любопытные исследователи, которые познают мир и осуществляют новые открытия через игру.

Значимым средством стимулирования заинтересованности к обучению можно отметить познавательные или дидактические игры, которые создают в учебном процессе игровые ситуации. Игровые упражнения всегда используются как средство пробуждения интереса к обучению.

Игровые упражнения всегда связаны с различными эмоциями и переживаниями ребят: трепетным волнением, ощущением ответственности, радостью победы и успеха, унынием, грустью в случае неудачи и др. Введение элементов занимательности, которые напрямую связанны с изучением материала данного предмета формирует положительные и позитивные эмоции, которые обеспечивают успешное продвижение целенаправленной деятельности учеников.

Каждая игра пробуждает в ученике желание испытать чувство преодоления, чувство победы и особенно это относится к эстафетам, играм-соревнованиям («Кто лучше и быстрее?», «Кто самый первый?»).

Привлекает ребят в игре и другая, тоже очень существенная ее сторона - простота и легкость методов деятельности. Правила игры, для ребенка, всегда понятны, просты и доступны.

Игровые упражнения не могут быть главными и единственными в образовательной работе с учениками. Игра не создает способность учиться, но формирует познавательную активность и инициативность детей.

В основе любой игровой методики, которая проводится на уроках в образовательной школе, должны лежать следующие принципы:

1. Актуальность изучаемого материала (актуальные формулировки задач обучения школьников в этом периоде и др.) помогает ученикам воспринимать задания как игру, пробуждать заинтересованность в получении правильного результата и стремиться к лучшему из вероятных решений.

2. Коллективность, которая позволяет сплотить учеников в единую группу, в единый мир, где дети способны решать задания более сложного уровня, нежели доступные одному ученику.

3. Соревновательность, у ребенка или группы учеников начальной школы создается желание сделать задание быстрее и лучше всех, что позволяет сократить определенное время на выполнение задания и добиться реально хорошего результата.

На основе данных принципов можно сформулировать требования к проводимым на уроках в начальной школе игровым упражнениям:

1. Игровые упражнения должны основываться на знакомых ребятам играх. Поэтому необходимо наблюдать за учениками, выявлять их предпочтения, анализировать, что детям по душе.

© Исламова Л.Н., 2018.

Вестник магистратуры. 2018. № 12-4(87)

ISSN 2223-4047

2. Необходимо, чтобы в каждой игре присутствовал элемент новизны. Категорически нельзя навязывать ученикам ту или иную игру, которая кажется необходимой, так как игра - это дело добровольное, и она должна пробуждать только положительные эмоции у ребенка. Дети должны иметь право отказаться от определенной игры, если она им не нравится, и дать возможность ребенку выбрать другую игру.

3. Игра - это не урок. Игровые упражнения, которые включают ребят в новую тему, элемент состязания, тайну, путешествие в мир придуманной сказки и многое другое - это не только методическое богатство преподавателя, но и богатая впечатлениями и эмоциями работа школьников на занятии.

4. Эмоциональное состояние преподавателя необходимо соответствовать тому школьному процессу, где он участвует. В отличие от других методических средств игра и игровые упражнения реально требуют особого необыкновенного состояния от того, кто проводит игру. Важно не только уметь проводить правильно игру, но и необходимо уметь играть вместе с ребятами.

5. Игра - это средство диагностики. Дети раскрываются в игре во всех своих лучших и плохих качествах.

6. Категорически нельзя применять дисциплинарные меры наказания к ребенку, который нарушил правила данной игры или игровую атмосферу. Это может послужить лишь поводом для мирного разговора и объяснения поступка, а еще лучше, когда, собрав всех детей, анализируют и разбирают, кто и как из ребят проявил себя в данной игре и что нужно было сделать, чтобы не было конфликтных ситуаций.

Игровые формы занятий чаще всего используют при проверке результатов обучения. В процессе определенной игры у детей формируется целеустремленность, ответственность, положительные эмоции к занятиям.

Игры в образовательном учреждении должны выделяться своей дидактической направленностью, т.е. вести учеников по пути познания и развития. Рассмотрим функции таких игр.

Первая функция - облегчать школьный процесс, сделать его более оживленным. Данную роль выполняют сказочные и воображаемые элементы, занимательные и интересные картинки, подбор увлекательных текстов и пр.

Вторая функция - «театр реализации» учебного процесса: игровые формы вводят ролевых героев, например сказочных персонажей - Красная шапочка и волк, Незнайка и Звездочет... Артистические элементы можно использовать в ролевых диалогах, в составлении различных упражнений и задач.

Третья функция - соревновательная. Игра вносит элемент состязания, эстафеты, пробуждает активность, стремление к победе. Самый простой вариант - «кто первый решит задание и проверит орфограмму», «придумать простое предложение: чье предложение интереснее?». Следовательно, от этих простейших элементов игра переходит к олимпиадам, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве знаний и быстроте мышления.

Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. Это высшая и лучшая ступень - от игры к творчеству, к научной логике, к опережению учебных программ.

Для школьников начальной школы игра - это прощание с розовым беззаботным детством. Дети нуждаются в любви, в ласке, в простоте, в красоте. В игровой методике с наибольшей полнотой проявляется артистизм преподавателя, его чуткость, теплота и внимание к своим ученикам.

Библиографический список

1.Козлова, О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников [Текст] / О.А. Козлова - Журнал «Начальная школа», 2004. - № 11 - С. 6 - 9.

2.Бетенькова, Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. [Текст] / Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. - М.: АСТ: Астрель, 2006 - С. 8-15.

3.Яковлева Е.А. Расширение языковых и профессиональных компетенций на примере изучения отраслевых подъязыков [Текст] / Е.А. Яковлева, А.С. Кобыскан // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. -№ 6 (61). - С. 109.

4.Янгирова, В.М. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Янгирова В.М., Имашева Г.З. // В сборнике: Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития материалы IV Международной научной конференции. 2016. С. 166-172.

ИСЛАМОВА ЛЕЙСАННАФИСОВНА - магистрант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.