Научная статья на тему 'Формирование познавательной компетентности младших школьников'

Формирование познавательной компетентности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной компетентности младших школьников»

Жамалбекова Акмарал, магистр, Байгонова Динара, магистр Казахстанского инженерно-педагогического университета дружбы народов Мусабекова Гульнар Тажибаевна, доктор педагогических наук, профессор Международного казахско-турецкого университета имени Х.А. Ясави

Формирование познавательной компетентности младших

школьников

Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека: меняются круг и формы общения, интересы, активно развиваются эмоционально-волевая сфера, психические процессы (внимание, память, мышление, воображение). У детей возникает желание самостоятельно получить ответы на многочисленные вопросы, проявляется любознательность. Основным видом деятельности становится не игровая, а учебная деятельность.

Поэтому свою задачу видим в передаче детям максимально возможного объёма знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.

Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Употребляя различные методы, формы и виды работы, активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаем интерес к учению на каждом этапе урока. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения,интерактивная доска вызывают у детей чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу

доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.

Для формирования познавательного интереса используем приёмы: создание ситуации успеха, положительный эмоциональный настрой, рефлексия, занимательность, необычное начало урока.

Для обучения учащихся целеполаганию и реализации поставленных целей применяем прерывание и незавершённость учебной деятельности, предоставляю право выбора, учу адекватно реагировать на ошибку и учитывать практическую направленность. Формирование учебной

деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством включения учащихся в коллективную деятельность,

использованием необычных форм преподнесения материала, создания проблемных ситуаций, атмосферы сотрудничества на уроке, привлечения учащихся к оценочной деятельности, стимулирования деятельности.

Такие формы работы помогают развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающемуся в ней товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении знаниями. Главный акцент в обучении ставлю на активном включении в деятельность самих детей. Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность,

стимулирующий детей к познанию. Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к урокам. В классе ведётся рубрика «Почемучкины вопросы». Почемучка предлагает ответить на вопросы. Ученики могут обратиться к справочникам, перелистать дополнительную литературу, спросить у родителей. Такой вид деятельности формирует у детей самостоятельность, желание работать с дополнительной литературой, воспитывает интерес к предмету.

Рубрика «Это интересно». Дети подбирают из книг, газет, журналов интересные сведения по теме урока и знакомят с ними других учащихся. Такие минутки общения учат детей самостоятельной работе с дополнительной литературой и формируют умение доступно передать товарищам то, о чём они прочитали.

На уроках литературного чтения систематически предлагаем учащимся различные виды упражнений для организации эмоционально-творческой деятельности в учебном процессе.

На других уроках используем систему упражнений для развития интеллектуальной деятельности младших школьников: «Анаграммы»,

«Придумайте и нарисуйте символ», «Вставьте пропущенную букву и число», «Вставьте недостающее число», «Волшебные картинки», «Умозаключения», «Интеллектуальная разминка», «Языковые пропорции», «Расшифруйте и

запомните» и др. Такие формы работы помогают развивать у детей интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память,

мышление, воображение.

Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Работая над формированием учебно-познавательной компетенции, создаем в коллективе благоприятную образовательно-развивающую среду, которая помогает моим учащимся быть конкурентными, активными, способными адаптироваться к новым условиям. Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и обособлению, сохранению индивидуальности,

самоутверждению с другой стороны, ребёнок становится личностью. Ученик - это не сосуд, который можно наполнить, а свеча, которую нужно зажечь.

Существуют различные пути и способы формирования познавательного интереса: в школе одни методы, дома другие. Как было сказано ранее, для формирования устойчивых интересов у детей необходимо сотрудничество семьи и школы. Воспитание интереса в отрыве от воспитания всей личности человека невозможно. Для формирования познавательного интереса у ребенка необходима «почва», которую и должны подготавливать родители с самого детства у своих детей. Во-первых, родители должны организовать жизнь ребенка, во-вторых, создать условия для формирования нужных качеств, т.е. упорядочить жизнь ребенка, создать, своего рода, режим дня.

Познавательный интерес надо специально воспитывать: вызывать

положительное отношение к предметам и деятельности.

Пути появления интереса у ребенка: эмоциональное отношение к делу; воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.

Как вызвать эмоциональное отношение к деятельности: роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности; пример отца и матери, старших братьев и сестер; их отношение к делу; совместная деятельность; беседы о роли знаний; игры-путешествия (развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности и т. д.); использование игровых ситуаций: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры (чаще используются в детском возрасте, до 13 лет, учат детей выбирать, искать новые возможности, пути выигрыша, способствуют развитию познавательного интереса, если ребенок не может отгадать слово в кроссворде, он посмотрит в справочнике, что приведет к узнаванию нового и интересного для него, расширение кругозора);конкурсы (влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя); походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых (красота природы, смена обстановки и ее необычность активизируют эмоциональную сферу личности, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное); экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно-познавательный интерес;советы

(вовремя данные), помощь (своевременно оказанная); друзья, товарищи (соревнования с товарищем по классу, с самим собой);положительный результат, успех (это эмоциональное подкрепление познавательной деятельности школьника чаще всего связано с успехом его в любой деятельности. Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность школьника неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в т.ч. и в умственной, укрепляются у них с каждой новой удачной работой. Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности школьника, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем познавательных интересов).

Создание эмоциональной обстановки вызывает у ребенка желание узнать что-то новое, интересное, стремление совершенствовать свою умственную деятельность. В эмоциональной обстановке познавательный интерес выступает как отношение и мотив. Эмоциональная обстановка, «настраивающая» ребенка на познавательную деятельность, складывается из самых разнообразных моментов, имеющих отношение и к содержанию учебного материала, и к процессу деятельности, и к коллективу товарищей. Совокупность всех этих

условий создает соответствующий эмоциональный тонус деятельности и в подкреплении познавательного интереса имеет чрезвычайно большое значение. Создание положительной обстановки познавательной деятельности в семье должно предусматривать по меньшей мере следующие основные условия: использование эмоциональных средств: игра (в дошкольном, младшем школьном возрасте), отдых на природе, экскурсии, посещение музеев и театров, ситуации успеха, красота оформления, например, книги (ребенку интереснее смотреть книгу с красочными картинками, чем вообще без

рисунков);эмоциональное подкрепление процесса познавательной

деятельности, оно осуществляется через оформление помещения, интерьера (в любой школе каждый кабинет оформлен по-своему: плакаты, модели, карты и т.п., что вызывает более серьезное отношение к данному предмету), учебника (любой книги) и даже рабочей тетради (в тетради должны быть поля и желательно красного цвета - это вызывает у ребенка стремление к красоте и аккуратности);побуждение ребенка высказывать свое отношение к предмету изучения (осуществляется через конкурсы, соревнования, ситуации успеха, обсуждения совместного дела и т.п.); выражение положительного отношения (главное здесь - это взаимодействие родителей с детьми (см. 1.3.

психологический климат), очень важно поощрение родителей: поход, книга, цирк, праздник, включение в деятельность, которая интересна ребенку и т.п.).

Следует иметь в виду, что создание положительного отношения к учению, к труду и к другим видам деятельности формируется в основном в школе; имеет громадное значение весь стиль работы школы, личности и мастерство учителя. Поэтому вся работа родителей по воспитанию предпосылок интереса, а также по формированию самого познавательного интереса должна идти в тесном контакте со школой, с учителем.

Как воспитать сознательность, ответственное отношение к делу:

Решающую роль играет, конечно, школа, но от родителей зависит понимание ребенком значения тех видов деятельности, с которыми он знакомится помимо школы: общественная направленность труда ребенка, уважение к нему, понимание - в сильной степени зависит от родителей; их собственная сознательность, ответственность по отношению к своим обязанностям, строгое их выполнение, добросовестное отношение к работе воспитывает и в детях чувство ответственности.

Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами (знания, подкрепленные практикой, жизненным опытом, собственной заинтересованностью намного прочнее), показ достижений стимулирует познавательную активность, желание достичь такого же уровня, стремление к самосовершенствованию. Чрезвычайно важным является побуждение

высказать свое отношение к предмету, к теме, изучаемой проблеме, ответу. Тем самым обогащается эмоциональный опыт ребенка, вызывает осознание его и подкрепляет познавательный интерес.

Весь уклад жизни семьи, распределение обязанностей и требований к их выполнению закладывают основы сознательного, ответственного отношения к труду, к учению, к любому порученному делу. Также главным элементом

является занимательность, но она не должна приводить к развлекательности. Занимательность обычно связана с элементами неожиданности,

настораживающей человека. Как правило, в занимательном привлекает элемент новизны, которая вызывает, прежде всего, реакцию удивления, а удивление можно рассматривать как первичный акт познания. Помимо этого, познавательный интерес, как всякое психическое образование, содержит в себе элементы предшествующих ступеней своего развития, следовательно, любопытство, как примитивная стадия ориентировки, вызванное

занимательностью, может при известных условиях, перерасти в более высокую ступень избирательного отношения к предметам внешнего мира. Однако надо иметь в виду, что положительный эффект занимательности в формировании познавательных интересов детей 10-15 лет может быть лишь при соблюдении ряда условий. Используя элементы занимательности, как средства привлечения детей к предмету изучения, нужно переводить их с примитивной стадии ориентировки на более высокие ступени избирательного отношения к явлениям. Занимательность обучения должна быть только средством, подчиненным цели обучения и развития. В перспективе должна стоять необходимость решения познавательных задач. Эмоциональность занимательных средств не должна быть настолько сильной, чтобы тормозить активность умственного напряжения ребенка. Преобладающей в познавательном процессе является интеллектуальная активность, связанная с преодолением трудностей, с волевым усилиями, направленными на решение сложных познавательных задач.

Таким образом, занимательные средства способствуют повышению эмоционального тонуса познавательной деятельности детей и могут служить исходным моментом в развитии познавательных интересов.

В большинстве случаев лучше всего действовать в двух направлениях:

- создать радостные отношения переживания, связанные с данным видом деятельности;

- показать ее огромное общественное значение, ее перспективы.

Организация деятельности: создать положительное отношение, что

вызовет желание им заниматься. Необходимо, чтобы перед ребенком стояла какая-либо задача, которую он будет решать самостоятельно. Отсюда появляется самостоятельная деятельность; содействовать детям, помогать в каких-либо опытах, экспериментах; вовлекать детей в решение практических и познавательных задач, совместная деятельность.

Вывод: познавательный интерес - это особое отношение человека к тому, что его окружает, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств окружающей действительности. Познавательный интерес с точки зрения психологии и физиологии представляет собой также сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов. Он несомненно влияет на развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, а также является мощным стимулом в развитии ценных качеств личности - настойчивости в достижении цели, целеустремленности, стремление к достижению намеченного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.