Научная статья на тему 'Работа с одаренными детьми'

Работа с одаренными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с одаренными детьми»

как правило, отказываются от чтения адаптированной литературы, понимая, какую огромную ценность теряет адаптированный текст в сравнении с оригинальным.

На технологическом уровне при работе с текстом сохраняются традиционно три этапа: предтекстовый этап, текстовый этап и послетекстовый этап [3, с.5]. Однако речь идет не об упражнениях по обучению изучающему, просмотровому или ознакомительному чтению. Виды деятельности на перечисленных этапах нацелены на работу именно с литературным текстом, где литература не является средством изучения языка. Напротив, иностранный язык становится ключом к раскрытию содержания читаемого текста.

Предтекстовый этап вводит тему повести, рассказа. Цель этого этапа - подвести студента к тексту в состоянии определенной готовности к восприятию, каким бы трудным не был текст с языковой или содержательной сторон. Преподаватель должен активизировать личный опыт студентов, снять языковые трудности с помощью введения необходимой лексики, запустить механизм прогнозирования. Такой этап называют lead-in или warming-up, и от правильности его проведения в значительной степени зависит эффективность дальнейшей работы.

Текстовый этап - собственно чтение, восприятие и переработка информации. В зависимости от вида чтения этот этап может проходить со словарем и без словаря, текст может быть прочитан целиком или быть поделенным на логические части, дотекстовые вопросы и задания могут выполняться по ходу чтения или быть оставлены до полного прочтения всего текста.

Послетекстовый этап начинается с выполнения заданий, проверяющих понимание текста. Это могут быть вопросы на множественный выбор или открытые вопросы, правильность ответов на которые контролирует преподаватель. Возможен поиск ключевых лексических

единиц по тексту и их использование в описании той или иной ситуации. Пересказ текста от лица разных персонажей не только помогает понять текст до деталей, но и является хорошим творческим упражнением. Сравнение своих чувств по поводу прочитанного с эмоциями других студентов группы, сочинение другой концовки, обсуждение поднятых автором текста проблем, драматизация диалогов, подбор музыкальных произведений, близких к литературному тексту по тональности и настроению - все это возможные варианты проведения третьего этапа в предложенной технологии.

Предложенная интегрированная технология несет в себе высокий образовательный потенциал, служит мощным мотивом для изучения магистрами иностранного языка, позволяет значительно обогатить содержательный компонент предмета «Иностранный язык», выработать у студентов важнейшую компетенцию - умение работать с литературным иноязычным источником.

Список литературы

1. Гвоздевская Г.А. Философия толерантности в контексте японской традиционной культуры // Материалы IV Международной научной конференции 2007 года «Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций». Астрахань: АГПУ, 2007. -С.406-409

2. Фатхулина Г.Г. Применение когнитивной технологии обучения английскому языку студентов высшей школы // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения. Сборник научных трудов. /Отв. ред. О.А. Чекун. - М. : РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2014. - С.112-116

3. Richard Rossner The Whole Story, Longman Group Ltd. 1988. - 112 p.p.

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Федосов Владимир Николаевич

директорМБОУГимназия №1, г.о.Краснознаменск Сырцева Татьяна Эдуардовна заместитель директора МБОУ Гимназия №1, г.о.Краснознаменск

Моргулева Ольга Михайловна

учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия №1, г.о.Краснознаменск

Одаренность и гениальность, конкурентоспособная личность, культурное пространство, научное общество учащихся, внеурочная деятельность.

Одаренность и гениальность - эти природные свойства человеческого разума всегда были загадкой, над которой до сих пор размышляют философы, психологи, нейрофизиологи. Практически все исследования в этой области сводятся к единому выводу: ребенок рождается с огромным интеллектуальным и творческим потенциалом. Известный немецкий писатель и философ Генрих Гессе писал: «Гениальность - явление не столь редкое, как это нам порой кажется». Значит, все дело в необходимости развивать юные дарования, и поэтому первостепенной становится роль школы в работе с одаренными детьми.

Сегодня, в эпоху глобальных научно-технических и информационных достижений, возрастают требования к человеческой личности. Человек новой эпохи - это, в первую очередь, успешная, конкурентоспособная личность с высоким интеллектуальным и культурным уровнем,

способная принимать верное решение в ситуациях нравственного выбора и нести ответственность перед собой и обществом, личность, у которой сформированы жизненные приоритеты, ценности, идеалы. Именно такой человек является идеальной моделью выпускника современной школы. Значит, все современное образование должно быть подчинено этой глобальной цели.

Уже более 17 лет гимназия №1 принимает участие в научно - экспериментальной работе. На базе гимназии проведен ряд экспериментальных исследований по организации работы на старшей ступени обучения. С 2007 года МБОУ Гимназия №1 работает в режиме федеральной экспериментальной площадки, а в 2011 году приняла участие в федеральном эксперименте по апробации государственного стандарта на начальной ступени обучения. В 2012 году гимназии присвоен статус пилотной площадки АСОУ и статус Региональной инновационной площадки по распространению лучших образовательных практик.

Итак, в первый класс приходят одаренные дети, каждый из них талантлив по-своему. Как же развить детскую одаренность, не дать угаснуть искрам таланта и разжечь в детях огонь гениальности?

Работа с одаренными детьми уже много лет является приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса гимназии.

Целью этой работы является воспитание успешной, гармонично развитой личности с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом. Основными задачами проекта можно назвать следующие:

- формирование культурного пространства, в котором будет комфортно и гармонично развиваться личность ребенка;

- развитие способности видеть и воспринимать красоту в жизни, эстетического вкуса, формирование эстетических идеалов;

- выявление и поддержка творческой и познавательной активности учащихся, развитие способности к самостоятельным исследованиям;

- выявление и поддержка одаренных детей;

- формирование у воспитанников навыков бесконфликтного общения, комфортной и продуктивной работы в коллективе на основе взаимоуважения и толерантности.

Можно выделить следующие составляющие проекта по работе с одаренными детьми:

- «Прекрасное пробуждает доброе» - воспитание искусством: музыкой, хореографией, изобразительным искусством;

- Научное общество учащихся «Человек. Земля. Вселенная» - развитие научного мышления, которое позволяет делать первые шаги в большую науку;

- Выпуск школьной газеты «Гимназический вестник» - проба пера и первые шаги в журналистику;

- Внеурочные школьные мероприятия, ставшие за много лет традицией гимназии: «Пушкинские балы», театрализованные концерты и литературно-музыкальные гостиные;

«Прекрасное пробуждает доброе» В последние годы психологи, социологи, педагоги все чаще говорят о роли искусства и культуры в воспитании личности, а творчество становится важной составляющей жизненного успеха. Вспомним слова английского писателя Оскара Уайльда: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы благодаря ему становимся».

Коллектив гимназии на протяжении многих лет не только дает своим ученикам твердые научные знания, но и открывает перед воспитанниками мир прекрасного, ведет их в мир искусства, учит видеть красоту вокруг и создавать ее. Проект «Прекрасное пробуждает доброе» существует с 1993 года. Уже тогда, изучив социальный заказ, проанализировав общественное мнение, педагоги гимназии пришли к выводу, что современный успешный человек должен быть эстетически образован, обладать творческим потенциалом и нестандартным мышлением. Именно творческое начало поможет выпускнику в будущем найти креативный выход в любой сложной ситуации, достичь успеха, совершить открытия, стать первым. Жизнь показывает, что физик или химик, который занимается живописью и играет на флейте, быстрее найдет решение проблемы и совершит научное открытие, чем просто физик или просто химик. Творческое начало позволит человеку найти кратчайший нестандартный путь, который приведет к успеху. Все открытия в мире были сделаны не

просто умными, но в первую очередь творческими, разносторонне развитыми людьми, которых мы и называем гениями. Творчество и успех неотделимы друг от друга.

Проект «Прекрасное пробуждает доброе» - это создание единого культурно-эстетического пространства, в котором царит содружество искусств, музыка, хореография и театр соседствуют с изобразительным искусством, литературой и научным творчеством, и это пространство выплескивается за рамки школьных уроков, подчиняя себе все свободное время ребенка.

Проект включает в себя несколько направлений: музыка, хореография и изучение мировой художественной культуры.

Музыка сопровождает воспитанников гимназии с первых дней обучения. Это уроки сольфеджио в начальной школе, обучение игре на музыкальных инструментах, занятия вокалом. Образцовый хоровой коллектив «Доминанта» - многократный победитель областного конкурса «Юные таланты Московии», участник городских и областных смотров и фестивалей. Каждый год гимназический хор принимает участие в хоровом форуме «Поющее детство», который традиционно проводится в Московской государственной консерватории. Голоса школьного хора звучали в Большом зале консерватории, в зале им.Чайков-ского и в концертном зале Музея музыки. В 2014 году хоровой коллектив «Доминанта» стал победителем конкурса детских хоровых коллективов в рамках фестиваля «Юные таланты Московии».

Особая гордость гимназии - духовой оркестр, который в 2013 году получил высокое звание «Образцового детского коллектива», а в 2014 году стал победителем конкурса детских духовых оркестров в рамках фестиваля «Юные таланты Московии».

За время своей творческой деятельности он вырастил не одно поколение увлеченных ребят, многие из них продолжают учебу в музыкальных училищах Москвы. Оркестранты активно участвуют в культурно-массовой и концертной деятельности гимназии, города и области, их концерты традиционно собирают полные залы и проходят с большим успехом. За свою деятельность оркестр и его участники, солисты и ансамбли много раз становились победителями различных конкурсов, фестивалей, а в апреле музыканты стали лауреатами именной стипендии Губернатора Московской области.

Духовой оркестр принимает участие во всех городских мероприятиях, посвященных памятным и праздничным датам: это и ежегодный весенний концерт для жителей города, и концерт для военнослужащих Президентского кавалерийского Эскорта, и праздничное шествие по городу в День Победу. В мае 2014 года детский духовой оркестр участвовал во II областном фестивале «Бородинские фанфары», который состоялся в музее-заповеднике Бородино.

Хореографическая часть проекта связана с обучением ритмике в начальной школе и танцам в средней, постановке индивидуальных и групповых хореографических номеров. Дети учатся владеть своим телом, выражать эмоции, чувства, раскрепощаются. Замечено, что люди, умеющие красиво двигаться, ритмично танцевать, могут и в других видах деятельности достичь высоких результатов. Даже первоклассники уже умеют танцевать вальс. Что говорить о выпускниках школы: в их танцевальном багаже не только классический набор бальных и современных танцев, но и уверенная походка и гордая осанка -отличительные черты успешного человека. Ежегодно хо-

реографический коллектив гимназии «Ровестники» принимает участие в танцевальном фестивале «Звездный хоровод».

Проект «Прекрасное пробуждает доброе» создает культурное пространство, которое помогает объединить уроки и внеурочную жизнь школьников, связать теорию с современной жизнью, преодолеть разрыв между наукой и ее применением на практике. Изучение мировой культуры начинается в школьных классах, а продолжается в многочисленных экскурсионных поездках. Школьники изучают русские народные сказки и славянский фольклор, а потом едут в Великий Устюг к Деду Морозу или в Ярославль в гости к сказке. Изучение древнерусской культуры и литературы выплескивается за рамки урока и продолжается в Костроме, Угличе, Владимире. Каждая тема школьной программы подкреплена реальным жизненным материалом, когда ребенок может своими глазами все увидеть, почувствовать, проникнуть в атмосферу изучаемой эпохи и, что очень важно, дать свою интерпретацию и оценку. Изучение литературы сопровождается посещением театральных постановок, изучение мировой художественной культуры невозможно без походов в музеи и на выставки. Цель этих поездок - не развлечь, а призвать к внутренней работе, научить видеть прекрасное вокруг себя. Каждый выезд - это труд души и еще одна ступень взросления. Психологи утверждают: «Четыре спектакля в год - и ребенок будет учиться лучше». Наш опыт изучения литературы с последующим посещением театра полностью доказывает этот тезис.

Научное общество учащихся «Человек. Земля. Вселенная»

Важной частью проекта по работе с одаренными детьми является научное творчество школьников. На уроках дети получают основы научных знаний, но это только начало для их дальнейшего творческого осмысления. Уже много лет в гимназии существует научное общество учащихся, в которое вовлечены многие талантливые и любопытные ребята.

Предметные декады, которые проводятся в гимназии на протяжении всего учебного года - это своего рода попытки методом погружения показать ребятам перспективы в различных областях научного знания и предложить самим выбрать, в каком направлении двигаться. Это всегда выход за рамки учебной программы, научный вызов, требующий нестандартного подхода и креативного мышления. В любом случае это узнавание себя и своих возможностей, это шаг в будущее.

Результатом предметных декад является ежегодная школьная конференция «Человек. Земля. Вселенная». Это долгожданное и волнительное событие для всех учащихся и педагогов гимназии, когда можно поделиться своими размышлениями, научными догадками, попытаться самим разобраться в сложном многогранном мире, ответить на многие волнующие вопросы. Научное исследование - это тоже настоящее творчество, когда от ребенка требуется не просто продемонстрировать владение понятийным аппаратом той или иной науки, но и проявить креативность мышления, способность сомневаться и задавать вопросы, желание найти свой ответ и свое решение. Каждая конференция - это череда открытий, и не только для ребят, но и для педагогов. А с какой гордостью потом дети держат в руках сборник с тезисами своей работы! Опыт работы в этой сфере показал, что возможность исследования и участия в конференции важна для всех ребят. Удивительно, но даже слабоуспевающие ученики с интересом включаются в научное творчество, а после завершения исследования они начинают лучше учиться, на

уроках у них появляется живой интерес к предмету, и не ради оценки, а ради самого процесса познания. И, конечно, для таких детей это прекрасная возможность заслужить уважение и общественное признание, они становятся увереннее в себе, успешнее в общении и в учебе. Для хорошистов и отличников участие в научной работе - прекрасная возможность выйти за рамки школьной программы и проявить свою индивидуальность и творческое начало. Воспитанники гимназии становятся участниками конференций и более высокого уровня. Ежегодно в мае ученики гимназии №1 представляют свои научные исследования на традиционной международной конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Кирилло-Мефодиевские чтения», где их доклады звучат на форуме молодых ученых, неизменно вызывая живой интерес и обсуждения, и публикуются в сборниках материалов конференции. Ребята очень серьезно подходят к подготовке своих докладов, понимая, что выступать на одной научной площадке с аспирантами и преподавателями, доцентами и профессорами - большая честь и не менее большая ответственность.

«Гимназический вестник» - проба пера и первые шаги в журналистику

В течение всего года ребята пробуют свои силы в журналистике: их статьи, отзывы, репортажи о школьных событиях можно прочитать на страницах ежемесячной школьной газеты «Гимназический вестник», каждый номер которой - долгожданное событие. Возможность написать и опубликовать свою статью в школьной газете есть у каждого гимназиста. Отрадно видеть, с каким нетерпением дети ждут каждый выпуск Вестника, с гордостью читают статьи своих одноклассников, обсуждают прочитанное. А для юных авторов это прекрасная возможность выразить свое мнение, проявить творческое начало, завоевать уважение сверстников, повысить самооценку. На уроках русского языка ребята осваивают жанры публицистического стиля, и эти знания уже не останутся в пассивном багаже. Ребята понимают, что это все это они в ближайшие дни применят на практике и воплотят в жизнь в виде статей, очерков, эссе, зарисовок, интервью и репортажей. Возможно, это их первые шаги в настоящую большую журналистику, которая станет любимой профессией.

Внеурочные школьные мероприятия

За более чем 20 лет успешной реализации проекта по работе с одаренными детьми в гимназии родились многие прекрасные традиции: литературно-музыкальные гостиные, театрализованные концерты, посвященные Дню матери, Новому году, Дню Победы, посвящение в гимназисты, посвящению в старшеклассники, Праздник букваря, конкурс букетов и цветочных композиций, фестиваль военно-патриотической песни, военно-спортивная игра «А ну-ка, парни!» и многие другие.

Одна из давних и самых ярких гимназических традиций - Пушкинский бал. Это праздник, который объединяет детей и педагогов, позволяет вырваться из плена серых будней и погрузиться в прекрасную атмосферу высокого чистого искусства, где в вальсе кружатся прекрасные дамы и галантные кавалеры, движения наполнены достоинством и грацией, а театральное действие переносит гостей в минувшую эпоху. А после такого прикосновения к прекрасному и вечному дети на всю жизнь стараются соответствовать тому высокому культурному уровню, который был задан в гимназии. Бал - это результат ежедневной работы в сфере эстетического и творческого развития школьников. Дети в непринужденной праздничной обстановке поют, танцуют, читают стихи, перевоплощаются на сцене, а главное, показывают

высокий уровень культуры общения и поведения. Пушкинский бал задает высокую культурную планку, которую потом гимназисты поддерживают на протяжении дальнейшей жизни.

Спортивные традиции гимназии

Гармоничная и успешная личность развита не только интеллектуально и духовно, но и совершенна физически. В гимназии большое внимание уделяется физическому воспитанию школьников. Данные от природы спортивные дарования поддерживаются и развиваются не только на уроках физической культуры, но и на многочисленных соревнованиях, веселых стартах, эстафетах, где даже робкие и тихие ребята в спортивном азарте рвутся вперед к победе и узнают себя с новой стороны: у них появляется уверенность в себе, уважение к товарищам, активное отношение к жизни. По традиции учебный год в гимназии начинается со спортивного праздника, который проводится в первую субботу сентября. Это День здоровья, или праздник спорта, когда на школьном стадионе собираются все учащиеся школы и соревнуются в скорости, ловкости, сплоченности - хороший заряд бодрости, хорошего настроения и отличное начало учебного года. В 2014 году команда гимназии выиграла областной этап Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры», неоднократно побеждала в городской спартакиаде школьников.

Реализация ФГОС второго поколения в начальной

школе

С 2011 года гимназия внедряет новые стандарты в обучении и воспитании. В гимназии введены ФГОС в начальной школе. Внеурочная деятельность в гимназии №1 организуется по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное. Выбор того или иного направления обусловлен желанием учеников и их способностями, склонностями. Спортивно-оздоровительное направление представлено курсом «Ритмика», который нацелен на формирование общей культуры движения, умение владеть своим телом. Занятия ритмикой не только приобщают детей к миру танцевального искусства, но и позволяют расслабиться после статичных уроков. Социальное направление представлено курсом «Жизненные навыки. Все цвета кроме черного», который направлен на воспитание у младших школьников позитивного мироощущения. Этот курс помогает преодолеть социальную дезадаптацию, учит соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами. Духовно-нравственное направление представлено курсом «Этика: Азбука добра» - это занятия практической направленности, расширяющие представления детей о доброте, нравственных правилах взаимоотношений в человеческом обществе. Общеинтеллектуальное направление представлено курсами «Инфознайка» и «Занимательный английский». «Инфознайка» плавно погружает детей в мир информатики, учит анализировать действительность и описывать ее с помощью информационного языка. Курс «Занимательный английский» также готовит школьников к изучение иностранного языка на следующей ступени, развивает общеучебные и специальные учебные умения. Общекультурное направление представлено курсами «Юный художник», «Хоровое пение», «Сольфеджио», «Музыкальный мир». Курс «Сольфеджио» является пред-

метом, объединяющем различные виды музыкальной деятельности, активизирующим развитие музыкального слуха, памяти и мышления. Живое восприятие и осмысление музыки происходит на занятиях «Музыкального мира», на которых перед школьниками открывается безграничный мир музыкальной культуры.

Дети, почувствовавшие в себе творческие способности, начинают по-другому относиться к учебе в целом: у них появляется живой интерес к урокам, они начинают радоваться новым знаниям и открытиям, а значит, основная цель всей воспитательной системы оказывается успешно выполнена.

Гимназия №1 создала для своих воспитанников идеальные условия для полноценного развития и раскрытия творческих способностей. Не случайно школа занимает лидирующее место в городе по количеству призовых мест в предметных олимпиадах, смотрах и конкурсах от муниципального до федерального и международного уровней. Среди них - олимпиады при МВТУ им. Н.Э.Баумана, МИФИ, МГУ, всероссийская программа «Шаг в будущее». Гимназия является лидером и по результатам ЕГЭ. Высокий профессиональный уровень гимназия подтвердила на областном конкурсе «Лучшая школа Подмосковья» в 2010 году, став победителем, а в 2011 получила золотую медаль по итогам конкурса «Элита российского образования» и грант как «Лучшее инновационное учреждение Московской области». В 2010-2011 учебном году гимназия одержала победу в конкурсе учреждений, активно внедряющих инновационные преобразования, и получила 1000000 рублей, что стало очередным этапом в развитии школы. В 2013 году школа стала обладателем главного приза - почетного кубка Всероссийского конкурса «Национальный фонд российского образования», в 2014 году гимназия вошла в десятку лучших школ Московской области по результатам конкурса «Стандарт общеобразовательного учреждения».

Работа с одаренными детьми - это не только развитие их научных, спортивных, музыкальных талантов. Если задуматься, то даже набор самых глубоких и фундаментальных знаний, разнообразных навыков, формирование тонкого эстетического вкуса еще не делает человека счастливым. А задача современной школы - выпустить во взрослую жизнь именно счастливого и успешного человека.

Дети будут такими, какими мы их воспитаем. Главное, что мы можем дать им - научить их мечтать и не бояться следовать за мечтой. Если они научатся мечтать -они научатся верить в свои силы, а значит, найдут свой путь в жизни и обретут счастье.

Список литературы

1. Федосов В.Н., Сырцева Т.Э. Стратегические позиции развития гимназии: сборник материалов II международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», М; АПКиППРО, 2013, -186 с.

2. Федосов В.Н., Сырцева Т.Э. Литвинова В.И. Формирование личностных результатов средствами эстетического воспитания, Муниципальное образование: инновации и эксперимент. М.: 2014, №1, 80с.

3. МогрулеваО.М., Иванова Е.А. Я был от балов без ума, М.: 2014, №2, 30с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.