Научная статья на тему 'Значение дидактической игры в обучении младших школьников'

Значение дидактической игры в обучении младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН / ЛИЧНОСТЬ / ПРОЦЕСС / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлмурзина Ф. Н.

Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В статье описаны значения дидактических игр в обучении младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлмурзина Ф. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение дидактической игры в обучении младших школьников»

проблематики, создают и защищают собственные проекты, а также проводят культурно-развлекательные мероприятия. Яркими событиями являются факультетские посвящения в студенты, КВН, игра Что? Где? Когда?, политические дебаты и т.д.

Студенты Университета управления «ТИСБИ» принимают участие в международных и региональных молодежных проектах, организуемых Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан (договор), и становятся лауреатами Специальной государственной стипендии Президента Республики Татарстан. Университет управления «ТИСБИ» активно взаимодействует с общественными молодежными организациями «Лига студентов Республики Татарстан», «Мы», Студенческим центром поддержки предпринимательства, а также Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан и Ассамблеей туристских волонтёров.

В Университете управления «ТИСБИ» создана молодежная патриотическая организация «Легион», осуществляющая поисковую деятельность в местах военных действий Ленинградской области. Таким образом, Университет управления «ТИСБИ» способствует развитию инновационных и обучающих программ в сфере молодежного добровольчества в образовательных учреждениях и социуме в целом, содействует подготовке молодых организаторов и координаторов добровольческой деятельности, активизирует вовлечение молодежи в социальную практику через технологии молодежного добровольчества и международные обменные программы.

Университет управления «ТИСБИ» является официальным партнером организационного комитета по подготовке к XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 в Казани, в связи, с чем в Университете создан центр подготовки волонтеров, где студенты получают профессиональный опыт в организации и проведении крупномасштабных молодежных проектов.

Профессиональная подготовка в Университете управления «ТИСБИ» сопровождается многочисленными социальными акциями, инициаторами которых выступают сами будущие специалисты по работе с молодежью. Темы акций самые разнообразные - пропаганда здорового образа жизни, продвижение экологических ценностей, сохранение культурного наследия Республики Татарстан, противодействие наркомании, курению и другим видам девиантного поведения в молодежной среде.

Реализация образовательной программы по направлению «Организация работы с молодёжью» в Университете управления «ТИСБИ» и подготовка профессиональных кадров для работы с молодёжью способствуют эффективному использованию системы социального управления в процессе формирования и развития просоциальных видов молодёжных субкультур, коррекции процесса социализации молодёжи. Реализация управленческой модели в организации работы с молодёжью способствует оптимизации развития нового социокультурного поля как Республики Татарстан, так и российского общества в целом.

Литература

1. Комадорова И.В., Ильясов Р.Ф. Стратегии социокультурной адаптации молодёжи в обществе// Молодёжь, бизнес, социум: тенденции взаимодействия: Материалы Международной научно-практической конференции. - Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2011. - С.108-113

2. Жданова А. А. Знания, навыки, умения специалиста работы с молодёжью, необходимые для конкурентоспособности в сфере работы с молодёжью // Организация работы с молодежью. - 2012. - № 4;

Юлмурзина Ф. Н

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение Акбашевская средняя общеобразовательная школа, д. Акбашево ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В статье описаны значения дидактических игр в обучении младших школьников.

Ключевые слова: Феномен, личность, процесс, сотрудничество, коллектив.

Key words: phenomen, person, process, cooperation, collective, function.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к учебным предметам. Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные задачи обучения.

Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Она предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Дидактическая игра - средство для установления атмосферы взаимоотношения и доброжелательности между детьми и педагогами. Отношения между учителем и учащимся в игре носят личностной подход.

Дидактическая игра имеет педагогическую и игровую задачу, правил действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила.

В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

При организации игр необходимо продумать следующие вопросы:

1. Какие умения и навыки школьники освоят в процессе игры?

2. Каким моментам игры следует уделить особое внимание?

3. Как обеспечить всех ребят в игре?

В каждом классе найдутся слабые, неуверенные в себе дети. У таких детей разгораются глаза во время дидактических игр. И я в своей практике стараюсь подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. В итоге они

65

выполняют такой объем работы, который никогда не выполнили бы при обычной учебной обстановке.

В нынешнем классе 29 учеников. И удержать внимание учащихся на уроках без применения дидактических игр практически невозможно.

Рассмотрим практическое применение дидактических игр по математике. На этапе закрепления знаний по теме «Сложение и вычитание в пределах 20» провела два урока. Один без применения игры, а другой урок с применением дидактических игр.

Проводя сравнение между качеством усвоения и закрепления материала на уроке, в котором проводились игры и на уроке, в которых они не проводились, сделала вывод:

на уроке, где материал излагался сухо, без интересных игровых моментов, поведение учеников было гораздо хуже, учебный материал дети усвоили плохо;

на уроке, где дидактические игры применялись, дети были активны, им было интересно, никто на уроке не отвлекался на посторонние раздражители, материал был хорошо усвоен.

Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в процессе урока использовать дидактические игры. Школьники гораздо меньше устают на уроке, более сближаются с учителем, больше ему доверяют, а это важно при работе с младшими школьниками. Чувствуют себя на последующих уроках более раскованно, избавляются от комплекса «ученика», что положительно влияет на их дальнейшую успеваемость. Более того, если ученик чувствует себя уверенно и расковано на уроках в школе, он будет чувствовать себя также и вне школы, что тоже не маловажно. При проведении дидактических игр школьники начинают чувствовать свою значимость, они принимают серьезные решения. Это подготавливает учеников не только к дальнейшему процессу обучения, но и к дальнейшей жизни среди людей.

По опыту своей работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она решает как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности и является основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают учебный материал по предметам. В играх дети приобретают дополнительные знания, развивают свои творческие способности. В игровых формах реализуется идеи совместного сотрудничества, самоуправления, воспитания через коллектив, воспитание ответственности каждого, за учебу и дисциплину.

Литература

1. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.

2. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М., ВАКО, 2004. (Мастерская учителя).

3. Евстифеева Н.А. Игровые задания по естествознанию в начальной школе. Методическое пособие для учителей начальных классов. Челябинск: «Взгляд», 2002.

4. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках. Начальная школа. М., 1995.

5. Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу. М., 2001.

МЕДИЦИНСКИЕНАУКИ

Бахарева Н.С.

к.м.н., ассистент кафедры нормальной анатомии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России

Костенко К.А

студентка 3 курса, лечебного факультета ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России

Литовка К.А.

студентка 3 курса, лечебного факультета ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ГЕНДЕРНЫМИ РАЗЛИЧИЯМИ В АСИММЕТРИИ КОЛЕННЫХ СУСТАВОВ И ВОЗРАСТОМ

Аннотация

Цель работы: установление взаимосвязи между гендерными различиями в асимметрии коленных суставов и возрастом.

Задачи работы:

- установление гендерных различий в асимметрии коленных суставов;

- определение взаимосвязи между гендерными различиями в асимметрии коленных суставов и возрастом.

Практическая значимость: область рентгенологических исследований.

Ключевые слова: рентгенанатомия, асимметрия, коленный сустав, гендерные различия, возраст.

Key words: R-anatomy, asymmetry, age, knee joint.

Актуальность.

Коленный сустав представляет собой сложный комплекс структур, объединенных единством функции. Комплексным отображением всех внутрисуставных образований коленного сустава - суставных хрящей, менисков, связок является рентгеновская суставная щель. К мало изученным вопросам относится взаимосвязь между шириной рентгеновской суставной щели коленного сустава и возрастом человека. Гендерные отличия билатеральной асимметрии коленных суставов практически не изучены.

Материалы и методы.

Изучено 98 рентгенограмм коленных суставов в задней проекции (49 мужских и 49 женских) в возрасте 18-60 лет; рентгенанатомия, макроморфометрия; метод вариационной статистики с использованием программы «Statistica-б». Различия расценивались как достоверные при Р< 0,05, т.е. в тех случаях когда вероятность различия превышала 95%.

Результаты.

Статистический анализ в группе в целом выявил наличие более широкой рентгеновской суставной щели наружных половин коленных суставов (как в группе мужчин, так и в группе женщин). Рентгеновская суставная щель в наружной своей половине достоверно шире, чем во внутренней в группе мужчин в правых (7,03 +0,16, против 5,51+0,13) и левых (6,64+0,20, против 5,22+0,19) коленных суставах; в группе женщин в правых (6,45+0,19, против 5,30+0,17) и левых (6,75+0,14, против 5,24+0,14) коленных суставах; у мужчин рентгеновская суставная щель наружных половин правых коленных суставов шире (7,03 ±0,16, против 6,64±0,19); рентгеновская суставная щель наружной половины правого коленного сустав у мужчин шире, чем у женщин (7,03+0,16, против 6,45 ±0,19). Полученные

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.