Научная статья на тему 'Подготовка организаторов работы с молодёжью как приоритетное направление реализации государственной молодёжной политики'

Подготовка организаторов работы с молодёжью как приоритетное направление реализации государственной молодёжной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / МОЛОДЁЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тукаева Р. Н.

Подготовка профессиональных кадров для работы с молодёжью является одним из приоритетных направлений реализации молодёжной политики. Реализация основной образовательной программы по направлению «Организация работы с молодёжью» в Университете управления «ТИСБИ» способствует развитию инновационного мышления, молодежного предпринимательства, коррекции процесса социализации молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка организаторов работы с молодёжью как приоритетное направление реализации государственной молодёжной политики»

Для достижения оптимального уровня способностей к адекватному взаимодействию с представителями различных этносов Великобритании обучающимся, в первую очередь, необходимо обладать совокупностью таких этнокультурологических и коммуникативных умений, как

- умение использовать лексические единицы с культурным компонентом значения при построении речевого акта в ситуации межэтнического общения с учетом национально-культурной специфики вербального и невербального коммуникативного поведения;

- умение избегать и предотвращать этнокультурные конфликты (в связи с различиями ценностных систем и этносоциокультурных установок) при работе с зарубежной аудиторией, предполагающей наличие различных этнических групп.

Знания, навыки, умения и способности, входящие в структуру компетенции участника межэтнической коммуникации, формируются на основе коммуникативно-деятельностного и когнитивного подходов. Данные подходы предусматривают создание и поддержание у обучающихся, являющихся активными участниками процесса учения, потребности в общении и усвоение с ее помощью профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации. Коммуникативно-когнитивная направленность процесса обучения английскому языку имеет большое значение, так как формирование компетенции участника межэтнического общения невозможно без активной речемыслительной деятельности, направленной на познание иной культурной реальности, культурноповеденческих норм, традиций и отношений. Построению эффективной модели обучения английскому языку в условиях межэтнической коммуникации способствует также успешная интеграция лингвострановедческого и социокультурного подходов, ориентированных на изучение продуктов и явлений культуры на национальном, этническом и социальном уровнях [1].

Реализация вышеназванных подходов при формировании компетенции участника межэтнической коммуникации осуществляется на основе следующих принципов: аутентичности, межкультурного и межэтнического взаимодействия, личностно-деятельностной направленности процесса обучения, познания и учета ценностных культурных универсалий, принципа доминирования проблемных культуроведческих заданий, принципа активизации речемыслительной деятельности, учета психологических факторов межэтнического общения.

Методика языковой подготовки включает постепенную и систематическую работу по овладению социолингвистическими знаниями, их углублению, а также по формированию и совершенствованию умений межэтнического общения. Подобное обращение к проблеме изучения языка и культуры позволяет удачно сочетать элементы лингвострановедения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Такой подход к обучению иностранному языку во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации изучения иностранного языка и культуры.

Литература

1. Кузьмина, Л. Г. Типология социокультурных ошибок в англоязычной письменной речи русских обучаемых / Л. Г. Кузьмина, В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. - 1998. - N 5. - С.31-34; №6. - С. 10—18.

2. Оберемко, О. Г. Межэтническая коммуникация в профессиональной подготовке специалиста-переводчика: Теоретикометодологические основания исследования: Монография / О. Г. Оберемко; НГУ им. Н. И. Лобачевского. - Н. Новгород: Изд-во

ННГУ, 2000. - 187 с.

Тукаева Р.Н.

Доцент, кандидат социологических наук,

НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» г.Казань

ПОДГОТОВКА ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация

Подготовка профессиональных кадров для работы с молодёжью является одним из приоритетных направлений реализации молодёжной политики. Реализация основной образовательной программы по направлению «Организация работы с молодёжью» в Университете управления «ТИСБИ» способствует развитию инновационного мышления, молодежного предпринимательства, коррекции процесса социализации молодёжи.

Ключевые слова: молодёжная политика, молодёжные субкультуры, молодёжное предпринимательство

Key words: youth policy, youth subculture, youth business activity

Кризис современного российского общества и его основных институтов закономерно привёл к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей, прогрессирующей социальной неадаптивности молодёжи, углублению социального неравенства разных групп молодёжи. В современных социально-экономических условиях развития российского общества молодёжь является группой риска для разнообразных форм девиантного поведения в силу отсутствия эффективной системы управления молодёжными субкультурами.

Работа с молодежью является одним из приоритетных направлений реализации молодёжной политики как в Республике Татарстан, так и в России в целом. Данный факт определяется тем, что молодежь является стратегическим ресурсом развития страны, и все вопросы, связанные с жизнью молодых людей, входят в сферу национально-государственных интересов. В настоящее время в профессии организатора работы с молодежью существует множество направлений, среди которых можно выделить сопровождение молодежных инициатив, организацию креативных сред развития молодежи, молодежное предпринимательство, развитие инновационного мышления, досуговую деятельность молодежи, международное молодежное сотрудничество и др.

В целях реализации потребности Республики Татарстан в специалистах для работы с молодёжью негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Университет управления «ТИСБИ» осуществляет подготовку по направлению «Организация работы с молодёжью».

Перечень учебных курсов очень широк - здесь и молодёжная политика, и организация научного творчества молодёжи, психологическая диагностика, правовые и экономические основы работы с молодёжью, история молодёжных движений, тенденции развития молодёжных субкультур и многое другое.

В Университете управления «ТИСБИ» ведёт работу Социально-психологический центр, Центр студенческого творчества, научнометодический центр по работе с молодёжью, Студенческий совет, медиастудия. Здесь студенты получают возможность ознакомиться с необходимой для профессионализации информацией, получить опыт разработки и реализации молодёжных проектов и акций, научиться взаимодействовать с представителями партнёрских организаций.

В процессе реализации основной образовательной программы по направлению «Организация работы с молодёжью» в Университете управления «ТИСБИ» предпочтение отдаётся инновационным методам преподавания - тренинговым занятиям, исследовательской и проектной деятельности, творческим заданиям, практической экспертизе, анализу реальных документов, видео и аудиоматериалов. Студенты участвуют в работе мастер-классов, организуемых российскими и зарубежными специалистами в области молодёжной

64

проблематики, создают и защищают собственные проекты, а также проводят культурно-развлекательные мероприятия. Яркими событиями являются факультетские посвящения в студенты, КВН, игра Что? Где? Когда?, политические дебаты и т.д.

Студенты Университета управления «ТИСБИ» принимают участие в международных и региональных молодежных проектах, организуемых Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан (договор), и становятся лауреатами Специальной государственной стипендии Президента Республики Татарстан. Университет управления «ТИСБИ» активно взаимодействует с общественными молодежными организациями «Лига студентов Республики Татарстан», «Мы», Студенческим центром поддержки предпринимательства, а также Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан и Ассамблеей туристских волонтёров.

В Университете управления «ТИСБИ» создана молодежная патриотическая организация «Легион», осуществляющая поисковую деятельность в местах военных действий Ленинградской области. Таким образом, Университет управления «ТИСБИ» способствует развитию инновационных и обучающих программ в сфере молодежного добровольчества в образовательных учреждениях и социуме в целом, содействует подготовке молодых организаторов и координаторов добровольческой деятельности, активизирует вовлечение молодежи в социальную практику через технологии молодежного добровольчества и международные обменные программы.

Университет управления «ТИСБИ» является официальным партнером организационного комитета по подготовке к XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 в Казани, в связи, с чем в Университете создан центр подготовки волонтеров, где студенты получают профессиональный опыт в организации и проведении крупномасштабных молодежных проектов.

Профессиональная подготовка в Университете управления «ТИСБИ» сопровождается многочисленными социальными акциями, инициаторами которых выступают сами будущие специалисты по работе с молодежью. Темы акций самые разнообразные - пропаганда здорового образа жизни, продвижение экологических ценностей, сохранение культурного наследия Республики Татарстан, противодействие наркомании, курению и другим видам девиантного поведения в молодежной среде.

Реализация образовательной программы по направлению «Организация работы с молодёжью» в Университете управления «ТИСБИ» и подготовка профессиональных кадров для работы с молодёжью способствуют эффективному использованию системы социального управления в процессе формирования и развития просоциальных видов молодёжных субкультур, коррекции процесса социализации молодёжи. Реализация управленческой модели в организации работы с молодёжью способствует оптимизации развития нового социокультурного поля как Республики Татарстан, так и российского общества в целом.

Литература

1. Комадорова И.В., Ильясов Р.Ф. Стратегии социокультурной адаптации молодёжи в обществе// Молодёжь, бизнес, социум: тенденции взаимодействия: Материалы Международной научно-практической конференции. - Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2011. - С.108-113

2. Жданова А. А. Знания, навыки, умения специалиста работы с молодёжью, необходимые для конкурентоспособности в сфере работы с молодёжью // Организация работы с молодежью. - 2012. - № 4;

Юлмурзина Ф. Н

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение Акбашевская средняя общеобразовательная школа, д. Акбашево ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В статье описаны значения дидактических игр в обучении младших школьников.

Ключевые слова: Феномен, личность, процесс, сотрудничество, коллектив.

Key words: phenomen, person, process, cooperation, collective, function.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к учебным предметам. Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные задачи обучения.

Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Она предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Дидактическая игра - средство для установления атмосферы взаимоотношения и доброжелательности между детьми и педагогами. Отношения между учителем и учащимся в игре носят личностной подход.

Дидактическая игра имеет педагогическую и игровую задачу, правил действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила.

В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

При организации игр необходимо продумать следующие вопросы:

1. Какие умения и навыки школьники освоят в процессе игры?

2. Каким моментам игры следует уделить особое внимание?

3. Как обеспечить всех ребят в игре?

В каждом классе найдутся слабые, неуверенные в себе дети. У таких детей разгораются глаза во время дидактических игр. И я в своей практике стараюсь подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. В итоге они

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.