Научная статья на тему 'Социальное проектирование в региональной молодёжной политике'

Социальное проектирование в региональной молодёжной политике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
734
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / РЕГИОН / ДОСУГ / МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Когай Е. А., Атанасов А. Г.

В статье рассматриваются проблемы региональной молодёжной политики. Поднимаются вопросы об осуществлении проектной деятельности как формы работы с молодёжью. Дан анализ реализации федеральных и региональных проектов на территории Курской области, показаны сильные и слабые стороны их осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в региональной молодёжной политике»

УДК 316.550

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

© 2013 Е. А. Когай1, А. Г. Атанасов2

1докт. филос. наук, профессор, зав. каф. социологии и политологии.

e-mail: [email protected] 2аспирант каф. социологии и политологии. e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье рассматриваются проблемы региональной молодёжной политики. Поднимаются вопросы об осуществлении проектной деятельности как формы работы с молодёжью. Дан анализ реализации федеральных и региональных проектов на территории Курской области, показаны сильные и слабые стороны их осуществления.

Ключевые слова: молодёжь, регион, досуг, молодёжная политика, социальное проектирование, активность

Двадцать лет общественных перемен в России значительно изменили страну в целом, содержание и формы государственной политики, технологии управления социальными процессами. Эти и другие преобразования не могли не привести к разрушению устоявшихся социальных связей и переоценке сложившихся ценностей. Эти процессы также происходят и в молодежной политике. Еще в советское время сама идея молодежной политики была частью политического курса и идейновоспитательной работы КПСС, то есть выступала не как консенсус общества по вопросу о воспроизводстве своих свойств в новых поколениях, а как партийная установка, обеспеченная мощными инструментами реализации.

Управление молодежной политикой в настоящее время сталкивается с множеством препятствий на различных уровнях социальной организации российского общества, концептуальные установки остаются намерениями, а на практике осуществление мер в области молодежной политики оказывается малоэффективным. В этом смысле поиск адекватных способов управления молодежной политикой -актуальная задача для современного российского общества. Вместе с тем это также важная научная задача, которую ставит практика перед социологией управления.

Нельзя не отметить, что исследования региональной молодежной политики на постсоветском пространстве находятся в стадии становления. К настоящему времени эти работы представлены в следующих основных формах: а) обобщение и анализ опыта деятельности органов по делам молодежи субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Волгоградская, Тульская области, Хабаровский край, Республики Татарстан, Удмуртия и др.); б) изложение и анализ результатов региональных социологических исследований по разным аспектам жизнедеятельности молодежи и молодежной политики [Глотов 2001: 148; Катровский 1997: 194; Нехаева 1997: 30; Панков 1998: 69; Щербакова 1998: 18 и др.]; в) диссертационные исследования (М.М. Бариев, Е.А. Белов, Т.В. Вахромеева, А.А. Зеленин, Ю.В. Коврижных, Т.А. Крупа, Г.А. Лукс и др.), авторы которых поднимают вопросы об особенностях государственной политики в отношении молодежи, раскрывают девиации в молодежной среде как объекте молодежной политики, рассматривают вопросы формирования семейнодемографической политики, прослеживают возможности осуществления социального

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

инновационного проектирования в молодежной политике и т.п. При этом остается за рамками исследовательского дискурса такая важная тема, как аналитическое осмысление реализуемых проектов федерального и регионального уровней в современной молодежной политике, выявление их стратегической перспективы и практической эффективности. Мы полагаем, что данные вопросы требуют самого пристального внимания со стороны исследователей.

Следует подчеркнуть, что молодежь - это часть российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России на ближайшие десятилетия. Молодежь, составляющая довольно значимую, примерно четвертую часть населения страны, призвана сыграть большую роль в осуществлении социальных перемен. Вместе с тем реализация интересов и удовлетворение потребностей молодежи во многом зависит от конкретной политики и действий власти на уровне регионов и муниципальных образований. Не без преувеличения можно сказать, что разработка и реализация молодежной политики является ключевым фактором развития российских территорий. При этом одновременно активизируется роль социальных институтов, связанных с осуществлением этой политики.

В настоящее время в проектировании и реализации государственной молодёжной политики важно учитывать такие проблемы, как отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи, отсутствие у подавляющего числа молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества, несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны, а также проблему организации активного досуга. Эти проблемы довольно остры. Ведь наличие значительного количества свободного времени (ранее оно заполнялось занятостью работой в колхозах, стройотрядах, различного рода партийными собраниями и сборами, занятиями в кружках по интересам и многим другим, т.е. досуг молодежи был организован) заставляет молодых людей самим себе его организовывать. Молодые люди, «принадлежащие сами себе», склонны к поступкам, не согласующимся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем те, кто включены в организованно направляемые социокультурные процессы. Молодежь нуждается в том, чтобы для нее была создана доступная досуговая среда: клубы, дискотеки, спортивные и культурные центры, кинотеатры. Заметим, что обозначенная проблема в первую очередь касается небольших городов и поселков городского типа.

Важно подчеркнуть также, что молодежь обладает значительным потенциалом, который используется в настоящее время совершенно не эффективно, - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, технологическим новшествам, способностью находить адекватные ответы на социальные вызовы.

Молодежь как социально-демографическая группа имеет подвижные границы своего возраста, которые зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Объектом государственной молодежной политики в настоящее время являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами молодежной политики выступают различные общественные силы - государственные органы власти, некоммерческие организации, движения, партии, студенческие союзы и т.д. Тем самым государство постепенно снимает с себя обязательство всемерной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных учреждений [Социальная работа 2003: 329].

Согласно принятым в российской социологии подходам, молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013.

№ 4 (28)

Когай Е. А., Атанасов А. Г. Социальное проектирование в региональной молодёжной политике

воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это — на будущее состояние общества. Другая сторона молодежной политики определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции.

В условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются два уровня государственной молодёжной политики с определенной спецификой ее реализации: федеральный и региональный, дополняемый муниципальной молодежной политикой. На региональном уровне опыт и результаты реализации молодёжной политики существенно различаются: если в одних регионах смогли создать

эффективные программы работы с молодежью, которые отвечают вызовам современности, то в большинстве регионов в лучшем случае удалось сохранить программы, действующие еще со времен Советского Союза. Эти программы проверены временем, они, безусловно, полезны и эффективны, но проблема как раз состоит в том, что современная молодёжь неохотно принимает участие в них. В целом в молодёжной среде сложилось отрицательное отношение к программам, реализуемым региональной властью. Областные мероприятия, как правило, проходят при полупустых залах; для того чтобы обеспечить видимость заинтересованности молодёжи в мероприятиях, используется административный ресурс, что приводит к обратному эффекту - к еще меньшей заинтересованности молодежи в участии в данных мероприятиях, а также к негативному отношению к самим организаторам. На наш взгляд, противоречие между активизацией практических действий органов исполнительной власти по

осуществлению целевых программ и отсутствием заметных сдвигов в положении подавляющего большинства молодых россиян составляет ядро проблемы

эффективности государственной молодежной политики на современном этапе.

Помимо низкого уровня ресурсного обеспечения мероприятий государственной молодежной политики особую значимость приобрела специфическая чувствительность молодежи не только к содержанию правительственных мер, но и к стилю действий власти. Патернализм, заорганизованность и навязанный сверху характер поддержки обесценивают даже достаточно сильные меры, эффективные для других категорий населения. При этом наиболее приемлемая для молодежи форма осуществления государственной молодежной политики - предложение партнерства в решении проблем молодежи и общества - не получает заметного развития и распространения. Следует также отметить проблему информационного порядка. У тех регионов, которые смогли разработать эффективные программы, практически нет возможности делиться своими наработками, так как в стране нет площадки обмена успешным опытом. Необходимо также создать единую систему координат в сфере молодежной политики, осуществлять единый подход к реализации молодёжной политики, выработать единые критерии оценки эффективности программ.

Обратимся к вопросу об осуществлении молодежной политики в Курской области. Возглавляет ее реализацию в регионе комитет по делам молодежи и туризму Курской области. Воплощение в жизнь молодёжной политики в настоящее время идёт в рамках реализации областной целевой программы «Молодёжь Курской области 20112013 годы». При этом целевой группой реализации молодёжной политики выступают около 25 % жителей региона - 282 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. К основным категориям молодёжи, на которые направлена государственная молодёжная политика Курской области, относятся: молодые специалисты, работающие в различных отраслях экономики; молодые ученые, студенты; талантливая молодежь; молодые

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

семьи; допризывная молодежь; сироты; молодежь с ограниченными возможностями; несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Среди форм реализации данной политики особого внимания заслуживает проектная деятельность. Так, в последнее время Федеральным агентством по делам молодёжи заявлено несколько проектов, рекомендуемых для приоритетной реализации в регионах. Обратимся к некоторым из них.

Федеральный проект «Ты - предприниматель». Цель проекта состоит в стимулировании активности молодежи в сфере предпринимательства путем реализации в субъектах Российской Федерации действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность. Критерии успешности реализации проекта - охват молодёжи и достижение целевых показателей проекта (в ходе его реализации обучено 2000 молодых людей, открыто 40 субъектов малого предпринимательства). Заметим, что в Курской области данный проект стартовал в 2012 году.

Следует отметить, что интерес к этому проекту достаточно высок: ежегодно тысячи молодых людей проходят регистрацию, получают информацию о проекте, осуществляют обучение и т. д. Однако в ходе реализации этого проекта выявлены следующие проблемы: 1. Неоправданные ожидания молодёжи. Молодые люди ждут от проекта денежных субсидий и грантов, а сам проект нацелен в основном на популяризацию предпринимательской деятельности и обучение навыкам предпринимательства, а также на информационное сопровождение начинающих предпринимателей. 2. Низкая активность участия в проекте молодёжи, несмотря на высокий интерес к нему. Молодые люди не видят перспективных возможностей, которые дает реализация данного проекта: большинство его участников теряют к нему интерес сразу, как только узнают, что финансовой поддержки (грантов) не предусмотрено или предусмотрено недостаточно. Патерналистический настрой, проявляющийся в ожидании постоянной материальной поддержки от государства, преодолевается крайне медленно. 3. Недостаточная проработка структуры проекта. По сути, проект держится на 2-3 организаторах, тогда как для успешного его продвижения необходимо, чтобы в него было вовлечено значительное количество людей не только в областном центре, но и в муниципалитетах. 4. Перегруженность работой специалистов сферы молодёжной политики. Реализация проекта государственным органом налагает на проект ряд ограничений, так как занимающиеся данным проектом специалисты одновременно задействованы в большом количестве других программ.

Тем не менее следует признать, что данный проект - один из самых успешных проектов Росмолодёжи, а самое главное - имеет хорошее финансирование из бюджетов разных уровней.

Федеральный проект «За чистые выборы». Этот проект стал реакцией органов государственной власти на большую информационную кампанию, которую развернула оппозиция после выборов в Государственную думу. Основным обвинением стало обвинение в фальсификации выборов. Проект был создан для предотвращения нарушений на выборах путем привлечения молодых юристов к наблюдению на выборах. Реализация проекта ограничена краткими сроками проведения выборных кампаний и имеет узкую направленность.

Федеральный проект «АРТ-квадрат». Это проект, направленный на поиск и поддержку талантливой молодёжи в сфере культуры и искусства. С 2011 года на территории Курской области проводится региональным этап «Арт-квадрат», который, по сути, является этапом отбора талантливой молодежи на Всероссийский форум «Селигер». В рамках реализации проекта проводится фестиваль, который собирает

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013.

№ 4 (28)

Когай Е. А., Атанасов А. Г. Социальное проектирование в региональной молодёжной политике

творческую молодежь на единую площадку для того, чтобы она могла себя показать, найти партнеров, спонсоров. Самых талантливых представителей творческой молодежи приглашают на форум «Селигер». Цель и задачи этого проекта сводятся к созданию системы поддержки талантливой молодёжи. В системе образования уже существует система её поддержки, но, как правило, это традиционные направления поддержки -вокальные, танцевальные и другие. В последнее время появилось множество новых направлений в молодёжном творчестве, а в государственной молодёжной политике к настоящему дню не сложилась система поддержки этих направлений, соответственно, проект «Арт-квадрат» призван восполнить этот пробел. Из недостатков реализации данного проекта следует отметить несистемный характер работы с молодёжью, постоянные изменения в руководящем составе проекта в Росмолодежи, отсутствие долгосрочных планов и программ по развитию проекта, а также отсутствие четко прописанных критериев отбора молодёжной аудитории.

Федеральный проект «Наша общая Победа». Цель проекта -сформировать видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации. В рамках его реализации за 2011-2012 годы было отснято более 365 видеоинтервью продолжительностью на 548 часов с воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Проект успешно реализуется в регионе, он, как один из немногих проектов, развился до уровня муниципалитетов. Тем не менее минусов немало и в его реализации: нет единых выработанных правил к проведению видеозаписей, сами записи ведутся на некачественную аппаратуру и непрофессиональными операторами, нет планов по развитию проекта, нет планов дальнейшей работы с ветеранами, о которых отсняты фильмы. Важно продолжать работу с ветеранами, создавать региональный и муниципальный архив воспоминаний и документов. Снимать следует, на наш взгляд, не только самих ветеранов, но и членов их семей и детей. Успешная реализация проекта «Наша общая Победа», на наш взгляд, решает сразу несколько задач молодёжной политики: 1) патриотическое воспитание -одно из ключевых направлений региональной молодёжной политики; беседа молодых людей с ветеранами даёт им возможность от первого лица услышать то, что происходило в то время, проникнуться историей и осознать, какой подвиг был совершён в военное время; 2) создание архива позволит использовать в любое время видеоматериалы и воспоминания как при осуществлении учебного процессе, так и при проведении разнообразных патриотических мероприятий.

Анализ содержательной стороны и технологии реализации обозначенных проектов свидетельствует о наличии значительного количества слабых звеньев. Нельзя не отметить, что даже самая хорошая программа, обеспеченная ресурсами, требует длительного времени для того, чтобы создать, по сути, новую систему работы с молодёжью. Тем не менее само намерение применять проектный подход в управлении молодежной политикой в российских регионах, несомненно, перспективно. Социальное проектирование тем самым постепенно становится одним из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом в целом и молодежью как его органической частью.

Из проектов регионального уровня отметим в первую очередь такие, как межрегиональная поисковая экспедиция «Вахта памяти» (ее участниками ежегодно становятся более 3500 человек); проведение областной добровольческой молодежной акции «Возрождая Храм - возрождаем Россию» (на сегодняшний день в ней приняли участие более 70 добровольческих молодежных отрядов общей численностью свыше 5 тыс. человек).

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Следует отметить, что социальное проектирование в региональной молодёжной политике находится в стадии становления. Поэтому руководители и организаторы в ходе их реализации сталкиваются с множеством проблем. Проблемы, как правило, схожие: слабое позиционирование проекта в информационном пространстве и в молодёжной среде, недостаточное финансирование. Большинство проектов организуют представители органов власти, а это отражается на результатах: при высокой загруженности мероприятий на каждого чиновника невозможно обеспечить тщательной подготовки проекта, к тому же реализации не способствует слабая активность молодёжи и т.д. Таким образом, можно заключить, что реализации молодёжной политики в российских регионах остро не хватает инфраструктуры, которая генерировала бы новые проекты, и самое главное, команды

единомышленников, которые могли бы их эффективно реализовывать.

Библиографический список

Глотов М.Б. Жизненные ориентации студентов полиэтнического вуза // Российское студенчество на рубеже веков: материалы Всероссийского студенческого форума / под ред. Ю.В. Коврижных, Г.В. Куприяновой; науч. ред. Т.Э. Петрова. М.: Логос, 2001. С. 148-158.

Катровский А.П. Молодежь и образование: социально-географический аспект // Молодежь 97: надежды и разочарования: Кн. 1. М.: Социум, 1997. С. 194-200.

Нехаева Т.Г. Реализация молодежной политики в городе Туле // Тезисы Всероссийской научной конференции «Молодежь и становление новой России» (Москва, 27-30 мая 1997 г.). М.: Госкомитет РФ по делам молодежи, НИЦ при Институте молодежи, 1997. С. 30-34.

Панков Д.В. Особенности формирования государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском округе // Молодежь и общество на рубеже веков: междунар. науч.-практическая конф., 20-21 октября 1998 г.: тезисы и материалы конференции. Ч. 2. М.: Институт молодежи, 1998. С. 69-73.

Социальная работа: Теория и практика / отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2003. 427 с.

Щербакова В.П. Инновационный потенциал молодежи // Молодежная политика. Информационный бюллетень. 1998. № 172-173. С. 18-20.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.