Научная статья на тему 'Формирование компетенции участника межэтнической коммуникации у студентов специальности «Реклама»'

Формирование компетенции участника межэтнической коммуникации у студентов специальности «Реклама» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА / СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕКЛАМЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саушкина В. В.

В статье рассмотрены особенности иноязычного обучения студентов специальности «Реклама», уточнены задачи и основная цель обучения, названы умения и навыки, входящие в структуру формируемой компетенции участника межэтнической коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саушкина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенции участника межэтнической коммуникации у студентов специальности «Реклама»»

В исследовании разработаны принципы функционирования эффективного учебного процесса, которые лежат в основе созданной обучающей системы:

1. Принцип представления и информационного материала.

Необходимо структурирование информационного материала, выделение наиболее значимых элементов знаний, диалог учителя и ученика, поскольку ученику это сделать трудно самостоятельно.

2. Принцип положительной обратной связи

Под положительной обратной связью понимается возрастание эффективности обучения и уровня знаний по физике в результате управления учебным процессом с помощью информационных технологий и соответствующего программно-методического обеспечения, реализующего элементы развивающего обучения.

Положительная обратная связь (ПОС) организует образовательный процесс в соответствии с объективными закономерностями обучения, поэтому без обратной связи невозможно эффективное управление обучением.

Постоянное вовлечение школьников в образовательный процесс под действием ПОС носит самоорганизованный характер, в результате которого к решению задач школьники приступают уже в полном составе. Развитие навыков автономного приобретения знаний сочетается с элементами развивающего обучения.

3. Принцип кумулятивного эффекта и нелинейного характера образовательного процесса. Условие самоуправления занятиями школьников.

Принцип кумулятивного эффекта проявляется в накоплении знаний в результате ответов на тестовые задания и при неоднократном обращении к теории, а также при формировании умений в решении задач и овладении опытом решения.

Нелинейность образовательного процесса такая организация процесса, при которой школьник включается в управление своей познавательной деятельностью, в процесс самостоятельного получения знаний, в приобретение индивидуального опыта учебнопознавательной деятельности и формирование навыков самоуправления личностным знанием.

Основной функцией учителя в нелинейном процессе обучения является сопровождение учебно-познавательной деятельности обучающихся, при этом роль учителя может выполнять компьютер.

4. Принцип рефлексии, т.е. осознание системно-логических связей всех понятий и закономерностей занятия. Для реализации принципа рефлексии необходимо в конце занятия представить схему логических связей, понятий и закономерностей.

Работа системы вносит существенные изменения в преподавание дисциплины "Физика": обеспечение индивидуализации, интенсификации обучения и контроля знаний с учетом приоритетности интересов обучаемых в самореализации, самоопределении; повышение мотивации обучения за счет новизны; достижение максимальной объективности и динамизма контроля; повышение познавательной активности обучаемых - индивидуальной и коллективной.

Литература

1. 1. Ерофеева, Г.В., Склярова, Е.А., Пескова, Е.С. Информационно-коммуникационные технологии в вузе и школе // Вестник ТГПУ.- Томск: ТГПУ, 2009. - Выпуск 11(89). - С.74-77. - (40% авт. уч.)

2. Ерофеева, Г.В., Склярова, Е.А., Пескова, Е.С., Крючков, Ю.Ю. Программно-методический комплекс по физике в школе // Физическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы 9-й Междунар. науч.-метод. конф., 1-4 марта 2010 года./ МПГУ: РГУ им. С.А. Есенина. - М., Рязань, 2010. - Ч.2. - С. 181-184. - (60% авт. уч.)

Саушкина В.В.

Кандидат педагогических наук, ассистент кафедры английского языка Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАСТНИКА МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕКЛАМА»

Аннотация

В статье рассмотрены особенности иноязычного обучения студентов специальности «Реклама», уточнены задачи и основная цепь обучения, названы умения и навыки, входящие в структуру формируемой компетенции участника межэтнической коммуникации.

Ключевые слова: межэтническая коммуникация, национально-культурная специфика, специалист по рекламе

Key words: interethnic communication, ethnic and cultural studies, advertising specialist

Цель обучения иностранному языку будущих специалистов по рекламе состоит в обеспечении возможности эффективной коммуникации в сфере профессиональной деятельности. Принимая во внимание тот факт, что мы обучаем студентов данной специальности английскому языку, необходимо отметить, что особое внимание следует уделить многообразию культурных традиций страны изучаемого языка. Это вытекает не только из того, что культура Великобритании является составной благодаря представителям четырех народов - англичан, шотландцев, валлийцев, ирландцев, но также важно помнить о том, что на территории Великобритании проживают иммигранты (около 8 % населения страны). И, бесспорно, данные отличающиеся друг от друга культуры следует рассматривать в отдельности. Этот факт, безусловно, нельзя оставить без внимания, учитывая актуальные проблемы воздействия и восприятия, а также локализации рекламных сообщений при проведении международных рекламных кампаний.

Рассматривая особенности языковой подготовки с позиции иностранного языка и иноязычной культуры, с учетом будущей профессиональной деятельности, мы приходим к заключению, что важно формировать умение осуществлять коммуникацию не только на межкультурном, но и на более глубоком уровне - уровне межэтнического общения. Основная цель обучения иностранному языку студентов специальности «Реклама» может быть сформулирована как формирование компетенции участника межэтнической коммуникации.

Задачи, конкретизирующие указанную цель обучения, определены следующим образом:

1. Формирование знаний, развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо) с профессиональных позиций, в контексте межэтнической коммуникации.

2. Формирование представлений, знаний о культурных особенностях этносов страны изучаемого языка, развитие навыков и умений грамотно использовать полученные знания в профессиональном межэтническом общении.

3. Формирование положительного отношения к культуре этнических групп страны изучаемого языка, развитие толерантности к ценностным системам и этносоциокультурным установкам.

Основная цель и задачи обучения позволяют определить конечные результаты, достижение которых возможно за счет овладения обучающимися совокупностью знаний, умений и навыков, входящих в структуру формируемой компетенции. Компетентность будущих специалистов по рекламе как участников межэтнической коммуникации предполагает наличие сформированных компетенций: лингвистической, лингвострановедческой и социокультурной. Для достижения поставленной цели нам представляется целесообразным выделить два основных взаимодействующих аспекта в структуре компетенции участника межэтнической коммуникации -лингвистического и культурного. Каждый из аспектов предполагает овладение определенными знаниями и требует развития специфических речевых навыков, умений и способностей, необходимых для осуществления успешной межэтнической коммуникации.

63

Для достижения оптимального уровня способностей к адекватному взаимодействию с представителями различных этносов Великобритании обучающимся, в первую очередь, необходимо обладать совокупностью таких этнокультурологических и коммуникативных умений, как

- умение использовать лексические единицы с культурным компонентом значения при построении речевого акта в ситуации межэтнического общения с учетом национально-культурной специфики вербального и невербального коммуникативного поведения;

- умение избегать и предотвращать этнокультурные конфликты (в связи с различиями ценностных систем и этносоциокультурных установок) при работе с зарубежной аудиторией, предполагающей наличие различных этнических групп.

Знания, навыки, умения и способности, входящие в структуру компетенции участника межэтнической коммуникации, формируются на основе коммуникативно-деятельностного и когнитивного подходов. Данные подходы предусматривают создание и поддержание у обучающихся, являющихся активными участниками процесса учения, потребности в общении и усвоение с ее помощью профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации. Коммуникативно-когнитивная направленность процесса обучения английскому языку имеет большое значение, так как формирование компетенции участника межэтнического общения невозможно без активной речемыслительной деятельности, направленной на познание иной культурной реальности, культурноповеденческих норм, традиций и отношений. Построению эффективной модели обучения английскому языку в условиях межэтнической коммуникации способствует также успешная интеграция лингвострановедческого и социокультурного подходов, ориентированных на изучение продуктов и явлений культуры на национальном, этническом и социальном уровнях [1].

Реализация вышеназванных подходов при формировании компетенции участника межэтнической коммуникации осуществляется на основе следующих принципов: аутентичности, межкультурного и межэтнического взаимодействия, личностно-деятельностной направленности процесса обучения, познания и учета ценностных культурных универсалий, принципа доминирования проблемных культуроведческих заданий, принципа активизации речемыслительной деятельности, учета психологических факторов межэтнического общения.

Методика языковой подготовки включает постепенную и систематическую работу по овладению социолингвистическими знаниями, их углублению, а также по формированию и совершенствованию умений межэтнического общения. Подобное обращение к проблеме изучения языка и культуры позволяет удачно сочетать элементы лингвострановедения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Такой подход к обучению иностранному языку во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации изучения иностранного языка и культуры.

Литература

1. Кузьмина, Л. Г. Типология социокультурных ошибок в англоязычной письменной речи русских обучаемых / Л. Г. Кузьмина, В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. - 1998. - N 5. - С.31-34; №6. - С. 10—18.

2. Оберемко, О. Г. Межэтническая коммуникация в профессиональной подготовке специалиста-переводчика: Теоретикометодологические основания исследования: Монография / О. Г. Оберемко; НГУ им. Н. И. Лобачевского. - Н. Новгород: Изд-во

ННГУ, 2000. - 187 с.

Тукаева Р.Н.

Доцент, кандидат социологических наук,

НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» г.Казань

ПОДГОТОВКА ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация

Подготовка профессиональных кадров для работы с молодёжью является одним из приоритетных направлений реализации молодёжной политики. Реализация основной образовательной программы по направлению «Организация работы с молодёжью» в Университете управления «ТИСБИ» способствует развитию инновационного мышления, молодежного предпринимательства, коррекции процесса социализации молодёжи.

Ключевые слова: молодёжная политика, молодёжные субкультуры, молодёжное предпринимательство

Key words: youth policy, youth subculture, youth business activity

Кризис современного российского общества и его основных институтов закономерно привёл к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей, прогрессирующей социальной неадаптивности молодёжи, углублению социального неравенства разных групп молодёжи. В современных социально-экономических условиях развития российского общества молодёжь является группой риска для разнообразных форм девиантного поведения в силу отсутствия эффективной системы управления молодёжными субкультурами.

Работа с молодежью является одним из приоритетных направлений реализации молодёжной политики как в Республике Татарстан, так и в России в целом. Данный факт определяется тем, что молодежь является стратегическим ресурсом развития страны, и все вопросы, связанные с жизнью молодых людей, входят в сферу национально-государственных интересов. В настоящее время в профессии организатора работы с молодежью существует множество направлений, среди которых можно выделить сопровождение молодежных инициатив, организацию креативных сред развития молодежи, молодежное предпринимательство, развитие инновационного мышления, досуговую деятельность молодежи, международное молодежное сотрудничество и др.

В целях реализации потребности Республики Татарстан в специалистах для работы с молодёжью негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Университет управления «ТИСБИ» осуществляет подготовку по направлению «Организация работы с молодёжью».

Перечень учебных курсов очень широк - здесь и молодёжная политика, и организация научного творчества молодёжи, психологическая диагностика, правовые и экономические основы работы с молодёжью, история молодёжных движений, тенденции развития молодёжных субкультур и многое другое.

В Университете управления «ТИСБИ» ведёт работу Социально-психологический центр, Центр студенческого творчества, научнометодический центр по работе с молодёжью, Студенческий совет, медиастудия. Здесь студенты получают возможность ознакомиться с необходимой для профессионализации информацией, получить опыт разработки и реализации молодёжных проектов и акций, научиться взаимодействовать с представителями партнёрских организаций.

В процессе реализации основной образовательной программы по направлению «Организация работы с молодёжью» в Университете управления «ТИСБИ» предпочтение отдаётся инновационным методам преподавания - тренинговым занятиям, исследовательской и проектной деятельности, творческим заданиям, практической экспертизе, анализу реальных документов, видео и аудиоматериалов. Студенты участвуют в работе мастер-классов, организуемых российскими и зарубежными специалистами в области молодёжной

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.