Научная статья на тему 'Повышение эффективности самостоятельной работы старшеклассников средствами компьютерной обучающей системы'

Повышение эффективности самостоятельной работы старшеклассников средствами компьютерной обучающей системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / КУМУЛЯТИВНЫЙ ЭФФЕКТ И НЕЛИНЕЙНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пескова Евгения Сергеевна

Статья посвящена организации управления учебной деятельностью школьников при помощи информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пескова Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности самостоятельной работы старшеклассников средствами компьютерной обучающей системы»

Тест самоконтроля (ТСК) выполняет функцию контроля за усвоением лекционного материала. Тест состоит из 20-50 вопросов с выбором варианта ответа и выполняется в режиме онлайн с ограничением по времени. Студентам предлагаются задания закрытого типа с выбором ответа (ответов), задания на нахождение соответствия, задания на упорядочение последовательности единиц, а также задания открытого типа с самостоятельно формулируемым ответом. По завершении каждого учебного модуля студенты выполняют тематический тест, цель которого - проверить усвоение материала всего учебного модуля.

Контрольная работа охватывает материал двух учебных модулей и включает задания, связанные с анализом различных языковых явлений. Преимуществом курса является то, что студент моментально получает результаты своей деятельности, оцениваемые по 100балльной шкале, может видеть свой рейтинг по отношению к другим учащимся группы, всегда может получить комментарий по любому виду деятельности. Преподаватель имеет полный отчет об учебной активности и результатах работы каждого студента и группы в целом. Возможно проведение консультаций в режиме онлайн и офлайн. Кроме того, система Moodle предоставляет студентам и преподавателям возможность дополнительного общения с помощью элементов Чат и Форум и может быть использована как аналог социальной сети в рамках конкретного вуза.

Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. Сервис «Форум преподавателей» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Moodle позволяет контролировать «посещаемость», активность студентов, время их учебной работы в сети. Как видим, данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем и имеет важные преимущества перед аналогичными системами.

Таким образом, использование электронного курса «Современный русский литературный язык» способствует введению в учебный процесс методов и средств, которые обеспечат индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при консультативной помощи преподавателя. Преподаватели и студенты получают возможность использовать одну из наиболее эффективных программ электронного обучения для дальнейшего развития информационно-образовательной среды вуза.

Литература

1. Андреев А. В., Андреева С. В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle [Электронный ресурс]. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.

2. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007. - 108 с.

3. Нарушевич А.Г. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2010, № 10.

4. Нарушевич А.Г. О новой электронной образовательной программе «Готовимся к сочинению на ЕГЭ» / Нарушевич Андрей Георгиевич // Современные технологии в образовательном процессе. Материалы шестого научно-методического семинара. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. С.168-172.

Пескова Евгения Сергеевна

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ

КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

Статья посвящена организации управления учебной деятельностью школьников при помощи информационных технологий.

Ключевые слова: обучающая система, положительная обратная связь, кумулятивный эффект и нелинейный характер

Key words: training system, regenerative feedback, cumulative effect, non-linear

Проблемы российского высшего технического образования, связанные с уменьшением интереса к техническому образованию, со сложностью трудоустройства выпускников в связи со слабо развивающейся экономикой и кризисом, с переходом на многоуровневую систему образования и соответствующей его перестройкой и др., непосредственно сказывается на подготовке школьников и последующей способности усвоения студентами вузовских курсов физики и математики.

Подготовка старшеклассников к ЕГЭ как в школе, так и с помощью различного рода репетиторов, не предполагает изначально системного и систематического изучения дисциплин. При таких условиях на технический вуз накладывается задача дополнительного образования с целью систематизации знаний обучающихся и создание системы в изучении естественнонаучных, математических и профессиональных дисциплин.

Ни студент, ни школьник не могут самостоятельно изучать и закреплять знания так, как это происходит на практическом занятии в присутствии преподавателя. Компьютер может руководить работой пользователя, только, если имеется соответствующее программнометодическое обеспечение для изучения конкретной темы, роль преподавателя при этом выполняет компьютер [1].

В соответствии с дидактическими, методическими и психолого-педагогическими требованиями к компьютеризированным обучающим системам была разработана структура построения обучающей системы с обратной связью и ее модель для различных форм занятий (аудиторное занятие, занятие по контролю знаний), а так же при организации самостоятельной работы учеников. Она была создана в Томском политехническом университете (ТПУ) по аналогии с интерактивной обучающей системы по физике для студентов ТПУ [2].

В учебном процессе изучаются следующие темы:

• Свойства электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Принцип суперпозиции полей.

• Потенциал электрического поля. Связь между напряженностью и потенциалом.

• Постоянный электрический ток.

- Каждое занятие содержит следующие структурные элементы: информационную часть (теорию), контрольные вопросы (тест), примеры решения типовых задач (подсказка), контрольные задачи, справочник, для некоторых занятий имеется историческая справка о занимательных и поучительных факторах из жизни ученых и их открытиях.

Вопросы и задачи теста распределены с помощью датчика случайных чисел. Это способствует самостоятельной работе школьников и приобретению навыков в решении задач каждого обучающегося. Обучающая система по методике обучения обладает всеми признаками развивающего обучения [2].

62

В исследовании разработаны принципы функционирования эффективного учебного процесса, которые лежат в основе созданной обучающей системы:

1. Принцип представления и информационного материала.

Необходимо структурирование информационного материала, выделение наиболее значимых элементов знаний, диалог учителя и ученика, поскольку ученику это сделать трудно самостоятельно.

2. Принцип положительной обратной связи

Под положительной обратной связью понимается возрастание эффективности обучения и уровня знаний по физике в результате управления учебным процессом с помощью информационных технологий и соответствующего программно-методического обеспечения, реализующего элементы развивающего обучения.

Положительная обратная связь (ПОС) организует образовательный процесс в соответствии с объективными закономерностями обучения, поэтому без обратной связи невозможно эффективное управление обучением.

Постоянное вовлечение школьников в образовательный процесс под действием ПОС носит самоорганизованный характер, в результате которого к решению задач школьники приступают уже в полном составе. Развитие навыков автономного приобретения знаний сочетается с элементами развивающего обучения.

3. Принцип кумулятивного эффекта и нелинейного характера образовательного процесса. Условие самоуправления занятиями школьников.

Принцип кумулятивного эффекта проявляется в накоплении знаний в результате ответов на тестовые задания и при неоднократном обращении к теории, а также при формировании умений в решении задач и овладении опытом решения.

Нелинейность образовательного процесса такая организация процесса, при которой школьник включается в управление своей познавательной деятельностью, в процесс самостоятельного получения знаний, в приобретение индивидуального опыта учебнопознавательной деятельности и формирование навыков самоуправления личностным знанием.

Основной функцией учителя в нелинейном процессе обучения является сопровождение учебно-познавательной деятельности обучающихся, при этом роль учителя может выполнять компьютер.

4. Принцип рефлексии, т.е. осознание системно-логических связей всех понятий и закономерностей занятия. Для реализации принципа рефлексии необходимо в конце занятия представить схему логических связей, понятий и закономерностей.

Работа системы вносит существенные изменения в преподавание дисциплины "Физика": обеспечение индивидуализации, интенсификации обучения и контроля знаний с учетом приоритетности интересов обучаемых в самореализации, самоопределении; повышение мотивации обучения за счет новизны; достижение максимальной объективности и динамизма контроля; повышение познавательной активности обучаемых - индивидуальной и коллективной.

Литература

1. 1. Ерофеева, Г.В., Склярова, Е.А., Пескова, Е.С. Информационно-коммуникационные технологии в вузе и школе // Вестник ТГПУ.- Томск: ТГПУ, 2009. - Выпуск 11(89). - С.74-77. - (40% авт. уч.)

2. Ерофеева, Г.В., Склярова, Е.А., Пескова, Е.С., Крючков, Ю.Ю. Программно-методический комплекс по физике в школе // Физическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы 9-й Междунар. науч.-метод. конф., 1-4 марта 2010 года./ МПГУ: РГУ им. С.А. Есенина. - М., Рязань, 2010. - Ч.2. - С. 181-184. - (60% авт. уч.)

Саушкина В.В.

Кандидат педагогических наук, ассистент кафедры английского языка Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАСТНИКА МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕКЛАМА»

Аннотация

В статье рассмотрены особенности иноязычного обучения студентов специальности «Реклама», уточнены задачи и основная цепь обучения, названы умения и навыки, входящие в структуру формируемой компетенции участника межэтнической коммуникации.

Ключевые слова: межэтническая коммуникация, национально-культурная специфика, специалист по рекламе

Key words: interethnic communication, ethnic and cultural studies, advertising specialist

Цель обучения иностранному языку будущих специалистов по рекламе состоит в обеспечении возможности эффективной коммуникации в сфере профессиональной деятельности. Принимая во внимание тот факт, что мы обучаем студентов данной специальности английскому языку, необходимо отметить, что особое внимание следует уделить многообразию культурных традиций страны изучаемого языка. Это вытекает не только из того, что культура Великобритании является составной благодаря представителям четырех народов - англичан, шотландцев, валлийцев, ирландцев, но также важно помнить о том, что на территории Великобритании проживают иммигранты (около 8 % населения страны). И, бесспорно, данные отличающиеся друг от друга культуры следует рассматривать в отдельности. Этот факт, безусловно, нельзя оставить без внимания, учитывая актуальные проблемы воздействия и восприятия, а также локализации рекламных сообщений при проведении международных рекламных кампаний.

Рассматривая особенности языковой подготовки с позиции иностранного языка и иноязычной культуры, с учетом будущей профессиональной деятельности, мы приходим к заключению, что важно формировать умение осуществлять коммуникацию не только на межкультурном, но и на более глубоком уровне - уровне межэтнического общения. Основная цель обучения иностранному языку студентов специальности «Реклама» может быть сформулирована как формирование компетенции участника межэтнической коммуникации.

Задачи, конкретизирующие указанную цель обучения, определены следующим образом:

1. Формирование знаний, развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо) с профессиональных позиций, в контексте межэтнической коммуникации.

2. Формирование представлений, знаний о культурных особенностях этносов страны изучаемого языка, развитие навыков и умений грамотно использовать полученные знания в профессиональном межэтническом общении.

3. Формирование положительного отношения к культуре этнических групп страны изучаемого языка, развитие толерантности к ценностным системам и этносоциокультурным установкам.

Основная цель и задачи обучения позволяют определить конечные результаты, достижение которых возможно за счет овладения обучающимися совокупностью знаний, умений и навыков, входящих в структуру формируемой компетенции. Компетентность будущих специалистов по рекламе как участников межэтнической коммуникации предполагает наличие сформированных компетенций: лингвистической, лингвострановедческой и социокультурной. Для достижения поставленной цели нам представляется целесообразным выделить два основных взаимодействующих аспекта в структуре компетенции участника межэтнической коммуникации -лингвистического и культурного. Каждый из аспектов предполагает овладение определенными знаниями и требует развития специфических речевых навыков, умений и способностей, необходимых для осуществления успешной межэтнической коммуникации.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.