Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РЕШЕНИЮ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РЕШЕНИЮ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА / ГОЛОВОЛОМКА / РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ENTERTAINING CHALLENGE / PUZZLE / DEVELOPMENT OF THINKING / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Саргылана Степановна, Николаева Алевтина Васильевна

Статья раскрывает вопросы применения занимательных задач в образовательной и досуговой деятельности детей младшего школьного возраста. На основе анализа источников представлены теоретико-методологические основы формирования интереса детей младшего дошкольного возраста к решению занимательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTEREST OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE TO THE SOLUTION OF OCCUPATIONAL TASKS

The article reveals the application of entertaining tasks in the educational and leisure activities of children of primary school age. On the basis of the analysis of sources theoretical and methodological bases of formation of interest of children of younger preschool age to the solution of entertaining problems are presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РЕШЕНИЮ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ»

Педагогика

УДК: 373.1

старший преподаватель Яковлева Саргылана Степановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Николаева Алевтина Васильевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РЕШЕНИЮ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация. Статья раскрывает вопросы применения занимательных задач в образовательной и досуговой деятельности детей младшего школьного возраста. На основе анализа источников представлены теоретико-методологические основы формирования интереса детей младшего дошкольного возраста к решению занимательных задач.

Ключевые слова: занимательная задача, головоломка, развитие мышления, интеллектуальное развитие, творческие способности.

Annоtation: The article reveals the application of entertaining tasks in the educational and leisure activities of children of primary school age. On the basis of the analysis of sources theoretical and methodological bases of formation of interest of children of younger preschool age to the solution of entertaining problems are presented.

Keywords: entertaining challenge, puzzle, development of thinking, intellectual development, creativity.

Введение. Детство является лучшим периодом в умственном развитии детей. Это - период накопления знаний, развития мышления.

В современном мире дети очень быстро учатся и познают новое. Многое об окружающем мире ребенок узнает из телевидения и интернета. К сожалению, кроме пользы они могут принести и вред. Вопрос выбора безопасных и полезных интернет-источников сегодня должен интересовать педагогов и родителей.

Занимательные задачи, могут иметь форму головоломки или обычной математической задачи «с секретом», каким-либо неожиданным или забавным ответом. Именно эти задачи являются одним из самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта. Не зря эти задачи передавались устно и письменно из поколения в поколение.

В связи с этим, привлечение интереса к занимательным задачам из книг и интернета у детей является актуальной проблемой современного детства.

Целью статьи является освещение теоретико-методологических основ формирования интереса детей младшего дошкольного возраста к решению занимательных задач.

Изложение основного материала статьи. Младший школьный возраст характеризуется следующими особенностями развития ребенка:

- неустойчивое внимание,

- преобладание наглядно-образного мышления,

- повышенная двигательная активность,

- склонность к игре,

- разнообразный интерес.

Все эти проявления необходимо учитывать в образовательном процессе и формировании интереса к обучению младших школьников.

В процессе обучения младших школьников применяются т.н. занимательные задачи.

Задача - ситуация с исходными данными, которые нужны для нахождения ответа на вопрос из условия. Занимательные задачи должны строиться на рассуждении, без применения математических формул и включать в себя необычно поставленный вопрос [11].

Занимательные задачи - задачи «на соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи), без которых, по мнению Н.И. Лобачевского, преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание [1].

Одной из важных характеристик занимательных задач Т.Г. Азарова называет формирование гибкости мышления, освобождение от стереотипности, которое происходит при решении любой, даже очень простой занимательной задачи. Занимательность стимулирует создание нового, дает толчок к творческому мышлению, создает благоприятную почву для творчества. Стимулирует познавательный интерес обучающихся [6].

В 1913 г. вышла книга Я.И. Перельмана «Занимательная физика» [9]. Она была адресована для молодежи и отличалась оригинальным стилем изложения познавательного материала. Я.И. Перельман развивал идею о развитии «научного воображения». Научное воображение основано на ассоциативных связях знаний по физике, химии, математике с конкретными явлениями жизни.

Решение головоломок приносит огромную пользу человеку на любом этапе его жизни. Тренировка логики, памяти, сообразительности позволяет не только успешно решать головоломки, но и находить правильные решения в сложных жизненных ситуациях. Головоломки тренируют усидчивость, терпение и настойчивость. При решении занимательных задач у детей развиваются многие важные качества: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, творческие способности и самоорганизация. Несомненно, это важные и полезные навыки, которые стоит развивать с ранних лет [2].

Решение занимательных задач - увлекательное занятие. Каждая задача открывает детям и взрослым интересную историю, сказочный сюжет, веселую игру.

Таким образом, под определением «занимательная задача» подразумевается интересная и увлекательная задача с необычным сюжетом.

Занимательность задач выступает связующим звеном между образовательной деятельностью детей и их досугом. Такой вид задач педагоги включают в основную часть занятий или используют в его конце, когда снижается внимание детей. Головоломки целесообразны при закреплении пройденного, в качестве «интеллектуальной гимнастики».

Таким образом, можно выделить пользу занимательных задач и загадок:

- оказывает положительное воздействие на эмоциональный фон;

- влияет на развитие познавательных процессов и творческих способностей;

- повышает интерес детей к учебе.

Мы предполагаем, что для формирования интереса к решению занимательных задач необходимо:

- учитывать уровень развития, общие интересы учащихся;

- обеспечить доступность занимательных задач в образовательной среде;

- поддерживать положительную эмоциональную атмосферу обучения.

Первое условие - учет развития и интересов учащихся. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности развития учащихся, основываясь на научные данные педагогики и психологии, а также на ту информацию, которую он получает при личном изучении детей (физическое развитие, интеллектуальные способности, реакция на критику, коммуникабельность и пр.).

Планируя введение занимательных задач в образовательный процесс, педагог подбирает занимательные задачи разных видов.

З.А. Михайлова [7] выделяет три вида занимательных задач:

- развлечения (загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки и др.);

- математические (логические) игры, задачи, упражнения (с блоками, шашки, шахматы, словесные);

- дидактические (с наглядным материалом, словесные).

Любая занимательная задача выполняет в своей цели решение образовательных задач, завуалированных интересным сюжетом, игровыми элементами.

Занимательные задачи условно разделить на несколько групп:

- простые задачи (на внимательность, память, вычислительные способности и др.),

- задачи с подвохом,

- обманки,

- сложные задачи,

- задачи на изменение сюжета сказок.

В простых задачах - простое логическое решение, требующее наблюдательности. Это могут быть задачи на нахождение цифр, геометрических фигур, сравнение, нахождение общего, продолжение ряда.

В задачах с подвохом верный ответ не тот, что приходит первым в голову. Нужно быть внимательным, чтобы не ошибиться. Задачи с подвохом очень смешные, поэтому они очень нравятся детям и вызывают бурю положительных эмоций. К примеру:

- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все).

- У отца Мэри есть 5 дочерей: Чача, Чичи, Чече, Чочо. Как зовут 5 дочь? (Мэри).

- Как каплю превратить в цаплю? (Поменять буквы).

- Электричка едет на восток со скоростью 80 км/час. В какую сторону летит дым? (У электрички нет дыма).

Задачи-обманки очень нравятся детям. Обычно бывают в форме коротких стихотворений, ответ нужно называть в конце. Ответ, который идет в рифму и который хочется назвать не подходит. Для того, чтобы ответить правильно нужно внимательно слушать условие обманки. К примеру:

- С пальмы вниз на пальму снова ловко прыгает ...? (Не корова, а обезьяна).

- На уроках будешь спать, за ответ получишь ...? (Не пять, уж точно).

- Во дворе трещит мороз, шапку ты надень на ...? (Не на нос).

- Моим сестричкам маленьким купили к лету ...? (Не валенки).

Сложные задачи требуют больше времени для решения, навыка вычислений и некоторых знаний.

Приведем пример сложных задач для учеников первого класса:

- Паша и Лена пришли в школу в одно и то же время. Лена шла медленнее Паши. Кто первым вышел из дома? (Лена).

- Пете и Коле купили по коробке конфет. В каждой коробке находится 12 конфет. Петя из своей коробки съел несколько конфет, а Коля из своей коробки съел столько конфет, сколько осталось в коробке у Пети. Сколько конфет осталось на двоих у Пети и Коли? (12 конфет).

- Человек живет на 17-м этаже. На свой этаж он поднимается на лифте только в дождливую погоду или тогда, когда кто-нибудь из соседей с ним едет в лифте. Если погода хорошая и он один в лифте, то он едет до 9-го этажа, а дальше до 17-го этажа идет пешком по лестнице... Почему? (Этот человек маленького роста).

- Один джентльмен, показывая своему другу портрет, нарисованный по его заказу одним художником, сказал: "У меня нет ни сестер, ни братьев, но отец этого человека был сыном моего отца". Кто был изображен на портрете? (Его сын).

В наших любимых сказках многие герои оказываются в нестандартной ситуации, которую нужно решить. Василиса Премудрая, Иван-царевич, Маленький Мук, Крошечка-Хаврошечка и др. Задачи, связанные со сказочными героями заставляют детей задуматься и учат видеть ситуацию со всех сторон и найти нестандартное решение. Ответы могут быть разными (см. таблицу 1).

Таблица 1

Нестандартные ситуации сказочных героев

Сказка Ситуация для решения Варианты ответов

«Гуси-Лебеди» Девочке нужно спасти брата. Как разговаривать с волшебными предметами? Что делать в доме у Бабы-Яги. - позвать на помощь соседей, - не выходить на улицу без разрешения, - надо было предупредить жителей деревни, что гуси-лебеди похищают детей.

«Крошечка-Хаврошечка» Девочке нужно спасти коровушку. - коровушку нужно увести от злых хозяев, - усыпить Трехглазку волшебными таблеткми.

«Иван-царевич и царевна Лягушка» Иван-царевич попадает в трудную ситуацию. В короткий срок его супруге Лягушке нужно испечь хлеб, выткать ковер, предстать перед царем. - позвать на помощь поваров, ткачей, стилистов, визажистов.

«Кот в сапогах» Как выручить хозяина? - организовать театр «Говорящий кот» и получать деньги за билеты.

«Маленький Мук» Как спастись от голода? Как проучить обманщиков-злодеев? - быть внимательным и не выдавать тайну туфель.

«Три поросенка» Как спастись от волка? - всем троим сразу начать строить прочный дом.

«Красная шапочка» Как безопасно навестить бабушку? - не ходить одной, - надо взять бабушку к себе.

Можно взять сюжет любой сказки и поразмышлять над тем, как можно было поступить герою в сложной ситуации.

В целях обеспечения второго условия - доступности занимательных задач в образовательной среде педагогом проводятся консультации для родителей, ознакомление их с источниками и задачами.

Интересные варианты задач и загадок можно найти в интернет-источниках. Среди прочих, мы нашли удобные и популярные среди детей и родителей (см. таблицу 2).

Таблица 2

Ссылки на интернет-ресурсы занимательных задач и загадок

Название интернет-ресурса Адрес ШЬ

CartoonShosho https://www.youtube.com/user/CartoonShosho

MOGOL ^ https://www.youtube.com/channel/UC6 NK7sQEz1wHAYalwh-mFQ

Adme https://www.adme.ru

Logiclike https://logiclike.com/math-logic

Azbyka https://azbyka.ru/deti/logicheskie-i-zanimatelnye-zadachi

На сайте Logiclike [4] есть отличная разбивка задач по возрасту (4-5, 6, 7, 8 лет), отдельно можно выбрать задачи для школьников до 4 класса и дошкольников. Представлены примеры разнообразных заданий (логические задачи математические ребусы, задачи на поиск закономерностей, правда и ложь найди лишнее в каждой группе, магические квадраты, шахматные задачи для начинающих, загадки на логику, головоломки со спичками, перестановки). Выполнение заданий начинается с разминки, а за каждый правильный ответ ребенку засчитываются баллы и ведется рейтинг, за завершение курса детей хвалит робот. Курс построен по принципу «от простого к сложному».

На канале «Загадки бабушки Шошо» [5] ребят каждый раз встречает главная героиня - милая бабушка, которая «общается» со зрителем, задает вопросы, представляет неожиданные ответы. Ниже приведем примеры загадок бабушки:

- На суку сидит ворона. Что надо сделать, чтобы отпилить сук, не потревожив ворону?

- У отца Мэри есть 5 дочерей: Чача, Чичи, Чече, Чочо. Как зовут 5 дочь?

- Висит груша — нельзя скушать. Не лампочка.

П.И. Сорокин предлагает использовать занимательные задачи в кружковой деятельности по математике [8]:

- Я назову какое-нибудь число, а вы назовите мне такой предмет, который содержит это число. Например, если я скажу: «пять», вы можете ответить: «Рука имеет пять пальцев».

- Назовите быстро: 1) 5 различных имен девочек; 2) 5 имен мальчиков; 3) 5 цветков; 4) 5 домашних животных; 5) 5 предметов, необходимых ученику.Интересен подход у Н.М. Карпушиной [10], которая в своем исследовании представляет занимательные задачи на основе литературных произведений. В своих занимательных историях-задачах затронуты известные произведения Дж. Свифта, Л. Кэрролла, А. Пушкина и др. Многие из ее оригинальных задач были опубликованы в журнале «Наука и жизнь».

Третье условие - поддержание положительной эмоциональной атмосферы обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для повышения интереса детей к занимательным задачам применяют яркую привлекательную форму -задачи и загадки представлены в виде коротких мультипликационных роликов, где обрисованы все главные действующие лица и предметы.

В применении ИКТ в образовательной деятельности детей должны учитываться принципы безопасного и целенаправленного использования электронных обучающих игр и пособий [13]. Все представленные в нашем исследовании задачи и загадки дети могут проходит на смартфоне и компьютере.

В связи с этим, возникает вопрос о вредности влияния всей этой техники для детей. Негативные реакции от использования смартфонов проявляются у детей в виде снижения памяти, внимания, скорости реакции, раздражительностью [12]. Нельзя сидеть часами, иначе ребёнок быстро потеряет интерес к решению задач. Достаточно 15-20 минут в день без вреда для здоровья и развития.

В целях выявления задач, которые больше всего интересны детям мы провели опрос среди учеников начальных классов и их родителей (32 чел.). Результаты опроса показали (см. таблицу 3), что взрослым интересны задачи на изменение сюжета сказки (12 человек), сложные и простые (по 7 человек). Дети выбирали больше задачи с подвохом (4 человека) и простые (3 человека).

Таблица 3

Результаты опроса

Вид задачи Кол-во выборов (из них дети)

Простая задача 7 (3)

Задача с подвохом 6 (4)

Обманка 3 (1)

Сложная задача 7 (1)

Задача на изменение сюжета сказки 12 (1)

Среди взрослых и детей самым не популярным выбором стали задачи-обманки. Мы связали этот факт с тем, что данный вид задач является самым легким в решении.

Выводы. Таким образом, установлено, что формирование интереса к решению занимательных задач имеет важное значение для развития детей. Это связано с т.н. «занимательностью» задачи, решение которой:

- оказывает положительное воздействие на эмоциональный фон;

- влияет на развитие познавательных процессов и творческих способностей;

- повышает интерес детей к учебе.

Выявлено, что для формирования интереса к решению занимательных задач необходимо:

- учитывать уровень развития, общие интересы учащихся;

- обеспечить доступность занимательных задач в образовательной среде;

- поддерживать положительную эмоциональную атмосферу обучения.

Литература:

1. Азарова Т.Г. Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности младших школьников при обучении математике / Т.Г. Азарова // Труды молодых ученых алтайского государственного университета. - 2012. - № 9. - С. 304-306.

2. Есть ли польза от головоломок? [Электронный ресурс] / Сайт головоломок ССС. - 2018. - Режим доступа: https://cccstore.ru/blog/articles/est-li-polza-ot-golovolomok / (дата обращения: 28.10.2019).

3. Задачи бабушки Шошо [Электронный ресурс] / Канал CartoonShosho. - 2018. - Режим доступа: https://www.youtube.com/user/CartoonShosho (дата обращения: 28.10.2019).

4. Карпушина Н.М. Любимые книги глазами математика. Занимательные задачи и познавательные истории для взрослых и детей. - М.: АНО Наука и жизнь, 2011. - 168 с.

5. Касумова Б.С-А. Использование занимательных задач в процессе обучения математике / Б.С-А. Касумова // Успехи современной науки. - 2017. - № 3. - С. 22-23.

6. Кротова Т.В. Информационно-коммуникативные технологии в образовании детей дошкольного возраста / Т.В. Кротова // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 4. - С. 110-113.

7. ЛогикЛайк [Электронный ресурс] / Онлайн курс логики в игровой форме. - 2018. - Режим доступа: https://logiclike.com (дата обращения: 28.10.2019).

8. Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2019 г. № МР 2.4.0150-19/01-230-13-01) / Учебный год. - 2019. - № 3 (56). - С. 32-34.

9. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 151 с.

10. Мишкины книжки [Электронный ресурс] / Развивающий сайт для детей. - 2018. - Режим доступа: https://mishka-knizhka.ru/russkie-volshebnye-skazki/ (дата обращения: 28.10.2019).

11. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты / Я.И. Перельман. - М.: Эксмо, 2018. - 320 с.

12. Сорокин, П.И. Занимательные задачи по математике / П.И. Сорокин. - М.: Рипол Классик, 2013. - 151 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.