Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ЛЕТНЕЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ'

СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ЛЕТНЕЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРЕС / ИССЛЕДОВАНИЕ / ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ИГРОВЫЕ ФОРМЫ / АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADDITIONAL MATHEMATICAL EDUCATION / EARLY ADOLESCENCE / DEVELOPMENT / MOTIVATION / INTEREST / RESEARCH / ENTERTAINING MATHEMATICAL PROBLEMS / GAME FORMS / ACTIVE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бреус Ирина Анатольевна

Статья посвящена раскрытию теоретико-методических основ организации работы с детьми младшего подросткового возраста в летней математической школе, функционирующей при Институте математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича Южного федерального университета. Внимание уделяется вопросам организации занятий с учетом возрастных особенностей обучающихся, содержанию, методам и средствам обучения. Приведены примеры заданий, математических игр, в том числе подвижных, ориентировочный план работы на занятии. Рассмотрена роль занятий в формировании у детей опыта начальной исследовательской деятельности и перспективы их дальнейшего обучения в Воскресной математической школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бреус Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF COGNITIVE ACTIVITIES OF YOUNGER TEENAGERS IN SUMMER MATHEMATICAL SCHOOL

The article is devoted to the disclosure of theoretical and methodological foundations of the organization of work with children of young adolescents in the summer school of mathematics, functioning at the Institute of Mathematics, Mechanics and Computer Science. I.I. Vorovich of the Southern Federal University. Attention is paid to the organization of classes, taking into account the age characteristics of students, the content, methods and means of training. Examples of tasks, mathematical games, including moving ones, an indicative work plan in the lesson are given. The role of classes in the formation in children of the experience of initial research activities and the prospects for their further education at the Sunday School of Mathematics are considered.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ЛЕТНЕЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ»

организованной ими игровой деятельности. Дети экспериментальной группы предпочли организовать предложенную нами на формирующем этапе сюжетно-ролевую игру «Фитнес клуб». Стоит отметить, что в процессе распределения ролей, один мальчик, который на констатирующем этапе не принимал активного участия в самостоятельной организации совместной сюжетно-ролевой игры, на контрольном этапе активно предлагал возможные роли и брал на себя инициативу в распределении игрушек, что говорит о сформированности у него умения организовать игру.

В ходе развивающихся событий сюжетно-ролевой игры, организованной детьми экспериментальной группы, ими также была придумана проблемная ситуация, которая заключалась в потере кошелька одного из посетителей фитнес клуба. Следовательно, в этой ситуации тоже можно говроить о сформированности умения сочувствовать и сопереживать у детей экспериментальной группы на контрольном этапе.

В ходе наблюдения за совместной сюжетно-ролевой игрой детей экспериментальной группы среднего дошкольного возраста нам удалось оценить уровень сформированности навыков взаимодействия детей на контрольном этапе по следующим критериям: общительность ребенка со сверстниками; умение организовать игру; умение без конфликта играть с другими детьми; умение делиться игрушками; умение сочувствовать другому ребенку, утешать его; умение не обижать других; умение не обижаться на других; справедливость во взаимоотношениях со сверстниками.

Согласно полученным данным детей с низким уровнем сформированности навыков взаимодействия с другими детьми в экспериментальной группе не оказалось: 38% детей экспериментальной группы имеют средний уровень сформированности межличностных отношений, что говорит и необходимости работы по развитию коммуникативных навыков и взаимоотношений детей в целом. Ребенок со средним уровнем сформированности навыков межличностных отношений устанавливает контакт со сверстниками, делится игрушками, но чувство справедливости во взаимоотношениях у него развито недостаточно; 62% детей среднего дошкольного возраста данной группы имеют высокий уровень сформированности межличностных отношений. Такой ребенок всегда стремится установить контакт со всеми сверстниками, проявляет инициативу в организации совместной игровой деятельности детей, не обижается сам и не обижает других, у него хорошо развито чувство справедливости, умение сочувствовать и помогать.

С целью пронаблюдать за уровнем сформированности навыков взаимодействия детей среднего дошкольного возраста контрольной группы мы предложили детям самостоятельно организовать совместную сюжетно-ролевую игру так, чтобы каждый член детского коллектива принял участие в организованной ими игровой деятельности. Дети контрольной группы организовали сюжетно-ролевую игру «Путешествие». На самом деле, ребятам очень сложно было определиться с сюжетом их совместной игровой деятельности. Ребята спорили, конфликтовали. В конце концов, совместная игровая деятельность детей контрольной группы не пришла к какому-либо логическому завершению, а разбилась на отдельные сюжетные игры.

На основе полученных результатов наблюдений и анализа уровня сформированности навыков взаимодействия детей, можно сделать вывод, что 21% детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе имеют низкий уровень сформированности межличностных отношений; 43% из общего числа детей контрольной группы имеют средний уровень сформированности межличностных отношений, но требует работы по формированию этих отношений; 36% детей среднего дошкольного возраста данной группы имеют высокий уровень сформированности межличностных отношений.

Выводы. Можно сделать вывод о том, что использование в процессе обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста сюжетно-ролевых игр эффективно влияет на уровень сформированности навыков взаимодействия детей друг с другом, и, следовательно, на межличностные отношения детей в целом.

Проведённое нами исследование на базе Международной школы «Alabuga International School» в экспериментальной и контрольной группах детей среднего дошкольного возраста показали, что использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения и воспитания детей эффективно влияет на уровень сформированности межличностных отношений детей данной возрастной категории.

Литература:

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 121 с.

2. Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. - Пенза, 2015. - 234 с.

3. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение: Владос, 2015. - 420 с.

Педагогика

УДК: 371.398

кандидат педагогических наук, доцент Бреус Ирина Анатольевна

Институт математики, механики и компьютерных наук имени И.И. Воровича

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ЛЕТНЕЙ

МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена раскрытию теоретико-методических основ организации работы с детьми младшего подросткового возраста в летней математической школе, функционирующей при Институте математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича Южного федерального университета. Внимание уделяется вопросам организации занятий с учетом возрастных особенностей обучающихся, содержанию, методам и средствам обучения. Приведены примеры заданий, математических игр, в том числе подвижных, ориентировочный план работы на занятии. Рассмотрена роль занятий в формировании у детей опыта начальной исследовательской деятельности и перспективы их дальнейшего обучения в Воскресной математической школе.

Ключевые слова: дополнительное математическое образование, младший подростковый возраст, развитие, мотивация, интерес, исследование, занимательные математические задачи, игровые формы, активная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the disclosure of theoretical and methodological foundations of the organization of work with children of young adolescents in the summer school of mathematics, functioning at the Institute of Mathematics, Mechanics and Computer Science. I.I. Vorovich of the Southern Federal University. Attention is paid to the organization of classes, taking into account the age characteristics of students, the content, methods and means of training. Examples of tasks, mathematical games, including moving ones, an indicative work plan in the lesson are given. The role of classes in the formation in children of the experience of initial research activities and the prospects for their further education at the Sunday School of Mathematics are considered.

Keywords: additional mathematical education, early adolescence, development, motivation, interest, research, entertaining mathematical problems, game forms, active work.

Введение. Летняя математическая школа представляет собой одну из форм организации дополнительного математического образования. В Южном федеральном университете она функционирует при Институте математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича.

Опираясь на результаты диссертационного исследования Н.И. Мерлиной, мы будем использовать введенное ею определение дополнительного математического образования, которое понимается как образовательный процесс, имеющий свои педагогические технологии, формы и средства их реализации по программам, дополняющим государственный стандарт средней школы [61.

«Основными целями дополнительного математического образования являются:

углубление и расширение знаний по математике;

развитие интереса учащихся к математике;

развитие математических способностей;

формирование приемов самостоятельных занятий математикой;

воспитание и развитие инициативы и творчества;

повышение общего и интеллектуального уровня развития учащихся;

подготовка к дальнейшему математическому образованию на профильном уровне и др.» [8, с. 991.

Наша статья посвящена раскрытию теоретико-методических основ работы в летней математической школе с младшими школьниками, а именно, учащимися, которые окончили 3 класс и переходят в четвертый. Занятия в летней математической школе предшествуют дальнейшему обучению младших подростков в Воскресной математической школе по программе «Наглядная математика» в течение учебного года.

Изложение основного материала статьи. Возраст детей 10 лет - это верхняя граница детства и начало подросткового периода. Поэтому его называют младшим подростковым возрастом. В этот период важно уделить внимание развитию личности ребенка, в этом возрасте закладываются его основные интересы и увлечения. Именно поэтому важно показать ребенку многообразие явлений мира и знаний в увлекательной форме. Яркость впечатлений и образов надолго сохранится в памяти и будет способствовать искреннему и активному дальнейшему интересу ребенка к той или иной области знания.

В летней математической школе мы ведем работу со всеми желающими детьми. При этом можно условно выделить несколько категорий обучающихся, которые приходят заниматься на летних каникулах. Например, дети, уже увлеченные математикой, много и с интересом решающие задачи развивающего и математического характера. Эти ребята, как правило, обладают ярко выраженной предрасположенностью к занятиям математической деятельностью. Также на развитие их способностей влияет регулярная работа родителей и школьных учителей математики по формированию навыков интеллектуальной деятельности у детей. Эти ребята уже в младшем подростковом возрасте грамотно строят свою речь, аргументируют, объясняют свою точку зрения, критически оценивают условие и требование задачи, дискутируют, спорят. При изучении явления анализируют его, выделяют различные случаи и ситуации, выдвигают гипотезы. Кроме того, эти дети чрезвычайно трудоспособны и выносливы в процессе выполнения мыслительной деятельности, они обладают высокой концентрацией внимания, сосредоточенностью, усидчивостью. Способны удерживать в логической связи несколько умозаключений, вытекающих одно из другого, не терять нити рассуждений. Помощь в решении задач им оказывает также развитое пространственное и нестандартное мышление, умение достаточно быстро определять верное направление хода решения.

Другие ребята с удовольствием решают предложенные на занятии задачи, некоторые из которых им знакомы, но в свободное время имеют массу других интересов, то есть нестандартные и занимательные задачи решают от случая к случаю, но с удовольствием. Их привлекают игровые формы организации решения задачи, необычность формулировок, способов решения. Третья категория детей только начинает открывать для себя увлекательный мир математики. Многие задачи они слышат впервые, но разобравшись, включаются в поисковую деятельность с неподдельным интересом.

Поскольку посещение летней математической школы является исключительно добровольным мероприятием, происходящим в каникулярное время, то на занятия приходят ребята уже в большой степени мотивированные. Детей, не интересующихся математикой в летней школе нет, что облегчает работу преподавателя.

Таким образом, в задачи летней математической школы при работе с младшими подростками входит:

1. Организация увлекательного интеллектуального летнего времяпровождения детей средствами математики.

2. Укрепление устойчивого глубокого интереса к математике у ребят, увлекающихся ею и занимающихся самостоятельно без требований родителей или учителя.

3. Формирование активного интереса к математическим знаниям у детей, решающих занимательные и нестандартные математические задачи нерегулярно и по напоминанию, требованию, постепенный переход от поверхностного интереса к глубокому.

4. Развитие интеллектуальных способностей обучающихся: мышления логического и пространственного и его таких качеств, как: гибкости, критичности, объективности, глубины, широты, пытливости. Развитие внимания, памяти, математической речи, накопление пространственных представлений и методов решения задач.

5. Активизация математической познавательной деятельности перед новым учебным годом.

Уточним используемую нами терминологию. Под учебно-познавательной деятельностью

В.А. Сластенин понимает специально организуемый самим обучаемым или извне процесс познания с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством [9].

Поставленные задачи, стоящие перед преподавателем летней математической школы, необходимо решать учетом возрастных особенностей детей младшего подросткового возраста. Они любознательны, подвижны, активны, эмоциональны, позитивны. С учетом этих особенностей в летней математической школе организованы занятия, состоящие из полуторачасовых учебных промежутков с перерывом в полчаса. Работа с обучающимися выстроена таким образом, чтобы исключить появление утомляемости. С этой целью подобраны специальные задания и продумана смена видов деятельности детей максимум через каждые пятнадцать минут.

В качестве основных рабочих тетрадей выбраны пособия таких авторов, как: Узорова О.В. «Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс», Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)» [11, 121. Также нами использованы пособия по решению нестандартных и занимательных задач, различные образовательные порталы [1, 2, 3, 4, 5, 7, 101.

Задания на занятиях варьируются как по содержанию, так и по характеру умственной деятельности: графические работы сменяются вычислительными упражнениями, те, в свою очередь уступают место заданиям на память и внимание. Затем основная нагрузка ложится на работу по решению нестандартных арифметических задач, после которой идет отдых - разгадывание ребусов, головоломок, задач с геометрическим содержанием, на разрезание и составление фигур, решение задач со спичками. Помимо всего перечисленного варьируются формы организации учащихся, используются игровые, в том числе и подвижные, способы работы с содержанием. Приведем примеры игр.

«Живые числа». К примеру, устный счет в пределах сотни на сложение и вычитание организован в форме соревнования. Обучающиеся делятся на две группы по пять человек. К одежде крепятся бейджи с цифрами. Дети с цифрами 5,6,7,8,9 представляют собой десятки, а дети с цифрами 0,1,2,3,4 - единицы.

Учитель медленно произносит пример на математическое действие. Обе команды в уме устно выполняют вычисления, получают ответ, но от каждой команды бегут и садятся на стулья только по одному представителю от десятков и единиц соответственно. Остальные ребята проверяют, правильные ли цифры выбежали и составили двузначное число.

Примеры на сложение «Десятки»: 1,2,3,4,5. «Единицы»: 6,7,8,9,0:

7+9=16 11+18=29 24+23=47 15+23=38 21+29=50

14+12=26 13+17=30 9+8=17 26+32=58 35+14=49

На вычитание:

29-13=16 78-31=47 59-29=30 40-11=29 69-11 =58

88-52=36 99-71=28 48-31=17 59-19=40 70-11=59

«Четные-нечетные». Следующая игра - на знание четных и нечетных чисел в пределах первого десятка, она выполняется с мячом. Ребята становятся в круг по порядку, к их одеждам прикреплены числа от 1 до 10. Два мяча получают дети с номерами 1 и 2, затем они по команде начинают передавать оба мяча в одном направлении. Первый мяч передается по порядку нечетным числам, второй мяч - четным. Затем можно поменять направления на противоположные, а после попросить ребят произвольно перемешаться в круге, а мячи передавать все в том же порядке, отыскивая в порядке возрастания или убывания нужные четные или нечетные числа. Выигрывает та команда, мяч которой раньше займет исходное положение.

«Лото с таблицей умножения». Следующая игра предназначена для тренировки знаний таблицы умножения. На стол выкладываются карточки с выражениями, представляющими собой табличное умножение двух чисел. На обороте каждой карточки записан верный ответ. Ребята становятся вокруг стола, выбирают любую карточку, говорят ответ и убирают её в случае, если ответ верный. Чтобы повысить азарт и скорость выполнения заданий, дети передают друг другу игрушечный пластиковый шар с тикающим механизмом. В самый непредсказуемый момент этот шар может издать звук взрыва. Надо успеть дать ответ по карточке и передать шар соседу, пока шар не «взорвался». Задание можно усложнить, перевернув карточки ответами вверх. Обучающийся должен перечислить все варианты табличных произведений двух чисел с таким ответом. Например: карточка с надписью 16 означает, что на обороте может быть записаны выражения 2*8, 4*4, 8*2.

Приведем примерный план одного из занятий (Таблица 1).

Таблица 1

План занятия Время выполнения (мин)

Часть 1 90

1. Разминка: рисование обеими руками. 5

2. Графический диктант. 5

3. Задачи со спичками [2]. 5

4. Кроссворд [5]. 10

5. Работа с тетрадью, задание 1, 2 [11]. 10

6. Лото на таблицу умножения. По записанным выражениям называть ответ. 5

7. Работа с тетрадью. Задание 3,4,5 [11]. 15

8. Танграм. 15

9. Работа с тетрадью. Задачи 6,7,8 [11]. 15

10. Подвижная игра на сложение и вычитание: «десятки» и «единицы». 5

Перерыв Подвижные игры математического содержания 30

1. Игра «кратно-некратно». Ловить мяч, если называется число, кратное 3, отбивать мяч, если число некратно. 2. Игра «четное-нечетное». Ловить мяч, если называется четное число, отбивать

мяч, если число нечетное.

3. Игра с мячом на таблицу умножения: первый участник называет выражение, бросает мяч об стену, перепрыгивает через него. Стоящий за ним участник, ловит

мяч и говорит ответ. И так далее.

Часть 2 90

1. Работа с тетрадью [12]. 15

2. Лото с таблицей умножения. По готовым ответам на карточках составлять все варианты табличных выражений. 5

3. Ребусы, анаграммы [1]. 5

4. Занимательные задачи [4, 7, 10]. 15

5. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге [3]. 5

6. Шутки, загадки [1, 7]. 5

7. Логические задачи [1, 4, 10]. 10

8. «Четные - нечетные» встречными кругами мяч 5

9. Головоломки [1]. 10

10. Квадригами 15

Организация занятий в летней математической школе позволяет формировать у обучающихся начальный опыт решения простейших исследовательских задач. Эти задачи помимо образовательного и развивающего эффекта несут в себе возможность воспитания таких качеств личности и характера, как: трудоспособность, настойчивость, пытливость, усидчивость, целеустремленность, вдумчивость, любознательность. Исследовательская деятельность предполагает, что в процессе работы над заданием у учащегося возникают вопросы, ответы на которые он ищет самостоятельно, выдвигает гипотезы, доказывает и опровергает их.

К сожалению, на уроках в школе у учащегося практически нет возможности получить начальный опыт решения таких задач. Это обусловлено и малым представлением подобных задач в учебниках, и недостатком времени на уроке. Учителя, как правило, реализуют задачу формирования у школьников первичного опыта решения исследовательских задач с помощью проектной деятельности обучающихся. Но данный вид работы не носит массовый характер, а может выполняться по желанию школьников, зачастую требует участия и помощи родителей. А, между тем, существует масса увлекательных задач, рассчитанных на силы самих учащихся, решение которых требует применения простейших навыков исследования.

Очень важно, чтобы обучающийся получил для себя субъективно новый результат, сделал свое маленькое открытие. Для ребят были предложены, например, такие задания.

Задача 1. Из пяти равных квадратов составить всевозможные фигуры на клетчатой бумаге так, чтобы квадраты соприкасались сторонами. Обучающиеся, как правило, начинают с самого простого случая - пяти клеток, выстроенных в ряд в виде полоски. Затем предлагают несколько хаотичных, но верных вариантов. Учителю следует попросить детей попробовать эту работу сделать упорядоченной. Тогда ребята переходят, например, к пониманию идеи трансформации фигур из одной в другую с помощью передвижения вначале одной, затем двух, трех клеток предыдущей фигуры.

Полученные 12 фигур не являются объективно новыми. Это всем известный набор для игры «Пентамино». Об этом сообщается детям и предлагается теперь с использованием данного набора решать задачи на разрезание ступенчатых фигур на равные части или на заполнение ступенчатых областей-«отверстий» различными деталями пентамино. Учащиеся в процессе работы самостоятельно приходят к идее создания таких фигурок их четырех, шести клеток, задаются вопросом об их количестве, пытаются выявить закономерности между количеством клеток и числом полученных фигур.

Задача 2. Разрезать прямоугольник двумя прямыми разрезами на две треугольные и две четырехугольные части. Вначале ребята методом проб выясняют, что, если разрезы проходят исключительно через вершины прямоугольника, то получаются четыре треугольника, а если точки, через которые проходят разрезы, находятся на сторонах прямоугольника, то получаются четыре четырехугольника. Но в задаче требуется разрезать прямоугольник на два треугольника и два четырехугольника. Следовательно, перед детьми стоит задача исследовать случаи разрезания, когда две точки, через которые проходят разрезы, находятся в вершинах, а две точки - на сторонах прямоугольника. При этом возникают идеи выбора двух точек на смежных или противоположных сторонах прямоугольника, и, аналогично, двух других точек - на соседних или противоположных вершинах. Комбинируя эти случаи расположения начальных и конечных точек разрезов, дети находят несколько способов разрезания прямоугольника на требуемые части.

Занятия в летней математической школе являются благодатной формой организации интеллектуальной деятельности детей, способствующей развитию у них первоначальных исследовательских навыков. Преподаватель летней математической школы выступает в виде наставника, он выслушивает идеи обучающихся, делится своими соображениями, вдумывается в высказывания учащихся и корректирует их, помогает четче сформулировать мысль или смоделировать ситуацию с помощью различных схематических, алгебраических, графических, изобразительных средств и вещественных моделей.

Выводы. Реализация целей и задач дополнительного математического образования в рамках летней математической школы предусматривает формирование устойчивого интереса обучающихся к математике и занятиям исследовательской деятельностью в области математики, развитие таких качеств личности, как: настойчивость, любознательность, пытливость, усидчивость, терпеливость, самоконтроль, целеустремленность, инициативность, дисциплинированность. Занятия в летней математической школе способствуют формированию интеллектуальной сферы личности, развитию пространственного и логического мышления, его таких качеств, как: гибкость, рациональность, критичность, самостоятельность.

В процессе решения простейших исследовательских задач, важен не только результат, но и метод, с помощью которого дети пришли к результату. Этот опыт, может быть в дальнейшем применен к решению и других задач. Дальнейшее обучение дети, начиная с 4 класса, проходят в Воскресной математической школе по программе «Наглядная математика», а затем по программе «Математика и развитие». Также в Воскресной математической школе функционирует математический кружок, проводятся занятия с одаренными и заинтересованными учащимися по решению олимпиадных задач. Проводимая работа кроме развивающего, мотивационного и познавательного эффектов имеет большое профориентационное значение и позволяет выявить способных детей на ранней стадии, привлечь их к серьезному занятию математикой, и, возможно, устремить в дальнейшем к осознанному выбору жизненного пути, связанного с профессиональной математической деятельностью. Все это обосновывает потребность реализации различных форм дополнительного математического образования, в частности, воскресных и летних математических школ.

Литература:

1. Волшебная шкатулка. Занимательная математика. [Электронный ресурс] URL: http://novijmir.blogspot.com (дата обращения: 04.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Головоломки со спичками. [Электронный ресурс] URL: http://spichca.ru (дата обращения: 04.11.2019).

3. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезания. - М.: МЦНМО, 2002.

4. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. - М.: МЦНМО, 2004.

5. Кроссворды для 4 класса с ответами и вопросами. [Электронный ресурс] URL: http://razdeti.ru/nachalnaja-shkola/krosvordy-dlja-4-klasa-s-otvetami-i-voprosami.html (дата обращения: 04.11.2019).

6. Мерлина Н.И. Теоретические основы дополнительного математического образования школьников: Дис.... докт. пед. наук 13.00.02 - Чебоксары, 2000.

7. Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. Задачи на смекалку. - М.: Дрофа, 2005.

8. Полякова Т.С. Магистерская программа «Математическое образование»: учебное пособие / Т.С. Полякова, И.А. Бреус, Л.Е. Князева, И.А. Михайлова, В.Е. Пырков; Южный федеральный университет. -Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2015.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

10. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике. - М.: Просвещение, 2002.

11. Узорова О.В. Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. - М.: АСТ, 2018.

12. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (910 лет). Рабочие тетради в 2 частях: часть 2. - М.: Росткнига, 2014.

Педагогика

УДК: 373.1

кандидат педагогических наук, заместитель директора по спортивно-методической работе Брусник Татьяна Александровна

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеской спортивной школы "Юность" (г. Новый Уренгой); доктор педагогических наук, доцент,

старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. В современном социуме человек является активным участником восприятия непрерывных информационных потоков, в том числе передаваемой по каналам массмедиа (средств массовой информации и коммуникации). В условиях всеобъемлющей информатизации общества становится актуальной способность личности активно участвовать в информационно-коммуникативных контактах по широкому кругу проблем, ориентироваться в информационных потоках, критически оценивать медийное содержание, быть как потребителем, так и создателем информационных сообщений.

Ключевые слова: критическое мышление, теории медиаобразования, современный специалист, информационные потоки.

Annotation. In modern society of people is an active participant of perception of continuous information flows, including transferred on channels of mass media (mass media and communication). In the context of comprehensive informatization of society, the ability of the individual to actively participate in information and communication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.