Научная статья на тему 'Методика профессиональной аттестации педагогического состава автошкол'

Методика профессиональной аттестации педагогического состава автошкол Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автошкола / безопасность дорожного движения / профессиональная подготовка / дополнительное профессиональное образование / профессиональная аттестация / подготовка водителей автотранспортных средств / driver training centers / road traffic safety / vocational training / supplementary vocational education / professional certification / training of motor vehicle drivers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешечко Татьяна Анатольевна

Статья посвящена вопросам качества подготовки пелагических кадров для учебных организаций, осуществляющих подготовку водителей. Произведен анализ действующего законодательства в области профессиональной подготовки преподавателей теоретического курса и мастеров практического обучения вождению. Отмечено отсутствие на данный момент профессионального стандарта, определяющего специальные требования к преподавателям автомобильных школ, а также отсутствие конкретных требований законодательства к процедурам профессионального отбора и аттестации педагогического состава автошкол. Выявлены недостатки современной системы подготовки преподавателей и инструкторов автошкол, и предложен один из путей их устранения, который заключается во внедрении единой системы профессионального отбора и профессиональной аттестации педагогов автошкол. Расстроена методика профессиональной аттестации, предполагающая четыре уровня (этапа) контроля для осуществления комплексной аттестации преподавателей и инструкторов. Представлен алгоритм профессионального отбора и аттестации педагогических кадров для автошкол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мешечко Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF PROFESSIONAL CERTIFICATION OF PEDAGOGICAL STAFF OF DRIVING SCHOOLS

The article is devoted to the quality issues training pelagic personnel for educational organizations that train drivers. The analysis of current legislation in the field of professional training of teachers of the theoretical course and masters of practical training in driving is performed. The absence now of a professional standard defining special requirements for teachers of automobile schools, as well as the absence of specific legislative requirements for the procedures of professional selection and certification of the teaching staff of driving schools was noted. The drawbacks of the modern system of training the pedagogical staff of driving schools have been identified, one of the ways to eliminate which will be the introduction of a unified system of professional selection and professional certification of teachers of driving schools. The methodology of professional certification, which involves four levels (stages) of control for the implementation of a comprehensive certification of teachers and instructors, is considered. An algorithm for the professional selection and certification of teaching staff for driving schools is presented.

Текст научной работы на тему «Методика профессиональной аттестации педагогического состава автошкол»

Методика профессиональной аттестации педагогического состава автошкол

Мешечко Татьяна Анатольевна,

старший преподаватель кафедры «Техническая эксплуатация транспортных средств», Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: meshechko@list.ru

Статья посвящена вопросам качества подготовки пелагических кадров для учебных организаций, осуществляющих подготовку водителей. Произведен анализ действующего законодательства в области профессиональной подготовки преподавателей теоретического курса и мастеров практического обучения вождению. Отмечено отсутствие на данный момент профессионального стандарта, определяющего специальные требования к преподавателям автомобильных школ, а также отсутствие конкретных требований законодательства к процедурам профессионального отбора и аттестации педагогического состава автошкол. Выявлены недостатки современной системы подготовки преподавателей и инструкторов автошкол, и предложен один из путей их устранения, который заключается во внедрении единой системы профессионального отбора и профессиональной аттестации педагогов автошкол. Расстроена методика профессиональной аттестации, предполагающая четыре уровня (этапа) контроля для осуществления комплексной аттестации преподавателей и инструкторов. Представлен алгоритм профессионального отбора и аттестации педагогических кадров для автошкол.

Ключевые слова: автошкола, безопасность дорожного движения, профессиональная подготовка, дополнительное профессиональное образование, профессиональная аттестация, подготовка водителей автотранспортных средств.

о с

CJ

см о см

Анализ аварийности на дрогах России показывает, что ежегодно около 80% ДТП происходит по вине водителей автотранспортных средств. [1] Водитель является ключевым звеном системы «водитель - автомобиль - дорога - среда» (ВАДС) и его подготовленность прежде всего влияет на безопасность дорожного движения. В свою очередь качество подготовки водителей напрямую связано с профессионализмом преподавательского состава автомобильных школ.

С 2015 г. требования к педагогическому составу автошкол устанавливал профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный Приказом Минтруда России № 608н, который был отменен в июне 2020 г. без ввода замещающего документа. Таким образом, квалификационные характеристики преподавателя теоретического курса определены «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» (утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 г. № 1н). Указанный нормативный документ задает общие требования к квалификации и уровню знаний преподавателя; без учета специфики деятельности. Требования к мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств, их трудовые функции и соответствующие необходимые знания и умения определяет профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», утвержденный Приказом Минтруда России от 28.09.2018 № 603н. Среди прочих особых условий допуска к работе, документ устанавливает «прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности» [2], однако порядок прохождения аттестации конкретно для мастера, обучающего вождению законодательно не определен.

В стране отсутствуют профессиональные учебные заведения, которые осуществляли бы подготовку преподавателей автошкол или мастеров практического обучения вождению. Обучение водителей чаще всего осуществляется людьми, не имеющими педагогического образования, а прошедшими профессиональную переподготовку [3]. Программы профессиональной подготовки, а также критерии их освоения организации, которые готовят кадры для автошкол, разрабаты-

вают самостоятельно, конкретные нормативные требования к содержанию данных программ, методическому обеспечению педагогического процесса, а также к процедурам профессионального отбора и аттестации педагогического состава автошкол отсутствуют. Также, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 от 15.11.2013 «Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов. Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.», а процедуры внешней оценки качества и аккредитации своих профессиональных программ могут применять на добровольной основе [4].

Зачастую, программы по подготовке преподавателей автошкол и мастеров практического обучения вождению не соответствуют современным требованиям обучения, разрабатываются с несоблюдением принципов и закономерностей дидактики, имеют низкий уровень методического обеспечения, не устанавливают четких критериев их освоения, реализуются с сокращением установленных часов на изучение теоретического и практического материла [5].

В условиях пандемии обострилась проблема качества образования. [6] Многие организации, осуществляющие подготовку педагогов для автошкол, не смогли адаптироваться к сложившейся ситуации, грамотно использовать информационные образовательные технологи и переход на дистанционное обучение в таких случаях оборачивался практически отсутствием обучения как такового. Нередко обучение на дистанционных курсах заключалось лишь в ознакомлении с размещенными на сайте учебными материалами, причем сомнительного качества, даже без формальной проверки полученных знаний. [7]

В результате, автошколы сталкиваются с целым рядом кадровых проблем, получая неподготовленного или даже вовсе непригодного к своей деятельности преподавателя или инструктора.

Естественно, что подобное положение дел не способствует нормальному функционированию системы подготовки водителей, что напрямую сказывается на безопасности дорожного движения. [8]

Таки образом, на сегодняшний день представляется актуальным вопрос о создании системы профессионального отбора и аттестации педагогического состава автошкол, которая должна основываться на научных знаниях, учитывать современные особенности процесса подготовки водителей и функционирования системы ВАДС, и быть способной обеспечить автошколы квалифицированными кадрами.

Предлагаемая методика предполагает несколько уровней контроля для осуществления комплексной аттестации преподавателей и инструкторов автошкол:

1. Определение профессиональной пригодности кандидата.

2. Контроль приобретаемых знаний и умений в процессе обучения по программе профессиональной подготовки.

3. Итоговая аттестация по окончанию обучения по программе профессиональной подготовки.

4. Периодическая (раз в 3 года) аттестация действующих преподавателей и мастеров автошкол.

Порядок проведения комплексной профессиональной аттестации педагогического состава автошкол иллюстрирует представленный на рисунке 1 алгоритм [9]:

На первом этапе осуществляется входной контроль знаний правил дорожного движения (ПДД), а также психологическая диагностика поступающих в учебные организации, реализующие программы подготовки преподавателей теоретического курса и мастеров практического обучения вождению. Психологическая диагностика позволить выявить мотивы и интересы будущего преподавателя, его направленность на педагогическую деятельность, психологическую устойчивость, а также определить его основные характеристики как водителя транспортного средства: стиль вождения, уровень склонности к рискованному или агрессивному поведению на дороге, уровень культуры вождения [10].

Второй этап реализуется путем текущего и промежуточного контроля в процессе обучения слушателей курсов соответствующей профессиональной подготовки, который выявляет знания и умения, обучаемых при освоении учебного материала. Особое внимание уделяется освоению раздело и тем курса, посвященных изучению основ педагогики и психологии, дидактических принципов обучения, методической подготовке, использованию современных технических и информационных средств обучения, безопасности дорожного движения. При этом важно оценить не только теоретические знания будущего педагога, но и проверить полученные им практические навыки: например, умение составить план-конспект занятия по теоретической или практической подготовке водителей. В программу промежуточной аттестации обучаемых предлагается внести практическую часть, в которой будущий преподаватель выступит перед аудиторией, представив изложение одного из вопросов ПДД, а будущий инструктор покажет практические навыки, продемонстрировав экзаменатору порядок обучения одному из упражнений водительской программы на учебном транспортном средстве.

Третий этап представляет собой проверку сформированности педагогических, методических и специальных компетенций преподавателя или мастера автошколы. Он осуществляется в форме комплексного квалификационного экзамена, включающего в себя вопросы из всех разделов курса профессиональной подготовки преподавателей и мастеров автошкол.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Рис. 1. Алгоритм профессиональной аттестации педагогического состава автошкол

о с

и

см и?

Четвертый этап предполагает периодическую аттестацию действующего персонала автошкол. Подготовка к аттестации может осуществляться непосредственно в автошколах, когда у педагога выявляются проблемы, связанные с осуществлением своей профессиональной деятельности, в зависимости от которых он может выбрать адаптирующее, компенсирующее или развивающее направление повышения квалификации. На данном уроне предлагается не только оценка специальных знаний - технического, правового, психологического, педагогического плана, оценке подлежат также личностные качества и другие профессиональные характеристики педагога. Сама аттестация проводится при порождении педагогами автошкол повышения своей профессиональной квалификации в образовательных организациях соответствующего профиля.

Для более эффективной реализации предлагаемой методики следует предусмотреть организацию научно-методического центра, координирующего работу учебных организаций, осуществляющих подготовку пелагических кадров для автошкол и создание единой информационной базы, содержащей сведения об аттестации преподавателей и мастеров практического обучения вождению.

Внедрение единой методики профессионального отбора и профессиональной аттестации пе-

дагогического состава автошкол позволить снизить риск попадания в систему подготовки водителей случайных людей, которые непригодны к педагогической деятельности, повысит уровень профессиональной компетентности педагогов автошкол, что в свою очередь благоприятно отразится на качестве подготовки водителей транспортных средств и будет способствовать повышению уровня безопасности дорожного движения в целом.

Литература

1. Показатели состояния безопасности дорожного движения// Официальный сайт ГИБДД РФ Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 13.03.2021)

2. Об утверждении профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»: Приказ Минтруда России № 603н от 28.09.2018. Режим доступа: https://base.garant.ru/70440506/ (дата обращения: 23.03.2021)

3. Джатиев О.Б. Проблема повышения качества образовательного процесса в автошколах// Уральский научный вестник. 2018. Т. 12. № 3. С.021-026.

4. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 от 15.11.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» Режим доступа: https://base.garant.ru/70440506/ (дата обращения: 25.03.2021)

5. Джатиев О.Б., Джатиева Ю.З. Педагогическая культура преподавателей и инструкторов автошколы// Современные научно-технические и социально-гуманитарные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник докладов I Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 323-325.

6. Филатова О.Н., Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67. С. 245248.

7. Мальцев В. А., Мальцев К.В., Пандемия и образование// Научные труды ВЭО России, 2000. т. 224, С. 402-414

8. Амеличкин А.В. - Актуальные проблемы подготовки водителей механических транспортных средств в Российской Федерации // NB: Административное право и практика администрирования. 2019. № 1. С. 1-9.

9. ГлазковВ. Ф. Методика профессиональной аттестации педагогического состава образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей автотранспортных средств / В.Ф. Глазков, С.А. Евтюков, С.С. Евтюков, Т.А. Мешечко. СПб.: ИД «Петрополис», 2015. -96 с.

10. Лобанова Ю.И. Стиль вождения: структурный подход и диагностика. Оценка отдельных характеристик // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 6 (47). С. 284-292.

METHODOLOGY OF PROFESSIONAL CERTIFICATION

OF PEDAGOGICAL STAFF OF DRIVING SCHOOLS

Meshechko T.A.

Saint Petersburg state university of architecture and civil engineering

The article is devoted to the quality issues training pelagic personnel

for educational organizations that train drivers. The analysis of current legislation in the field of professional training of teachers of the

theoretical course and masters of practical training in driving is performed. The absence now of a professional standard defining special requirements for teachers of automobile schools, as well as the absence of specific legislative requirements for the procedures of professional selection and certification of the teaching staff of driving schools was noted. The drawbacks of the modern system of training the pedagogical staff of driving schools have been identified, one of the ways to eliminate which will be the introduction of a unified system of professional selection and professional certification of teachers of driving schools. The methodology of professional certification, which involves four levels (stages) of control for the implementation of a comprehensive certification of teachers and instructors, is considered. An algorithm for the professional selection and certification of teaching staff for driving schools is presented.

Keywords: driver training centers, road traffic safety, vocational training, supplementary vocational education, professional certification, training of motor vehicle drivers.

References

1. Indicators of the state of road traffic safety/ / Official website of the Traffic Police of the Russian Federation Access mode: http:// stat.gibdd.ru/ (accessed: 13.03.2021)

2. On the approval of the professional standard «Master of industrial training in driving vehicles of the relevant categories and subcategories»: Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 603n of 28.09.2018. Access mode: https://base. garant.ru/70440506/ (accessed: 23.03.2021)

3. Jatiev O.B. The problem of improving the quality of the educational process in driving schools// Ural Scientific Bulletin. 2018. Vol. 12. no. 3. p. 021-026.

4. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 01.07.2013 N 499 of 15.11.2013 «On approval of the Procedure for organizing and implementing educational activities for additional professional programs» Mode of access: https://base.garant.ru/70440506/ (accessed 25.03.2021)

5. Jatiev O. B., Jatieva Yu.Z. Pedagogical culture of teachers and instructors of driving schools// Modern scientific-technical and social-humanitarian research: current issues, achievements and innovations. Collection of reports of the I All-Russian Scientific and Practical Conference. 2019. pp. 323-325.

6. Filatova O. N., Gribina G.A., Ermolaeva E.L. Teacher of professional training in the future digital educational space // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 67. pp. 245-248.

7. Maltsev V. A., Maltsev K.V., Pandemic and education// Scientific Works of the VEO of Russia, 2000, vol. 224, p. 402-414.

8. Amelichkin A.V.-Actual problems of training drivers of mechanical vehicles in the Russian Federation // NB: Administrative law and practice of administration. 2019. No. 1. p. 1-9

9. Glazkov V. F., Evtyukov S.A., Evtyukov S.S., Meshech-ko T.A. Methods of professional certification of the pedagogical staff of educational institutions that train drivers of motor vehicles. St. Petersburg: Publishing House «Petropolis», 2015. -96 p.

10. Lobanova Yu.I. Driving style: structural approach and diagnostics. Evaluation of individual characteristics // Bulletin of Civil Engineers. 2014. No. 6 (47). pp. 284-292.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.