ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ АВТОШКОЛ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
П.В. ШУМАКОВ,
соискатель Московского государственного индустриального университета
Аннотация. Социальная значимость повышения квалификации кадров как составной части системы всех форм дополнительного профессионального образования неуклонно растет.
Практическое обучение слушателей автошкол предъявляет высокие требования к профессионально-пе дагогическим кадрам (осуществляющих их обучение) с точки зрения методической подготовки и знания инноваций в профессиональной педагогике, что в значительной степени влияет на повышение качества подготовки водителей наземного автотранспорта и уровня их социальной ответственности за результаты свого обучения. В этих условиях профессиональная школа может реализовать свои цели только при условии повышения квалификации данной категории профессионально-педагогических кадров.
В результате проведенных исследований установлено, что именно инновационные педагогические технологии на основе компетентностного подхода могут повлиять на качество подготовки водителей в образовательных учреждениях автошкол.
Ключевые слова: социальная значимость повышения квалификации; инновационные педагогические технологии; компетентностный подход.
THE PARTICULARITIES OF INCREASING TO QUALIFICATIONS OF THE PEDAGOGICAL PERSONNEL(FRAMES) DRIVING SCHOOLS ON BASE THE
QUALIFIED APPROACH
PAVEL V. SHUMAKOV, the competitor of the Moscow state industrial university
Annotation. We shall Note that at modern time increases social value of increasing to qualifications of the personnel(frames) as component part of system of all forms of the additional vocational training.
Value of the process of the practical learning the listeners driving schools present the high requirements to professional-pedagogical personnel(frames) (realizing their education) with standpoint their methodical preparation and knowledges инноваций in professional педагогике that to a considerable extent influences upon increasing quality preparing the drivers of the overland motor transport and level their social responsibility for results сво-го education. In this connection professional school can realize their own purposes only on base of increasing to qualifications given categories professional-pedagogical personnel(frames).
The Author has conducted the study and has shown that exactly the innovative pedagogical technologies on base the qualified approach can influence upon quality of preparing the drivers in educational institutions driving schools.
The Keywords: social value of increasing to qualifications, the innovative pedagogical technologies, the qualified approach.
Реалии развития российского сообщества выдвигают новые требования к системе повышения квалификации в области профессионально-педагогического образования, а именно преподавателей образовательных учреждений по вождению автотранспортных средств.
Современный этап развития страны характеризуется резким снижением качества подготовки водителей автотранспортных средств. Это обусловлено рядом объективных причин, которые тем не менее не могут служить оправданием негативного положения дел в данной области. Необходимо так организовать педагогическую деятельность в автошколе, чтобы ее каждый выпускник был ориентирован на социальную ответственность, постоянное самосовершенствование и качественное применение полученных знаний, на непрерывное их пополнение в рамках современных требований со стороны общества к водителям наземного автотранспорта.
Педагогика, как и любая наука, изменяется и развивается под воздействием научно-технического прогресса
и системы новых организационных и экономических факторов. Одна из наиболее важных задач современной педагогики — повышение эффективности и интенсификации учебного процесса, что невозможно без развития информатизации, компьютеризации, телекоммуникации и т.д. Из этого следует, что задачу повышения эффективности преподавательского труда невозможно решить без инноваций в учебном процессе, комплексного технического оснащения на уровне каждого преподавателя, а также внедрения в практику описания целей и результатов образования на языке компетенций, без педагогически обоснованного использования соответствующих модульных технологий обучения.
Социальная значимость повышения квалификации кадров как составной части системы всех форм дополнительного профессионального образования неуклонно растет.
Как отмечают С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Э.Ф. Зеер, А.Я. Найн, А.М. Новиков, Е.В. Ткаченко,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ю.Н. Петров, Н.Я. Вазина и др., вместо получения базового образования, служившего человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, актуальным становится профессиональное развитие. Это в полной мере относится и к профессионально-педагогическим кадрам (ППК) образовательных учреждений по подготовке водителей наземного автотранспорта. Повышение квалификации профессионально-педагогических кадров — наиболее гибкая подсистема непрерывного профессионального образования, которая должна оперативно откликаться на запросы общества.
Значимость процесса практического обучения слушателей автошкол предъявляет высокие требования к профессионально-педагогическим кадрам этих школ с точки зрения их методической подготовки и знания инноваций в профессиональной педагогике, что в значительной степени влияет на повышение качества подготовки водителей наземного автотранспорта и уровня их социальной ответственности за результаты своего обучения. В связи с этим профессиональная школа может реализовать свои цели только на основе повышения квалификации данной категории профессионально-педагогических кадров: совершенствования профессионального мышления и методической подготовленности; формирования потребности в самообразовании; достижения индивидуальных профессиональных целей. А это, в свою очередь, предполагает проблемно-творческую, личностно-развивающую и преобразующую, в зависимости от запросов времени, ориентацию.
Наше исследование базируется на ведущих концепциях, которые были предметом изучения в работах В.Г. Афанасьева, Ю.В. Васильева, К.Я. Вазина, Д.М. Гвишиани, М.Г. Захарова, Ю.А. Конаржевского, М.И. Кондакова, А.А. Орлова, Ю.Н. Петрова, В.Д. Семенова, А.Г. Соколова, В.С. Сунцова, О.Ф. Федоровой, Т.И. Шамовой и др. Нами изучались работы и зарубежных коллег по данной проблеме (Ст. Бирм (Англия), Р. Даве (Франция), К. Карл и А. Кроплей (Германия), В. Окунь (Польша)), в которых раскрыты внутренние закономерности явлений и процессов.
Однако нам не удалось найти научных исследований по разработке целостного проекта подготовки профессионально-педагогических кадров образовательных учреждений по подготовке водителей наземного автотранспорта на уровне многофакторного структурного анализа такой подготовки, а также исследований по диверсификации существующих форм обучения по данному направлению в рамках формирования у специалистов данной категории современного информационно-коммуникационного знания в процессе повышения квалификации.
Наши исследования показали, что именно инновационные педагогические технологии на основе компетентностного подхода могут повлиять на качество подготовки водителей в образовательных учреждениях автошкол. Но прежде чем приступить к нововведениям в образовательный процесс подготовки водителей, профессионально-педагогическим кадрам автошкол самим необходимо пополнить свои знания в соответствии с современными педагогическими парадигмами.
В Московском государственном индустриальном университете (ГОУ МГИУ) в рамках программы повышения квалификации профессионально-педагогических кадров образовательных учреждений по подготовке водителей наземного автотранспорта (автошкол) разработана программа, где базвые модули охватывают такие темы, как:
Ф безальтернативность обеспечения качества передачи учебной информации в автошколах как основа жизнеобеспечения нации (гуманитарно-правовые аспекты);
Ф современные информационные технологии практико-ориентированной подготовки в автошколе: ключевые понятия, формы и методика применения;
Ф использование компьютерной технологии в учебном процессе: плюсы и минусы. Основные дидактические требования к учебному процессу на базе использования компьютерных технологий в автошколе.
Таким образом, в настоящее время наибольшую, актуальность приобретают вопросы совершенствования программ повышения квалификации педагогических кадров автошкол, формирования у них знаний в области информационных технологий, интенсификации учебного процесса, формирования социально-ценностной ориентации и мышления относительно безальтернативности передачи учебной информации в учебном процессе.
Литература
1. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высш. шк., 1990.
2. Максимова В.Н. Противоречия и задачи обучения и повышения квалификации инженерно-педагогических кадров // Обучение и повышение квалификации мастеров-наставников и преподавателей проф. школы: Тез. докл. — Л.: ВНИИ руководящих работников и специалистов ПТО, 1991. - С. 139.
3. Найн А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений. -Челябинск: Юж.-Урал. отделение изд-ва «Транспорт», 1991.