4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М, 1991Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. - Издание 2-е, испр. и доп. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
5. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. - Издание 2-е, испр. и доп. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005
6. Гурьева З.И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: жанроведческий аспект. - Ростов, 2003
7. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
8. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. - М., 1981.
9. Майерс Д. Слагаемые убеждения // Социальная психология: хрестоматия: учеб. пособ. для студентов вузов / Е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М., 2003.
10. Мкртчян М. А. ХХ век — три этапа становления идей КСО // Коллективный способ обучения: науч.-метод. журнал. 1995. № 1.
11. Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг: воздействие как интенсивное общение // Социальная психология: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов/ сост. Е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М., 2003.
12. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. -СПб, 2002.
13. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб, 1999.
А.А. Зайцев
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ВОДИТЕЛЕЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
FORMATION OF CULTURAL BASIS FOR DRIVERSDRIVE A MOTOR MEANS
Аннотация: формирование основ культуры водителей по управлению автотранспортными средствами имеет основной целью снизить аварийность на дорогах и повысить безопасность всех участников дорожного движения. Новое личностное качество молодых водителей возможно сформировать в процессе их профессиональной подготовки на водительских курсах в различных учреждения профессионального образования: начального или дополнительного. Разработка учебно-методического обеспечения формирования основ культуры водителей по управлению автотранспортными средствами имеет важное значение для внедрения подобного учебного курса в практику подготовки водителей в автошколах страны.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, культуры управления автотранспортными средствами, профессиональная подготовка водителей.
Abstract: formation of the basis for managing cultural drivers of motor vehicles is the main goal to reduce accidents on the roads and improve safety for all road users. New personal quality of young drivers may generate in the course of their training at a driving courses in various vocational education: primary or secondary. Development of training and methodological support of forming the foundations of culture on management of drivers of motor vehicles is essential for the implementation of such a training course in the practice of driver training in driving the country.
Keywords: road safety, the management culture of motor vehicles, training drivers.
© А.А. Зайцев, 2012
Одной из проблем обеспечения безопасности дорожного движения является подготовка водительских кадров, обладающих профессиональными личностными качествами, позволяющими снять остроту «человеческого фактора» в совершении водителями дорожно-транспортных происшествий. Водитель транспорта относится к категории рабочих специальностей. Подготовка водителей осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования - начального или дополнительного. К дополнительному профессиональному образованию относятся автошколы, курсы, курсовые комбинаты, которые объединяет наличие лицензии. Регламентируется их деятельность законодательными и нормативными актами [1]. Практически все категории можно отнести к профессиональным, т. е. лицо, обладающее удостоверением может работать по соответствующей рабочей специальности -водителем автотранспортного средства.
Значительная роль в повышении безопасности на автомобильном транспорте принадлежит формированию таких личностных качеств водителя, которые позволили бы ему не допускать аварийных ситуаций, подчас спровоцированных им самим или другими участниками движения, в том числе водителями и пешеходами. Поэтому формирование основ культуры управления автотранспортными средствами у будущих водителей в ходе курсовой подготовки в учреждении дополнительного образования является важной социально-экономической задачей всей системы подготовки водительских кадров и надзорных органов. Формируемые основы культуры управления автотранспортными средствами рассматриваются нами как личностное качество обучаемого, определяющее результат профессиональной подготовки специалиста, обладающего знаниями, умениями, навыками и способностью осуществлять безаварийную операторскую деятельность при управлении транспортным средством в условиях воздействия внешних факторов дорожного движения.
Анализ литературных источников и результаты психолого-педагогических исследований свидетельствует о всевозрастающем интересе к разрешению проблемы сохранения жизни и здоровья всех участников дорожного движения [2, 3]. Во многом это зависит от эффективности профессиональной подготовки водителей транспортных средств в образовательных учреждениях различного типа и уровней, и сформированности у обучаемых необходимой профессиональной подготовленности и культуры управления автотранспортными средствами. В трудах российских ученых С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, К.Я. Вазиной, А.А. Вербицкого, Б.С. Гершунского, Р.Х. Джураева, Н.И. Думченко, Э.Ф. Зеера, И.Я. Лернера, А.К. Марковой,
A.M. Новикова, А.Н. Орлова обоснована значимость организации, содержания, форм, методов и средств профессиональной подготовки по рабочим специальностям, в том числе водителей автотранспорта. Для данного направления исследований важное значение имеют работы ученых по формированию профессиональных качеств водителей транспортных средств: М.Б. Афанасьева, В.Ф. Бабкова, А.Н. Игнатова, М.Ю. Замета, С.Ф. Зеленина, Д. Клебельсберга, Г.И. Клинковштейна, М.А. Котика,
B. А. Мелкого, В.М. Мишурина, А.Н. Романова, Ю.И. Шухмана, Г.И. Ястребцова.
Технология формирования профессиональной подготовленности молодых водителей к безопасному управлению автотранспортными средствами должна учитывать теоретическое содержание и практикоориентированный характер подготовки слушателей водительских курсов, а также способы, методы и средства обучения. Для формирования основ культуры управления автотранспортными средствами у будущих водителей в ходе курсовой подготовки в учреждении дополнительного профессионального образования, должны реализовываться следующие меры:
1. Организация процесса формирования психофизиологической устойчивости будущих водителей по невовлечению их в конфликтные ситуации на дороге, формирование устойчивой целевой установки на основе общепризнанных социальных
ценностей: ценности человеческой жизни, соблюдение установленных норм и правил, недопущение опасных действий самому и другими участниками движения.
2. Интеграция содержания теоретического и практического обучения, учет специфики управления выбранным транспортным средством, учет желаемого подвижного состава для практического обучения вождению, знание типичных затруднений молодых водителей, отработка ими умений поведения в характерных дорожных ситуациях, освоение элементов экстремального вождения на основе понимания водителем своих действий (в отличие от «инстинктивных действий»), этапность формирования практических навыков, когда каждый этап вносит свой вклад в профессиональный рост водителя.
3. Создание организационно-педагогических условий формирования основ культуры управления автотранспортными средствами будущих водителей в ходе курсовой подготовки в учреждении дополнительного образования, обеспечивающих наиболее полную реализацию технологии начальной профессиональной подготовки молодых водителей, формирование у них готовности к действиям в типичных и чрезвычайных ситуациях; целесообразное взаимодействие учреждения дополнительного образования с органами ГИБДД, РЭО и другими учреждениями подготовки водителей; наличие развитой материально-технической базы для отработки отдельных навыков и современных автомобилей, подготовленность преподавателей и мастеров учебного вождения к обучению молодых водителей и к формированию у них основ культуры управления транспортными средствами; дифференцированный характер обучения молодежи с учетом их уровня образования, жизненного опыта и психофизиологических возможностей; мотивированность и активность обучающихся в овладении основами культуры управления транспортными средствами.
В качестве результата подготовки могут выступать сформированные основы культуры управления автотранспортными средствами водителя, которые обеспечивают безопасное управление автотранспортным средством в реальных условиях дорожного движения. Это и есть результат специально организованной курсовой подготовки, представляющей собой совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, опыта профессиональной деятельности по управлению конкретными марками и моделями транспортных средств в различных дорожных условиях, обеспечивающих техническую безаварийность и общую безопасность на дорогах страны.
При этом сущность культуры водителей автотранспортных средств может быть представлена в виде «регулятора», обеспечивающего повседневное поведение человека в процессе управления транспортным средством, на основе саморефлексии выполнения требований правил, этических норм, принятых в этой сфере деятельности. Культура водителей автотранспортных средств складывается из следующих компонентов: мотивационно-целевого, включающего мотивы, потребности, интересы и желание осуществлять безаварийное движение; когнитивного, рассматриваемого как знания административно-нормативной, организационно-технической документации по эксплуатации транспортных средств, а также умения, навыки и опыт профессиональной деятельности, необходимые в данной сфере; деятельностного, включающего способности человека обеспечивать личную и коллективную безопасность непосредственно в транспортном потоке, а также личный практический опыт управления в различных условиях, рефлексию и способность водителя осуществлять самоанализ своих поступков на основе сформированных этических норм и правил поведения. Поэтому содержание основ культуры управления автотранспортными средствами будущих водителей по безопасному управлению автотранспортными средствами может адекватно отражать основные профессиональные и личностные характеристики специалистов для успешного выполнения ими профессиональной деятельности в данной сфере.
В процессе профессиональной подготовки, возможно сформировать только основы культуры управления автотранспортными средствами будущего водителя,
рассматриваемые как личностное качество обучаемого, определяющее результат подготовки специалиста, обладающего знаниями, умениями, навыками и способностью осуществлять операторскую деятельность при управлении транспортным средством в постоянно меняющихся условиях дорожного движения. Таким образом формируются основы культуры управления автотранспортными средствами водителями, которые обеспечивают безопасное управление автотранспортными средствами в реальных условиях дорожного движения. Совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, опыта профессиональной деятельности по управлению транспортным средством в различных условиях, а также управленческо-исполнительская дисциплина и этика поведения водителя транспортного средства обеспечивают техническую безаварийность и безопасность дорожного движения.
Технологический компонент культуры управления автотранспортными средствами включает в себя овладение способами и приемами деятельности. Деятельность по управлению транспортным средством по своей сути технологична. В этой связи операциональный анализ этой деятельности позволяет рассматривать ее как решение многообразных задач. К их числу можно отнести совокупность аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих задач, приемы и способы решения которых и составляют технологию формирования культуры управления автотранспортными средствами. В тоже время, педагогическая технология помогает понять суть профподготовленности водителя, она раскрывает имеющиеся способы и приемы управления автомобилем, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся дорожных условий. Именно в таком случае профподготовленность выполняет функции регулирования, сохранения, воспроизведения и развития окружающей реальности.
На основе выполненных исследований разработан учебный курс «Основы культуры водителей по управлению автотранспортными средствами», который широко апробирован в процессе профессиональной подготовки кандидатов в водители в учебно-курсовом комбинате Тульской области и в автошколах города Тулы и Тульской области. В целом, все слушатели, преподаватели, инспекторы Д11С признают необходимость постоянной работы, направленной на формирование основ культуры водителей по управлению автотранспортными средствами.
Литература
1. Громаковский А.А. Большая книга автомобилиста. - Питер, 2009.
2. Громаковский А.А. Обслуживание и вождение автомобиля в любое время года. - Питер, 2009.
3. Зеленин С.Ф. Учебник по вождению автомобиля. - М.: Мир Автокниг, 2006.
Е. Каррильо Линд
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
FORMATION OF SOCIAL - PERCEPTIVE COMPETENCE OF THE BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE UNIVERSITY CONDITIONS
Аннотация: статья посвящена значению социально-перцептивной компетентности в профессиональном становлении бакалавров педагогического
© Е. Каррильо Линд