Научная статья на тему 'О необходимости повышения педагогических требований к подготовке водителей автотранспортных средств'

О необходимости повышения педагогических требований к подготовке водителей автотранспортных средств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
430
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / АВТОШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОДИТЕЛЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / PEDAGOGICAL REQUIREMENTS / DRIVING SCHOOLS / THE PROFESSIONAL-IMPORTANT QUALITIES / THE DRIVER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богданов Михаил Валентинович

В статье проведено сравнительное изучение профессионально-важных и индивидуальных качеств личности выпускников автошкол и опытных водителей с учетом их спортивной подготовленности с целью научно-обоснованного совершенствования водительского труда, педагогического и воспитательного процесса в образовательных учреждениях при подготовке и переподготовке водителей различных категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богданов Михаил Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About NECESSITY OF INCREASE OF PEDAGOGICAL REQUIREMENTS TO PREPARATION OF DRIVERS

In article comparative studying the is professional-important and individual qualities of the person of graduates of driving schools and skilled drivers in view of their sports readiness with the purpose of the scientifically-proved perfection of driver's work, pedagogical and educational process in educational establishments is lead by preparation and retraining of drivers of various categories.

Текст научной работы на тему «О необходимости повышения педагогических требований к подготовке водителей автотранспортных средств»

рекцию самооценки личности студентов СМГ в процессе занятий физической культурой оказывают положительное влияние на повышение уровня не только адекватной самооценки, но и физической подготовленности студентов СМГ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмерова, С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения / С.Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2001. -№ 2. - С. 37-40.

2. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М. : Альфа, 2003. - 351 с. : ил

3. Брег, П.С. Позвоночник - ключ к здоровью / П.С. Брэгг, С.П. Махешвара-нанда, Р. Нордемар. - СПб. : ООО «Диамант», 2001. - 512 с. : ил.

4. Голомолзина, В.П. Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы / В.П. Голомолзина, С.П. Левушкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 6 (40). - С. 24-28.

5. Забалуева, Т.В. Профилактика и коррекция нарушений осанки школьников на занятиях различными видами спорта / Т.В. Забалуева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 41-45.

6. Захарова, А.В. Генезис самооценки / А.В. Захарова. - Тула : Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 1998. - 135 с.

7. Мак-Кензи, Р.Т. Физические упражнения в воспитании и медицине : извлечения. Сколиозы и их лечение / Р.Т. Мак-Кензи // ЛФК и массаж. Спортивная медицина. - 2007. - № 8. - С. 39-50.

8. Милюкова, И.В. Лечебная физкультура. Новейший справочник / И.В. Милюкова, Т. А. Евдокимова ; под общей ред. проф. Т. А. Евдокимовой. - СПб. : Сова ; М. : Изд-во «Эксмо», 2003. - 862 с. : ил.

9. Тимошина, И.Н. Показания и противопоказания по содержанию занятий по физической культуре в специальной медицинской группе / И.Н. Тимошина // Физическая культура. - 2007. - № 4. - С. 65-68.

10. Хомутов, Г. А. Адаптивная физическая культура в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения : дис. ... канд. пед. наук / Хомутов Г. А. -СПб., 1999. - 242 с.

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Михаил Валентинович Богданов, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье проведено сравнительное изучение профессионально-важных и индивидуальных качеств личности выпускников автошкол и опытных водителей с учетом их спортивной подготовленности с целью научно-обоснованного совершенствования водительского труда, педагогического и воспитательного процесса в образовательных учреждениях при подготовке и переподготовке водителей различных категорий.

Ключевые слова: педагогические требования, автошколы, профессионально-важные качества, водитель автотранспортных средств.

ABOUT NECESSITY OF INCREASE OF PEDAGOGICAL REQUIREMENTS TO

PREPARATION OF DRIVERS

Michael Valentinovich Bogdanov, the competitor,

Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St. Petersburg

Abstract

In article comparative studying the is professional-important and individual qualities of the person of graduates of driving schools and skilled drivers in view of their sports readiness with the purpose of the scientifically-proved perfection of driver's work, pedagogical and educational process in educational establishments is lead by preparation and retraining of drivers of various categories.

Keywords: pedagogical requirements, driving schools, the professional-important qualities, the

driver.

Личность водителя, его индивидуальные и профессионально-важные качества и способности к безопасному вождению современного автомобиля остаются малоисследованным звеном автотранспортной педагогики и психологии водительской деятельности.

В программах автошкол не предусматривается изучение и овладение практическими навыками прогнозирования и предупреждения критических дорожных ситуаций и правильного выхода из них. Отсутствует и практика специальных групповых психотренингов по анализу ДТП и возможным вариантам тактического мышления и поведения водителя для избегания аварийных ситуаций.

Специфика двигательных психомышечных ощущений и восприятий, особенности вестибулярного чувства и моторной памяти, способности к координации движений, концентрации и распределению внимания в управлении автомобилем на больших скоростях и в сложных дорожных условиях лежат в основе водительского мастерства. В связи с этим возникает необходимость использования методики психологической подготовки в автоспорте, в обучении и тренинге водителей массовых автомобильных профессий [3, 5].

В статье была поставлена задача получения новые научных данных о методах формирования, совершенствования и проявления в водительском труде профессионально-важных качеств водителей с учетом их индивидуальных черт личности, возраста, водительского стажа и опыта, уровня спортивной подготовленности.

ВЫБОРКА ИСПЫТУЕМЫХ

Для решения задач экспериментального исследования были изучены две выборки испытуемых:

1. Опытные водители маршрутных такси и пассажирских автобусов М2 и М3: 41 чел. (39 мужчин, 2 женщины; ОАО СПб «Третий парк») со средним водительским стажем 10 лет (табл. 1).

2. Водители-новички, выпускники автошкол 60 чел. (32 мужчины, 28 женщин), только что закончившие обучение в автошколе и успешно сдавшие экзамены по вождению в УГИБДД (табл. 2).

В целом выборка испытуемых составила 101 чел. Была опрошена также группа экспертов, опытных инструкторов-преподавателей автошкол (12 чел.).

Как видим, в выборке опытных водителей представлены в основном мужчины с большим стажем водительской деятельности, имеющие высокую квалификацию. Число занимавшихся спортом составило 20 чел. (48,7%).

В связи задачей исследования нас интересовало, имеются ли сходства и различия в практическом опыте вождения автомобиля между категорией спортивно подготовленных начинающих водителей и уже опытных водителей пассажирского автотранспорта с многолетним стажем работы.

Таблица 1

Структура выборки опытных водителей__________________________

№, п/п Наименование показателя Количество %

1 Пол: Мужчин 39 95.2

Женщин 2 4.8

2 Возраст (лет): До 40 10 24.3

Свыше 40 31 75,7

3 Водительская категория: В, Д 13 31,7

В, С, Д 19 46.4

В, С, Д, Е 5 12.2

А, В, С, Д, Е 4 9,7

4 Общий водит. стаж До 20 лет 15 36,6

5 Стаж работы в автопарке До 5 лет 14 34,1

Свыше 5 лет 27 65,9

6 Имеют личные автомобили 27 65,9

7 Ранее занимались ФК и спортом 20 48,7

Таблица 2

Структура выборки водителей-новичков (выпускников автошкол)_____________

№ п/п Показатель (К, %) * у II ж 3 л 5 і Я Женщин (К = 26) «Самоучки» (К = 29) «Новички» (К = 31)

1 Средний возраст (лет) 24,8 26,5 24,5 26,8

Образование: N % N % N % N %

2 высшее (студент), среднее (спец.) 20 14 58,8 41,2 13 13 50.0 50.0 13 16 44,8 55,2 19 12 61,3 38,7

3 Профессии: гуманитарные, 24 70,6 16 61,5 19 65,5 20 64,5

технич., экономич., 7 20,6 9 34,6 10 34,5 6 19,3

управленческие 3 8,8 1 3,9 - - 5 16,2

4 Занимаются ФК и спортом 30 88,2 15 57,7 27 93,1 14 45,2

5 Являются владельцами 19 55,9 11 42,3 23 79,3 7 22,6

личного автомобиля

Вербальный тест на правильность действий за рулем предъявлялся до начала обучения в автошколе и после обучения в период сдачи школьных экзаменов. Оценка качества водительской подготовки испытуемых в данной выборке определялась нами в трёх упражнениях из трех попыток на площадке: «змейка», «эстакада», «парковка», а также по экспертным оценкам инструкторов по результатам учебной езды. Полученные в опросах этой выборки данные мы сопоставили с аналогичными тестовыми данными выборки из 41 водителя ОАО «Третий парк».

Этот тест позволяет изучать и оценивать именно усвоенный и осмысленный опыт вождения, а не заученную реакцию испытуемых в выборе правильной картинки в стандартном тесте на ПДД, применяемом на экзамене в УГИБДД [4].

Мы располагаем данными многолетних педагогических наблюдений за подготовкой водителей в автошколах и за трудом водителей пассажирского автотранспорта разных категорий и можем обоснованно утверждать, что опытный водитель хорошо адаптирован к дорожным стрессам, его водительские действия высоко автоматизированы и тренированы. Сформировавшиеся у водителя в начальный период обучения вождению «водительские чувства» будут сопровождать его всю оставшуюся жизнь.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ниже приводим результаты корреляционного и факторного анализа полученных в исследовании данных, бесспорно доказывающих определяющее влияние психологических и психомоторных свойств личности водителей, т.е. «человеческого фактора» на успешность и качество водительского труда и безопасность на дорогах.

Как следует из таблицы 3, фактор «умелости» положительно коррелирует с показателем мужского пола (г = .47; Р < 0,01). В связи с этим интерпретация всех других коэффициентов корреляции, представленных в таблице 3, относится по преимуществу к мужчинам, т.к. «умелых» женщин в выборке оказалось всего 15,6%, в то время как мужчин - 84,4%.

Фактор «возраста» положительно коррелирует с фактором «умелости» только у женщин. Чем старше женщина, поступившая на учебу, тем более вероятно, что она уже знакома с управлением автомобилем, т.е. имеет «домашний» нелегальный опыт водительской подготовки. У мужчин отмечена противоположная, но статистически незначимая тенденция: чем старше мужчина, тем вероятнее, что он сядет за руль впервые и будет учиться в автошколе с «нуля».

Таблица 3

Значимые корреляционные связи личностных и двигательных качеств испытуе-

мых с фактором «водительской умелости»

№ п/п Коррелируемые переменные Умелость Муж. Жен.

1. Возраст (лет) - .19 - .01 .68

2. Образование - .43 - .52 - .07

3. Чувство координации движений .36 .29 .41

4. Чувство автомобиля (руля, педалей, рычагов) .39 .36 .35

5. Распределение внимания при езде .24 .36 - .09

6. Быстрота действий в вождении .20 .33 - .22

7. Достижения в спорте .24 .24 .00

8. Желание совершенствоваться в вождении .28 .28 - .12

9. Является собственником автомобиля .17 .22 - .04

1( Значимость коэф. корреляции (при Р < 0.05) г >.24 г >.35 г >.40

г - коэффициент линейной корреляции;

Р 0) - уровень достоверности корреляционной связи согласно критерию 1-Стьюдента.

Из всех вышеназванных зависимостей для нас наибольший интерес в корреляционной плеяде (рис. 1) представляет достоверная взаимозависимость фактора «уме-

Это подтверждает предположение о том, что хорошая спортивно-физическая, психомоторная и двигательная подготовка водителя облегчает ему процесс овладения

сложными элементами техники вождения автомобиля на этапе как «домашнего» обучения, так и обучения вождению в автошколе, в значительной мере обеспечивает успех в сдаче экзаменов в УГИБДД без дополнительных финансовых затрат.

Результаты корреляционного анализа подтверждают ранее высказанное нами суждение о том, что фактор «спортивной подготовленности» учащихся автошкол является, безусловно, важнейшим в более быстром освоении ими двигательного опыта при обучении вождению автомобиля. Так, например, острота и тонкость чувства руля, рычагов и педалей во время учебной езды, оцененная испытуемыми в баллах от 0 до 10 в порядковой шкале, имеет тенденцию отрицательно связываться у новичков с фактором «занимался спортом» (г = -.32), в то время как у «умелых» эти показатели оказались связанными положительно (г = .40; Р < 0,01). О чем это может говорить?

Это может свидетельствовать о том, что у «умелых» имеется общая психомоторная готовность к обучению в автошколе в связи с наличием у них определенного уровня спортивной подготовленности. Это, по-видимому, сильно обостряет пороги внутримышечных ощущений при манипуляции рычагами и педалями во время управления автомобилем, что и выражается у опытных водителей в их более тонких и тренированных водительских чувствах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свойства и показатели координации движений, «чувства автомобиля», психологической устойчивости и надежности водителей, регулярно занимающихся спортом, оказались значительно более развитыми, по сравнению с остальными водителями. Спортивно подготовленный водитель с достаточным водительским стажем и опытом имеет заметные психомоторные преимущества в успешном выполнении водительского труда и повышении безопасности дорожного движения, по сравнению с менее опытным, менее решительным, менее физически развитым водителем. Это обстоятельство необходимо учитывать в процессе профессионального отбора водителей для обучения и работы на пассажирском автотранспорте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Повышение безопасности дорожного движения во всем мире : записка Генерального секретаря ООН, Distr.: General 14 August 2007, Russian, Original English -19 с.

2. Богданов, М.В. Актуальные проблемы профессионального отбора в автомобильном спорте / М.В. Богданова, В.И. Романенко // Вестник БПА. Вып. 82. - СПб., 2008. - С. 28-32.

3. Сингуринди, Э.Г. Автомобильный спорт : учебник для вузов. Ч. 1 / Э.Г. Сингуринди. -М. : Изд-во ДОСААФ, 1982. - 304 с.

4. Таймазов, В.А. Плюсы и минусы самостоятельно приобретенного опыта управления автомобилем с позиций транспортной педагогики / В.А. Таймазов, Ш.О. Узденов // Вестник БПА. Вып. 53. - СПб., 2004. - С. 66-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Цыганков, Э.С. Высшая школа водительского мастерства : учебник для вузов / Э.С. Цыганков. -М. : ИКЦ «Академкнига», 2007. - 400 с.

6. Клебельсберг, Д. Транспортная психология : пер. с нем. / Д. Клебельсберг. -М. : Транспорт, 1989. - 366 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.