Научная статья на тему 'Сравнительный анализ подготовки водителей-любителей в разных странах'

Сравнительный анализ подготовки водителей-любителей в разных странах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2414
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬ / DRIVER / КАНДИДАТ / CANDIDATE / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC SAFETY / АВТОМОБИЛЬ / AUTOMOBILE / СИСТЕМА / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Ксения Вадимовна, Лизунов Александр Викторович

В статье проведен анализ существующих систем подготовки водителей категории В в России, Германии и США. На основе данного анализа предложены некоторые рекомендации по совершенствованию подготовки водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARATIVE ANALYSIS OF AMATEUR DRIVERS TRAINING IN DIFFERENT COUNTRIES

The paper analyzes existing systems of category B drivers training in Russia, Germany and the USA. On the basis of this analysis, some recommendations for improving the drivers training are suggested.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ подготовки водителей-любителей в разных странах»

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПРИБОРЫ И МЕТОДЫ

ИЗМЕРЕНИЯ

УДК 629.349 Таблица 1 - Статистические данные по количе>

и

пострадавшим в Российской Федерации [2]

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Количество ДТП, шт. 199868 203597 204068 199720

Число погибших, чел. 27953 27991 27025 26963

Число раненых, чел. 251848 258618 258437 251785

К.В. Михеева, А.В. Лизунов

Курганский государственный университкт

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ-ЛЮБИТЕЛЕЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. В статье проведен анализ существующих систем подготовки водителей категории В в России, Германии и США. На основе данного анализа предложены некоторые рекомендации по совершенствованию подготовки водителей.

Ключевые слова: водитель, кандидат, безопасность движения, автомобиль, система.

K.V. Miheeva, A.V. Lizunov Kurgan State University

A COMPARATIVE ANALYSIS OF AMATEUR DRIVERS TRAINING IN DIFFERENT COUNTRIES

Abstract. The paper analyzes existing systems of category B drivers training in Russia, Germany and the USA. On the basis of this analysis, some recommendations for improving the drivers training are suggested.

Keywords: driver, candidate, traffic safety, automobile, system.

ВВЕДЕНИЕ

Водителей автомобилей, и даже легковых, можно разделить на две группы. Первая группа: люди, для которых вождение автомобиля - это работа, за которую они получают заработную плату, вторая группа - водители, которые используют автомобиль в личных целях: поездки от места проживания до работы или учебы, поездки на дачу или отдых и другие бытовые поездки. Для какой группы водить автомобиль сложнее или легче - неизвестно.

В России на ноябрь 2014 г. было 45,4 млн легковых автомобилей [1], большая часть из них находится под управлением водителей-непрофессионалов (вторая группа). Несмотря на принятые государством меры: проведение программ по повышению безопасности движения, ужесточение наказаний за нарушения правил дорожного движения, - статистика дорожно-транспортных происшествий по-прежнему печальна (таблица 1).

По данным разных авторов, считается, что в 93% случаев в ДТП виновен водитель, а следовательно, основные усилия нужно направить на повышение его психофизиологических характеристик, умения и компетенции. Рассмотрим один из срезов этой проблемы, а именно подготовку водителя легкового автомобиля.

Анализ систем подготовки водителей в России и за рубежом

Для определения качества функционирования системы подготовки водителей проведем сравнительный анализ этих систем в России, Германии и США. Эффективность работы системы подготовки определяется статистикой ДТП в стране. Рассмотрим статистику относительных показателей аварийности в России в 1995 и 2000 годах (таблица 2).

При этом «в 2004 году на территории Российская Федерация было зарегистрировано 208,6 тыс. ДТП, в результате которых погибли 34,5 тыс. и получили ранения 251,4 тыс. чел.

Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по тяжести последствий ДТП. Число погибших на 100 ДТП в России в 8-10 раз больше, чем в США и других странах с высоким уровнем автомобилизации. Такое же соотношение характерно для числа погибших на 100 тыс. ед. транспортных средств. На каждые 100 тыс. населения ежегодно погибает в ДТП 25-28 чел. при уровне автомобилизации около 200 авт. на 1000 чел. населения.

В Европе при уровне автомобилизации около 600 авт. на 1 тыс. чел. населения ежегодно погибает 15 чел. на 100 тыс. чел. населения» [3, 14].

В 2000 году число погибших в ДТП в США - 41,9 тыс. чел., а в Германии - 7,5 тыс. человек, число раненых в ДТП: в США - 3189 тыс. чел., в ФРГ - 503,5 тыс. человек [4].

Проведем сравнение систем подготовки водителей в России, Германии и США по нескольким критериям: количество автошкол, требования к преподавателям и инструкторам, возраст начинающего водителя и возможность самостоятельной подготовки, программы обучения вождению и сдача практического экзамена.

Критерий 1 - наличие и количество автошкол.

В Российской Федерации 11,5 тыс. автошкол различных видов подготовки и качества обучения. В ФРГ - более 10 тыс. организаций, осуществляющих подготовку канди-

Годы Количество на 100 тыс. населения, единиц Количество на 10 тыс. транспортных средств, единиц

ДТП Погибшие Раненые ДТП Погибшие Раненые

1995 112,9 22,1 124,0 55,9 11,0 61,4

2000 108,7 20,4 123,8 49,9 9,4 56,8

Таблица 2 - Относительные показатели аварийности в Российской Федерации [3]

датов в водители. При этом 70% автошкол в Германии состоят всего из одного преподавателя - владельца, имеющего один учебный автомобиль. В США автошкол немного, так как массовое обязательное обучение в них в целом не предусмотрено. Часть из них объединена в различные ассоциации, например, DSAA (TheDriving School Association of the American).

Вывод: по количеству автошкол на 100 тыс. населения Россия уступает Германии, но в ФРГ уровень автомобилизации выше, чем в России. Если сравнивать с США, то наличие большого количества автошкол не является определяющим фактором.

Критерий 2 - требования к преподавателям и инструкторам.

В России преподаватели должны иметь:

- высшее или среднее техническое профессиональное образование;

- водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

- по дисциплине «Оказание медицинской помощи» высшее или среднее медицинское образование медицинского профиля.

Мастера производственного обучения (инструктор по вождению):

- образование не ниже среднего (полного) общего;

- непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет;

- документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории;

- отсутствие медицинских противопоказаний.

В Германии обязательным условием для открытия автошколы является наличие разрешения на обучение у преподавателя. Этот документ выдают после прохождения 5-месячного курса подготовки и 4,5-месячной стажировки, а также сдачи экзаменов (теоретических, в том числе по педагогике и психологии, и практических). Предусмотрено регулярное повышение квалификации, которое преподаватель должен проходить один раз в четыре года. Обучение осуществляется в одной из 60 профильных организаций. Кроме того, преподаватель должен быть не моложе 22 лет, иметь не менее чем двухгодичный стаж управления транспортным средством той категории, по которой он планирует обучать, а также иметь водительское удостоверение категорий «А», «ВЕ» и «СЕ (или «DE» -для обучения вождению автобусов).

В США молодой водитель может ездить только в присутствии имеющих права родителей, официальных опекунов или назначенного водителя в возрасте 21 года и старше.

Вывод: в ФРГ требования к преподавателям, которые часто совмещают обязанности российского инструктора, более высокие, чем в России. В США же совсем другой подход: считается, что родители вполне могут заменить автошколу (уровень категории В в России).

Критерий 3 - с какого возраста можно начать обучение?

В России к экзамену на категорию B допускаются лица, достигшие 18 лет, досрочная сдача экзаменов невозможна. Учиться до совершеннолетия (16 лет) можно, а сдавать и ездить самостоятельно нельзя.

В Германии права выдаются лицам, достигшим 18

лет.

В США подросток должен быть старше 14 лет и 8 месяцев для регистрации прохождения сегмента 1 водительского образования. 3 уровень лицензирования кандидат в водители может получить с разрешения родителей, если ему не менее 17 лет либо по истечении 18 лет.

Вывод: в США более прогрессивная система за счет

более раннего начала обучения, большего периода обучения, а также жестких требований в повседневной жизни к кандидату, т.к. в случае каких-либо нарушений подросток отстраняется от вождения автомобиля.

Критерий 4 - возможность самостоятельной подготовки кандидатов в водители.

В России и ФРГ невозможна. В США кандидат также находится под контролем родителей.

Вывод: во всех странах самостоятельной подготовки

нет.

Критерий 5 - по программе обучения вождению категории В.

В России обучение в автошколе состоит из двух частей: теоретической, где кандидаты в водители вместе с преподавателем знакомятся с правилами дорожного движения, и практической, где вместе с инструктором учатся управлять автомобилем и применять правила, которые освоили ранее, изучая теорию. Средняя продолжительность обучения вождению водителей категории «В» составляет 190 часов, из них 130 теоретических и 56 практических. При подготовке водителей предусмотрено обучение вождению, которое включает практическую езду по учебным маршрутам и на площадке для обучения вождению. Занятия идут параллельно с изучением теоретического материала. Первоначальные навыки и упражнения маневрирования отрабатываются на автодроме, затем начинается вождение по городу. По окончании обучения сдается внутренний экзамен, на котором учащийся должен показать как навыки вождения, так и знания ПДД.

В Германии средняя продолжительность обучения вождению водителей категории «В» составляет в крупных городах 40-50 часов, в небольших поселках - 25-30 часов. Программы подготовки предусматривают, в частности, обучение вождению транспортного средства на автомагистрали (продолжительностью 3 часа), на загородных дорогах (5 часов), в темное время суток (3 часа). Кроме того, практикуется так называемое «целевое обучение» - вождение в тех местах, где чаще совершаются ДТП. Также предусмотрена вторая фаза обучения, которая может быть реализована после получения водительского удостоверения. Однако этот этап обучения является добровольным, вследствие чего проходит его лишь незначительное число водителей. Вместе с тем принимаются меры по популяризации этого этапа обучения, в ходе которого начинающим водителям предлагают более глубокое изучение различных аспектов водительской деятельности.

В США молодые водители в возрасте до 18 лет должны пройти две части системы водительского образования и отвечать требованиям для каждого из трех уровней квалификационного водительского лицензирования. Компонент водительского образования в квалификационном водительском лицензировании состоит из двух сегментов обучения. Сегмент 1 должен включать 24 часа аудиторных занятий, 6 часов инструкторского вождения, 4 часа личного наблюдения. Как только подросток успешно закончил сегмент 1, он получает зеленый сертификат об окончании Сегмента 1 для продолжения водительского образования. Далее подросток получает лицензию уровня 1. Лицензия уровня 1 - это бумажная лицензия. Но фотографии в правах не будет, пока не получен уровень 2 лицензии. С уровнем 1 лицензирования молодой водитель может ездить только в присутствии, имеющих права родителей, официальных опекунов или назначенного водителя в возрасте 21 год и старше. Сегмент 2 водительского образования состоит из 6 часов теоретических занятий. Когда подросток успешно пройдет Сегмент 2, то

106

ВЕСТНИК КГУ, 2015. № 3

он получит белый сертификат об окончании Сегмента 2, дающий право быть инструктором по обучению вождению. Подростки должны окончить оба сегмента, дающие право на получение Уровня 2 лицензирования и должны иметь уровень 1 лицензирования, как минимум, в течение 6 месяцев.

Вывод: с точки зрения авторов, программы обучения молодых водителей в ФРГ и США более прогрессивны, чем в России.

Критерий 6 - сдача практического экзамена.

В России практический экзамен проводится в два этапа: экзамен на автодроме и в городе. На автодроме: из пяти упражнений, которые учащиеся изучали по время обучения, на экзамене нужно будет выполнить только три. Вариант экзамена из трех упражнений утверждается заранее начальником ГИБДД, но среди них обязательно будет присутствовать упражнение «Трогание на подъеме». Все действия на площадке во время экзамена нужно начинать только с разрешения инспектора. Если автомобиль кандидата в водители заденет или уронит стойки, которыми размечена площадка, экзамен считается несданным. Город: вождение в условиях реального городского движения. На этом этапе кандидат в водители проедет по одному из испытательных маршрутов. Экзаменатор производит фиксацию выполнения заданий и допущенных ошибок в контрольном листе. Экзаменатору запрещается какими-либо действиями провоцировать сдающего экзамен к нарушению ПДД. Экзамен считается сданным, если штрафных баллов не более 5. Повторная сдача каждого из этапов возможна не ранее, чем через семь дней.

В Германии экзамен проводится в условиях реального дорожного движения. Экзамен принимается на транспортном средстве, предоставляемом автошколой. Для этого оно должно быть оборудовано дублирующими педалями газа, тормоза и сцепления, дополнительным зеркалом заднего вида, а также соответствующим опознавательным знаком. В процессе экзамена в транспортном средстве находятся экзаменуемый, инструктор по вождению (на месте, с которого осуществляется доступ к дублирующим педалям) и экзаменатор. Продолжительность практического экзамена составляет на транспортном средстве категории «А» - 60 минут, категорий «В» и «ВЕ» - 45 минут.

В США сдача экзамена проходит в присутствии инспектора, который говорит куда ехать, попутно отмечая ваши ошибки. В обязательную программу обычно входит как разворот, так и параллельная парковка, причем надо сделать ее правильно с первого раза и как можно ближе к бордюру, если машина далеко, маневр не засчитывает-ся, если машина задела бордюр, то маневр тоже не зас-читывается. Попутно инспектор следит, не смотрите ли вы в зеркала (параллельную парковку по идее надо исполнять, смотря только назад и вперед) и на все остальные возможные ошибки. По окончании экзамена выдается талон со штрафными баллами: если больше 25, то экзамен провален.

Вывод: методы приемки экзаменов во всех рассмотренных странах одинаковы, но в России он стоит дороже, так как экзамен принимает представитель правоохранительных органов, а не гражданское лицо, кроме того, время приема экзамена не ограничено, и кандидата в водители часто гоняют до тех пор, пока он не совершит серьезную ошибку.

Критерий 6 - стоимость обучения.

В России минимальная стоимость обучения в автошколе на водителя категории В составляет 22 500 рублей (в среднем по России). Цены могут отличаться, но, как

правило, разброс незначителен - 5-15%.

В Германии минимальная сумма, которую придется потратить на получение водительских прав, - 1080-2000 евро (при условии, что количество практических уроков будет минимальным, а оба экзамена будут сданы с первой попытки).

В США средняя цена в автошколах за 1 час занятий с инструктором порядка 55 долларов. 10 часов упражнений предлагают со скидкой - за 499 долларов. Обязательных норм времени, которое необходимо провести за рулем, в столице США - Вашингтоне - нет, как только курсант почувствует себя уверенно за рулем, он для получения настоящих прав может попытаться пройти дорожный тест в Департаменте транспортных средств.

Вывод: по данному критерию произвести оценку очень сложно, так как величина доходов населения в рассматриваемых странах очень сильно различается, особенно в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из вышеприведенного сравнения можно сделать следующие выводы.

В общем, системы подготовки водителей в рассматриваемых странах, кроме США, одинаковы. Но при этом в США учат с более раннего возраста и большему количеству видов езды.

В России получение водительских прав получило статус бизнеса, на котором можно очень хорошо заработать, в отличие от США.

Программа рассчитана и, на практике, проводится лишь в городских условиях (единственный усложняющий фактор - высокая интенсивность движения).

Какие можно предложить рекомендации для России? Во-первых, в программе обучения сделать уклон на практическую часть, как в Германии и США.

Во-вторых, в России можно рекомендовать ввести психофизиологическое тестирование перед поступлением в автошколу, когда профессиональный психолог доказал бы поступающему в автошколу при плохих результатах его тестирования нежелательность для кандидата водить автомобиль или обосновал бы индивидуальный подход к обучению будущего водителя.

Список литературы

1 Топ 20 стран по автомобильному парку. Аналитическое агентство

АВТОСТАТ. URL: http:// www.autostat.ru/news/view/18786 (дата обращения 16.04.2015).

2 Статистика ДТП в России/1ГАИ.РУ: Информационное издание:

1GAI. URL: http//www.1gai.ru/ (дата обращения 16.04.2015).

3 Транспорт и связь в России: статистич. сб./ Госкомстат. М, 2001 г.

222 с.

3 Васильев А. П. Эксплуатация автомобильных дорог : учебник для

студ. высш. учеб. заведений : в 2 т. 3-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2013. Т. 1. 320 с. ISBN 978-57695-9764-0.

4 Число погибших в ДТП в разных странах мира, погибшие на дорогах,

смертность от ДТП: Федеральный портал PROTOWN.RU. URL: http://www.protown.ru/information/hide/3546.html (дата обращения 17.04.2015).

5 Примерные программы профессионального обучения водителей,

утвержденные приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408, вступили в силу с 12 августа 2014 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Правила проведения экзаменов на право управления транспортными

средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

7 Брошюра «State of Michigan. What Every Driver Must Know? Ruth

Johnson, Secretary of State», 2011. 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.