Научная статья на тему 'Оптимизация психофизической подготовленности автогонщиков ралли высокой квалификации'

Оптимизация психофизической подготовленности автогонщиков ралли высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
319
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТРУКТУРА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецов А. А.

Проблема психофизической подготовленности в автомобильном спорте является актуальной в связи с особенностями соревновательной деятельности. Вопросы выбора критериев и оптимизации подготовленности автогонщиков ралли наиболее важные направления совершенствования системы подготовки в этом виде спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация психофизической подготовленности автогонщиков ралли высокой квалификации»

ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АВТОГОНЩИКОВ РАЛЛИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

А.А. КУЗНЕЦОВ, РГУФК

Аннотация

Проблема психофизической подготовленности в автомобильном спорте является актуальной в связи с особенностями соревновательной деятельности. Вопросы выбора критериев и оптимизации подготовленности автогонщиков ралли - наиболее важные направления совершенствования системы подготовки в этом

виде спорта.

Abstract

The problem of psychophysiological preparation in automobile sport is relevant in terms of the specifics of the race competition. Criteria and optimization of preparation of rally drivers are the most important directions of improvement of the system of preparation in this sport.

Ключевые слова: физическая подготовленность, психологическая подготовленность, структура психофизической подготовленности, факторы влияния.

Введение

Среди вопросов подготовки автогонщиков высокой квалификации наиболее глубоко исследованы особенности взаимодействия водителя с автомобилем. Так, вопросы управления автомобилем в условиях тренировок и соревнований изучены в ряде работ [2, 6, 12, 14, 15 и др.]. Показано, что технико-информационные взаимоотношения в системе «человек - автомобиль» составляют один из решающих компонентов подготовленности водителей, включая автопилотов ралли.

В литературе неоднократно подчеркивалось, что повышение уровня мастерства гонщиков тесно связано с совершенствованием таких важных составляющих, как физическая, психологическая и технико-тактическая подготовленность [1, 5, 8, 9, 11, 13].

В последние два десятилетия в специальной и научнометодической литературе обсуждаются вопросы психофизического сопряжения в структуре подготовки квалифицированных спортсменов [3, 7, 10 и др.].

Однако в специальной литературе, посвященной подготовке гонщиков ралли, эти вопросы практически не обсуждались. Наименее изучены вопросы построения тренировки и контроля физических и психических способностей спортсменов, составляющих в целом структуру психофизической подготовленности.

Таким образом, недостаточная изученность ряда важнейших вопросов совершенствования подготовки автогонщиков ралли обусловливала актуальность избранной темы исследования.

Научная гипотеза

Предполагалось, что целенаправленное перераспределение объемов средств специальной физической и психологической подготовки на этапах годичного цикла

может способствовать оптимизации психофизической подготовленности автогонщиков ралли.

Цель исследования - оптимизация психофизической подготовленности автогонщиков ралли высокой квалификации.

Задачи исследования:

1. Определить влияние традиционного варианта подготовки автогонщиков ралли на показатели их психофизической подготовленности.

2. Выявить информативные критерии физических качеств автогонщиков и особенности структуры психофизической подготовленности спортсменов в годичных тренировочных циклах.

3. Разработать и экспериментально обосновать методику оптимального построения тренировочных нагрузок автогонщиков ралли на этапах годичной подготовки.

Методы исследования

Для решения перечисленных задач применяли следующие методы: 1) изучение и обобщение опыта подготовки спортсменов, специализирующихся в автомобильных гонках по данным специальной литературы; 2) педагогические наблюдения и контроль основных показателей тренировочного процесса; 3) тестирование физической подготовленности спортсменов; 4) тестирование психологических и психом оторных спосо бностей спортсменов; 5) педагогический эксперимент; 7) методы стандартной статистической обработки экспериментальных данных.

Основные результаты исследования

Изучение и анализ традиционного варианта подготовки автогонщиков показали относительно невысокую его эффективность вследствие недостаточной проработки ряда важнейших физических, и особенно психологи-

ческих, качеств в годичном тренировочном цикле, что в целом не обеспечило значительного роста спортивной работоспособности автогонщиков.

Результаты корреляционного анализа выявили высокий уровень взаимосвязи (г = 0,70-0,92) показателей физической (скорости бега на 100 м и на уровне анаэробного порога - У100 м и УПАНО, соответственно) и психологической подготовленности (показатели, оценивающие свойства внимания, антиципирующей реакции на движущийся объект - РДО, время простой и сложной сенсомоторной реакции - ВПСР и ВССР, соответственно), что может указывать на их прогностическую значимость в структуре психофизической подготовленности спортсменов данной специализации.

Вместе с тем низкие темпы прироста большинства показателей подготовленности, взаимные вариации которых обусловливали влияние на структуру психофизических способностей гонщиков, а также отсутствие данных о тренировочных нагрузках послужили основанием для экспериментальной проверки возможности оптимизации профессиональной подготовленности.

В таблице и на рис. 1 приведены сравнительные объемы тренировочных нагрузок, выполненных испытуемыми контрольной и экспериментальной групп (К-группа и Э-группа, соответственно). Сравнительное исследование структуры психофизической подготовленности испытуемых за период эксперимента выявило усиление одних обобщенных факторов влияния в целом на структуру психофизической подготовленности при некоторой стабилизации других факторов.

Всего за два года наблюдений были выявлены 18 различных обобщающих факторов, оказывавших существенное влияние на структуру психофизических способностей автогонщиков на разных этапах годичной подготовки. При этом постепенно снижалась значимость выполнения непродолжительной интенсивной работы (преимущественно в режимах, близких к ПАНО), однако в целом повышалась роль физической подготовленности и психической выносливости.

Среди ведущих факторов, значительно влиявших на структуру психофизической подготовленности спортсменов К- и Э-групп в период эксперимента, выделились

Поэтапные объемы нагрузок, выполненных спортсменами контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп

Этапы подготовки Обще- подготовительный Специально- подготовительный Предварительные соревнования Основные соревнования Всего за год

Г руппы К Э Дк-э К Э Дк-э К Э Дк-э К Э Дк-э К Э Дк-э

Виды подготовки и упражнения час час % час час % час час % час час % час час %

Скоростно- силовая спринт * 2,8 4,0 +43 6,0 7,2 +20 5,0 5,0 0 3,2 3,2 0 17,0 19,4 +14

прыжки * 2,4 2,4 0 2,7 3,0 +11 1,5 1,7 +13 0 0 0 6,6 7,1 +8

Выносливость режим МПК 3,5 5,0 +43 5,2 8,5 +39 2,8 3,5 +25 0 0 0 11,5 17,0 +48

режим ПАНО 6,2 9,5 +53 14,5 21,5 +48 9,1 13,0 +43 2,3 4,5 +49 32,1 48,5 +51

восстанови- тельный 3,0 3,0 0 8,3 7,0 -16 6,4 7,5 +17 3,9 5,0 +28 21,6 22,5 +4

Силовая макс. сила* 4,0 4,0 0 7,0 7,0 0 2,0 2,0 0 0 0 0 13,0 13,0 0

выносли- вость** 5,0 5,0 0 12,5 12,5 0 6,0 6,0 0 3,0 3,0 0 26,5 26,5 0

Технико- тактическая тренажеры *** 5,4 8,0 +48 11,9 16,0 +35 5,4 8,0 +48 0 0 0 22,7 32,0 +41

приемы вождения 19,0 19,0 0 42,0 42,0 0 15,5 15,5 0 5,0 5,0 0 81,5 81,5 0

вождение по трассам 28 28 0 120 120 0 104 104 0 68 68 0 320 320 0

Суммарный объем нагрузки за этап 79,3 87,9 +11 230,1 244,7 +7 157,7 166,2 +5 85,4 88,7 +4 552,5 587,5 +6

Примечания: 1) * - с учетом пауз отдыха; 2) ** - то же, включая силовые упражнения ОФП; 3) *** - общее время работы на всех специализированных тренажерах.

Рис. 1. Соотношение объемов тренировочных нагрузок разной направленности на этапах годичного цикла в контрольной (слева) и экспериментальной (справа) группах.

Условные обозначения:

1 - скоростно-силовая направленность, 2 - выносливость,

3 - силовая направленность, 4 - технико-тактическая.

Показаны номера и доля (%) в суммарном объеме нагрузок за этап, год

следующие: 1) интегральная психомоторная подготовленность (вклад обобщенного фактора в общую дисперсию выборки - 24,64%); 2) толерантность к нагрузкам со значительным психическим компонентом (21,23%); 3) общая способность организма к восстановлению (19,48%); 4) способность к высокой концентрации при

повышенном силовом компоненте нагрузки (18,6%); 5) дифференцировка усилий при интенсивной аэробной работе (18%); 6) способность к распределению и переключению внимания (14,3%); 7) способность решать задачи повышенной сложности (12,82%); 8) восприятие объектов в условиях напряженной работы (12,54%).

ШИШ

Рис. 2. Сравнение относительных приростов (%) показателей психофизической подготовленности испытуемых К- и Э-групп

По окончании эксперимента у испытуемых Э-груп-пы ведущую роль играл обобщенный фактор восстановления организма (вклад в общую дисперсию выборки -19,48%), в то время как в К-группе - фактор переносимости силовых нагрузок (14,91%).

Рис. 2 демонстрирует так называемые профили психофизической подготовленности автогонщиков обеих групп. Заметное преимущество спортсменов Э-группы наблюдалось по таким показателям подготовленности, как восстановление после нагрузок разной направленности (показатели №9 12-15), а также по психомоторным показателям (№ 17-28). Эти экспериментальные данные указывают на высокую избирательность воздействия специализированных средств подготовки.

Выводы

1. За период педагогического эксперимента выявлены следующие относительные приросты показателей физической подготовленности спортсменов Ки Э-групп.

Достоверные относительные изменения скоростносиловых показателей в экспериментальной группе достигли 2,33% против 1,42% в контрольной группе. Величины относительных изменений показателей, характеризующих выносливость, в опытной группе составили 2,76-5,23% против 1,05-3,93% у испытуемых контрольной группы. Изменения силовых показателей

в обеих группах были примерно одинаковы и составили 5,11-14,5% в опытной группе против 4,85-16,8% - в контрольной группе.

Решающее преимущество получили спортсмены экспериментальной группы по показателям, характеризующим восстановительные процессы (индекс Руффье). Испытуемые этой группы имели достоверные приросты -от 6,4 до 13,6%, в то время как в контрольной группе относительные изменения были недостоверны и составили 2,2-2,7%.

2. Высокая степень взаимосвязи (г = 0,70-0,92) показателей физической (У100 м, УПАНО) и психологической подготовленности (показатели, оценивающие свойства внимания, РДО, ВПСР и ВССР) позволяет ориентироваться на них как на информативные признаки психофизической подготовленности автогонщиков.

3. Применение экспериментальной методики целенаправленного изменения объемов нагрузок физической и психологической направленности обеспечило оптимальные относительно соревновательной деятельности изменения в целостной структуре психофизической подготовленности спортсменов Э-группы. Увеличение объемов нагрузок, развивающих выносливость (в среднем на 48-50% за год) и психологические (в среднем на 40%) способности автогонщиков как специализированных компонентов подготовки гонщиков ралли, позволило повысить уровень выносливости до 5%, а психологической подготовленности - до 13%.

Литература

1. Бариеников Е.М. Контраварийная тренажерная подготовка водителей автоспортсменов и народного хозяйства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: РГАФК, 1994. - 23 с.

2. Голосай А.Н. Повышение безопасности учебнотренировочного процесса и соревнований по автомобильному спорту: Дис. ... магистра физ. культуры. - М.: РГУФК, 2004. - 51 с.

3. Донской Д.Д. Психомоторное единство управления физическими упражнениями как двигательными действиями (от «механики живого» к «психобиомеханике действий») // Теория и практика физической культуры. -1995. - № 5-6. - С. 23-24, 37.

4. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., СероваЛ.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984. - 190 с.

5. Московских В.В. Специально-направленная физическая подготовка автогонщиков-раллистов к соревнованиям в условиях жаркого климата: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: ВИФК, 2004. - 22 с.

6. Огарко К.Н., Цыганков Э.С. Компьютерное моделирование управляющих связей в системе гонщик - автомобиль // Юбилейный сборник науч. трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: РГАФК, 1998. -С. 122-126.

7. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.

8. Потапова Н.А. Систематизация работы штурмана в автомобильном ралли: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: РГАФК, 1999. - 23 с.

9. Прусов В. А. Применение тренажерных средств и физических упражнений для совершенствования психологической подготовки студентов - спортсменов технических видов спорта к соревнованиям: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005. - 24 с.

10. Родионов А.В. Принцип психофизического сопряжения в подготовке спортсменов-единоборцев высокой

квалификации // Т еория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. - С. 34-36.

11. Сингуринди Э.Г. Содержание и методика специальной подготовки автогонщиков-раллистов (по материалам исследований сборных команд СССР и г. Ленинграда по авторалли): Автореф. дис. ... канд пед. наук. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1980. - 24 с.

12. Сингуринди Э.Г. Организационно-педагогические основы автомобильного спорта: Дис. ... д-ра пед. наук (в форме научного доклада). - М.: ГЦОЛИФК, 1986.

13. Худойназаров Б.И. Контроль и совершенствование тактики старта и стартового разгона в автомобильном спорте: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 24 с.

14. Цыганков Э. С. Высшая школа водительского мастерства: Учеб. для студентов вуза (специализация «Ав-томоб. спорт»). - М.: Транспорт, 1995. - 271 с.

15. Цыганков Э. С. Теоретико-методические основы подготовки автомобилистов к действиям в критических ситуациях: Дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. докл. -М.: РГАФК, 1999. - 87 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.