Научная статья на тему 'Структура физической подготовленности мотокроссмена как иерархическая система'

Структура физической подготовленности мотокроссмена как иерархическая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТОКРОСС / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ИЕРАРХИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столяров Виктор Анатольевич, Хуббиев Шайкат Закирович, Курамшин Юрий Федорович

Структура физической подготовленности мотокроссмена рассмотрена как иерархическое образование и результат физической подготовки в системе спортивной тренировки. Общая физическая подготовленность как ее составляющая служит базой специальной физической подготовленности. Ее образуют основные физические качества, а вторую интегрированные формы (виды) основных физических качеств и соревновательные качества. Наличие комплекса таких качеств это основа разносторонней спортивной подготовленности мотокроссмена, прежде всего, повышения его тактико-технического мастерства и в итоге высокой результативности соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столяров Виктор Анатольевич, Хуббиев Шайкат Закирович, Курамшин Юрий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of physical fitness of the motokrossmen as hierarchical system

The structure of physical fitness of the motokrossmen is considered as hierarchical formation and result of the physical training within the system of sports training. The general physical fitness as its components form base to the special physical fitness. It has been formed by the main physical qualities, and the second the integrated forms (types) of the main physical qualities and competitive qualities. Existence of the complex of such qualities is a basis for the versatile sports readiness of the motokrossmen, first of all, it increases the tactical and technical skills and as a result high productivity of the competitive activity.

Текст научной работы на тему «Структура физической подготовленности мотокроссмена как иерархическая система»

обращения 01.02.2016.

REFERENCES

1. Law Russian Federation dated 18.4.1991. No. 1026-1 "About militia", available at: http://base.garant.ru/10103710/.

2. The concept of public security in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation, 14.11.2013 № 2685), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154602/.

3. Ozhegov S.I. and Shvedova N.Yu. (1992), Explanatory dictionary of the Russian language, Azimuth, Moscow.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 29.01.2008 No. 80 (ed. by 12.02.2015) "Questions of the organization of activity offront divisions of a security guard and patrol service of police", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_75673/.

5. Starodubtsev, M.P. and Sokolov, I.M. (2015), "Educational technology to ensure public safety in the activities of police officers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 156-163.

6. Starodubtsev, M.P. and Sokolov, M.I. (2015), "Development of cultural competence of police officers as a pedagogical condition of solving problems of public safety", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 163-168.

7. The Decree of the President of the Russian Federation dated 12.05.2009 No. 537 (ed. by 01.07.2014), "The national security strategy of the Russian Federation up to the year 2020", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/.

8. Federal law dated 28.12.2010 No. 390 "About security", available at: http://base.garant.ru/12181538/.

9. The Federal law from 07.02.2011 No. 3-FZ (ed. by 13.07.2015) "On police", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/.

Контактная информация: pfanmp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.04.2016

УДК 796.72

СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МОТОКРОССМЕНА КАК

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Виктор Анатольевич Столяров, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Шайкат Закирович Хуббиев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.

Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Структура физической подготовленности мотокроссмена рассмотрена как иерархическое образование и результат физической подготовки в системе спортивной тренировки. Общая физическая подготовленность - как ее составляющая служит базой специальной физической подготовленности. Ее образуют основные физические качества, а вторую - интегрированные формы (виды) основных физических качеств и соревновательные качества. Наличие комплекса таких качеств - это основа разносторонней спортивной подготовленности мотокроссмена, прежде всего, повышения его тактико-технического мастерства и в итоге - высокой результативности соревновательной деятельности.

Ключевые слова: мотокросс, физические качества, соревновательные качества, иерархичность, структура физической подготовленности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p268-272

STRUCTURE OF PHYSICAL FITNESS OF THE MOTOKROSSMEN AS HIERARCHICAL SYSTEM

Victor Anatolyevich Stolyarov, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Shaykat Zakirovich Khubbiev, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University, St. Petersburg; Yuri Fedorovich Kuram-shin, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The structure of physical fitness of the motokrossmen is considered as hierarchical formation and result of the physical training within the system of sports training. The general physical fitness - as its components form base to the special physical fitness. It has been formed by the main physical qualities, and the second - the integrated forms (types) of the main physical qualities and competitive qualities. Existence of the complex of such qualities is a basis for the versatile sports readiness of the motokrossmen, first of all, it increases the tactical and technical skills and as a result - high productivity of the competitive activity.

Keywords: cross-country race, physical qualities, competitive qualities, hierarchy, structure of physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние мотокросса в России желает быть лучшим. Наши гонщики в последние годы редко становились призерами соревнований, а тем более их победителями. Сегодня важно переходить к управлению процессом тренировки, базируясь на специально разработанных моделях, отражающих подготовленность гонщика с учетом его уровня спортивной квалификации, спортивных достижений. Прежде всего, нужно разработать подходы к оценке общей и специальной физической подготовленности (ОФП-сти и СФП-сти), соревновательной деятельности (СД) гонщика. Все это позволит обосновать структуру его физической подготовленности (ФП-сти) и технологию ее формирования. На основе этого возможно качественное планирование учебно-тренировочной работы и успешности соревновательной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Физическая подготовка - вид спортивной тренировки, ее итогом является ФП-сть как интеграция частных функциональных систем, определяющих физические качества спортсмена, то есть, ФП-сть - морфофункциональная, психофизическая иерархическая система образована в ходе тренировок и соревнований согласно законам самоорганизации. К сожалению, до сих пор не разработаны фундаментальные основы интеграции физических качеств и объективной оценки уровня ФП-сти, поэтому в практике спорта ее определяют «суммированием» тестовых показателей, что не позволяет понять ее как сложную систему. Иерархичность ФП-сти обусловлена многоуровневостью организма и психики гонщика: на биохимическом уровне создается потенциал энергетики ФП-сти; на физиологическом уровне распределяется энергопоток в интенсивно работающем организме между органами и системами с учетом режима тренировочно-соревновательной деятельности; на психическом уровне оптимизируются энергозатраты на работу организма и психики адекватно силе, характеру и интенсивности воздействий эндо- и экзо факторов среды и СД; на «психолого-морфо-функционально-двигательном» (интегральном) уровне обеспечивается взаимодействие физических и соревновательных качеств, проявляемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Можно сказать, что спортивная тренировка формирует и развивает ФП-сть как сложную многоуровневую функциональную систему, а СД - как бы шлифует и повыша-

ет ее адаптивные возможности.

Иерархичность ФП-сти мотокроссмена представлена и в другом аспекте. Фундамент ФП-сти гонщика - это ОФП-сть (компонент неспецифических адаптационных резервов организма и психики), выше надстраивается СФП-сть (компонент специфических адаптационных резервов организма и психики). В свою очередь, ОФП-сть гонщика как двухуровневую систему составляют: ее основание, представленное формами и видами проявления физических качеств; выше - комплекс основных физических качеств, среди которых ловкость - это единство координационных способностей и двигательной находчивости [6].

СФП-сть мотокроссмена образуют: базовый уровень - единство интегрированных форм физических качеств (скоростной силы, силовой выносливости, скоростной выносливости, скоростно-силовой выносливости и др.); выше - сплав соревновательных качеств (особо проявляемых физических качеств и их интегрированных форм в ходе СД). Отметим, что физические и соревновательные качества, расположенные на всех уровнях ФП-сти взаимосодействуют друг другу.

Выявление профессионально важных физических и соревновательных качеств, их развитостей и соотношений, обеспечивающих высший результат СД, позволяет строить годичный цикл тренировку, нацеленную на формирование ФП-сти, адекватной условиям СД в мотокроссе. Далее возможно создать технологию структурирования ФП-сти.

Функциональные резервы определяются с помощью биомедицинских и психологических и педагогических тестов. Эти резервы реализуются в СД и оцениваются по степени проявления физических способностей гонщика и его технико-тактического мастерства. О динамике развития физических способностей судят по изменению показателей ФП-сти, выявляемых педагогическими тестами. Сопоставив динамику показателей ФП-сти и функциональных возможностей, можно установить их взаимозависимости, а на основании этого - регулировать тренировочные нагрузки, придавая педагогическому процессу должную гибкость.

Таким образом, формирование ФП-сти и ее составляющих подчинено закономерностям адаптации, связанным с повышением функциональных резервов, развития физических качеств, спортивного совершенствования мотокроссмена [3; 4; 6] и принципам управления этими процессами. Ведь педагогический процесс - управляемая система [5; 7].

Соотношение средств, методов структурирования ФП-сти гонщика зависит: от целей и задач формирования ОФП-сти и СФП-сти; от специфики их интеграции в ФП-сть; от индивидуальных свойств; от спортивного стажа и др.

ОФП-сть отражает оптимальные соотношения между физическими качествами. Это достигается выполнением упражнений легкой атлетики, лыжного спорта, плавания, гребли, подвижных и спортивных игр, гимнастики, тяжелой атлетики и др.

Известно, что только высокий уровень ОФП-сти не обеспечит успех в СД по мотокроссу, поэтому необходимо формировать СФП. Отсюда следует, что при формировании ОФП-сти нужно закладывать основы выковывания СФП-сти гонщика. Понятно, что между процессами формирования ОФП-сти и СФП-сти должна быть преемственность. Она возможна, если ОФП развивает двигательные способности с учетом уровней и специфики их проявления в ходе СД. Тогда задача СФП будет заключаться в интеграции и своеобразной шлифовке физических и соревновательных качеств.

В связи с этим следует разработать подходы к интеграции составляющих ОФП-сти, СФП-сти, ФП-сти и СД мотокроссмена и критерии оценки их интегральности. Хотя такие попытки предпринимаются. Например, В. А. Градусов предложил оценивать СД в мотокроссе по показателям скорости, скоростной выносливости, специальной выносливости [1]. Таким образом, ФП-сть мотокроссмена - это сплав оптимально развитых основных физических качеств, их интегрированных форм (видов) и соревновательных ка-

честв, а также общих и специальных двигательных умений и навыков. Она служит фундаментом для формирования техники, тактики и других сторон подготовленности спортсмена. В рамках ФП-сти развитые двигательные способности образуют целостность - двигательную функциональную систему. Комплекс физических и соревновательных способностей мотокроссмена, отвечающий требованиям СД, формируется путем сопряженного воздействия на процессы не только технической, но и других видов подготовки в системе спортивной тренировки гонщика. Значит, ФП-сть как двигательная функциональная система представляет собой единство множества разнообразных функциональных подсистем. По мере приобретения гонщиком должного уровня ФП-сти накапливаются резервы специализированного спортивного совершенствования, которые полноценно реализуется при овладении техникой и тактикой мотокросса, в ходе его психологической, морально-нравственной, интеллектуальной и интегральной подготовки. Правильно структурированная ФП-сть - основа успешной СД, она позволяет мотокроссмену избежать подчинения стихии мотоцикла, особенно проявляемой на участках трассы разной сложности и при неблагоприятных климатогеографических условиях гонки на трассе. Можно полагать, что оптимальная структура ФП-сти гонщика является залогом лучших соревновательных результатов в мотокроссе.

Главная цель СД мотокроссмена - обеспечить высокоскоростное и безопасное движение системы «гонщик-мотоцикл» на трассе. Его ФП-сть, структурированная декомпозицией главной цели СД, может обеспечить ее достижение выработкой способности быстро выполнять приемы вождения байка при изменении направлений движения на трассе, обгоне соперников, ездить на разных грунтах, трассах с препятствиями, сохранять устойчивое равновесие в ходе гонки. Приемы и действия вождения бывают простыми, усложненными, весьма сложными, в зависимости от влияния на систему «гонщик-мотоцикл» различных сил: внутренних активных, возникающих при напряжении мышц, пассивных - при эластичных мышцах, реактивных - при передаче усилий крупных мышц ног, туловища, преодолении препятствия, изменении направления движения; внешних сил: земного притяжения, реакции опоры, трения, сопротивления внешней сферы и др.

С каждым поворотом на движущемся мотоцикле на гонщика действуют силы, вызванные торможением, тягой двигателя, сопротивлением воздуха, наклоном байка, сцеплением с грунтом, ростом скорости, ускорениями, встречным ветром, гироскопическим эффектом, инерцией. В меняющемся по походу гонки силовом поле гонщик должен вести мотоцикл на высокой скорости, постоянно менять положение тела на седле или стоя на ногах, ища точку приложения равнодействующей силы. Почувствовав ее, гонщик ощутит баланс действующих сил, и управление движущимся мотоциклом облегчится. Надо сказать, что без оптимально структурированной ФП-сти успешность управления системой «гонщик-мотоцикл» на трассе кросса в столь сложном силовом поле практически невозможна. Существенно, что разумная структура ФП-сти гонщика позволяет с ростом квалификации и накоплением им соревновательного опыта экономизировать действия по вождению байка и поэтому быстрее и точнее действовать в ходе гонки.

В связи с этим Кейт Код [2] пишет, что если гонщик намерен увеличить скорость прохождения поворота, то должен рулить быстрее. Это обеспечит устойчивость мотоцикла, ускоренное прохождение поворота, улучшение сцепления колес с грунтом, успешное рулению и безопасную езду.

Учитывая взгляды специалистов [2, 6], скажем, что в процессе СД мотокроссмен динамично взаимодействует с движущимся мотоциклом, и на него влияют факторы внешней среды: трасса и ее оснащение, климатогеографические условия, соперники, судьи, службы обеспечения, зрители, болельщики и др. Поэтому при формировании структуры ФП-сти учет этого предполагает на всех ее уровнях создавать люфты - границы изменчивости показателей целостной ФП-сти, ее составляющих на разных уровнях функционирования: ОФП-сти, СФП-сти, соревновательных качеств, интегрированных

форм физических качеств, собственно основных физических качеств, их видов (форм) проявления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Своеобразие ФП-сти гонщика определяется особым соотношением всех этих качеств, зависящих от свойств нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, анализаторной систем, анаэробно- аэробных возможностей мотокроссмена, его работоспособности, техники и тактики вождения и др. Полнота реализации адаптационных резервов гонщика определяется структурой ФП-сти, а она, в свою очередь, - структурой СД в данных условиях гонки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Градусов, В.А. Критерии отбора на этапе спортивного совершенствования в мотоцикле : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Градусов В.А. - Омск, 1989. - 20 с.

2. Кейт Код. Техника вождения мотоцикла [Электронный ресурс] // URL : http://www.e-reading.club/book.php?book=32265. - Дата обращения 01.01.2016.

3. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник / Л.П. Матвеев. - М. : Советский спорт, 2010. - 340 с.

4. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов.- М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.

5. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании : учебное пособие / В.П. Симонов. - М. : Высшее образование : Юрайт-Издат, 2009. - 357 с.

6. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2010. - 464 с.

7. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с.

REFERENCES

1. Degrees, VA. (1989), Selection criteria at a stage of sports improvement in the motorcycle, dissertation, Omsk.

2. Keith Kod. (2007), Motorcycle driving technique, .available at: http://www.e-reading.club/book.php?book=32265.

3. Matveev, L.P. (2010), General theory of sport and its applied aspects: textbook, Soviet sport, Moscow.

4. Platonov, V.N. (2005), System of training of athletes in the Olympic sport. General theory and its practical appendices, Soviet sport, Moscow.

5. Simonov of Accusative (2009), Pedagogical management: know-how in education: manual, publishing house "The higher education", Moscow.

6. Ed, Kuramshin Yu.F. (2010), Theory and technique of physical culture, Soviet sport, Moscow.

7. Shamova, T.I., Davydenko T.M. and Shibanov G.N. (2008), Management of educational systems, publishing center "Academia", Moscow.

Контактная информация: khubbiev@gmail.com

Статья поступила в редакцию 23.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.