Статья поступила в редакцию 15.11.2015
УДК 796.72
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МОТОКРОССМЕНА
Виктор Анатольевич Столяров, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Шайкат Закирович Хуббиев, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Национальный
государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье показано, что концептуальную основу технологии формирования физической подготовленности мотокроссмена составляет ряд положений теории и методики спорта: закономерности развития двигательных способностей; зависимость структуры и содержания физической подготовки от специфики соревновательной деятельности; соревновательная деятельность должна выполняться мотокроссменом с чувством резерва своих физических и функциональных возможностей; взаимовлияние физических способностей, форм и видов проявления в процессе их развития может быть и позитивным и негативным, односторонним, и двусторонним и многосторонним; важно достичь сопряженного воздействия на процессы развития физических способностей и формирования спортивной техники (тактики); для ухудшения ловкости и гибкости в движениях спортсмена ему следует предъявлять значительные внешние сопротивления; эффективная соревновательная деятельность обеспечивается развитием не отдельных физических качеств, а достижением между ними оптимального соотношения; общепедагогические и специфические принципы спортивной тренировки; частные принципы физического совершенствования в спорте.
Ключевые слова: концептуальные основания технологии, физическая подготовленность, принцип сопряженного воздействия, мотокроссмен, интегрированные формы физических качеств, соревновательные качества.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p233-239
CONCEPTUAL BASES OF TECHNOLOGY OF FORMATION OF PHYSICAL FITNESS OF MOTOKROSSMEN
Victor Anatolyevich Stolyarov, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Shaykat Zakirovich Кhubbiev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military institute of physical culture, St. Petersburg; Yury Fedorovich Ku-ramshin, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Vasily Petrovich Sorokin, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Military Academy of Communication named after Marshall of the Soviet Union S. M. Budyonny, St. Petersburg
Annotation
The article has shown that the conceptual basis of technology for formation of the physical fitness of the motokrossmen is made up by a number of provisions of the theory and methodology of sport: the
regularities of development of the motor abilities; the dependence of structure and the content of physical preparation on specifics of competitive activity; the competitive activity has to be carried out by the mo-tokrossmen with feeling of reserve of the physical and functional abilities; the interference of physical abilities, forms and types of manifestation in the course of their development maybe positive and negative, unilateral, both bilateral and multilateral; it is important to reach the interfaced impact on development of the physical abilities and formation of the sports technique (tactics); for deterioration of dexterity and flexibility in the movements of the athlete it should show considerable external resistance; the effective competitive activity is provided with development of non-separate physical qualities, but with achievement between them the optimum ratio; all-pedagogical and specific principles of sports training; the private principles of physical improvement in sport.
Keywords: conceptual bases of technology, physical fitness, principle of the interfaced influence, motokrossmen, integrated forms of physical qualities, competitive qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Высоких результатов достигает мотокроссмен с высокой физической подготовленностью и рациональной техникой вождения мотоцикла. Для преодоления специфического утомления, связанного с ездой на трассе на околомаксимальной скорости, гонщик нуждается в развитых физических качествах: выносливости, ловкости, силы, быстроты, гибкости. Но этого недостаточно, важно соотношение между ними, обеспечивающее высшую спортивную готовность гонщика. То есть нужно сформировать физическую подготовленность, адекватную современной соревновательной деятельности. Национальный институт спорта и здоровья в Инглвуд, Калифорния тестировал футболистов, мотокроссменов, регбистов, бегунов и других профессионалов-атлетов. Результаты показали, что самые стрессовые нагрузки испытывают мотокроссмены, у них же самый высокий уровень физической подготовки. Сформировать такой ее уровень можно с помощью фундаментально обоснованной технологии, концептуальные основания которой рассмотрены в данной статье.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С учетом современных тенденций развития спорта можно сказать, что при формировании физической подготовленности (ФП-сти) мотокроссмена следует опираться на предварительно созданную модель, отражающую итог спортивной тренировки [4]. Модель строится согласно принципу единства общей (ОФП-сти) и специальной физической подготовленности (СФП-сти) и принципу единства структуры соревновательной деятельности (СД) и структуры подготовленности [6]. Для ее реализации следует подобрать средства, методы, объемы и интенсивность нагрузок, определить организацию тренировки, чтобы обеспечить адаптацию гонщика к условиям СД. Это позволит сформировать и закрепить оптимальные соотношения между профессионально важными физическими качествами, соответствующими требованиям СД.
Технология формирования ФП-сти базируется на принципе учета задач периодов и этапов спортивной тренировки. Он предполагает стадийность физической подготовки мотокроссмена: первая стадия (общеподготовительный этап тренировки), направлена на формирование общей (ОФП-сти) - фундамента для решения задач в соревновательном периоде; вторая стадия (первые 2/3 специально-подготовительного этапа тренировки) призвана на основе ОФП-сти формировать СФП-сть как комплекс интегрированных форм основных физических качеств и соревновательных качеств с соотношением, адекватным требованиям СД; третья стадия (последняя 1/3 специально-подготовительного этапа), обеспечивает интеграцию ОФП-сти и СФП-сти в комплекс целостной ФП-сти с адекватными требованиям СД их соотношениями. В соревновательном периоде ФП-сть реализуется и проявляется в высоких результатах на состязаниях; четвертая стадия (соревновательный период) - углубленная проработка структурных взаимосвязей и оптимизация соотношений между компонентами ФП-сти, что обеспечивает рост спортивного
мастерства гонщика.
Таким образом, в соревновательном периоде достигнутая ФП-сть не поддерживается, как принято считать, а совершенствуется за счет тренировочных эффектов и синер-гетических процессов адаптации в организме, следствием чего является то, что Н.А Бернштейн назвал «повторение без повторения». То есть при повторении движения, каждый раз, несмотря идентичный конечный результат, путь работающей конечности и напряжения мышц неодинаковы. В дальнейшем при повторении движений его параметры также различаются. Значит, с каждым новым разом нервная система не повторяет одни и те же команды мышцам, и каждое новое повторение совершается в иных условиях. Поэтому для достижения одного и того же результата реализуются разные команды мышцам. Из сказанного вытекает важный для обучения движениям вывод: тренировка состоит не в стандартизации команд, и «научении им», а в научении каждый раз находить и давать команду, которая в условиях каждого повторения приведет к нужному результату движения. Отсюда следующий вывод: движение не хранится готовым в памяти, не извлекается из нее в случае нужды, а каждый раз строится заново в ходе самого действия, чутко реагируя на изменяющуюся ситуацию. В памяти хранятся не штампы движений, а алгоритмы их конструирования, строящиеся на основе механизма не стереотипного его воспроизведения, а целесообразного приспособления [1]. В таком понимании «повторение без повторения» отражает процесс реализации принципа сопряженного развития физических качеств и техники спорта. При этом движения в ходе СД выполняются на качественно новом уровне функционального обеспечения. Это повышает физический потенциал гонщика и его спортивное мастерство. Это согласуется с мнением о том, что СД - средство совершенствования физических способностей, интенсифицирует их проявление и повышает спортивную результативность. Итак, она интегрирует составляющие ФП-сти и функциональные возможности гонщика и эти содействуют его системной подготовке. Видимо, здесь происходит сопряжение процессов СФП и технической подготовки согласно принципу динамического соответствия, требующего учета амплитуды, направления движения, величины быстроты проявления максимума усилий, времени его развития, режим работы мышц.
При этом следует базироваться на педагогике спорта (как строить тренировку), биологии спорта (почему так строить) и философии спорта (для чего так строить).
Реализация принципа динамического соответствия основана на учете корреляционной связи, идентичности усилий, характера работы мышц, условий выполнения основного упражнения. В.Б. Попов предлагает подбирать специальные упражнения адекватно структуре соревновательного действия и превышающие его интенсивность на 10 процентов [7].
Самсонова А. В. предлагает критерии подбора средств сопряженного воздействия для развития спринтерских качеств: эффективность упражнения (отношение максимальной скорости растяжения мышц при специальном упражнении к максимальной скорости растяжения мышц при соревновательном упражнении); адекватность внешней и внутренней структур специальных и соревновательных упражнений (по внешней структуре -адекватность фазовых траекторий мышц при их выполнении, по внутренней структуре -показатель сопоставления расположения электрической активности на фазовых траекториях мышц) [8].
Специальные беговые упражнения, облегченный, нагруженный соревновательный бег как средства сопряженной тренировки спринтерской скорости по-разному влияют на фазы бегового шага. Бег с буксировкой груза активизирует мышцы ноги на опоре, но ухудшает перенос маховой ноги. Специальные беговые упражнения и соревновательный бег в облегченных, усложненных условиях и в состоянии утомления изменяют взаимодействие опорной и маховой ноги - вызывают нарушение "золотого сечения" бегового шага [3].
При формировании ФП-сти мотокроссмена нужно соблюдать принцип спортивной тренировки - единство и взаимосвязь структуры СД и структуры подготовленности. СД концентрирует в себе подготовленность спортсмена. Ее эффективность зависит от интегральных качеств атлета (по отношению к дистанционной скорости - это специальная выносливость и скоростно-силовые способности), зависимых от основных функциональных характеристик (так, специальная выносливость зависит от мощности и емкости систем энергообеспечения, экономичности в работе, устойчивости и подвижности в деятельности основных функциональных систем). Интегральные качества более изменчивы, чем основные составляющие СД и менее вариативны, чем основные функциональные характеристики. Такая вариативность, обусловленная интеграцией адаптационных процессов, представляет собой дополнительные многоуровневые резервы повышения эффективности СД за счет упорядочения процессов управления тренировкой, тесной увязки структуры СД и соответствующей ей структуры подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей, с характеристиками моделей соответствующих уровней, системой средств, методов, совершенствующих компоненты подготовленности и СД [6].
Полагаем, что весьма важно учитывать при развитии ФП-сти гонщика закономерные, по Ю.В. Менхину, проявления взаимосвязей двигательных качеств, способностей и навыков: 1) физические качества формируются средствами, обеспечивающими их проявление в типичных для деятельности вариантах действий (так, скоростная сила ног, хорошо развитая электростимуляцией, с помощью тренажеров или прыжков на обеих ногах, сама собой не переносится в способность отталкиваться одной ногой в прыжках в длину; в формируемом навыке реализуется физическое качество, адекватное его структуре. Значит, в первую очередь, надо развивать наиболее значимое для деятельности физическое качество, например, чтобы далеко или высоко прыгнуть, следует развивать скоростную силу ног, а не увеличивать их мышечную массу; 2) уровни развития качеств и способностей должны быть выше, тех, что реализуются в системе навыка: только в этом случае формируется рациональная техника или обеспечивается ее «двигательная» надежность; 3) не всякое подготовительное упражнение, формирующее, например, вид силы или выносливости, обеспечивает развитие должной координационной способности. Эти положения наводят на мысль о важности решения задач ОФП и СФП гонщика на основе особого подбора средство обязательного учета специфики мотокросса [5].
Поскольку физические качества и двигательные навыки тесно взаимосвязаны, то важно понимать закономерности не только влияния физических качеств на формирование навыков, но и обратного процесса: 1) образование навыка сопровождается автоматизацией движений, обеспечивающей их экономизацию; это же наблюдается при построении движений, поэтому при развитии физических качеств с помощью упражнения на уровне навыка далее его адаптивный эффект будет снижаться; 2) в ходе СД проявляется противоречие между мерами стабилизации навыкового действия и повышения физических и функциональных возможностей гонщика; последнее ведет к перестройке навыка. Поэтому улучшая адаптивность к последующим этапам тренировки при варьировании навыка следует разнообразить и структуру ФП-сти гонщика.
Поскольку результат СД по мотокроссу - это продукт функционирования системы «гонщик-мотоцикл», то технология формирования ФП-сти гонщика должна быть особой, т.к. он управляет движущимся мотоциклом, сидя (стоя) преодолевает дистанцию кросса. Поэтому согласно принципу сопряженного воздействия интегрируются физические качества и технические (тактические) приемы и действия с учетом того, что результат СД зависит от системного взаимодействия гонщика, мотоцикла, соперников, разнообразной по рельефе, грунту и другим показателям трассы.
Итак, концептуальную основу технологии формирования ФП-сти гонщика должны составлять следующие положения теории и методики спорта [2]: 1) общие закономерно-
сти развития двигательных способностей; 2) структура и содержание ФП определяются спецификой СД; 3) закономерности проявления и развития двигательных способностей -основа объективного выбора средств и методов их ординарного и комплексного развития; 4) высокая результативность СД спортсмена зиждется на учете закономерностей взаимосвязи двигательных качеств и навыков; 5) спортивная деятельность не должна осуществляться на пределе физических возможностей, что весьма важно именно в мотокроссе; 6) тренировка силы позитивно влияет на развитие скоростных способностей; 7) особенность проявления и развития силы определяется спецификой вида спорта, спортивным мастерством, величиной и характером преодолеваемого внешнего сопротивления; 8) статическая и динамическая сила не связаны между собой, причем результаты изометрической тренировки не всегда положительно переносятся на динамический режим; 9) динамическая сила в большей степени связана с двигательными способностями, чем статическая; 10) при развитии у спортсменов скоростной силы полезны средства, обеспечивающие сопряженное развитие физических качеств и спортивной техники; 11) слабая взаимосвязь форм проявления быстроты существенно снижает возможность переноса тренированности с одних скоростных способностей на другие; 12) преодоление значительных внешних сопротивлений ухудшает координационную составляющую в движениях спортсмена; 13) увеличение прилагаемого усилия снижает скорость действия и его амплитуду (принудительно ограничивается активная гибкость); 14) развитие максимальной динамической силы практически не влияет на уровень скоростной силы и быстроты движений неотягощенных звеньев тела, но с увеличением «быстрой» силы наблюдается прирост в быстроте движений, отягощенных и свободных частей тела; 15) повышение уровня статической силы влияет лишь на рост максимальной динамической силы, но не на скоростную силу и быстроту движений; 16) при повышении любого показателя силы нет прироста в силовой или скоростно-силовой выносливости; 17) для эффективной СД особо значимы не отдельные физические качества, а их соотношение, представленное в СД востребованными соответствующими долями.
Эти концептуальные положения лежат в основе следующих спортивно-педагогических принципов, определяющих ФП мотокроссмена: А. общепедагогических и специфических принципов спортивной тренировки; Б. частных принципов физического совершенствования в спорте: 1) адекватность педагогических воздействий специфике развиваемых двигательных способностей и предстоящей СД; 2) сопряженное воздействие на развитие физических качеств и формирование техники вождения мотоцикла; 3) динамическое соответствие, согласно которому максимальный эффект тренировки возможен при адекватности структуры скоростно-силовых упражнений структуре СД; 4) направленность основных усилий при скоростно-силовой тренировке не на способ, а на скорость выполнения освоенных на уровне технического совершенства упражнений; 5) достижение максимального результата при развитии физических качеств выведением функций организма на «сверхпредельный» уровень активности; 6) планирование физических и психологических трудностей в процессе спортивной тренировки с целью формирования высокой надежности в СД; 7) устойчивой адаптации к субмаксимальным нагрузкам и периодическое ее стимулирование сверхмаксимальными проявлениями физических способностей; 9) управляемой динамики тренировочных нагрузок.
В связи с вышеизложенным актуализируется вопрос о физиологической природе физических качеств человека. Ранее считалось, что каждую способность можно отдельно развить и реализовать на практике, сегодня же существует иной взгляд: нет механизмов, ответственных только за то или иное физической качество; в результате систематической тренировки специализируются системы в преимущественной направленности двигательного режима СД. Поэтому повышение специальной работоспособности атлета связанно не с развитием качеств, а с функциональной специализацией организма в нужном для развития того или иного физического качества направлении. Речь идет о формировании
функциональных систем, обеспечивающих движения с преимущественным проявлением силы, скорости, ловкости, выносливости, гибкости и их интегрированных форм.
Известно, что взаимосвязи физических качеств при их проявлении и развитии -нелинейны и это нельзя упрощать, как пытается делать немало спортивных педагогов. Физические качества проявляются в тесной взаимосвязи и соотношениях, максимально адекватных потребностям СД. Отсюда следует правило: подбирать такие средства, методы, методические приемы тренировки и так их применять, чтобы повышалась общая и специальная тренированность мотокроссмена, и при этом удельный вес этих компонентов ФП-сти был адекватен специфике мотокросса. Именно специфика СД в данном виде спорта определяет особенности физических нагрузок для развития физических качеств мотокроссмена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вышеизложенное позволяет сказать, что при полноценной реализации концептуальных основ формирования ФП-сти мотокроссмена достигается синергетический эффект, внешне и внутренне проявляющийся: 1) в экономизации педагогических воздействий за счет сочетания протекающих в организме (в ходе тренировок и соревнований) минимизации энергозатрат, пространственно-временных параметров соревновательных действий и максимизации спортивных результатов; 2) в гармонизации полезных последствий тренировок и их закреплении в структуре и содержании СД; 3) в проявлении сопряженности физических качеств и технических (тактических) приемов и действий; 4) в упорядоченном взаимоприспособлении проявляемых физических качеств и технических приемов и действий мотокроссмена; 5) в формировании и закреплении соотношений между физическими качествами, которые соответствуют специфике и требованиям СД; 6) во взаимодополнительности процессов взаимоадаптации, происходящих в организме гонщика, и педагогического управления тренировкой и СД; 7) в гармонизации процессов педагогически управляемой и синергетической экономизации спортивной тренировки и СД мотокроссмена.
Все эти приобретения гонщика отражаются в его готовности к высшим результатам в мотокроссе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиологии движений / Н.А. Бернштейн ; под ред. В.П. Зинченко. - М. : Изд-во "Институт практической психологии", 1997. - 608 с.
2. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М. : Советский спорт, 2009. - 200 с.
3. Козлов, И. Мышцы и спринт. Сравнительная характеристика работы мышц при спринтерском беге и при выполнении специальных упражнений / И. Козлов, В. Муравьев // Легкая атлетика. - 1992. - № 8. - С. 8-11.
4. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник / Л.П. Матвеев. - М. : Советский спорт, 2010. - 340 с.
5. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика : учеб. пособие / Ю.В. Менхин. - М. : СпортАкадемПресс, 2006. - 312 с.
6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.
7. Попов, В.Б. Структурный метод совершенствования тренировки легкоатлетов / В.Б. Попов // Актуальные вопросы спортивной тренировки в легкой атлетике : сборник науч. трудов кафедры легкой атлетики Рос. гос. акад. физ. культуры / под ред. Е.Е. Аракеляна, О.М. Мирзоева. -М., 1998. - С. 3-8.
8. Самсонова, А.В. Гипертрофия скелетных мышц человека : монография / А.В. Самсоно-ва. - СПб. : [б. и.], 2011. - 203 с.
9. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2010. - 464 с.
REFERENCES
1. Bernstein, N.A. (1997), Biomechanics and physiology of movements, publishing house Institute of practical psychology, Moscow.
2. Zatsiorsky, V.M. (2009), Physical qualities of the athlete, Soviet sport, Moscow.
3. Kozlov, I. and Muraviev, V. (1992), "Muscles and sprint. The comparative characteristic of a muscle work at a sprinting and when performing special exercises", Track and field athletics, No. 8, pp. 811.
4. Matveev, L.P. (2010), General theory of sport and its applied aspects: textbook, Soviet sport, Moscow.
5. Menkhin, Yu.V. (2006), Physical training: theory, technique, practice, SportAKademPress, Physical culture and sport, Moscow.
6. Platonov, V.N. (2005), System of training of athletes in the Olympic sport. General theory and its practical appendices, Soviet sport, Moscow.
7. Popov V.B. (1998), "Topical issues of sports training in track and field athletics", Collection sciences works of chair of track and field athletics of RGAFK", Structural method of improvement of training of athletes, Moscow, pp. 3-8.
8. Samsonova, A.V. (2015), Hypertrophy of skeletal muscles of the person: Polyequipment, St. Petersburg.
9. Ed. Kuramshin, Yu.F. (2010), Theory and technique of physical culture, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.01.2016
УДК 796.922.093.642
МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БИАТЛОНИСТОВ В ГОДИЧНОМ
МАКРОЦИКЛЕ
Евгений Александрович Сухачев, кандидат педагогических наук, Владимир Анатольевич Аикин, доктор педагогических наук, профессор, Николай Степанович Загурский, кандидат педагогических наук, профессор, Елена Александровна Реуцкая, кандидат биологических наук, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК), Омск; Владислав Валерьевич Тихов, аспирант, Самарский юридический институт федеральной службы исполнения наказаний (СЮИ ФСИН России),
Самара
Аннотация
В настоящем исследовании представлены модельные характеристики, а также профили биатлонистов, разработанные на основе анализа результатов физической и функциональной подготовленности квалифицированных и высококвалифицированных биатлонистов, входящих в состав основной, резервной и молодежной сборной команды России. Понимание тренером параметров функционального и физического состояния спортсменов в отправной точке тренировочного процесса позволит более эффективно регулировать тренировочные воздействия, как в отдельных занятиях, так и выбирать наиболее оптимальные стратегии подготовки к главным соревнованиям.
Ключевые слова: биатлон, тренировочный процесс, макроцикл, физическая подготовка.