ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.Е. БЕБИНОВ, В.А. САЛЬНИКОВ
Литература
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 338 с.
2. Глобусов, Р.А. Еще раз о спортивном аутотренинге / Р.А. Глобусов. Минск: Полымя, 1981. 142 с.
3. Ильин, Е.П. Психология спорта. Современные направления в психологии / Е.П. Ильин. Л.: ЛГУ, 1983. 96с.
4. Левик, Г.Е. К вопросу о концептуальной модели личности спортсмена / Г.Е. Левик // Совершенствование основ физического воспитания и спорта. М., 1981. С. 151 - 153.
5. Леонтьев, А.Л. Деятельность. Сознание. Личность / А.Л. Леонтьев. М.: Полит. лит., 1975. 302 с.
6. Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте / В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов. М.: ФиС, 1983. 176 с.
7. Попов, А.Л. Спортивная психология /
А.Л. Попов. М.: Флинта, 2000. 152 с.
8. Потапов, В.Я. Подготовка яхтсменов высшей квалификации к соревнованиям с учетом психологических факторов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Я. Потапов. М., 1987. 24 с.
9. Психология физического воспитания и спорта / Н.П. Гуменюк, В.В. Клименко. Киев: Выща шк. 1985. 311с.
10. Пуни, А.Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта / А.Ц. Пуни. М.: ФиС, 1984. С. 157 - 161.
11. Стамбулова, Н.Б. Психологическая структура спортивной деятельности. Психология спортивной карьеры. СПб.: Изд-во «Центр карьеры», 1999. С. 65 - 69.
12. Шадриков, В.Д. Психологический анализ деятельности как системы / В.Д. Шадриков // Пси-хол. журн. 1998. Т.1. №3. С. 33 - 46.
Sport activity influence on the sportsman personality development
There is described the specific of sport activity and also and its influence on the sportsman personality development. Also there is given the characteristic of the outer and inner conditions of the personality development. The most important issues for the effective realization of these conditions are marked out.
Key words: sport activity, sportsman, personality development, conditions of sportsman personality development.
( Омск)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИЙ ВНИМАНИЯ
С ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПРОЯВЛЕНИЙ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У КУРСАНТОВ АВТОШКОЛ
Исследуются различия функций внимания у начинающих водителей. Выявлено, что при оценке психофизиологических параметров человека необходимо определять типологические комплексы, а не отдельные свойства нервной системы, и учитывать это при организации учебного процесса.
Ключевые слова: типологические особенности проявлений свойств нервной системы, функции внимания, обучение, курсанты автошкол, индивидуальные особенности.
В многообразии современных профессий особый интерес вызывает труд чело-века-оператора. Понятие «оператор» (от лат. operator - действующий) изначально являлось математическим термином, выражающим связь двух множеств. Термин «человек-оператор» применяется в инженерной психологии для определения человека, управляющего сложной технической системой по заранее заданной программе [12]. Это определение дает основание утверждать, что процесс управления транспортным средством относится к операторской деятельности.
Работа водителя осуществляется в сложной динамической системе, включающей в себя четыре основных составляющих: 1) водитель; 2) автомобиль; 3) дорога; 4) окружающая среда (ВАДС) [8]. На водителе как одном из звеньев комплекса ВАДС лежит ответственность за поддержание этой системы в состоянии равновесия. Следует предположить, что такое положение в этой системе формирует определенный эмоциональный фон деятельности и предъявляет особые требования к функциональным возможностям оператора. Кроме того, поступающая водителю информация о дорожном движении имеет достаточную степень неопределенности, что не позволяет ему строить долгосрочных прогнозов своих действий.
© Бебинов С.Е., Сальников В.А., 2009
Приведенные данные дают основание отнести труд водителя к профессиям первого типа сложности [1; 2; 3; 5], предъявляющим особые требования к психофизиологическим особенностям человека. На наш взгляд, эти требования необходимо учитывать не только при профессиональном отборе кандидатов в водители, но и во время первоначального обучения профессии.
Как правило, при планировании объема и направленности учебных нагрузок в автомобильных школах не учитывают индивидуальность молодых водителей. Для подготовки используют усредненную программу, не приспособленную к различной динамике обучения у лиц, имеющих определенные психофизиологические особенности. На практических занятиях курсант как звено системы ВАДС принимает информацию с одних элементов системы и передает ее после соответствующей переработки на другие. По нашим наблюдениям, в этом случае деятельность обучаемого осуществляется в среднем режиме. Но в зависимости от условий дорожного движения эта деятельность переходит в режим минимума или максимума, что значительно повышает напряженность подготовки и приводит к увеличению числа ошибок.
Процесс обучения управлению автомобилем протекает в двух рабочих полях [3]. Сенсорное поле - это среда, дорога и приборы автомобиля, несущие информацию о работе транспортного средства и состоянии проезжей части. Моторное поле включает в себя органы управления автомобилем. Такое распределение поступающей курсанту информации, по нашему мнению, предъявляет повышенные требования как к парциальным (анализаторным), так и к общим (регулирующим) свойствам нервной системы.
Еще в начале XX в. Г. Мюнстерберг отмечал, что наиболее важными качествами, которые необходимы водителю, являются хорошее распределение внимания и быстрота ориентировки [1; 2; 12]. Важность функций внимания как одного из ведущих качеств, способствующих безаварийному управлению автомобилем в среднем режиме деятельности, отмечена и другими авторами [6; 8; 10]. Выраженность этого качества обусловлена рядом индивидуальных особенностей человека и в первую очередь свойствами его нервной
системы. Эти особенности являются ведущими при выборе различных видов и режимов деятельности [4]. Кроме того, особое влияние свойства нервной системы оказывают на динамику обучаемости и подготовленности к трудовой деятельности. Вследствие этого цель предпринятого исследования состояла в том, чтобы определить взаимосвязь между типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и функциями внимания у курсантов автошколы.
Организация исследования. В педагогическом наблюдении приняли участие лица 18 - 22 лет, не имевшие первоначального опыта управления автомобилем. Обучение осуществлялось по программе, соответствующей образовательному стандарту специальности водителя.
В начале подготовки были определены типологические особенности проявления свойств нервной системы испытуемых. Для этого использовалась методика «тем-пинг-теста», позволившая оценить силу нервной системы курсантов. Оценка подвижности и баланса нервных процессов возбуждения и торможения осуществлялась при помощи произвольных двигательных методик [3; 4]. Затем оценивались функции внимания испытуемых, для чего использовались проба Ландольта, «красно-черные таблицы» [9] и тест Мюнстер-берга [7]. Тестирование осуществлялось на протяжении курса обучения во время теоретических занятий. Изучались следующие функции внимания: пропускная способность зрительного анализатора (Б), точность работы (А), производительность работы (Р), устойчивость внимания (О), условный показатель переключения внимания на черных цифрах (П.ч.), условный показатель переключения внимания на красных цифрах (П.к.) и показатель избирательности внимания (Н).
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование показало, что у лиц со слабой нервной системой пропускная способность зрительного анализатора, продуктивность, устойчивость и переключение внимания были выше, чем у курсантов со среднесильной нервной системой. В свою очередь, у последних преобладал показатель избирательности внимания (см. табл. на с. 179).
Из таблицы видно, что более высокие показатели пропускной способности зрительного анализатора, продуктивнос-
Выраженность проявления функций внимания у лиц с различными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы
Типологические подгруппы N Показатели
5 А Р <? П.ч П.к Н
Сила нервной системы Большая 10 М 1,09* 0,82 601,56 1,95 0,45 0,45* 0,9
±т 0,04 0,03 30,02 0,11 0,05 0,04 0,03
Малая 14 М 1,25* 0,82 661,61 2,15 0,51 0,47* 0,87
±т 0,06 0,02 18,85 0.11 0,05 0,04 0,03
Подвижность возбуждения Высокая 13 М 1,22 0,82 645,96 2,11 0,49 0,45 0,89
±т 0,07 0,02 20,41 0,12 0,04 0,04 0,03
Низкая 11 М 1,14 0,82 625,52 2,01 0.48 0,48 0,88
±т 0,05 0,03 30,05 0,11 0.06 0,05 0,03
Подвижность торможения Высокая 13 М 1,22 0,84 635,92 2,14 0,47 0,48 0,93*
±т 0,06 0,03 30,21 0,13 0,04 0,04 0,02
Низкая II М 1,14 0,79 637,39 1,97 0,50 0,44 0,83*
±т 0,06 0,02 14,89 0,09 0,06 0,05 0,04
Внешний баланс Преобладание возбуждения 10 М 1,29* 0,83 669.81* 2,14 0,51 0,49 0,89
±т 0,08 0,03 25,31 0,14 0,06 0,04 0,02
Уравнове- шенность 7 М 1,06* 0,84 601,49 1,99 0,50 0,46 0,93
±т 0,06 0,02 40.85 0,16 0,05 0,05 0,03
Преобладание торможения 7 М 1,15 0,77 624.24* 1,98 0.44 0,42 0.83
±т 0,05 0,03 20,9 0,11 0,08 0,08 0,05
Внутренний баланс Преобладание возбуждения 7 М 1,15 0,82 576,25 2.04 0,52 0,46 0,92
±т 0,08 0,04 39,37 0,16 0,08 0,04 0,03
Уравнове- шенность II М 1,22 0,81 659,11 2,12 0,50 0,48 0,87
±т 0,07 0,02 18,19 0,14 0,03 0,04 0,03
Преобладание торможения 6 М 1.15 0,82 665,72 1.97 0,44 0,43 0,86
±т 0,08 0,04 31,17 0,1 0,09 0,09 0,06
Примечание. * - Р<0,05
ти, устойчивости и избирательности внимания наблюдались у лиц, имевших подвижность возбуждения. В свою очередь, лица с инертностью возбуждения имели равные условные показатели переключения внимания на красных и черных цифрах.
Показатели пропускной способности зрительного анализатора, точности работы, устойчивости и избирательности внимания были выше у курсантов с подвижностью торможения. У лиц с инертностью торможения продуктивность работы была выше, чем у «подвижных» курсантов. Эта зависимость отмечалась ранее в трудах других исследователей [11].
Пропускная способность зрительного анализатора, продуктивность работы, устойчивость и переключение внимания достигли более высокого уровня у лиц с преобладанием возбуждения по внешнему балансу. У курсантов с уравновешенностью и преобладанием торможения эти показатели были ниже. Уравновешенность по внешнему балансу способствовала проявлению у обучавшихся точности и избирательности внимания. Курсанты с преобладанием возбуждения и торможения имели более низкие значения этих показателей.
Лица с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу демонстрировали условный показатель переключения внимания на черных цифрах и показатель избирательности внимания выше, чем курсанты с уравновешенностью и преобладанием торможения. Тем не менее пропускная способность зрительного анализатора и устойчивость внимания были выше у лиц с уравновешенностью по внутренне -му балансу. Курсанты с преобладанием торможения имели более высокий показатель продуктивности работы, чем лица с преобладанием возбуждения и уравновешенностью по внутреннему балансу Как показало проведенное исследование, пропускная способность зрительного анализатора была выше у лиц со слабой нервной системой, подвижностью процессов возбуждения и торможения, преобладанием возбуждения по внешнему балансу и уравновешенностью по внутреннему. Вероятно, данный типологический комплекс способствовал проявлению высокой пропускной способности зрительного анализатора у обучавшихся. Слабая нервная система и подвижность процессов возбуждения и торможения содействовали значительной чувствительности зрительного анализатора и проявлению быстродействия. Преобладание воз-
буждения по внешнему балансу и уравновешенность по внутреннему позволили проявить высокую концентрацию внимания и малое время реакции.
Значение показателя продуктивности при проведении корректурного теста было выше у лиц со слабой нервной системой, подвижностью возбуждения, преобладанием возбуждения по внешнему балансу и торможения - по внутреннему. По-видимому, эти курсанты достигли более высокого результата потому, что присущие им индивидуальные особенности нервной системы оказывали положительное влияние на уровень чувствительности зрительного анализатора и обеспечивали необходимую концентрацию внимания.
Преимущество в переключении внимания, выразившееся в более близких значениях условных показателей переключения внимания на черных и красных цифрах при проведении пробы «красно-черные таблицы», имели лица со слабой нервной системой, подвижностью нервных процессов, преобладанием возбуждения по внешнему балансу и уравновешенностью по внутреннему. В литературе подвижность нервных процессов отмечается как показатель, благоприятствующий проявлению этого свойства [3].
Лица со среднесильной нервной системой, подвижностью торможения, уравновешенностью по внешнему балансу и преобладанием возбуждения по внутреннему имели более высокий уровень избирательности внимания. Вероятно, эти типологические особенности способствовали достаточно большому объему восприятия зрительной информации [3; 4].
Результаты исследования позволили судить об определенной взаимосвязи функций внимания с типологическими особенностями проявлений свойств нервной системы. Выраженности большинства функций внимания содействовали слабая нервная система, подвижность возбуждения и торможения, преобладание возбуждения по внешнему балансу. Вероятно, это явилось следствием более высокой чувствительности лиц со слабой нервной системой. В научных трудах ранее отмечалась обратная зависимость между чувствительностью анализаторов и силой нервной системы [5]. Подвижность нервных процессов содействовала, в свою очередь, быстродействию. Это дало возможность испытуемым выполнять предложенные задания более успеш-
но. Преобладание возбуждения по внешнему балансу, вероятно, обусловливало достаточно высокую концентрацию внимания и быстроту выполнения тестов. Избирательность внимания была выше у лиц со среднесильной нервной системой и уравновешенностью по внешнему балансу.
Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о том, что внимание, являющееся одним из ведущих качеств в водительской деятельности, в определенной степени зависит от типологических особенностей свойств нервной системы у начинающих водителей. Поэтому при дифференцированном процессе подготовки необходимо учитывать индивидуальные типологические различия обучаемых.
Литература
1. Гуревич, K.M. Дифференциальная психология и психодиагностика: избр. тр. / K.M. Гуревич. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
2. Гуревич, K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / K.M. Гуревич. M.: Наука, 1970. 271 с.
3. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. 464 с.
4. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. 384 с.
5. Небылицын, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / под ред. А.В. Брушлинского и Т.Н. Ушаковой / В.Д. Небылицын. M.: Mоск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «MO-ДЭК», 2000. 688 с.
6. Игнатов, Н.А. Человек за рулем / Н.А. Игнатов. M.: Транспорт, 1971. 126 с.
7. Игнатов, Н.А. Приборы и методики психофизиологического обследования водителей автомобилей / Н.А. Игнатов, B.M. Mишурин, Р.Т. Mушегян [и др.]. M.: Транспорт, 1978. 88 с.
8. Mишурин, B.M. Психофизиологические основы труда водителей автомобилей / B.M. M^ шурин, А.Н. Романов, Н.А. Игнатов. M.: MАДИ, 1982. 254 с.
9. Балин, В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /
В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский [и др.]; под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Mаничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2006. 560 с.
10. Клебельсберг, Д. Транспортная психология / Д. Клебельсберг; под ред. В.Б. Mазуркеви-ча. M.: Транспорт, 1989. 367 с.
11. Карпушко, Н.А. Зависимость эффективности умственной деятельности, требующей внимания, от типологических особенностей проявления свойств нервной системы / Н.А. Карпушко// Оптимальное соотношение между умственной и физической деятельностью у студентов педагогических институтов. Л., 1976. С. 106 - 112.
12. Котик, М.А. Природа ошибок человека-оператора (на примерах управления транспортными средствами) / М.А. Котик, А.М. Емельянов. М.: Транспорт, 1993. 252 с.
The connection of the attention function and the typological features of nervous system display properties of the driving school students
The differences in the attention function of drivers-beginners are discussed. It was shown that when assessing the human psycho and physiological parameters it’s necessary to define not only the separate features of nervous system but the typological complex and to take it into the account during the organization of the education process.
Key words: typological features of nervous system display properties, attention function, education, driving school students, individual features.
А.М. МЕДВЕДЕВ, И.С. СУДЬИНА (Волгоград)
КРИЗИС ЮНОСТИ И ЕГО РЕФЛЕКСИВНОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ
Исследуется самосознание молодых людей при переходе от подростничества к юности. Предполагается, что переход от инфантильного самосознания к зрелому опосредуется рефлексивной фазой и поиском смысла существования. В исследовании использована техника эпистолярной метафоры. В результате обнаружена феноменология, подтверждающая предположение о таком опосредовании.
Ключевые слова: подростничество, юность, самосознание, идентификация, рефлексия, метафора, хронотоп.
В традиции отечественной возрастной и педагогической психологии, восходящей к работам Л.С. Выготского, основным новообразованием подросткового возраста и основным психологическим ресурсом человека в юности считается самосознание. Согласно Д.Б. Эльконину, переход от подростничества к юности - это переход между эпохами, а такие переходы связаны с
большими кризисами. При этом «переход» и «кризис» Д.Б. Элькониным не отождествлялись, хотя бы потому, что кризис не является одномоментным актом смены ведущей деятельности.
Как отмечают многие психологи [2; 3; 4; 5; 6], в подростковом возрасте начинается интегрирование различных идентификаций или, если использовать выражение М.К. Мамардашвили, «собирание себя». «В подростковом возрасте, - пишет К.Н. Поливанова, - встает новая задача развития - формирование целостной идентичности» [5: 79]. В описании И.С. Кона эта сторона возрастных изменений предстает следующим образом: «До подросткового возраста свои отличия от других привлекают внимание ребенка только в исключительных обстоятельствах. Его “я” практически сводится к сумме его идентификаций У подростка и юноши положение меняется. Желание избавиться от прежних идентификаций активизирует его рефлексию ... Сознание своей непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества» [3: 60].
Можно усмотреть в имеющихся теоретических представлениях о подростковом и юношеском возрастах некоторую общую идею стадиальности перехода от незрелого, неинтегрированного самосознания к зрелому, определяющему построение идентичности в юности. В первом приближении эта схема может быть представлена следующим образом:
- незрелые заимствованные «осколочные» идентификации;
- рефлексивная фаза «собирания себя»;
- фаза зрелой интегрированной идентичности.
Эта схема близка представлениям Э. Эриксона и его последователей, например, выделенным Дж. Марсиа статусам идентичности, составляющим последовательность «диффузия идентичности - незрелая идентичность - мораторий - достижение идентичности». Эта схема также не противоречит представлениям о переходе от подростничества к юности в работах известных отечественных исследователей проблемы. Так, переход от жестких, но не своих, а заимствованных концепций мироустройства к собственным, так-
© Медведев А.М., Судьина И.С., 2009