ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9:612.821 С. Е. БЕБИНОВ
В. А. САЛЬНИКОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ДИНАМИКА
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ КАК ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ_________________________
В статье обсуждаются экспериментальные данные, характеризующие динамику обучения управлению автомобилем на разных этапах подготовки, с учетом гендерных различий. Формирование профессиональных навыков рассматривается как многоэтапный компонент, реализующийся посредством определенных задатков и входящий в общую иерархическую структуру функциональной системы.
Ключевые слова: функциональная система, формирование навыка, типологические особенности проявления свойств нервной системы, динамика подготовленности, свойства темперамента, тревожность.
Успешность формирования сложнокоординированной деятельности в значительной степени определяется имеющимися у человека способностями. Однако нет однозначного трактования вопроса о проявлении и генезисе способностей как явлении, определяющем степень успешности обучения и выполнения трудовых операций. Еще менее изученными являются особенности развития состояний, связан-
ных с трудовыми процессами (монотония, утомление, десинхроноз и т. д.) [ 1].
Традиционно деятельность человека рассматривается как составляющее звено системы общественных отношений, которое определяется формами, средствами и уровнем развития производства. Концепция, предложенная А. Н. Леонтьевым, предполагает существование системы общественных отноше-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
ний, в которой происходит постоянное взаимодействие между элементами «субъект — объект» [2]. Общественные потребности и мотивы задают направление деятельности человека.
Более широкое понимание системы деятельности предложено С. Л. Рубинштейном [3]. Он утверждает, что в центре всех разноплановых событий лежит действие. Режим и успешность выполнения действия обусловлены индивидуально-психологическими механизмами субъекта, что предполагает процессуальную синхронизацию индивида и существующей действительности, а также взаимосвязанное изменение предмета и субъекта деятельности.
Это взаимосодействие носит опережающе-при-способительную направленность организма к окружающей среде. В результате конкретным механизмом взаимосодействия компонентов функциональной системы является освобождение от избыточных степеней свободы, не нужных для получения данного конкретного результата, и, наоборот, сохранение всех тех степеней свободы, которые способствуют получению результата. В этом случае задатки представляются как отдельные функциональные системы, входящие в общую иерархию функциональных систем организма человека.
Системный подход позволяет отойти от парадигмы «корреляционной психофизиологии» и руководствоваться понятиями «системной психофизиологии». У исследователя появляется возможность не искать прямую связь между психическими и физиологическими функциями, а в целом рассматривать деятельность как процесс, обеспечиваемый этими функциями [4].
Проявление способностей обуславливает наличие различий между людьми в осуществлении когнитивных и двигательных видов деятельности.
Неотъемлемой составляющей способностей является совокупность задатков, содействующих их проявлению [5]. Уровень способностей и обуславливающих их задатков — величина постоянная, различия проявляются в разной степени их выраженности. Это дает основание утверждать, что нет людей с отсутствием тех или иных способностей, а существует разная выраженность задатков, обуславливающих проявление этих способностей [6].
Необходимо отметить, что успешность освоения и оперативного выполнения приемов управления автомобилем связана с проявлением специальных способностей. По имеющимся сведениям, специальные способности — это не что иное, как проявление общих способностей, трансформирующихся в процессе учебной и трудовой деятельности [7]. Они характеризуют определенную взаимозависимость способностей и деятельности, в которой проявляются. Способности развиваются в процессе выполнения деятельности и в то же время обуславливают ее успешность.
Говоря о развитии способностей в структуре функциональной системы, необходимо рассматривать изменение этого процесса под влиянием трудовых или учебных операций, реализующих ту или иную функцию системы. Деятельность человека разнообразна по своему содержанию и интенсивности. Элементы функционирования осуществляются в различающихся внешних условиях. Поэтому количество взаимосвязей между структурными блоками функциональной системы, лежащей в основе выполнения деятельности, постоянно изменяется, учитывая действие внешних влияний [8].
Нами проведено исследование, в задачу которого входило выявление специализированных задатков,
лежащих в основе формирования способностей к управлению автомобилем, которые являются компонентами общей иерархической структуры функциональной системы.
Организация исследования. В эксперименте приняли участие юноши (л = 42) и девушки (л = 54) 18 — 20 лет, не имевшие начальных навыков управления автомобилем. Исследование проводилось на базе учебного центра «Авангард», г. Омск. Курс подготовки состоял из двух этапов. Первый, формирующий, этап способствовал формированию основных навыков управления автомобилем. На протяжении второго, закрепляющего, этапа осуществлялось совершенствование полученных ранее навыков. Перед прохождением обучения на автомобиле курсанты автошколы занимались на автотренажере, что позволило создать начальный (базовый) уровень подготовленности.
Определялись личностные и психофизиологические особенности обучаемых. Использовался опросник Г. Айзенка (форма А), позволивший выявить уровень экстраверсии и нейротизма. Ситуационная и личностная тревожность оценивалась по методике И. Д. Спилберга в адаптации Ю. Л. Ханина. Для изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы определялись сила нервной системы, подвижность возбуждения и торможения (дифференцировано), отдельно внешний и внутренний балансы [8, 9].
Из специализированных водительских навыков оценивались устойчивость двигательного навыка начала движения на автомобиле (УДН), отдельно группы ориентировочных и исполнительских навыков управления транспортным средством [10].
Результаты исследования и их обсуждение. Обучение вождению автомобиля рассматривается как процесс формирования специализированных навыков, обеспечиваемый взаимосодействием элементов функциональной системы деятельности [11].
Необходимо отметить, что процесс развития навыков и характер связей между блоками охватывающей их функциональной системы имеют ряд общих особенностей. В первую очередь создаются предпосылки к реализации действий, затем осуществляется деятельность с последующим контролем и коррекцией результатов.
Начальное обучение характеризуется формированием информационной основы деятельности, которая во многом обуславливает эффективность достижения намеченных результатов. В этот период подготовки явно начинает проявляться предрасположенность субъекта деятельности к определенному стилю осуществления учебных и трудовых операций.
Полученные нами данные об уровне и динамике водительских навыков на первом этапе подготовки показывают, что более высокий прирост устойчивости двигательного навыка имели курсанты-юноши со средним исходным уровнем подготовленности (26,10 %) (табл. 1). У них же был более высокий темп прироста ориентировочных навыков (70,56 %). Предполагалось, что результаты констатирующего тестирования, проводившегося в начале первого этапа подготовки, показывают степень реализации двух исходных стадий формирования навыков (создание мысленного представления о выполняемых действиях и начальное разучивание действий по управлению автомобилем) [8].
Юноши с более высоким исходным уровнем подготовленности имели значительный прирост исполнительских навыков (74,30 %). У этих курсантов
Динамика водительских навыков у юношей с различным исходным уровнем подготовленности на первом этапе обучения
Исходный уровень Значение показателей на констатирующем тестировании, баллы Динамика показателей на 1-м этапе, %
N УДН ориент. навыки испол. навыки УДН ориент. навыки испол. навыки
Высокий, 8 66,25 39,69 38,96 23,49 69,43 74,30
±0,60 ±0,45 ±0,79 ±0,91 ±0,69 ±0,97
Средний, 28 62,39 37,98 37,42 26,10 70,56 73,31
±0,72 ±0,52 ±0,39 ±0,73 ±0,46 ±0,65
Низкий, 6 60,50 34,25 34,72 24,76 68,45 69,06
±2,40 ±1,51 ±1,38 ±1,06 ±2,71 ±4,2
Р <0,05 1-2; 1-3 <0,05 1-2; 1-3; <0,05 1-3; 2-3 <0,05 1-2 > 0,05 <0,05 1-3
2-3
Примечание. Во всех таблицах достоверность различий средних значений определена методом непараметрических критериев Манна —Уитни [19].
Таблица 2
Динамика водительских навыков у девушек с различным исходным уровнем подготовленности на первом этапе обучения
Исходный уровень Значение показателей на констатирующем тестировании, баллы Динамика показателей на 1-м этапе, %
N УДН ориент. испол. УДН ориент. испол.
навыки навыки навыки навыки
Высокий, 9 62,78 37,44 37,15 26,34 70,28 74,21
±0,95 ±1,04 ±0,57 ±1,44 ±1,08 ±1,46
Средний, 38 59,89 35,62 35,53 29,71 70,52 71,65
±0,55 ±0,36 ±0,39 ±0,82 ±0,56 ±1,57
Низкий, 7 56,57 33,29 33,10 34,27 69,40 67,10
±0,46 ±0,97 ±0,73 ±1,21 ±0,77 ±6,73
<0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Р 1-2; 1-3; 1-2; 1-3; 1-2; 1-3; 1-2; 1-3; > 0,05 > 0,05
2-3 2-3 2-3 2-3
проявляется высокии уровень ситуационном и личностной тревожности, экстраверсии и нейротизма. По имеющимся данным, свойство экстраверсии способствует более широкому афферентному синтезу. Повышенный уровень нейротизма в конечной фазе действия отражает сопоставление характеристик параметров результата деятельности с предполагаемой программой, содержащейся в акцепторе результатов обучения [4].
Лица с более высоким исходным уровнем водительских навыков обладают слабой нервной системой, уравновешенностью (ближе к преобладанию торможения) по внешнему и внутреннему балансам. Этим курсантам свойственна низкая подвижность возбуждения и высокая подвижность торможения. Имеющиеся у обучаемых особенности высшей нервной деятельности способствуют значительному объему восприятия и быстроте формирования зрительного образа выполняемых действий [12]. Вероятно, наличие этих задатков позволило юношам-курсан-там достигнуть более высоких результатов в управлении автомобилем на начальном этапе подготовки.
Анализируя результаты констатирующего тестирования девушек-курсанток, необходимо отметить, что показатели темпа прироста навыков частично совпадают с аналогичными показателями юношей. Прирост устойчивости двигательного навыка выше у курсанток с более низким исходным уровнем под-
готовленности (34,27 %) (табл. 2), темп прироста ориентировочных навыков выше у лиц со средней исходной подготовленностью (70,52 %), а динамика исполнительских навыков — у курсанток с более высоким исходным уровнем (74,21 %).
Девушкам с более высоким исходным уровнем подготовленности свойственен высокий уровень ситуационной, личностной тревожности, экстраверсии и нейротизма. Эти лица обладают среднесильной нервной системой, уравновешенностью по внешнему и внутреннему балансам. Им характерна инертность возбуждения и подвижность торможения.
По имеющимся данным, сочетание высокого уровня экстраверсии и нейротизма характеризуется достаточно высокой активностью и энергичностью субъекта. Такие курсантки быстро уясняют сложившуюся ситуацию, хорошо ориентируются в окружающей обстановке и проявляют инициативу в выполняемых действиях [13].
Среднесильная нервная система, инертность возбуждения и уравновешенность нервных процессов обеспечивают высокий уровень двигательной памяти и повышают устойчивость к экстремальным состояниям [8].
Закрепляющий этап эксперимента у юношей (табл. 3) показал, что темп прироста навыков был выше у курсантов с более низким уровнем подготовленности на контрольном тестировании.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
Динамика водительских навыков у юношей с различным уровнем подготовленности на втором этапе обучения
Уровень подгот. N Значение показателей на контрольном тестировании, баллы Динамика показателей на 2-м этапе, %
УДН ориент. навыки испол. навыки УДН ориент. навыки испол. навыки
Высокий, 7 83,71 ±0,31 77,71 ±1,31 81,43 ±0,81 0,15 ±0,03 2,44 ±0,89 1,06 ±0,65
Средний, 29 81,24 ±1,06 70,88 ±1,24 74,84 ±0,98 1,36 ±0,66 10,79 ±1,85 8,88 ±1,35
Низкий, 6 79,00 ±2,38 63,00 ±4,92 64,33 ±3,71 2,62 ±0,29 15,09 ±1,38 18,96 ±5,29
Р <0,05 1-2; 1-3 <0,05 1-2; 1-3; 2-3 <0,05 1-2; 1-3; 2-3 > 0,05 <0,05 1-2; 1-3; 2-3 <0,05 1-2; 1-3; 2-3
Таблица 4
Динамика водительских навыков у девушек с различным уровнем подготовленности на втором этапе обучения
Уровень подгот. N Значение показателей на контрольном тестировании, баллы Динамика показателей на 2-м этапе, %
УДН ориент. навыки испол. навыки УДН ориент. навыки испол. навыки
Высокий, 9 81,78 ±0,55 72,67 ±1,20 77,56 ±1,01 0,78 ±0,15 8,62 ±3,05 5,52 ±1,58
Средний, 39 80,92 ±0,46 66,33 ±0,92 70,16 ±0,94 1,62 ±0,52 10,79 ±1,60 9,60 ±1,70
Низкий, 7 79,14 ±0,05 60,57 ±2,66 61,52 ±3,67 3,54 ±1,10 12,86 ±3,06 13,99 ±3,19
Р <0,05 1-3; 2-3 <0,05 1-2; 1-3; 2-3 <0,05 1-2; 1-3; 2-3 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Прирост устойчивости двигательного навыка у этих лиц составил 2,62 %, ориентировочных навыков — 15,09 %, а исполнительских — 18,96 %. Эти субъекты имеют средний уровень экстраверсии. Они обладают слабой нервной системой, уравновешенностью по внешнему и внутреннему балансам, подвижностью возбуждения и торможения.
Присущие юношам типологические особенности проявления свойств ненервной системы входят в комплекс, обуславливающий быстродействие и эмоциональную возбудимость. Кроме того, слабая нервная система и подвижность нервных процессов способствуют концентрации внимания и малому времени зрительно-моторной реакции [12].
На закрепляющем этапе обучения у девушек прирост водительских навыков выше у курсанток с более низким уровнем подготовленности (табл. 4).
Динамика устойчивости двигательного навыка составляет 3,54 %, ориентировочных навыков — 12,86 %, исполнительских навыков — 13,99 %. Обучаемые характеризуются высоким уровнем экстраверсии и нейротизма. Одновременно обладают слабой нервной системой, низкой подвижностью возбуждения и торможения, преобладанием торможения по внешнему балансу и уравновешенностью по внутреннему.
Ю. И. Александров и В. Н. Дружинин отмечают, что уровень нейротизма позволяет судить о способности индивида к сопоставлению параметров действия с ожидаемым результатом [4]. Высокий нейро-тизм способствует повышенной эмоциональной чувствительности к несовпадению полученных резуль-
татов обучения с планируемой программой деятельности. Поэтому у девушек с высоким нейротизмом несколько затруднено сличение полученных результатов действия с планируемыми. Это выражается в более низком уровне подготовленности.
В то же время высокая экстраверсия способствует рациональному управлению автомобилем, исключающему излишние действия и точную оценку внешних ориентиров движения [14]. Слабая нервная система, инертность нервных процессов и уравновешенность по внутреннему балансу содействуют быстрому формированию зрительного образа выполняемых действий. Типологический комплекс проявления свойств нервной системы, выявленный у девушек, способствующий монотоноустойчивости, в свою очередь позволяет более эффективно действовать в условиях обучения на автодроме и обеспечивает значительный темп прироста результатов.
Автоматизация и вариабельность навыков управления автомобилем находят свое отражение на более поздних стадиях обучения.
По результатам этапного тестирования юношей, общий темп прироста устойчивости двигательного навыка был выше у курсантов со средним уровнем подготовленности (27,49 %) (табл. 5).
Динамика ориентировочных (76,80 %) и исполнительских (81,80 %) навыков выше у курсантов с более высоким уровнем подготовленности. Эти лица имеют высокую экстраверсию и низкий нейротизм. Они обладают среднесильной нервной системой, уравновешенностью по внешнему и внутреннему балансам, средней подвижностью возбуждения и торможения.
Общая динамики водительских навыков у юношей с различным уровнем подготовленности
Уровень подгот. Значение показателей на этапном тестировании, баллы Общая динамика показателей, %
N УДН ориент. испол. УДН ориент. испол.
навыки навыки навыки навыки
Высокий, 8 83,75 81,63 83,00 26,20 76,80 81,80
±0,27 ±0,57 ±0,57 ±1,19 ±2,68 ±1,58
Средний, 28 82,29 77,21 81,00 27,49 69,10 72,50
±0,89 ±0,70 ±0,37 ±0,98 ±1,27 ±0,93
Низкий, 6 80,67 70,50 76,22 24,97 75,78 80,92
±1,46 ±2,51 ±2,48 ±4,72 ±3,24 ±2,91
<0,05 <0,05 1-2; 1-3; 2-3 <0,05 1-2; 1-3; 2-3 > 0,05 <0,05 <0,05
Р 1-3 1-2; 2-3 1-2; 2-3
Таблица 6
Общая динамика водительских навыков у девушек с различным уровнем подготовленности
Уровень подгот. N Значение показателей на этапном тестировании, баллы Общая динамика показателей, %
УДН ориент. навыки испол. навыки УДН ориент. навыки испол. навыки
Высокий, 9 83,97 ±0,05 81,00 ±0,71 82,00 ±0,47 31,96 ±1,39 73,60 ±1,10 77,70 ±1,89
Средний, 37 82,76 ±0,29 73,41 ±0,93 77,14 ±0,62 32,53 ±0,96 68,96 ±1,16 73,33 ±1,08
Низкий, 7 78,57 ±2,28 67,21 ±0,70 68,10 ±1,84 27,64 ±4,18 68,70 ±1,17 69,13 ±3,37
Р <0,05 1-2; 1-3 <0,05 1-2; 1-3; 2-3 <0,05 1-2; 1-3; 2-3 > 0,05 <0,05 1-2; 1-3 <0,05 1-2; 1-3
Проявление у юношей экстраверсии в данном случае способствует более выраженному афферентному синтезу, а низкий уровень нейротизма позволяет, на наш взгляд, более эффективно сличать сформированные двигательные навыки с заданной программой обучения [4].
Среднесильная нервная система, подвижность возбуждения, уравновешенность по внешнему и внутреннему балансам обуславливают проявление у курсантов-юношей выносливости и высокой работоспособности в экстремальных условиях, характеризующихся повышенным эмоциональным возбуждением, в то время как у девушек с более высоким уровнем подготовленности общий прирост ориентировочных и исполнительских навыков управления автомобилем выше, чем у курсанток со средним и более низким уровнем подготовленности (табл. 6). Темп прироста ориентировочных навыков составляет 73,60 %, исполнительских — 77,70 %. Динамика устойчивости двигательного навыка выше у лиц со средним уровнем подготовленности на этапном тестировании (32,53 %).
Более подготовленные на этом тестировании девушки имеют высокий уровень ситуационной и личностной тревожности. Им свойственны проявление экстраверсии и повышенный уровень нейро-тизма. Достигшие более высоких результатов к окончанию обучения курсантки характеризуются слабой нервной системой, уравновешенностью по внешнему балансу, а показатель внутреннего баланса ближе к преобладанию торможения. Эти лица обладают средней подвижностью возбуждения и торможения.
Вероятно, подвижность возбуждения у девушек способствует скоординированности, а уравновешенность по внешнему балансу обеспечивает более точное воспроизведение двигательных параметров действий по управлению автомобилем.
Проявление экстраверсии позволяет повысить общую скоординированность действий по управлению автомобилем. В свою очередь, сочетание экстраверсии и высокого уровня нейротизма дает возможность успешно оценивать положение автомобиля в пространстве [14].
Повышенный уровень тревожности стимулирует субъект деятельности к выполнению действий, позволяющих избежать возникновения предполагаемой опасности. В. А. Бодровым выявлена положительная связь между уровнем личностной тревожности и качеством деятельности авиационных диспетчеров в условиях экстремальных ситуаций [15]. Отмечается повышенное проявление личностной тревожности у летчиков, что играет сдерживающую роль над импульсивностью и обеспечивает быстроту ориентирования в изменяющейся ситуации [16].
Повышенный уровень тревожности в данном случае рассматривается как фактор, способствующий проявлению ответственности за результаты деятельности со стороны обучаемых. У юношей на начальном этапе формирования водительских навыков более высокие результаты имеют лица со слабой нервной системой. Позднее курсанты со среднесильной нервной системой достигают результатов лиц со слабой нервной системой. Юноши с более высоким исходным уровнем подготовленности на начальной стадии формирования профессиональных навыков
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
обладают направленностью внешнего и внутреннего баланса в сторону преобладания торможения. Вероятно, эта типологическая особенность позволяет повысить концентрацию внимания и работоспособность [8].
У более подготовленных курсанток в начале обучения, характеризующемся высокой степенью контроля выполняемых действий, проявляется среднесильная нервная система. По имеющимся сведениям, эта типологическая особенность снижает уровень эмоциональных влияний на деятельность человека и способствует поддержанию высокого уровня работоспособности в условиях повышенного психоэмоционального напряжения [9].
Закрепляющий этап обучения характеризуется афферентным синтезом, позволяющим исключить излишние степени свободы выполняемых действий. Происходящее после этого принятие решения позволяет построить программу учебных действий, направленных на достижение полезного приспособительного результата. В полной мере реализуются психофизиологические механизмы, обеспечивающие не только моторную организацию действий, но и привязку деятельности к внешним условиям среды. Этими механизмами являются функции внимания, время зрительно-моторной реакции и функций слежения за подвижными объектами.
Афферентный синтез и принятие решения более успешно протекают у юношей, характеризующихся преобладанием торможения по внутреннему балансу, уравновешенностью по внешнему, низкой подвижностью возбуждения и высокой подвижностью торможения. Вероятно, инертность возбуждения в сочетании со слабой нервной системой способствует легкости формирования зрительного образа и объему восприятия [17]. На стадии формирования автоматизмов двигательных действий значительную роль играет средняя подвижность нервных процессов.
У девушек-курсанток на более поздних стадиях обучения, когда устраняются излишние степени свободы в реализации действий, более высокие результаты показывают обучаемые со слабой нервной системой, характеризующейся большей чувствительностью.
Влияние силы нервной системы на успешность обучения отмечается в других исследованиях [9, 10, 18]. Там же отмечается, что лица со слабой нервной системой опережают в обучении субъектов со среднесильной и сильной нервной системой. Тем не менее к окончанию обучения вторые достигают одинакового уровня подготовленности с первыми.
На закрепляющем этапе обучения важное значение имеет способность к сличению результатов выполняемых действий с запланированным эталоном деятельности. Обучаемый должен отчетливо понимать двигательную схему управления транспортным средством. В случае рассогласования программы действий и реальных характеристик движения необходима актуализация информации о путях и способах коррекции вождения.
Точнее выполняют действия юноши и девушки, имеющие более низкий уровень тревожности и ней-ротизма. Эти лица характеризуются направленностью внешнего баланса на преобладание возбуждения и уравновешенностью внутреннего баланса, что обеспечивает достаточно высокую работоспособность обучаемых. Более точно оценивают результаты деятельности юноши со среднесильной нервной системой, а девушки — со слабой нервной системой.
Результаты проведенного исследования показы-
вают, что формирующий этап обучения характеризуется значительным темпом прироста исследуемых показателей. Юноши и девушки со средним исходным уровнем подготовленности имеют более высокий прирост ориентировочных навыков. Вероятно, это является следствием широкого афферентного синтеза, позволяющего более рационально построить программу выполняемых действий. В свою очередь, у обучаемых с более высоким начальным уровнем подготовленности выше динамика формирования исполнительских навыков управления автомобилем. По нашему мнению, эта особенность прироста водительских навыков, требующих оперативного принятия решений и своевременного их выполнения, является следствием более точного совпадения планируемых и полученных результатов учебных действий.
На закрепляющем этапе подготовки прирост водительских навыков выше у юношей и девушек с более низким уровнем подготовленности. Мы предполагаем, что это является результатом отсутствия дифференцированного обучения курсантов автошколы, различающихся уровнем подготовленности.
Библиографический список
1. Толочек, В. А. Современная психология труда / В. А. То-лочек. - СПб. : Питер, 2006. - 479 с.
2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /
A. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 346 с.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2009. - 713 с.
4. Александров, Ю. И. Теория функциональных систем в психологии / Ю. И. Александров, В. Н. Дружинин // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19, № 6. - С. 4-19.
5. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 448 с.
6. Шадриков, В. Д. Способности и интеллект человека /
B. Д. Шадриков. - М. : Изд-во СГУ, 2004. - 188 с.
7. Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 288 с.
8. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 384 с.
9. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 464 с.
10. Бебинов, С. Е. Влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы курсантов автошкол на динамику обучаемости и формирование индивидуального стиля управления автомобилем / С. Е. Бебинов, В. А. Сальников // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 10. -
C. 454-465.
11. Шадриков, В. Д. Генезис психологической системы деятельности / В. Д. Шадриков // Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост. В. А. Бодров. - М. : Логос, 2007. - С. 184-199.
12. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта / Е. П. Ильин. - Л., 1979. - 84 с.
13. Батаршев, А. В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика / А. В. Батаршев. -М. : Сфера, 2002. - 88 с.
14. Бебинов, С. Е. Взаимосвязь обучаемости управлению легковым автомобилем со свойствами темперамента / С. Е. Бе-бинов, В. А. Сальников // Казанский педагогический журнал. -2008. - № 9 (63). - С. 115-121.
15. Бодров, В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы / В. А. Бодров. - М. : ИП РАН, 2006. - 623 с.
16. Бодров, В. А. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность / В. А. Бодров, Н. Ф. Лукьянова // Психологические основы профессиональной деятель-
ности : хрестоматия / сост. В. А Бодров. — М. : Логос, 2007. —
С. 423-429.
17. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2006. — 512 с.
18. Гуревич, К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика: избранные труды / К. М. Гуревич. — СПб. : Питер, 2008. — 336 с.
19. Гублер, Е. В. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях / Е. В. Губ-лер, А. А. Генкин. — Л. : Медицина, 1973. — 140 с.
БЕБИНОВ Сергей Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания.
САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физического воспитания.
Адрес для переписки: bebinov.ru@qmail.com
Статья поступила в редакцию 29.11.1012 г.
© С. Е. Бебинов, В. А. Сальников
УДК 159.923 В. Е. КУПЧЕНКО
Л. С. САБИРОВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ У ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА____________________________________
Предпринято изучение жизненных стратегий личностей с различным уровнем перфекционистских устремлений. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного среди респондентов различных возрастов. Составлена типология жизненных стратегий, рассмотрены их особенности в контексте различного уровня требований к совершенствованию себя, других и окружающего мира в целом. Доказано, что перфекционизм в той или иной степени присутствует в каждом типе жизненных стратегий и оказывает влияние на форму ее реализации личностью.
Ключевые слова: личность как субъект жизни, тип жизненной стратегии, уровень перфекционизма.
В каждый конкретный момент человек окружен определенным набором физических и социальных условий, в соответствии с требованиями которых он должен действовать, чтобы создать наиболее благоприятную для себя среду, в наибольшей степени удовлетворить свои, внутренние желания, способности, устремления, должным образом соотнося их с требованиями природы и общества. Такое регулирование осуществляется личностью в процессе восприятия и усвоения требований культуры, общества, предписываемых ими норм, образцов, ценностей. Однако личность не впитывает их подобно губке, но активно перерабатывает, пропускает через призму собственного мнения, формирует собственное мировоззрение — иначе говоря, создает уникальный, индивидуальный способ жизни, который в нашей работе мы именуем жизненной стратегией.
В зарубежной психологии существует несколько синонимов жизненной стратегии. А. Адлер говорит о «жизненном стиле» [1, с. 158] и на основе выраженности социального интереса и социальной ответственности выделяет различные типы жизненных стилей. Э. Фромм [1, с. 233 — 276] употребляет термин «социальный характер» и определяет его как форму установления человеком отношений с другими людьми. К. Хорни говорит о «невротических наклонностях» (к людям, от людей и против людей) [1, с. 192]. А. Маслоу связывает это понятие с удовлетворением потребностей различного уровня [1, с. 389 — 391].
Для составления типологии жизненной стратегии в нашей работе мы используем подход Л. И. Дементий и В. Е. Купченко, которые рассматривают жизненную стратегию как «способ организации и регуляции личностью собственной жизни» [2, с. 92]. Это сложное многокомпонентное и многоуровневое образование, индивидуальность которого определяется различной степенью проявления каждого из компонентов жизненной стратегии (когнитивно-оценочного, мотивационного, регулятивного и результативного). В качестве типологического основания жизненной стратегии в данном подходе выбирается уникальное сочетание компонентов, которое придают жизненной стратегии каждой личности своеобразие.
Проблемным вопросом нашего исследования выступило предположение, что при построении способа жизни значительное влияние оказывают два фактора: что человек выбирает для себя в качестве идеала и степень его убеждения в необходимости приблизиться к этому идеалу в определенных (или даже всех) аспектах своей жизни. Первый фактор влияет на построение личностью образа жизненной цели, может выступать критерием для сравнения собственных достижений личности и достижений других людей, а также соответствия их поставленным целям и общему представлению об идеальной жизни. Второй фактор — это представления личности о том, следует ли ей в процессе своей жизни стремиться к достижению этих идеалов, и если стоит,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ