Бебинов С.Е., Сальников В.А. Личностный фактор в системе управления автомобилем // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь - март. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/1/0049Lpdf. - ISSN 2413-4066
УДК 377.35 : 612.821
Бебинов Сергей Евгеньевич
Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Сальников Виктор Александрович
Доктор педагогических наук, профессор ОАБИИ, филиал ФГКВОУВО ВА МТО, г. Омск viktor. [email protected]
Личностный фактор в системе управления автомобилем
Аннотация. Обсуждаются тактические действия управления автомобилем, и связь их с индивидуально-психологическими особенностями водителей. Выявлены многообразные связи индивидуально-психологических особенностей с действиями водителей по управлению транспортными средствами. Представленные результаты исследования свидетельствуют, что среди психологических факторов, определяющих надежность человека в профессиях первого типа, принципиальное значение придается свойствам личности, которые представляют собой высший уровень регуляции деятельности.
Ключевые слова: водители, свойства нервной системы, тревожность, психодинамические свойства темперамента, мотивация, психомоторные способности, транспортный поток.
Введение. В настоящее время можно считать установленным, что в дорожном движении в одинаковых условиях, одни водители становятся виновниками ДТП чаще, чем другие. Наиболее широко используемый подход к объяснению этого факта заключается в выделении относительно устойчивых индивидуально-психологических характеристик, наличие которых в принципе может обусловливать поведение, именно поэтому прикладные исследования «человеческого фактора» в области безопасности дорожного движения все больше сосредотачиваются на прямом наблюдении за стилем управления автомобилем в естественных условиях. При этом акцент делается уже не на выявлении профессионально важных качеств водителя, а на анализе собственно ошибочных действий и неоптимальных стратегий вождения, приводящих к ДТП [1].
Поведение водителя за рулем автомобиля определяется важнейшим и наиболее разработанным направлением анализа человека как субъекта труда - диагностикой индивидуальных различий, изучением становления профессиональной пригодности как формирования ансамбля профессионально важных качеств, совокупностью свойств и связей его индивидуальности [2]. Но в качестве высшего регулятора профессиональной деятельности выступают личностные особенности.
1
Вероятно в силу этого анализ психологической структуры водительской деятельности, выявление психологических предпосылок ДТП и возможностей их устранения составляют одно из главных направлений борьбы за повышение безопасности дорожного движения. В.А. Василенко [3] отмечает, что определяющим для успешности управления автомобилем выступают: хорошее знание Правил дорожного движения; способность прогнозировать развитие дорожной ситуации на основе возможного действия ее участников; эмоционально-волевые особенности личности, осмысленность восприятия дорожной ситуации [3]. Этому в определенной степени содействует учет психофизиологических характеристик в процессе обучения, который позволяет качественно повысить уровень подготовки водителя и его надежность. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанного подхода к обучению будущих водителей и открывают новое направление в проектировании содержания и методов освоения Правил дорожного движения (ПДД) в условиях дополнительной профессиональной подготовки взрослых [4].
В деятельности отдельного водителя может превалировать та или иная цель, причем выбор цели опосредован всем многообразием данной индивидуальности и жизненной ситуации [5].
Для изучения профессиональной деятельности водителей, чаще выделяется ряд действий по управлению автомобилем, включающий маневры, приемы вождения и сигнализацию. Частота и способ осуществления этих действий рассматривались как тактика, используемая водителем при движении в транспортном потоке. При этом тактика или тактические приемы, являются способом осуществления стратегии.
В соответствии этого цель исследования - изучение тактических действий при управлении автомобилем, и связь их с индивидуально-психологическими особенностями водителей.
Организация исследования. В эксперименте участвовали водители легковых автомобилей в возрасте 20 - 30 лет, в количестве 30 человек. Для изучения особенностей управления автомобилем был выделен ряд действий, включающий маневры и приемы вождения, которые приводятся по тексту. Частота и способ осуществления этих действий рассматривались как тактика, используемая водителем при движении по дороге. Среди индивидуально-психологических особенностей изучались типологические особенности проявления основных свойств нервной системы (сила нервной системы, подвижность возбуждения и торможения, баланс нервных процессов), темперамент, мотивация.
Результаты исследования и их обсуждение. Практика подготовки водителей показывает, что основной акцент делается на знание ПДД и некоторых особенностях дорожного поведения в транспортном потоке. Но, это не как не увязывается с личностными и индивидуальными особенностями водителя, т.е. отсутствует индивидуализация в системе подготовки слушателей автошкол, позволяющая сформировать стиль вождения в определенной степени соответствующий их индивидуально-психологическим особенностям. Принимая во внимание многообразие двигательных действий, остановимся на некоторых из них, которые связаны с личностными особенностями. Так сила нервной системы отрицательно коррелирует с такими действиями водителя как своевременность переключения передач (г = -0,37 р<0,05), оптимальность выбора траектории движения при маневрировании (г = -0,31 р<0,05), безопасность торможения в транспортном потоке (г = -0,46 р<0,01) и положительно с временем переключения с 1 передачи на 2 после начала движения на перекрестке (г = 0,32 р<0,05). Предположительно водители с более слабой нервной системой выполняют обозначенные действия более оптимально (рис. 1). Значительное количество связей выявлено в отношении баланса между внешним возбуждением и торможением. В частности определены отрицательные корреляции внешнего баланса со временем подготовки к началу движения на регулируемом перекрестке (г = -0,37 р<0,05), временем переключения с 1 передачи на 2 после начала движения на
перекрестке (г = -0,38 р<0,01), временем между включением указателя поворота и началом торможения перед остановкой (г = -0,38 р<0,01) и временем между полной остановкой и включением стояночного тормоза (г = -0,45 р<0,01) и положительная связь с безопасностью торможения в транспортном потоке (г = 0,37 р<0,05). В результате лица с преобладанием возбуждения и уравновешенностью, более оптимально выполняют действия связанные с регламентом времени.
Такие действия как пользование зеркалами заднего вида, безопасность торможения в транспортном потоке, обеспечение безопасной дистанции в транспортном потоке положительно коррелируют с балансом между внутренним возбуждением и торможением (соответственно г = 0,65 при р< 0,01; г =0,31 р<0,05; г = 0,35 р<0,05). Подвижность торможения положительно связна с временем между полной остановкой и включением стояночного тормоза (г = 0,36 р<0,05), обеспечением безопасной дистанции в транспортном потоке (г = 0,30 р<0,05) и отрицательно с своевременностью переключения передач (г = -0,45 р<0,01) и временем между началом торможения и полной остановкой (г = -0,30 р<0,05). Выявленный характер связей позволяет предположить, что подвижные лучше ориентируются в транспортном потоке и временем между началом торможения и полной остановкой автомобиля.
Рис. 1. Корреляционные связи типологических особенностей проявления свойств нервной системы водителей с действиями управления автомобилем в транспортном потоке
1 - сила нервной системы; 2 - внешний баланс; 3 - внутренний баланс; 4 -подвижность торможения; 5 - пользование зеркалами заднего вида; 6 - время подготовки к началу движения на регулируемом перекрестке; 7 - время от начала движения до включения 2 передачи; 8 - своевременность переключения передач при движении в транспортном потоке; 9 - выбор безопасной траектории движения на поворотах; 10 - безопасное торможение в транспортном потоке; 11 - время между включением указателя поворота и началом торможения перед остановкой; 12 - время торможения при выполнении остановки у края проезжей части; 13 - время между остановкой у края проезжей части и постановкой
автомобиля на стояночный тормоз; 14 - обеспечение безопасной дистанции в транспортном потоке; сплошная линия, соединяющая кружки - положительная связь, прерывистая -отрицательная; одна (любая) линия - достоверность связи Р < 0,05; две - Р < 0,01
Определенные связи выявлены в отношении тревожности и свойств темперамента с характером выполнения управляющих действий водителя (рис. 2). Наиболее тесная отрицательная корреляция личностной тревожности с такими двигательными действиями как своевременность переключения передач (г = -0,58 р<0,01), оптимальность выбора траектории движения при маневрировании (г = -0,39 р<0,01), безопасность торможения в транспортном потоке (г = -0,38 р<0,01), пользование указателями поворотов (г = -0,30 р<0,05), обеспечение оптимальной скорости движения в транспортном потоке(г = -0,48 р<0,01). Положительно личностная тревожность взаимосвязана с временем переключения с 1 передачи на 2 после начала движения на перекрестке (г = 0,34 р<0,05). В целом высокая личностная тревожность снижает оптимальность действий водителя в процессе движения.
Рис. 2. Корреляционные связи уровня тревожности и свойств темперамента водителей с действиями управления автомобилем в транспортном потоке 1 - ситуационная тревожность; 2 - личностная тревожность; 3 - экстраверсия; 4 - нейротизм; 5 - время от начала движения на регулируемом перекрестке до включения 2 передачи; 6 - своевременность переключения передач при движении в транспортном потоке; 7 - выбор безопасной траектории движения на поворотах; 8 -безопасное торможение в транспортном потоке; 9 - использование указателей поворота при осуществлении маневра; 10 - обеспечение безопасной скорости движения
в транспортном потоке
Проявление нейротизма положительно коррелирует с временем переключения с 1 передачи на 2 после начала движения на перекрестке (г = 0,61 р<0,01) и отрицательно с своевременностью переключения передач (г = -0,43 р<0,01), т.е. высокий нейротизм не способствует оптимальности действий водителя.
Не менее важным является и мотивационный фактор в плане формирования водительских навыков, хотя эти связи малочисленны (рис.3).
Рис. 3. Корреляционные связи мотивации водителей с действиями управления автомобилем в транспортном потоке 1 - мотивация достижения успеха; 2 - мотивация избегания неудач; 3 -предрасположенность к риску; 4 - использование зеркал заднего вида; 5 - выбор безопасной траектории движения на повороте; 6 - безопасное торможение в транспортном потоке; 7 -
использование указателей поворота при осуществлении маневра; 8 - время между включением указателя поворота и началом торможения перед остановкой; 9 - время между остановкой у края проезжей части и постановкой автомобиля на стояночный тормоз
Так мотивация достижения успеха положительно связана с безопасностью торможения в транспортном потоке (г = 0,35 р<0,05) и отрицательно с временем между полной остановкой и включением стояночного тормоза (г = -0,40 р<0,01). Уровень мотивации избегания неудач положительно коррелирует с такими действиями водителя как пользование зеркалами заднего вида (г = 0,36 р<0,05), с пользованием указателями поворотов (г = 0,42 р<0,01) и отрицательно взаимосвязан с оптимальностью выбора траектории движения при маневрировании (г = -0,35 р<0,05). Предрасположенность к риску имеет связи с такими двигательными действиями как время между включением указателя поворота и началом торможения перед остановкой (г = -0,30 р<0,05) и временем между полной остановкой и включением стояночного тормоза (г = -0,43 р<0,01), т.е. водители, предрасположенные к риску быстрее выполняют управленческие действия.
Одновременно реализация тех или иных тактических действий при управлении автомобилем, в определенной степени связано с уровнем развития сенсомоторных
особенностей водителя. В частности, время простой двигательной реакции на световой раздражитель (ЗМР) коррелирует положительно временем переключения с 1 передачи на 2 после начала движения на перекрестке (г = 0,45 р<0,01), временем между полной остановкой и включением стояночного тормоза (г = 0,39 р<0,01), временем подготовки к началу движения на регулируемом перекрестке (г = 0,38 р<0,01), которое коррелирует с величиной ошибки реакции на движущийся объект (г = 0,36 р<0,05) (рис. 4).
Рис. 4. Корреляционные связи психомоторных особенностей водителей с действиями управления автомобилем в транспортном потоке 1 - время простой зрительно-моторной реакции; 2 - время сложной зрительно-моторной реакции; 3 - время центральной задержки; 4 - время подготовки к началу движения; 5 - время подготовки к началу движения на регулируемом перекрестке; 6 - время от начала движения до включения 2 передачи; 7 - своевременность переключения передач
при движении в транспортном потоке; 8 - выбор безопасной траектории движения на повороте; 9 - безопасное торможение в транспортном потоке; 10 - время между остановкой у края проезжей части и постановкой автомобиля на стояночный тормоз; 11 - обеспечение
безопасной скорости движения в транспортном потоке; 12 - обеспечение оптимальной скорости движения на повороте; 13 - стиль управления автомобилем; 14 - время ошибки
реакции на движущийся объект
Выявлены отрицательные корреляционные связи ЗМР с такими действиями как оптимальность выбора траектории движения при маневрировании (г = -0,48 р<0,01), обеспечение оптимальной скорости движения в транспортном потоке(г = -0,33 р<0,05), стиль вождения (г = 0,31 р<0,05). Сложная зрительно-моторная реакция связана с подготовкой к началу движения на автомобиле (г = -0,35 р<0,05), безопасностью торможения в транспортном потоке (г = -0,35 р<0,05), обеспечением оптимальной скорости движения в транспортном потоке (г = -0,41 р<0,01), обеспечением оптимальной скорости движения на поворотах (г = -0,32 р<0,05). Меньшие связи выявлены в отношении времени центральной
задержки, которое коррелирует с временем от начала движения на перекрестке до включения 2 передачи (r = -0,59 р<0,01) и стилем вождения (r = 0,44 р<0,01). Передвигаясь на автомобилем в транспортном потоке, лица, у которых время двигательных реакций короче, выполняют более оптимальные управленческие действия.
В целом собственные данные и имеющиеся исследования человеческого фактора в области безопасности дорожного движения представляют как бы два полюса, на одном из которых изучаются индивидуальные качества субъекта, а на другом - его деятельность по управлению автомобилем. Как отмечает Т.А. Полянова [6], принятая в современной психологии концепция активного субъекта деятельности требует сближения этих двух направлений исследований, при котором может быть обнаружено многообразие проявлений индивидуально-психологических особенностей водителя и его поведении за рулем автомобиля. В частности, водители с более слабой нервной системой выполняют такие действия, как своевременность переключения передач, оптимальность выбора траектории движения при маневрировании, более оптимально. Водители с преобладанием возбуждения и уравновешенности, более оптимально выполняют действия связанные с регламентом времени. Водители, предрасположенные к риску быстрее выполняют обозначенные управленческие действия. Субъекты, с более развитыми психомоторными способностями, быстрее выполняют действия в лимите времени.
При этом моторный период у различных водителей одного возраста и с одинаковым стажем в одинаковых условиях отличается незначительно. Это объясняется тем, что действия по управлению автомобилем отрабатываются систематически и неоднократно повторяются в повседневной деятельности. Однако реакция может быть правильной, но существует вероятность возникновения ошибок в управлении автомобилем (например, водитель совершит маневр, но повернет слишком круто, что может быть причиной ДТП). Важным качеством реакции водителя является ее своевременность. Обстановка на дороге быстро меняется, может стать опасной. Эффективность ответных действий зависит от скорости их формирования, обусловленной временем реакции и исполнения.
Заключение. Результаты исследования показали наличие многообразных связей индивидуально-психологических особенностей и действий водителя по управлению автомобилем. С полным основанием можно утверждать, что среди психологических факторов, определяющих надежность человека в профессиях первого типа, принципиальное значение придается свойствам личности, которые представляют собой высший уровень регуляции деятельности.
Ссылки на источники
1. Venda V. F. On the transformation learning theory /V. F. Venda // Third European Conference on Human Decision Making and Manual Control. - Roskilde, Denmark : Human Decision Making and Manual Control, 1983. - С. 345 - 354.
2. Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика : избранные труды / К. М. Гуревич. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.
3. Василенко В.А. Подготовка водителя с учетом его индивидуально-психологических характеристик / В.А. василенко // Актуальные вопросы технических наук : материалы II Международ. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2013 г.). - Пермь : Меркурий, 2013. - С. 83 - 85.
4. Бебинов С.Е. Индивидуальные особенности формирования профессиональных водительских навыков / С.Е. Бебинов, А.П. Жигадлоо, В.А. Сальников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгата. - 2016. - № 3 (133). - С. 275 - 279.
5. Бебинов С.Е. Особенности формирования профессиональных водительских навыков: монография / С.Е. Бебинов, В.А. Сальников. - Омск : СибАДИ, 2016. - 168 с.
6. Полянова, Т.А. Стратегия деятельности водителей автомобилей в связи с индивидуальными особенностями : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т.А. Полянова. -М. : изд-во МГУ, 1989. - 22 с.
Sergey Bebinov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Viktor Salnikov
Doctor of pedagogical sciences, professor Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk
Personality Factor in the System of Driving
Annotation. The tactical actions of driving are discussed, and their connection with the individual psychological characteristics of the drivers. Various connections of individual psychological characteristics with the actions of drivers for driving vehicles are revealed. The presented results of the research show that among the psychological factors that determine the reliability of a person in the first type of profession, the personality properties that are the highest level of activity regulation are given fundamental importance.
Key words: drivers, properties of the nervous system, anxiety, psychodynamic properties of temperament, motivation, psychomotor abilities, transport flow.