УДК 62-503.56
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ
В. В. Козельцев
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Уа&ш.к161 @уа.ги
Цель работы — улучшение качества процесса обучения начинающих водителей в автошколах и, как следствие, повышение безопасности дорожного движения. Обозначены основные проблемы при подготовке педагогов-инструкторов, отмечены несовершенства методик преподавания. Предлагаются возможные пути решения данных проблем, в том числе с помощью повышения престижа профессии инструктора вождения.
Ключевые слова: подготовка водителей, методика обучения, автоинструктор, автошкола.
UDC 62-503.56
NOVICE DRIVERS TRAINING PROBLEMS
V.V. Kozeltsev
Don State Technical Univercity,Rostov-on-Don, Russian Federation
Vadim.k161 @ya.ru
The aim of this article is to improve the quality of novice drivers training at driver training centers and, consequently, increase road safety. The article defines the main problems of driving-instructors training as well as the shortcomings of teaching methods. It provides possible ways to address these issues, including raising the credibility of driving-instructor profession
Keywords: drivers training, teaching method, driving-instructor, driver training center.
Введение. Безопасность на современных дорогах является проблемой глобального масштаба, однако для нашей страны эта проблема особенно актуальна. Дорожную безопасность можно повысить, в том числе, путем совершенствования системы обучения вождению. Уровень владения водителями навыками управления транспортным средством (ТС) напрямую связан с качеством их подготовки. Согласно статистике 2015 года около 10% всех ДТП происходит по вине начинающих водителей и зачастую это приводит к трагическим последствиям (рис. 1).
Рис. 1. Показатель о ДТП водителей со стажем до 5 лет
Проанализировав систему подготовки водителей, можно сделать вывод, что основной проблемой является некачественный процесс обучения. Причиной может являться несовершенная методика обучения или некомпетентность преподавателей-инструкторов. Как правило, автошкола не создает методик обучения, определяя и контролируя лишь общее количество часов вождения. Инструктор проводит занятия по-своему усмотрению, самостоятельно оценивает качество навыков обучающегося, их порядок и последовательность. Однако очень часто педагогическая подготовка, образованность и техническая грамотность инструкторов оставляют желать лучшего.
Предписанная методика обучения вождению во многом устарела. Она не позволяет даже высококвалифицированному инструктору научить безопасному движению на дорогах всех учащихся автошколы. Методика не учитывает индивидуальные особенности учеников, предлагая всем одинаковый по объему часов курс вождения.
Пути решения данной проблемы автор видит в создании и внедрении в автошколах методики, которая позволит учитывать индивидуальные особенности учеников. Эта должна быть методика, которая позволит гарантировать ученику, что он получит при обучении полный комплект необходимых навыков.
Следующий аспект, на котором хотелось бы заострить внимание — это некомпетентность педагогов-инструкторов, мастеров производственного обучения вождению. Качество учебного процесса напрямую зависит от кадрового состава преподавателей. Однако, как правило, преподаватели в автошколе не имеют педагогического образования, незнакомы с законами психологии и педагогики. Требования, предъявляемые в настоящее время к автоинструктору, следующие:
• Водительское удостоверение, выданное не менее трех лет назад;
• Наличие водительского стажа;
• Отсутствие за последние три года изъятия прав за нарушение ПДД;
• Возраст не младше 21 года.
По мнению автора, данные требования недостаточны для допуска инструкторов к обучению будущих водителей. Специальной подготовкой мастеров производственного обучения вождению занимается очень мало учебных заведений. Необходимо развивать и широко внедрять данные образовательные программы, включая в курс подготовки изучение психологии и педагогики, необходимых для работы с начинающими водителями.
Повысить престиж профессии инструктора помогут такие активные формы, как конкурсы мастерства. Возможно организовать соревнования между автошколами, преподавательскими составами, инструкторами, выдвинув номинации «Лучшая автошкола города (области, России)», «Лучший преподаватель города (области, России)», «Инструктор города (области, России)».
л
Участвуя в конкурсах, преподаватели и инструкторы смогут не только проявить себя и показать свое мастерство, но и повысить свою квалификацию. Возможно именно такой творческий подход к подготовке и переподготовке педагогических кадров для автошкол поднимет мотивацию для самоподготовки — основы качества обучения.
Заключение. Позитивные новшества в сфере автомобильного образования приведут к существенному снижению количества ДТП, совершенных по вине неопытных водителей, позволят сохранить множество человеческих жизней, улучшить общую дорожную обстановку в Российской Федерации. Современное образование в РФ направлено на подготовку компетентных, высококвалифицированных специалистов и образовательная политика автошкол должна преследовать те же цели, повышая качество обучения будущих водителей.
Библиографический список
1. Громаковский, А. А. Курс вождения автомобиля / А. А. Громаковский. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 208 с.
2. Общее состояние аварийности на дорогах РФ на 2015 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт ГИБДД. — Режим доступа: http://www.gibdd.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).
3. Требования, предъявляемые к автоинструктору [Электронный ресурс] / Автогаи. — Режим доступа: http://www.avtogai.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).
4. Кива, А. А. Организация образовательных учреждений по подготовке водителей автотранспортных средств / А. А. Кива, Н. Г. Агаркова, Е. В. Карташова. — Москва : ИРПО, 2003. — 301 с.
5. Проблемы подготовки водителей [Электронный ресурс] / Межрегиональная ассоциация автошкол. — Режим доступа: http://maash.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).
УДК 004.43
ИБС 004.43