Научная статья на тему 'Правовые аспекты профессиональной подготовки и психологические качества водителя как факторы обеспечения безопасности участников дорожного движения'

Правовые аспекты профессиональной подготовки и психологические качества водителя как факторы обеспечения безопасности участников дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КОНТРОЛЬ И НАДЗОР / ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ / ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ РИСКОВАННОГО/БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ / SAFETY OF PARTICIPANTS OF TRAFFIC / CONTROL AND SUPERVISION / TRANSPORTATION PSYCHOLOGY / DRIVER TRAINING / ESPECIALLY GENDER-BASED BEHAVIOR OF DRIVERS / ATTITUDES OF RISKY/SAFE DRIVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дунаева О.Н.

Актуальность статьи обусловлена недостаточной эффективностью существующей системы профессиональной подготовки водителей. Тенденции развития общества акцентируют внимание на совершенствовании надзора и контроля за качеством подготовки в автошколах и стимулируют на более интенсивное применение современных социально-психологических технологий и педагогических инноваций в образовательном процессе подготовки водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of training and psychological qualities of the driver as the factors of security road users

On the basis of statistical indicators 2014-2015 examines criminal victimization of migrants in the Russian Federation. Highlights the main indicators of crime victimization: the total number of victims-migrants, and victims-migrants (by socio-demographic criteria: gender and age, and legal severity committed against their crimes and their types); criminal mortality of victims-migrants.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты профессиональной подготовки и психологические качества водителя как факторы обеспечения безопасности участников дорожного движения»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

УДК 159.923 + 342.951 + 378.44 Виктимология 1(11) / 2017, с. 43-48 Дунаева О.Н.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

«Необходимо, чтобы все подготовительное обучение для получения водительского удостоверения было акцентировано на безопасности дорожного движения, которое по существу является его единственной целью».

Кристиан Жерондо

Актуальность статьи обусловлена недостаточной эффективностью существующей системы профессиональной подготовки водителей. Тенденции развития общества акцентируют внимание на совершенствовании надзора и контроля за качеством подготовки в автошколах и стимулируют на более интенсивное применение современных социально-психологических технологий и педагогических инноваций в образовательном процессе подготовки водителей.

Ключевые слова: безопасность участников дорожного движения, контроль и надзор, транспортная психология, подготовка водителей, особенности гендерного поведения водителей, психологические установки рискованного/безопасного вождения.

Высокие темпы автомобилизации во билей, а также увеличивает долю начи-

всех странах мира приводят к повышен- нающих, малоопытных водителей, что

ному интересу к вопросам обеспечения существенно изменяет ситуацию на доро-

безопасности дорожного движения к со- гах.

вершенствованию профессиональной Полякова С.В. отмечает: «Одной из

подготовке водителей. Повышение уров- актуальных проблем современной дей-

ня благосостояния людей в последние ствительности является высокий уровень

годы в России, способствует интенсивным аварийности на дорогах Российской Фе-

темпам автомобилизации, преобладанию дерации. Главными участниками и вино-

современных, более динамичных автомо- вниками дорожно-транспортных проис-

шествии являются водители транспортных средств. Одна из причин такого положения дел в сфере дорожного движения является низкое качество подготовки водителей» [10, с.110].

В настоящее время подготовка водителей осуществляется в соответствии с Приказом Минобрнауки России «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» [8]. Законодателем определен порядок проведения экзаменов на допуск к управлению транспортными средствами в Постановлении правительства РФ «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») [9].

Программы включают три основных модуля — базовый, специализированный и профессиональный. Базовый модуль включает следующие дисциплины: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Психофизиологические основы деятельности водителя», «Основы управления транспортными средствами» и «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях».

Базовый модуль изучают в обязательном порядке все кандидаты в водители, именно в нем необходимо расставить приоритетные акценты подготовки. Водитель транспортного средства — это основной действующий субъект деятельности на дороге, поэтому необходимо в первую очередь учитывать психологические факторы. Основной постулат психологической установки при подготовке водителей должен быть сосредоточен на «безопасное вождение в дорожном движении» (впервые на это указал французский исследователь безопасности дорожного движения К. Жерондо), а не на, «безаварийном вождении». С бытовой точки зрения между этими понятиями нет различий, а с научно-психологической точки зрения — принципиальные, так как первое дает положительную установку на «достижение» безопасности в дорожном движении, а второе — на «избегание» аварий. Таким образом, первое создает устойчивую психологическую установку на безопасность, т.е. относится к базовым ценностям, убеждениям и характеристи-

кам мировоззрения и имеет соответственно более широкий контекст применения, в то время как вторая установка, относится только к навыкам вождения, и имеет узко направленный характер — правильно действовать в сложной пред-аварийной ситуации, если такая вдруг возникает — и будет относиться к следующему — третьему уровню подготовки — формирование навыков, приобретение опыта и профессионального мастерства.

В обеспечении безопасности дорожного движения многое зависит от правосознания водителя. Необходимо создать условия для формирования общественно значимых стереотипов дорожно-транспортной культуры, социально-психологических установок на безопасное вождение, используя современные методы и средства, так как большинство обучающихся, является носителями обыденного правосознания на основе жизненного опыта, которое складывается под влиянием повседневного «правового и культурного нигилизма», стереотипных образцов «отрицательных моделей» поведения на дороге.

Профессор Майоров В.И. неоднократно отмечал, что на государственном уровне недостаточно используются превентивные ресурсы, стимулирования безопасности дорожного движения, что следует более интенсивно изучить и адаптировать имеющийся положительный опыт зарубежных стран в этой сфере, например опыт Германии и Японии. «Несомненно, что зарубежный опыт содержит много элементов, которые могут оказаться полезными в данной работе», [7, с. 41] так как безопасность дорожного движения относится к общемировым проблемам.

Современные исследования немецких экспертов показывают, что наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий среднестатистический водитель совершает в первый год своего вождения. Следующий пик приходится на период между тремя и пятью годами после получения водительского удостоверения. Далее, примерно до десяти лет, вероятность попасть в аварию ощутимо снижается. По истечении десяти лет большинство водителей, практически ежедневно находящихся за рулем, становятся участниками дорожно-транспортных происшествий лишь в единичных случаях.

На основе этого «психолого-математического» анализа, с 2005 года в Германии действует специальная федеральная программа под названием "SAFE-NET PLUS" — «Дальнейшее распространение опыта безопасного вождения среди начинающих водителей», которая показала за десять лет существования очень высокий уровень эффективности. Помимо совершенствования навыков вождения, в программе важное место занимает выработка психологической устойчивости водителя перед всевозможными раздражителями, то есть хладнокровного восприятия любой сложной обстановки, а также культура вождения. В программе предусмотрен ряд «психологически обоснованных» подкреплений формирования поведенческих навыков и установок на безопасное вождение и ряд экономически выгодных предложений (приобретение автомобиля на льготных условиях, снижение выплат за страхование, финансовое вознаграждение за безаварийное вождение и т.п.). Из «источника повышенной опасности» молодой водитель превращается в умелого, уверенного, а где необходимо, и в острожного участника дорожного движения.

Обращение к значительному и эффективному опыту зарубежных стран с высоким уровнем автомобилизации показывает, что наиболее успешным является не только правовая регламентация безопасности дорожного движения, но именно изменение отношения всех его участников к соблюдению правил безопасности, что ведет и к изменению реального поведения на дорогах.

Участники дорожного движения — это субъекты, общественных отношений, каждый из которых может являться носителем множества интересов, удовлетворение которых достигается, в частности, и участием в дорожном движении. Характеризуя процесс реализации социально-транспортной потребности, профессор В.И Майоров точно выделяет его основные качества. «Транспортная потребность осознанно трансформируется в интерес. Притом не просто в интерес, а в различные интересы: у одних социальных групп интерес связан с возможностью получения материальных благ, у других — достижения социального комфорта, у третьих — самоутверждения» [6, с. 14].

Деятельность управления транспорт-

ным средством в современных условиях предъявляет высокие требования к психике и когнитивной деятельности человека, к его знаниям и опыту. В крупных городах водители действуют в рискованных условиях «плотного потока», при этом постоянно контролируют процесс движения транспортного средства, Именно от водителей в большей степени зависит безопасность жизни и здоровья участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов).

Участники дорожного движения — это, не только субъекты правовых отношений, но прежде всего люди, мужчины и женщины. В настоящее время значительную долю водителей транспортных средств составляют женщины разного возраста. В этой связи интересны результаты исследования гендерных различий, отражающие проблематику в поддержании безопасности дорожного движения. Исследования подтверждают, что большинство представителей дорожного сообщества (водители, пассажиры, пешеходы, инспекторы ДПС) разделяют стереотипные представления о том, что «женщина-водитель» неуверенная, нерешительная, непредсказуемая, эгоцентричная и в целом неуспешная и некомпетентная в вождении. В то же время, социально-стереотипный образ «мужчина-водитель», стал включать противоречивые установки: с одной стороны он включает характеристики «эталонного водителя» (уверенное и рациональное вождение ТС, быстрая реакция в сложных ситуациях), что становится критерием сравнения в ситуации дорожного движения. Но с другой стороны за мужчинами-водителями закреплен и ряд негативных качеств: агрессивное и опасное вождение, частое нарушение правил дорожного движения, вождение в состоянии алкогольного и иного опьянения. Перечисленные характеристики вряд ли можно считать нормативными, с точки зрения ключевого критерия дорожного движения — безопасности. Статистика подтверждает, что мужчины действительно чаще нарушают правила дорожного движения и попадают в дорожно-транспортные происшествия, чем женщины [4].

Существует несколько традиционных подходов к снижению аварийности, прежде всего усиление правовой ответственности, увеличение штрафных санкций;

улучшение качества дорог; применение психолого-педагогических инноваций в процессе подготовки водителей, а также эффект «психологического присутствия контроля» в процессе дорожного движения («лежачий полицейский» для снижения скорости, камеры фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения). Однако рискованное/безопасное поведение российских водителей, как показывают современные исследования не связано напрямую ни с одним из перечисленных факторов. Полякова С.В. отмечает: «На сегодняшний день основной причиной аварий на дорогах остается «человеческий фактор» (потребление алкоголя, превышение скорости и постоянное нарушение других правил ПДД и т.д.), все это создает дополнительное стрессовое напряжение для других участников дорожного движения, которое отрицательно отражается на качестве вождения» [12, с.113].

По результатам русско-норвежского исследования, (Норвегия относится к странам с низким уровнем аварийности) в России более легкомысленно относятся к вопросам безопасности: «статистически достоверно» водители «чаще превышают скорость в городской черте, реже снижают скорость в плотно населенных районах и на пешеходных переходах, а также вблизи детских площадок, не используют детские автокресла, игнорируют ремни безопасности, пассажиры садятся в автомобиль с ненадежным водителем, и водители и пешеходы признаются в недостаточном знании правил дорожного движения» [2].

Среди российских «водителей - нарушителей» наблюдается такая модель поведения в транспортном потоке, которую можно охарактеризовать как модель поведения «безответственного гонщика»: обогнать как можно больше автомобилей, не думая о безопасности других участников дорожного движения. Каждое третье дорожно-транспортное происшествие на российских дорогах связано с наездом на пешеходов. Пешеходы, по сравнению с водителями, физически не защищены, и ДТП с их участием зачастую становятся трагедией — как правило, пешеход получает тяжелые травмы, в том числе несовместимые с жизнью. Нередко виновником ДТП становится сами пешеходы. Высокий уровень ДТП делает актуаль-

ным совершенствование системы подготовки водителей, как превентивной меры обеспечения безопасности его участников. Приоритеты безопасности дорожного движения определены в Федеральном законе «О безопасности дорожного вди-жения» [15].

Полякова С.В. пишет: «Анализируя систему подготовки водителей в автошколах России и отношение к ее качеству, ряд исследователей из разных сфер научного знания (техническая, педагогическая, психологическая, медицинская и др.) выделяют существенные недостатки в обучении, которые впоследствии отражаются на такой сверхвысокой аварийности на дорогах» [11, с.55].

В педагогическом исследовании, О.Н. Филатова отмечает, что не применяются современные педагогические инновации в процессе обучения водителей, направленные на то, чтобы задействовать все виды получения субъектом информации (визуальные, кинестетические, аудиаль-ные). Не учитываются возрастные особенности обучающихся (например, формирование новых навыков, у людей старше 40 лет, требует большего времени). Не применяются педагогические технологии поэтапного формирования знаний. Процесс обучения часто осуществляется недостаточно компетентными преподавателями. В малой степени используются тренажеры для отработки навыков вождения «новичка» (во многих автошколах отсутствуют тренажеры) [14].

В психологическом исследовании С.Е. Борисова, в свою очередь указывает, что на первый план выходят устойчивые отрицательные психологические качества «претендентов на получения водительских прав» — правовой нигилизм, склонность к необоснованному риску, виктимное поведение, легкомыслие, не умение предвидеть и просчитывать сложные ситуации, а прежде всего психологическая установка на нарушение Правил дорожного движения и пренебрежительное отношение к другим участникам дорожного движения [1].

Психофизиологическому обоснованию необходимости совершенствования системы подготовки водителей, посвящено исследование Козлова Е.В., специализирующемуся в области безопасности в чрезвычайных ситуациях (медицина катастроф), т.к. дорожно-транспортные

происшествия приводят к ущербу здоровья, инвалидности, тяжелым травмам, часто несовместимых с жизнью [5].

Перечисленные особенности указывают на два очень важных фактора, которые обсуждаются в научном психологическом сообществе и связаны:1) с развитием личности и становлением социальной зрелости и ответственности в современных условиях [13]; 2) с перспективами психологии в решении задач российского общества, развитием технологий согласования социальных институтов и менталитета [3].

Выводы. Тенденции современного развития общества, экономики, техники качественно изменяют дорожное движение и требуют постоянного совершенствования уровня подготовки водителей их

нацеленность на безопасное вождение транспортного средства. Совершенствование содержательной части программ подготовки водителей, правильная расстановка приоритетов должна способствовать формированию у водителей более высокого уровня правосознания, общественно ценных психологических установок, содействовать стремлению лучше знать правила дорожного движения, нацеливать на безопасное управление транспортным средством и повышение транспортной культуры. Необходима разработка современных превентивных технологий и внедрения эффективных программ подготовки водителей с целью снижения уровня создания предаварий-ных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Борисова, С.Е. Влияние психологических установок водителей на безопасность дорожного движения // Психология и права. 2011. № 4. С. 3—12.

2. Гранская В.Ю. Кросс-культурное сравнение отношения к безопасности, оценка риска и рискованного поведения на дорогах российских и норвежских водителей // Вестник СПбГУ. Сер.12, 2012. № 3. С.124.

3. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Перспективы психологии в решении задач Российского общества. На пути к технологиям согласования социальных институтов и менталитета // Психологический журнал. 2013. Т.34. №6. — С. 5 — 25.

4. Кабалевская А.И., Донцов А.И. Особенности гендерного поведения водителей. // Вопросы психологии. 2013. №4. С.69 -79.

5. Козлов Е.В. Психофизиологическое обоснование необходимости совершенствования системы подготовки водителей: автореферат дисс... канд. мед. наук. — М., 2012. 30 с.

6. Майоров В.И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в РФ: теоретико-прикладные проблемы: Монография. — М.: Юрлитинформ, 2010.— 208 с.

7. Майоров В.И. О нормативно-правовом регулировании деятельности полиции // Полицейское право. 2005. № 1 (1). С. 41-43.

8. Приказ Минобрнауки России от 26.12. 2013 г. № «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» // Российская газета № 6444 от 1. 08. 2014 г.

9. Постановление правительства РФ «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») // Российская Газета № 6522 от 31 октября 2014 г.

10. Полякова С.В. Подготовка водителей как один из основных элементов в системе обеспечения безопасности участников дорожного движения // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2015. № 2 (31). С. 110-114.

11. Полякова С.В. К вопросу о подготовке водителей // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 17 (372). С. 52-57.

12. Полякова С.В. Правовые и социально-психологические аспекты подготовки водителей как условия безопасности участников дорожного движения // В сборнике: Тати-щевские чтения: актуальные проблемы науки и практики Материалы XII Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Волжский университет имени В.Н. Татищева. 2015. С. 111-118.

13. Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А. Связь эго-идентичности и личной зрелости // Вестник ЮУрГУ. Психология. 2015. Т.8. 31. С. 29 — 35.

14. Филатова О.Н. Профессиональная подготовка будущих водителей в автошколе: автореферат дисс... канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2009. 21 с.

15. ФЗ от 10. 12. 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50.

ДУНАЕВА Ольга Николаевна, старший преподаватель, кафедра «Психология развития и возрастное консультирование», Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск. E-mail: dunaevaon@gmail.com

Dunaeva O. N.

LEGAL ASPECTS OF TRAINING AND PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF THE DRIVER AS THE FACTORS OF SECURITY ROAD USERS

The relevance of the article due to insufficient efficiency of the existing system of professional training of drivers. Trends in the development of society focus on enhancing oversight and control over the quality of training in driving schools and stimulate a more intensive application of modern socio-psychological technologies and pedagogical innovations in educational process of training of drivers.

Keywords: safety of participants of traffic, control and supervision, transportation psychology, driver training, especially gender-based behavior of drivers, attitudes of risky/safe driving.

DUNAEVA Olga N., senior lecturer, Department of "Psychology of development and age counseling", South Ural state University (national research University), Chelyabinsk. E-mail: dunaevaon@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.