Научная статья на тему 'Методика проектирования образовательного события в профессиональном образовании'

Методика проектирования образовательного события в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / EDUCATIONAL EVENT / ФОРМА / FORM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Ваганова Ольга Игоревна, Румянцева Наталия Александровна

В данной статье описана методика проектирования образовательного события как формы организации образовательного процесса в профессиональном образовании. Дано обоснование возможностей эффективного применения событийного подхода в процессе профессиональной подготовки, отмечены дидактические возможности образовательного события в вузе. Описана сущность образовательного события как формы организации образовательного процесса, перечислены его характеристики. Дано описание методики проектирования образовательного события, включающей подготовительный, событийный и рефлексивный этапы. Для каждого этапа указаны содержание деятельности, планируемый результат и возможные формы организации совместной деятельности участников. Предложенная методика проектирования образовательного события предполагает использование разнообразных форм взаимодействия участников в соответствии со степенью их вовлеченности в образовательное событие. Описаны предполагаемые результаты применения данной методики в образовательной практике высшей школы. Сделаны выводы о широких дидактических возможностях образовательных событий, спроектированных с использованием предложенной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Ваганова Ольга Игоревна, Румянцева Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF DESIGNING AN EDUCATIONAL EVENT IN VOCATIONAL EDUCATION

This article describes the methodology for designing an educational event as a form of organization of the educational process in vocational education. The feasibility of effective application of the event approach in the process of vocational training is given, and the didactic possibilities of the educational event in the university are noted. The essence of the educational event as a form of organization of the educational process is described, its characteristics are listed. A description is given of the methodology for designing an educational event, including the preparatory, event and reflexive stages. For each stage, the content of the activity, the planned result and possible forms of organization of joint activities of participants are indicated. The proposed methodology for designing an educational event involves the use of various forms of interaction between participants in accordance with the degree of their involvement in the educational event. Described results of application of this technique in educational practice of the higher school are described. Conclusions are made about the wide didactic possibilities of educational events designed using the proposed methodology.

Текст научной работы на тему «Методика проектирования образовательного события в профессиональном образовании»

•система организационных форм и методов при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, влияющих на процесс развитие творческого становления и проявления творческой активности преподавателя;

•образ профессионально-компетентного специалиста, сложившийся на уровне профессионально-творческой группы;

•социальный престиж профессии при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании;

•доброжелательного отношения в педагогическом коллективе, психологический климат профессионально-творческой среды в системе образования;

•профессионализм профессорско-преподавательского коллектива высшего учебного заведения, в котором работают преподаватели.

В данном контексте следует обратить внимание, что из рассматриваемых социально-психологических условий влияющих на процесс развития творческой активности и творческого становления преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, не только обусловливают данный педагогический процесс, но и некоторые из них являются одновременно его результатом. По нашему мнению, образ творческого профессионала в своей деятельности, сложившийся на уровне профессионально-творческой группы, не только детерминирует профессионализацию отдельного преподавателя, но и является элементом сформировавшегося профессионально-творческого, личностного сознания компетентного преподавателя в профессиональном образовании.

Для сформировавшегося профессионально-творческого, личностного сознания компетентного преподавателя, характерно наличие сложившегося образа идеального представителя профессии при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, коррелирующего с общими, групповыми ценностями и представлениями, и соотнесение себя как творческого профессионала с ним. Преподаватель-профессионал изменяется с накоплением профессионального опыта, и будучи динамичным на личностно-психологическом уровне корректируется в соответствии с образом профессионально-творческой группы.

Выводы. Таким образом, подводя итог результатам проведенного исследования, нами установлено, что индивидуально-психологические особенности развития творческой активности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании определяют внешние педагогические условия эффективности процесса становления творческой, педагогической, профессиональной деятельности опосредованно через внутренние психологические условия, которые выступают в качестве стимулов к профессионально-творческому личностному росту.

Литература:

1. Киселева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов. // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. - С. 273-276.

2. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета. - 1970. - 114 с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Москва: Мир и Образование, Оникс. - 2011. - 944 с.

4. Попова Н.В., Киселева Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза. // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5. - С. 206-208.

5. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет». - 2016. - 176 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Румянцева Наталия Александровна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье описана методика проектирования образовательного события как формы организации образовательного процесса в профессиональном образовании. Дано обоснование возможностей эффективного применения событийного подхода в процессе профессиональной подготовки, отмечены дидактические возможности образовательного события в вузе. Описана сущность образовательного события как формы организации образовательного процесса, перечислены его характеристики. Дано описание методики проектирования образовательного события, включающей подготовительный, событийный и рефлексивный этапы. Для каждого этапа указаны содержание деятельности, планируемый результат и возможные формы организации совместной деятельности участников. Предложенная методика проектирования образовательного события предполагает использование разнообразных форм взаимодействия участников в соответствии со степенью их вовлеченности в образовательное событие. Описаны предполагаемые результаты применения данной методики в образовательной практике высшей школы. Сделаны выводы о широких дидактических возможностях образовательных событий, спроектированных с использованием предложенной методики.

Ключевые слова: методика; проектирование; образовательное событие; форма; образовательный процесс; индивидуальная образовательная траектория.

Annotation. This article describes the methodology for designing an educational event as a form of organization of the educational process in vocational education. The feasibility of effective application of the event approach in the process of vocational training is given, and the didactic possibilities of the educational event in the university are noted. The essence of the educational event as a form of organization of the educational process is described, its characteristics are listed. A description is given of the methodology for designing an educational event, including the preparatory, event and reflexive stages. For each stage, the content of the activity, the planned result and possible forms of organization of joint activities of participants are indicated. The proposed methodology for designing an educational event involves the use of various forms of interaction between participants in accordance with the degree of their involvement in the educational event. Described results of application of this technique in educational practice of the higher school are described. Conclusions are made about the wide didactic possibilities of educational events designed using the proposed methodology.

Keywords: methodology; design; educational event; the form; educational process; individual educational trajectory.

Введение. Новые вызовы, которые стоят сегодня перед системами образования во всем мире, связаны с обеспечением качественного образования в условиях новой реальности, характеризующейся кризисом эпохи «неумелого детства», развитием информационного общества, возможностями он-лайн образования и пр. Простая совокупность знаний и навыков уже не обеспечивает успешности выпускника в современном мире, он должен быть способен самостоятельно искать и перерабатывать информацию, «встраиваться» в различные процессы и формы активности, эффективно взаимодействовать в командах, принимая на себя различные роли, обладать проектным мышлением. Чтобы удовлетворять современным требованиям, образование должно быть ориентировано на формирование у обучающихся способности самостоятельно принимать решения и эффективно действовать в условиях растущей неопределенности. В связи с этим повышается актуальность поиска и разработки новых форм организации образовательного процесса, которые позволили бы сделать его более гибким, концентрированным, комбинирующим возможности традиционных форм обучения для изменившихся условий [3, 6]. Широкими возможностями для более гибкой и вариативной организации образовательного процесса в вузе обладает формат образовательных событий, который в последнее десятилетие все более активно внедряется в практику профессионального образования.

Образовательное событие как форма организации образовательного процесса в высшей школе обладает рядом ценных преимуществ, таких как сравнительно более короткая трудоемкость по отдельным дисциплинам учебного плана, концентрация на практической подготовке обучающихся, возможности целенаправленного включения в образовательный процесс мероприятий культурной, социальной, воспитательной направленности, возможности официального признания результатов обучения, сформированных посредством подобных мероприятий.

Несмотря на довольно широкие дидактические возможности образовательного события как формы образовательной деятельности, описываемая форма только начинает внедряться в практике организации профессионального образования. На наш взгляд, это связан с тем, что формат образовательного события для профессионального образования значительно отличается от подобного формата в общем образовании, и требует значительной научно-методической разработки с учетом специфики вида профессиональной подготовки. Анализ практики внедрения событийного подхода в профессиональное образование позволяет сформулировать проблемы, связанные с реализацией образовательного процесса в вузах в форме образовательных событий:

- формальный подход к проектированию образовательных событий для профессиональной подготовки, проявляющийся в слабой взаимосвязи содержания образовательного события с содержанием будущей профессиональной деятельности и требованиями профессионального стандарта;

- слабая взаимосвязь содержания деятельности обучающихся при реализации образовательного события и планируемых результатов обучения по программе;

- несовершенные методы контроля результатов образовательного события и пр. [4].

Формулировка цели статьи. Цель работы - предложить методику проектирования образовательного

события в вузе.

Задачи работы:

- раскрыть сущность и особенности образовательного события как формы организации образовательного процесса в вузе;

- уточнить требования к образовательному событию в процессе профессиональной подготовки обучающихся вуза;

- описать методику проектирования образовательного события для обучающихся вуза;

- сделать выводы о возможностях и перспективах применения описанной методики в образовательном процессе высшей школы.

Изложение основного материала статьи. Теоретические основы событийного подхода в профессиональном образовании представлены в исследованиях Д. Б. Эльконина, В.И.Слободчикова, В.И.Соловьева, Н.Б.Крыловой, М.Ю.Жилиной и др. [8, 9]. Исследования касаются онтологических аспектов использования событийного подхода к обучению (В.И.Слободчикова, Ю.С.Манулов), вопросов реализации образовательных событий в контексте тьюторской практики (М.Ю.Жилина, М.М.Миркес), рассмотрения образовательного события как ресурса профессионального становления студентов (Н.В.Пилипчевская, Н.В.Петропавловская) [9].

Анализируя современные исследования, образовательное событие может быть определено как особая форма организации и реализации образовательной деятельности, предполагающую интенсивную интеграцию теоретического знания с возможностями его практического воплощения (Д.Б.Эльконин); как значимая ситуация, которую необходимо прожить и осознать обучающимся для его профессионального и личностного становления (В.И.Слободчиков); как способ сообщения информации, обеспечивающий интерпретацию и осмысление значимых категорий для личности обучающегося (Г.Е.Соловьев) [8, 10, 12].

Описывая сущность образовательного события как формы организации образовательного процесса в высшей школе, следует отметить ряд характеристик этой формы, которые напрямую влияют на его проектирование:

- образовательные события должны обеспечивать моделирование профессиональных ситуаций, обеспечивать формирование профессионально значимых умений и навыков, предлагать образцы профессионального поведения;

- образовательные события должны предполагать целостную совокупность логически связанных образовательных задач;

- образовательные события предполагают сочетание индивидуальной и групповой активности обучающихся;

- образовательные события должны предполагать значительную долю самостоятельной работы обучающийся по формулировке проблем, выявлению смыслов, освоению умений и навыков, осмыслению происходящего;

- образовательные события должны характеризоваться уникальностью, предполагать выход из рамки традиционного образовательного процесса, обеспечивать эмоциональный отклик участников;

- образовательные события должны предполагать получение образовательного результата, который можно оценить с точки зрения формальных критериев (что необходимо для учета результатов образовательного события по результатам освоения программы) и с позиций значимости для обучающегося [1, 2, 7].

Несмотря на то, что образовательное событие как форма организации образовательного процесса в значительной мере несет черты образовательного проекта, эта форма, на наш взгляд, не сводится к традиционным образовательным проектам, а предполагает более широкий перечень комплексных форм организации образовательного процесса. Так, образовательное событие может предполагать «внешнее» участие студентов в событии (производственная экскурсия, встреча с работодателями, участие в конференции в качестве слушателя и пр.), активное участие в событии (мастер-класс, круглый стол, тренинг), непосредственное участие в качестве организатора (различные проекты, акции, исследования и пр.).

В настоящее время в рамках проекта модернизации отечественного образования в Мининском университете осуществляется работа по созданию программ универсального бакалавриата, основная идея которых заключается обучающимися освоении универсальных модулей профессиональной подготовки на первом этапе обучения и предоставлении возможности выбора индивидуальной образовательной траектории на втором этапе. В соответствии с этой работой в учебных планах универсального бакалавриата образовательные события как были представлены как отдельные дисциплины, предполагающие выделение контактной и самостоятельной работы обучающихся и конкретную форму итоговой аттестации. При этом предполагалось, что обучающийся имеет возможность выбора образовательного события в рамках собственной образовательной траектории.

Анализ учебных планов Мининского университета, в которых образовательное событие предусмотрено как особая форма профессиональной подготовки, позволил установить, что разброс трудоемкости аудиторной работы, отводимой на образовательное событие, на очной форме обучения составляет от 12 до 22 академических часов, на заочной - от 8 до 12 академических часов. Из них от 20 % до 30 % планируется как аудиторная работа, и 70%-80% - как самостоятельная работа. Таким образом, складывающаяся образовательная практика потребовала разработки методики проектирования образовательных событий для различных направлений и профилей подготовки.

Проектирование образовательного события понимается нами как содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи по организации образовательного события для обучающихся вуза [10]. Методика проектирования образовательного события представляет описание последовательности согласованных действий преподавателя по обеспечению планируемого результата - разработке проекта образовательного события.

Разработанная методика проектирования образовательного события включает подготовительный, событийный и рефлексивный этапы и представлена в таблице 1.

Таблица 1

Методика проектирования образовательного события в вузе

Этап Содержание этапа Результат

1. Проблематизация - индивидуальная диагностика проектных умений и навыков; - обсуждение потребностей и ожиданий участников; - формирование проблемного поля; - формирование команд (при необходимости) Сформулированы проблема, личностные потребности и интересы участников, связанные с участием в образовательном событии

й ы я л л е т и в о т о г « 2. Концептуализация - определение целей участия в образовательном событии; - разработка плана действий и порядка взаимодействия внутри команд; - определение содержания и форм отчета; - обсуждение способов и критериев оценки участия в образовательном событии (формирование «экспертной карты»); - представление задания для подготовки к образовательному событию. Сформулированы цель участия в образовательном событии, план действий, перечень отчетных материалов и сроков их предоставления, способы и критерии оценки

С Возможные формы проведения: установочный семинар, круглый стол и т.д.

3. Подготовка к участию в образовательном событии (самостоятельные действия обучающихся, направленные на теоретическую подготовку к событию) - поиск информации; - составление контрольных вопросов; - проектирование и пр. Сформировано представление о содержании образовательного события, подготовлен перечень вопросов для выяснения, составлено описание проекта

Возможные формы проведения: самостоятельная работа, работа в информационно-образовательной среде вуза и т.д.

4. Участие в образовательном событии - получение необходимой информации; - установление контактов; - подготовка вопросов для обсуждения; - реализация проекта и пр. Сформировано эмоционально-ценностное отношение к образовательному событию, уточнено/расширено представление о предмете события, собрана дополнительная информация; развиты навыки реализации проекта и пр.

Возможные формы проведения: образовательные события, предполагающие внешнее участие (вебинары, конференции, встречи с работодателями, экскурсии и пр.), образовательные события с активным участием (мастер-классы, тренинги, квесты), образовательные события проектного формата с участием в качестве организатора (образовательные, социальные, культурные проекты).

« н й и т 5. Выполнение отчетного задания по образовательному событию - оформление отчетных материалов по событию Оформленное отчетное задание в виде реферата, презентации, фото- и видеофайлов, отчета по результатам исследования, статьи, публикации в социальных сетях и пр.

б о О ы Возможные формы проведения: групповая или индивидуальная самостоятельная работа обучающихся, совестная работа в информационно-образовательной среде вуза и пр.

6. Экспертиза результатов образовательного события - оценка результатов образовательного события преподавателем; - перекрестная оценка результатов образовательного события с использованием экспертной карты. Выполненное оценивание результатов образовательного события по критериям преподавателя и критериям экспертной карты

й ы н т я с к е л 7. Рефлексия - обсуждение содержания и результатов образовательного события; - заполнение листов рефлексии. Заполненные листы рефлексии Сформулированы новые задачи, связанные с расширение представления о предмете образовательного события

^ Рч со Возможные формы проведения: семинар, итоговая конференция и пр.

Апробация предложенной методики проектирования образовательного события в вузе осуществляется в настоящее время.

Выводы. Обобщая результаты данной работы, необходимо отметить, что формы организации образовательного процесса претерпевают значительные изменения, и эта тенденция, скорее всего, будет только нарастать. Новые способы организации в вузе образовательной деятельности, вовлечения обучающихся в различные виды активности и взаимодействия должны учитывать особенности информационного общества. Дидактические возможности образовательного события как форма организации

образовательного процесса в вузе довольно широки. Характеризуясь высоким уровнем эмоциональной вовлеченности участников, интереса к содержанию и совместной деятельности, образовательные события в профессиональной подготовке требуют также высокого уровня готовности к самостоятельной осмысленной деятельности обучающихся. Поэтому эта форму не целесообразно использовать в начале обучения и применять её часто.

Проектирование образовательного события как формы организации образовательного процесса должно предполагать целенаправленную предварительную подготовку обучающихся (подготовительный этап), участие в событии (событийный этап) и самооценку полученного результата (рефлексивный этап). Исходя из специфики направления подготовки, планируемых результатов обучения, степени вовлеченности обучающихся в деятельность для каждого из этапов образовательного события могут быть выбраны различные формы проведения.

Литература:

1. Волкова Н. В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 184-200. 001: 10.17853/1994-5639-2017-4-184-200

2. Инновационная образовательная модель подростковой и старшей школы «Школа эффективного взросления»: учебное пособие под ред. Муха Н.В., Антропянской Л.Н., Шарабуровой Е.В. Изд-во ТУСУР, Томск, 2007.

3. Крылова Н.Б. Условия проявления событийности образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 136-145.

4. Мелик-Гайказян И. В. «Событие-в-действительности» и «событие-в-реальности» // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 3 (7). С. 54-76.

5. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 5-14.

6. Событийность в образовательной и педагогической деятельности // Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной. Научный редактор серии Н.Б.Крылова. Выпуск 1 (43), 2010. 157 с.

7. Соловьев Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. 2009. №2. С. 103-111

8. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1.

9. Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы //Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-ой научно-практической конференции / Красноярский Государственный Университет. Красноярск, 2003. С. 5 - 22.

10. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: Монография. - М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. - 239 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Татьяна Евгеньевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студент Фомина Дарья Михайловна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ В

ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлено описание возможностей управления образовательными программами, раскрыты основные обязанности руководителей образовательными программами, обоснована разница в мотивах труда педагогических работников - руководителей программ и преподавателей вуза. Представлены результаты исследования мотивов руководителей образовательных программ и педагогических работников, не задействованных в этом процессе, проведено ранжирование мотивационных факторов данного вида деятельности. Сделаны выводы о различиях, обусловленных разным функционалом, условиями работы и коммуникациями с коллегами. По результатам работы сделаны выводы о возможности использования результатов при разработке системы стимулирования руководителей программами и педагогических работников вуза.

Ключевые слова: образовательная программа, руководство, мотив, педагогические работники.

Annotation. The article describes the possibilities of managing educational programs, reveals the main responsibilities of managers of educational programs, justifies the difference in the motives of the work of pedagogical workers - program managers and university teachers. The results of research of motives of heads of educational programs and pedagogical workers not involved in this process are presented, ranking of motivational factors of this kind of activity is carried out. Conclusions are made about the differences due to different functional, working conditions and communications with colleagues. Based on the results of the work, conclusions were drawn on the possibility of using the results in the development of the incentive system for program managers and the teaching staff of the university.

Keywords: educational program, leadership, motive, pedagogical workers.

Введение. Одной из тенденций развития образования в настоящее время стал поиск новых способов и инструментов организации профессионального образования в условиях рынка. Образовательные программы, разработанные под конкретные социальные запросы и потребности, стали основным фактором

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.