Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
студент Хохлов Максим Сергеевич
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье представлено описание возможных форм реализации образовательного события в условиях высшей школы. Раскрыты особенности образовательного события в профессиональном образовании, приведены требования к формам организации образовательного события. Авторами предпринята попытка классифицировать формы образовательных событий в профессиональной подготовке обучающихся по признаку вовлеченности их в образовательное событие. Охарактеризованы формы образовательных событий, связанные с пассивным участием обучающихся, активным участием обучающихся и проектным участием в них. По результатам работы сделаны выводы о возможности применения разработанной классификации для проектирования форм образовательных событий в вузе.
Ключевые слова: образовательное событие, форма, вуз, проект.
Annotation. The article describes the possible forms of implementing an educational event in the conditions of a higher school. The features of the educational event in vocational education are revealed, the requirements to the forms of organization of the educational event are given. The authors attempted to classify the forms of educational events in the vocational training of students on the basis of their involvement in an educational event. Forms of educational events associated with passive participation of students, active participation of students and project participation in them are characterized. Based on the results of the work, conclusions were drawn about the possibility of applying the developed classification for designing the forms of educational events in the university.
Keywords: educational event, form, university, project.
Введение. В современных условиях среди требований образовательных стандартов особое значение приобретает поиск гибких и вариативных форм организации образовательного процесса в высшей школе. Создание возможностей обучаться в любом месте и в любое время, идеи создания безбарьерной среды, стимулирование самостоятельной познавательной активности обучающихся являются актуальными направлениями научных поисков. В полной мере это проявляется в трансформации образовательных форм: нетрадиционные формы организации образовательного процесса все чаще составляют конкуренцию традиционным академическим лекциям и практикам [6, 10].
Внедрение в практику высшего образования событийного подхода привело к обновлению форм профессиональной подготовки обучающихся. Одной из таких форм стала форма образовательного события, которая позволяет по-новому организовать освоение необходимых умений и навыков, сформировать эмоционально-ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности, подготовить выпускника к эффективной командной работе.
Формулировка цели статьи и задач. Целью статьи выступает предложение классификации образовательных событий как форм организации образовательного процесса в вышей школе.
Задачи работы:
- раскрыть особенности образовательного события как формы организации образовательного процесса в
вузе;
- сформулировать требования к выбору формы образовательного события;
- описать виды образовательных событий в вузе в зависимости от степени вовлеченности участников;
- сделать выводы о возможностях применения предложенной классификации форм образовательных событий в высшей школе.
Изложение основного материала статьи. Возможности реализации образовательного процесса в вузе в форме образовательного события определяются, в первую очередь, потенциалом этой формы учебной работы для решения задач эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности. Посредством образовательных событий можно организовать расширение теоретических представлений о профессии, ознакомление с образцами качественного выполнения профессиональных функций, реализацию проектов различной направленности - образовательной, культурной, социальной, вовлечение обучающихся в значимые для них виды образовательной активности. Включение в образовательный процесс нескольких взаимосвязанных образовательных событий позволит обучающему сформировать собственную позицию по отношению к будущей профессии, осуществить интерпретацию теоретической подготовки, выстроить индивидуальную логику участия в образовательных событиях, позволять ему принять различные роли [4, 5].
Образовательное событие характеризуется рядом сущностных черт, которые определяют возможные формы его реализации на практике. К этим сущностным чертам относится уникальность события, коллективное участие в нем, творческая интерпретация события участниками, совместная деятельность по формированию новых смыслов, обязательная рефлексия [1, 7]. В соответствии с этими характеристиками, образовательное событие предполагает совместную деятельность преподавателей и обучающихся по соединению теоретической подготовки с формированием необходимых компетенций, интенсивным формированием ценностно-эмоционального отношения к профессиональной деятельности. В результате образовательного события обучающиеся осваивают новые умения и навыки, способы профессионального поведения, учатся принимать решения в проблемных ситуациях, формулируют для себя возможные пути личностного и профессионального развития, приобретают навыки командного взаимодействия, а также самооценки [2].
Раскрывая возможности реализации событийного подхода в профессиональном образовании, представляется важным систематизировать и охарактеризовать возможные формы реализации образовательных событий в вузе. Для этого вначале перечислим требования, которым должны удовлетворять формы образовательного события в условиях профессионального образования:
1. образовательное событие в вузе как комплексное мероприятие должно включать несколько традиционных форм профессиональной подготовки, интеграция которых может быть оформлена как единое законченное совместное действие;
2. форма образовательного события должна обеспечивать логическую последовательность осуществления совместной деятельности и получения образовательных результатов, значимых для всех участников образовательной деятельности;
3. форма образовательного события должна предполагать возможность выхода за рамки традиционной образовательной практики, расширения способов получения информации, применение различных способов взаимодействия между участниками;
4. форма образовательного события должна быть связаны с воспроизведением способов профессиональной деятельности, обеспечивать формирование навыков профессионального поведения обучающихся;
5. форма образовательного события должна предусматривать возможность использования самооценки обучающимися результатов собственной деятельности в рамках него и создание пространства рефлексии [111.
Таким образом, образовательные события - форма организации образовательного процесса комплексного характера, которая может объединять несколько известных традиционных форм организации учебного процесса в целостное уникальное действие в соответствии с педагогической целью. Можно даже определить образовательное событие как обновленный формат образовательного процесса, спроектированный с применением разнообразных форм образовательной, воспитательной, социальной деятельности преподавателя и обучающихся.
Анализ складывающейся практики реализации образовательных событий в высшей школе (Н.В.Волкова, М.Ю.Жилина, Н.Б.Крылова, Е.Ю.Илалтдинова и др.) позволяет отметить, что образовательное событие характеризуется проектной сущностью, однако не сводится к традиционным образовательным проектам, а охватывает гораздо более широкий перечень возможных форм организации образовательного процесса, таких как производственная экскурсия, тренинг, мастер-класс и др. [3, 4, 81. При этом трудоемкость образовательного события как формы учебной деятельности может быть различной. Так, анализ модульных учебных планов Мининского университета, в которых образовательное событие предусмотрено как особая форма подготовки, позволяет констатировать, что разброс трудоемкости аудиторной работы, отводимой на образовательное событие, на очной форме обучения составляет от 12 до 22 академических часов, на заочной - от 8 до 12 академических часов. Поэтому при выборе форм организации образовательных событий в условиях высшей школы необходимо учитывать, что реализация проектов - самый сложный и затратный тип образовательного события, выбор которого не всегда педагогически целесообразен.
Значимость реализации образовательного процесса в вузах в форме образовательного события обусловлена рядом факторов:
- образовательное событие позволяет сократить трудоемкость дисциплины, за счет сокращения традиционного лекционного представления материала и отведения значительной части часов на практическое обучение;
- образовательное событие позволяет включить в образовательный процесс мероприятия, имеющие не только образовательную направленность, но и культурную, социальную, производственную и пр.;
- образовательное событие позволяет «оформить» и официально «засчитать» результаты деятельности преподавателя и обучающегося, которая обычно носит инициативный воспитательный характер, но тем не менее обеспечивает формирование значимых профессиональных компетенций (посещение предприятий, экскурсии, участие в специализированных форумах и пр.);
- образовательное событие способствует выстраиванию обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Это происходит за счет того, что обучающиеся начинают осознавать специфику будущей профессиональной деятельности, знакомятся с возможностями профессионального развития, овладевают навыками самоуправления и проектной деятельности.
Обратимся теперь к описанию возможных форм организации образовательного события в вузе. На наш взгляд, важнейшее значение при описании возможных форм образовательных событий имеет степень активного участия обучающегося в выполнении заданий, т.е. степень вовлеченности в образовательное событие. По степени вовлеченности участников в образовательное событие нами предлагается подразделение их на следующие виды:
- формы образовательного события, предполагающие участие в событиях в качестве внешнего участника. В данном случае участник овладевает новыми знаниями, расширяет представление о профессиональной деятельности, знакомится с опытом профессионалов, принимает участие в обсуждении профессионально важных вопросов, вырабатывает собственное отношение к происходящим событиям;
- формы, предполагающие активное участие обучающегося в образовательном событии. В данном случае рамки формата события и способы участия в нем задаются извне, а участник вовлекается в различные виды деятельности, вырабатывает умения и навыки, участвует в командном взаимодействии, принимает решения, озвучивает оценки, влияет на ход развертывания события во времени;
- формы, предполагающие активное участие обучающихся в проектировании события и его реализации на практике. В данном случае в рамках образовательного события осуществляется полноценная проектная деятельность, направленная на разработку идеи проекта, её концептуальное обоснование, выбор способа воплощения идеи на практике, получение результата и его оценку.
Представленная классификация форм образовательных событий в процессе профессиональной подготовки отражает также уровень сложности заданий для образовательного события.
Возможные формы образовательных событий и возможные результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1
Формы и образовательные продукты образовательных событий в вузе
Вид образовательного события Возможные формы Результаты (образовательные продукты) обучающихся
1. Формы пассивного участия в образовательном событии Экскурсия Конференция Вебинар Встреча с работодателями Мастер-класс и др. Отчет о посещении мероприятия Список контрольных вопросов для самостоятельного изучения Аннотированный список источников по теме и др.
2. Формы активного участия в образовательном событии Тренинг Кейс-стади Активное участие в акциях, специализированных форумах, конференциях Квест-игра и пр. Список контрольных вопросов для самостоятельного изучения Доклад-сообщение Презентация Фотоотчет и пр.
3. Формы проектного участия в образовательном событии Образовательный, культурный, социальный проект Организация акции Организация мастер-класса Администрирование виртуального сообщества Анкетирование Исследование и др. Отчет о мероприятии Презентация Видеоролик Фотоочет Отчет по исследованию и пр.
Выводы. В заключении можно отметить, что выбор формы проведение образовательного события в вузе будет обусловлен такими факторами как планируемая трудоемкость образовательного события, степень готовности обучающихся к самостоятельной работе в рамках подобного мероприятия, планируемыми образовательными результатами и формой итогового контроля. Значимость реализации образовательного события при профессиональной подготовке обучающихся обусловлена возможностями концентрации образовательного процесс на активном обучении, эффективным распределением трудоемкости учебной работы, широкими возможностями оценить результаты отдельных мероприятий образовательного, культурного, социального характера. В любом случае предложенные формы требуют значительной методической проработки.
Предложенная классификация форм образовательных событий в вузе по степени вовлеченности участников обладает частичной научной новизной, поскольку систематизированы возможности организации подобных мероприятий. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании образовательных событий в вузе, поскольку позволяют адекватно выбрать форму образовательного события сообразно планируемым образовательным результатам.
Литература:
1. Валеев Р.Г. Познавательная самостоятельность учащихся как предпосылка и результат образовательных событий // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 63-69.
2. Волкова Н. В. Образовательная событийность: признаки и характеристики // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2010. Т. 7. № 1. С. 78-82.
3. Волкова Н. В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 184-200. 001: 10.17853/1994-5639-2017-4-184-200
4. Жилина М.Ю. Образовательное событие: варианты прочтения // Организация тьюторского сопровождения в образовательных учреждениях: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты тьюторской деятельности: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М. Ковалева; Отв. ред. А.А. Теров, М.Ю.Жилина. М.: АПКиППРО, 2009. С. 152-158.
5. Крылова Н.Б. Условия проявления событийности образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 136-145.
6. Прохорова М.П. Семченко А. А. Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор качества педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. №1
7. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 5-14.
8. Событийность в образовательной и педагогической деятельности // Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной. Научный редактор серии Н.Б.Крылова. Выпуск 1 (43), 2010. 157 с.
9. Соловьев Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. 2009. №2. С. 103-111
10. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1.
11. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: Монография. - М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. 239 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры воспитательных систем Романова Галина Александровна
ГБОУ ВО МО Академия социального управления (г. Москва)
ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматривается технология внедрения структурно-функциональной динамической модели инклюзивной образовательной среды вуза, способствующей развитию социокультурной компетентности студентов; представлены цели, задачи, алгоритм и сущностные характеристики этапов реализации модели.
Ключевые слова: инклюзивная образовательная среда вуза; социокультурная компетентность; модель инклюзивной среды; социализация.
Annotation. The article discusses the technology of implementation of structural and functional dynamic model of inclusive educational environment of the University, contributing to the development of socio-cultural competence of students; presents the goals, objectives, algorithm and essential characteristics of the stages of the model.
Keywords: inclusive educational environment of higher education institution; socio-cultural competence; model of inclusive environment; socialization.
Введение. Качество современного высшего образования во многом определяется его соответствием жизненным потребностям страны, ориентацией не только на развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование индивидуальности, но и обеспечение успешной адаптации и самореализации каждой личности в условиях социального многообразия. Вследствие этого важным становится поиск внешних и внутренних источников развития социокультурной компетентности субъектов инклюзивной образовательной среды; источников развития самой среды, обеспечение ее готовности к реализации образовательной инклюзии. Потребность создания, функционирования и непрерывного развития инклюзивной образовательной среды обусловливает актуальность проектирования и апробации ее модели.
Формулировка цели статьи: обоснование технология внедрения модели инклюзивной образовательной среды вуза, способствующей развитию социокультурной компетентности студентов.
Изложение основного материала статьи. Инклюзивная образовательная среда - социально-педагогическое пространство совместного включения в образовательный процесс субъектов с учетом разнообразия их личностно-образовательных потребностей, индивидуальных способностей и возможностей. Это вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития, что предполагает решение проблемы образования обучающихся с ОВЗ и / или инвалидностью за счет приспособления образовательного пространства к нуждам каждого обучающегося, включая модификацию всего образовательного процесса, его методическую гибкость и вариативность.
Социально-образовательная среда вуза - это динамичная целостная самоорганизующаяся и самоуправляющаяся система, что позволяет говорить о возможности управления ею, о разработке ее позитивных инструментальных и содержательных модификаций для оптимизации развития личностных характеристик ее субъектов, жизнедеятельность которых протекает в условиях образовательной инклюзии.
Управление модификациями инклюзивной образовательной среды вуза выполняет, таким образом, и координационно-прогностическую функцию, включая выявление, анализ и оценку негативно воздействующих факторов, рисков и последующее выстраивание системы профилактических мер, снижающих это воздействие.
Инструментальные модификации инклюзивной образовательной среды включают трансформацию методов (путей и способов) достижения целей и решения задач; средств; совокупности приемов и операций достижения целей. Модификации будут требовать и формы как определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, внешнее выражение метода, средства.
Содержательные модификации инклюзивной образовательной среды будут определяться в соответствии с целевой заданностью координирующего этапа реализации модели инклюзивной образовательной среды и векторами ее внедрения, о чем будет рассказано ниже.
В соответствии с планируемыми результатами развития социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзивной образовательной среды, которые отражаются в формировании особого феномена как совокупного продукта развития социальных отношений и личностной характеристики - феномена инклюзивной культуры,- была разработана структурно-функциональная динамическая модель инклюзивной образовательной среды вуза (далее - Модель).
Модель направлена на создание условий формирования единого социокультурного - инклюзивного -мышления и поведения всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, взаиморазвитие и приращение их социокультурного опыта, на развитие системы отношений, благоприятных для совершенствования социокультурной компетентности студентов; на реализацию социально-педагогических и организационно-технологических механизмов управления непрерывным развитием социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзивного образования.
Модель как система содержит следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-технологический, коррекционно-регулятивный и контрольно-оценочный.
Содержательные характеристики каждого компонента модели уже были описаны ранее [1; 2], остановимся более подробно на технологии ее реализации, включающей следующие этапы: аналитико-прогностический; формирующий; координирующий; оценочно-результативный.
Целью аналитико-прогностического этапа является разработка условий развития социокультурной компетентности студентов в инклюзивной образовательной среде. Продукт этапа - программа развития социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзивной образовательной среды, являющаяся обязательной составляющей концепции развития образовательной организации.