Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Голубева Ольга Владиславовна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
студент Мададанова Камила Халиловна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
Аннотация. В работе раскрыты основные положения событийного подхода в профессиональном образовании в сравнении с мероприятийным подходом. Представлено определение образовательного события, его характеристики и специфические особенности. Сформулированы результаты образовательного события и значимые результаты, которые могут быть обеспечены данной формой работы. Сделаны выводы о дидактических возможностях применения образовательного события в условиях высшей школы.
Ключевые слова: образовательное событие, вуз, организация, форма, образовательная деятельность.
Annotation. The paper describes the main points of the event approach in vocational education in comparison with the action approach. The definition of the educational event, its characteristics and specific features are presented. The results of the educational event and significant results that can be provided by this form of work are formulated. Conclusions are made about the didactic possibilities of applying the educational event in the conditions of a higher school.
Keywords: educational event, university, organization, form, educational activity.
Введение. Глобальные изменения в системе образования, связанные с кризисом эпохи «неумелого детства», широким доступом к информации, развитием он-лайн обучения обуславливают актуальность поиска новых способов и форм организации образования. Профессиональное образование все более ориентировано не столько на трансляцию знаний и формирование профессиональных умений, сколько на развитие способности обучающихся ориентироваться и действовать в условиях непрерывных изменений. В подобных условиях важнейшей задачей становится формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к будущей профессии, развитие умений эффективного взаимодействия в рамках различных сообществ, формирование ответственности за собственные действия. [4, 8, 9]. Новый формат организации образовательного процесса в таких условиях связан с возможностями реализации событийного подхода в профессиональном образовании, который обладает значительными дидактическими возможностями для реализации в системе профессионального образования.
Формулировка цели статьи и задач. Целью публикации является систематизация современных теоретических положений, касающихся дидактических возможностей образовательного события в условиях высшей школы.
Задачи работы:
- раскрыть сущность и основные положения событийного подхода в образовании;
- уточнить содержание понятия «образовательное событие» в условиях профессионального образования;
- сформулировать возможности образовательного события в профессиональной подготовке обучающихся;
- сделать выводы о возможностях реализации образовательного процесса в вузе в формате образовательных событий.
Изложение основного материала статьи. Теоретические основы событийного подхода в профессиональном образовании разрабатывались в работах В.И.Слободчикова, М.Ю.Жилиной, Б.Д.Эльконина, Е.Ю.Илалтдиновой, С.В.Фроловой [5, 10, 11, 14, 15]. Дидактические возможности организации профессиональной подготовки в форме образовательных событий, связанные с вовлечением обучающихся в значимые, интересные, совместные действия, соприкосновением теории с реальной практической, совместной деятельностью и эмоциональным переживанием опыта, описываются исследователями с разных позиций. Так, Д.Б.Эльконин рассматривает образовательное событие как особую форму организации и реализации образовательной деятельности, предполагающую интенсивную интеграцию теоретического знания с возможностями его практического воплощения; как значимую ситуацию, которую необходимо прожить и осознать обучающимся для его профессионального и личностного становления (В.И.Слободчиков), как способ сообщения информации, обеспечивающий интерпретацию и осмысление значимых категорий для личности обучающегося (Г.Е.Соловьев) [11, 13, 15].
Уточняя существенные отличия событийного подхода к организации образовательного пространства профессиональной подготовки по сравнению с мероприятийным подходом, необходимо отметить следующее.
Мероприятийный подход предполагает организацию образовательного процессе в формате отдельных четко обозначенных по времени, длительности, составу участников мероприятий (как правило, учебных занятий). Для такого подхода важны факт проведения мероприятий в срок, выполнение запланированных заранее действий, высокий уровень прогнозируемости результатов, выполнение стандартных требований к выбранному типу занятий.
Зародившись в начальном образовании как способ вовлечения детей, событийный подход в настоящее время активно внедряется в образование профессиональное, поскольку способствует разрытию смыслов будущей профессиональной деятельности, активному творческому самоопределению личности обучающего в профессии. Событийный подход к организации профессиональной подготовки предполагает ориентацию образовательного процесса на некоторую совокупность педагогически целесообразных событий, имеющих образовательную и воспитательную направленность. Анализируя возможности образовательного события
для системы профессионального образования можно определять его как особую форму образовательной деятельности, инициирующей образовательную активность обучающихся посредством значимых мероприятий, обеспечивающих деятельностное включение участников в разнообразные формы взаимодействия [61.
Образовательные события как форма интенсивной организации образовательного процесса имеет комплексную цель, связанную с формированием у обучающихся эмоционального отношения к будущей профессиональной деятельности, развитием коммуникационной, прогностической, аналитической и проектировочной компетенций, творческим применением полученных знаний и умений, освоением профессиональных и культурных образцов, преодолением стереотипов поведения.
Образовательное событие как форма организации образовательного процесса обладает рядом характеристик, которые позволяют дифференцировать эту форму образовательного процесса:
- соответствие культурным образцам, связь с культурой и жизнью социума;
- уникальность и однократность образовательного события;
- реализация совместной деятельности, направленной на получение значимого для участников результата;
- эмоциональное вовлечение участников, обеспечиваемое за счет выхода за рамки повседневности образовательного события;
- возможность и уместность творческого осмысления, импровизации, создания новых смыслов всеми участниками процесса;
- возможность выбора участниками формы, характера, степени личного участия в образовательном событии;
- трудность прогнозирования результата, обусловленного высокой доле творческого преобразования действительности;
- принятием участниками ответственности за результаты образовательного события;
- высоким уровнем самоконтроля и самооценкой результатов образовательного события [2, 7].
Как справедливо отмечает Р.Г.Валеев [1], образовательное событие состоит в предоставлении обучающемуся права выбора образовательной активности в условиях определенного контекста (места, времени, темпа, траектории, уровня трудности, объёма, направленности материала, степени помощи, кооперации или конкуренции с другими учащимися, вариантов когнитивной кодировки учебного контента, его фрагментов) и предполагает наличие ответственности обучающегося за результаты обучения.
При таком способе организации обучения педагог закономерно занимает место тьютора, который осуществляет методическую разработку образовательного события, создает условия для его реализации, расширяет состав участников, обеспечивает консультационную поддержку участников, способствует личностному и профессиональному развитию обучающихся.
В образовательном процессе вышей школы специфика событийного образовательного формата проявляется следующим образом:
1. образовательное событие должно моделировать будущую профессиональную деятельность, обладать значимостью с позиции развития профессионально значимых умений и навыков, презентовать образцы профессионального поведения;
2. содержание образовательного события должно составлять совокупность особого рода «учебных задач», репрезентирующих профессиональные функции и обеспечивающих разворачивание ключевых противоречий и проблем идеальной формы, а также продуктов, средств и инструментов будущей профессиональной деятельности;
3. образовательное событие целесообразно с вовлечением представителей профессиональной сферы (профессионалов, работодателей, экспертов), которые раскрывают возможности профессии, формируют эмоциональное отношение к ней, демонстрируют пути профессионального развития;
4. образовательное событие должно предполагать получение образовательного продукта, значимого для обучающегося;
5. образовательное событие создается и реализуется с использованием информационной образовательной среды вуза, обеспечивающей доступ к разнообразным ресурсам, проведение совместной деятельности участников, представление результатов и их оценивание;
6. образовательное событие предъявляет особые требования к системе оценки результатов и формированию пространства рефлексии.
Значимыми результатами реализации образовательного процесса в вузе в форме образовательного события выступают:
- освоение обучающимися нового опыта в моделируемой сфере деятельности, сокращение разрыва между теоретической подготовкой и умением применять полученные знания и навыки на практике;
- формирование у обучающихся способов эффективного поведения, в т.ч. профессионального, ориентации в ситуациях неопределенности, способов обучения в действии;
- профессиональное самоопределение обучающихся, осознание ими целей и направлений дальнейшего личностного и профессионального развития;
- развитие навыков оценки результатов собственной деятельности.
В соответствии с этим среди преимуществ образовательного события в образовательном процессе вуза могут быть обозначены:
- обеспечение высокого интереса обучающихся к подобным видам работы, повышение их самостоятельности и познавательной активности;
- более эффективное, по сравнению с традиционным, распределение трудоемкости (использование принципов «перевернутого обучения», когда обучающийся заранее готовится к образовательному мероприятию);
- широкие возможности применения информационно-образовательной среды вуза, дистанционных форм организации образовательного процесса и взаимодействия преподавателя и обучающихся;
- преодоление разрыва между теоретической подготовкой и реальными условиями будущей профессиональной деятельности [121.
В соответствии с перечисленными особенностями образовательных событий в высшей школе отметим, что форма образовательного события может быть реализована в различном масштабе: образовательное
событие-учебное занятие, образовательное событие-раздел/модуль, образовательное событие-дисциплина. Целесообразность выбора образовательного события как формы образовательного процесса определяется возможностью представления темы вокруг отдельного уникального мероприятия [31., в т.ч. и виртуального (экскурсии, проекта, праздника, конкурса, аукциона, олимпиады и пр.), соотношением планируемой аудиторной и внеаудиторной нагрузки (возможностями обучающихся к самостоятельной проработке темы с консультационной поддержкой преподавателя), возможностями реализации проектной работы в рамках темы и пр.
Выводы. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что образовательное события как особая форма организации образовательной деятельности имеет значительный дидактический потенциал для использования в условиях высшей школы. Выступая способом организации совместной активной познавательной деятельности участников, образовательное событие воплощает в себе основные тенденции развития профессионального образования: увеличение доли самостоятельной работы, ориентация на подготовку обучающихся к активной проектной командной работе, широкое использование возможностей информационной образовательной среды в процессе обучения и пр. В условиях профессионального образования образовательное событие целесообразно проектировать для демонстрации способов профессиональной деятельности и поведения, формирования умений и навыков решения профессиональных задач, организации самостоятельной работы.
Литература:
1. Валеев Р.Г. Познавательная самостоятельность учащихся как предпосылка и результат образовательных событий // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 63-69.
2. Волкова Н. В. Образовательная событийность: признаки и характеристики // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2010. Т. 7. № 1. С. 78-82.
3. Волкова Н. В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 184-200. 001: 10.17853/1994-5639-2017-4-184-200
4. Егоров Е.Е. Трансформация образовательного пространства и технологий в подготовке педагогов // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 300-304.
5. Жилина М.Ю. Образовательное событие: варианты прочтения // Организация тьюторского сопровождения в образовательных учреждениях: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты тьюторской деятельности: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М. Ковалева; Отв. ред. А.А. Теров, М.Ю.Жилина. М.: АПКиППРО, 2009. С.152-158.
6. Инновационная образовательная модель подростковой и старшей школы «Школа эффективного взросления»: учебное пособие под ред. Муха Н.В., Антропянской Л.Н., Шарабуровой Е.В. Изд-во ТУСУР, Томск, 2007.
7. Крылова Н.Б. Условия проявления событийности образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 136-145.
8. Мелик-Гайказян И. В. «Событие-в-действительности» и «событие-в-реальности» // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 3 (7). С. 54-76.
9. Прохорова М.П. Семченко А. А. Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор качества педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. №1
10. Слободчиков В.И. Со=бытийная общность // Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных педагогов. М. 1995. N01.
11. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С.5-14.
12. Событийность в образовательной и педагогической деятельности // Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной. Научный редактор серии Н.Б.Крылова. Выпуск 1 (43), 2010. 157 с.
13. Соловьев Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. 2009. №2. С. 103-111
14. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1.
15. Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы //Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-ой научно-практической конференции / Красноярский Государственный Университет. Красноярск, 2003. С. 5 - 22.
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
студент Хохлов Максим Сергеевич
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье представлено описание возможных форм реализации образовательного события в условиях высшей школы. Раскрыты особенности образовательного события в профессиональном образовании, приведены требования к формам организации образовательного события. Авторами предпринята попытка классифицировать формы образовательных событий в профессиональной подготовке обучающихся по признаку вовлеченности их в образовательное событие. Охарактеризованы формы образовательных событий, связанные с пассивным участием обучающихся, активным участием обучающихся и проектным участием в них. По результатам работы сделаны выводы о возможности применения разработанной классификации для проектирования форм образовательных событий в вузе.
Ключевые слова: образовательное событие, форма, вуз, проект.
Annotation. The article describes the possible forms of implementing an educational event in the conditions of a higher school. The features of the educational event in vocational education are revealed, the requirements to the forms of organization of the educational event are given. The authors attempted to classify the forms of educational events in the vocational training of students on the basis of their involvement in an educational event. Forms of educational events associated with passive participation of students, active participation of students and project participation in them are characterized. Based on the results of the work, conclusions were drawn about the possibility of applying the developed classification for designing the forms of educational events in the university.
Keywords: educational event, form, university, project.
Введение. В современных условиях среди требований образовательных стандартов особое значение приобретает поиск гибких и вариативных форм организации образовательного процесса в высшей школе. Создание возможностей обучаться в любом месте и в любое время, идеи создания безбарьерной среды, стимулирование самостоятельной познавательной активности обучающихся являются актуальными направлениями научных поисков. В полной мере это проявляется в трансформации образовательных форм: нетрадиционные формы организации образовательного процесса все чаще составляют конкуренцию традиционным академическим лекциям и практикам [6, 10].
Внедрение в практику высшего образования событийного подхода привело к обновлению форм профессиональной подготовки обучающихся. Одной из таких форм стала форма образовательного события, которая позволяет по-новому организовать освоение необходимых умений и навыков, сформировать эмоционально-ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности, подготовить выпускника к эффективной командной работе.
Формулировка цели статьи и задач. Целью статьи выступает предложение классификации образовательных событий как форм организации образовательного процесса в вышей школе.
Задачи работы:
- раскрыть особенности образовательного события как формы организации образовательного процесса в
вузе;
- сформулировать требования к выбору формы образовательного события;
- описать виды образовательных событий в вузе в зависимости от степени вовлеченности участников;
- сделать выводы о возможностях применения предложенной классификации форм образовательных событий в высшей школе.
Изложение основного материала статьи. Возможности реализации образовательного процесса в вузе в форме образовательного события определяются, в первую очередь, потенциалом этой формы учебной работы для решения задач эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности. Посредством образовательных событий можно организовать расширение теоретических представлений о профессии, ознакомление с образцами качественного выполнения профессиональных функций, реализацию проектов различной направленности - образовательной, культурной, социальной, вовлечение обучающихся в значимые для них виды образовательной активности. Включение в образовательный процесс нескольких взаимосвязанных образовательных событий позволит обучающему сформировать собственную позицию по отношению к будущей профессии, осуществить интерпретацию теоретической подготовки, выстроить индивидуальную логику участия в образовательных событиях, позволять ему принять различные роли [4, 5].
Образовательное событие характеризуется рядом сущностных черт, которые определяют возможные формы его реализации на практике. К этим сущностным чертам относится уникальность события, коллективное участие в нем, творческая интерпретация события участниками, совместная деятельность по формированию новых смыслов, обязательная рефлексия [1, 7]. В соответствии с этими характеристиками, образовательное событие предполагает совместную деятельность преподавателей и обучающихся по соединению теоретической подготовки с формированием необходимых компетенций, интенсивным формированием ценностно-эмоционального отношения к профессиональной деятельности. В результате образовательного события обучающиеся осваивают новые умения и навыки, способы профессионального поведения, учатся принимать решения в проблемных ситуациях, формулируют для себя возможные пути личностного и профессионального развития, приобретают навыки командного взаимодействия, а также самооценки [2].