УДК 796.011.3 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-138-144
Методика применения средств туризма в культурно-досуговой
деятельности молодежи
Гао Лян', Тарасов А.Е.1, Баишев А. А.2
'Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
г. Якутск, Россия ORCID: 0009-0001-5780-4849,[email protected] ORCID: 0000-0002-0702-2494, [email protected] 2Арктический государственный агротехнологический университет
г. Якутск, Россия ORCID: 0000-0002-8826-4152, [email protected]
Аннотация: В Малоподвижный образ жизни в последние годы отмечается у лиц молодого возраста в связи с увеличением времени, которое тратится ими на общение и развлечения посредством гаджетов. Эта тенденция негативно отражается на состоянии здоровья, так как снижение двигательной активности влечет за собой ряд изменений в состоянии кардиореспираторной, нервно-мышечной систем, опорно-двигательного аппарата. Материал. В данной статье рассматривается технология внедрения средств активного туризма в культурно-досуговую деятельность молодежи, направленная на повышение уровня их двигательной активности. Методы исследования: теоретический анализ, обобщение данных научно-методической литературы и документальных материалов, системный анализ, психодиагностические методы, методы математической статистики. Результат. Теоретически обоснована и разработана технология внедрения средств активного туризма в культурно-досуговую деятельность молодежи, направленная на повышение уровня двигательной активности, повышение показателей физического и психоэмоционального состояния, рациональную организацию активного досуга. Эффективность разработанной технологии подтверждена достоверным повышением индекса двигательной активности (р<0,01) как у девушек, так и у юношей. Наблюдались статистически значимое улучшение (р<0,05) показателей самочувствия у студентов ЭГ и тенденции к улучшению у студентов КГ (девушки ЭГ: x =6,1 (S=0,12), КГ: x =4,5 (S= 0,46); юноши ЭГ: x =5,9 (S=0,08), КГ: x =4,7 (S=0,46) балла); активности (девушки ЭГ: x =5,9 (S= 0,22), КГ: x = 4,4 (S = 0,67); юноши ЭГ: x = 6,3 (S = 0,03), балла); настроения (девушки ЭГ: x =6,7 (S=0,11), КГ: x =5,0 (S=0,73); юноши ЭГ: x =6,4; (S=0, 21), КГ: x =5,2 (S=0,32) балла). Заключение. Разработана технология внедрения средств туризма в культурно-оздоровительную деятельность молодежи, направленная на повышение уровня двигательной активности, восстановление после учебных занятий и трудовой деятельности, привлечение молодежи к регулярной двигательной активности, формирование положительного отношения к занятиям физическими упражнениями и организации содержательного досуга молодежи. Эффективность разработанной технологии подтверждена достоверным статистически значимым улучшением у студентов ЭГ показателей самочувствия, активности, настроения, объема и концентрации внимания, объема краткосрочной памяти, объема переработки информации, скорости переработки информации после педагогического эксперимента (р<0,05, p<0,01). Ключевые слова: средства туризма, молодёжь, двигательная активность, здоровье.
Для цитирования: Гао Л.*, Тарасов А.Е., Баишев А.А. Методика применения средств туризма в культурно-досуговой деятельности молодежи. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 138-144. DOI: 10.14526/20704798-2023-18-2-138-144.
Methods of using tourism tools in the cultural and leisure activities of young
people
Lian Gao1*, A. E. Tarasov1, A.A. Baishev2
'M.K. Ammosov North-Eastern Federal University
Yakutsk, Russia ORCID: 0009-0001-5780-4849,[email protected]* ORCID: 0000-0002-0702-2494, [email protected];
2Arctic State Agrotechnological University Yakutsk, Russia
ORCID: 0000-0002-8826-4152, [email protected]
Absract: Sedentary lifestyle in recent years has been observed in young people due to the increase in the time they spend on communication and entertainment through gadgets. This trend negatively affects the state of health, as a decrease in motor activity entails a number of changes in the state of the cardiorespiratory, neuromuscular systems, musculoskeletal system. Material. This article discusses the technology of introducing the means of active tourism in the cultural and leisure activities of young people, aimed at increasing the level of their motor activity. Research methods. Theoretical analysis, generalization of scientific and methodological literature and documentary materials; system analysis; psychodiagnostic methods; methods of mathematical statistics. Result. The technology of active tourism means introduction in the cultural and leisure activities of young people is theoretically substantiated and developed, aimed at increasing the level of motor activity, increasing the indicators of physical and psycho-emotional state, rational organization of active leisure. The effectiveness of the developed technology was confirmed by a significant increase in the index of motor activity (p<0.0i), both in girls and boys. There was a statistically significant improvement (p<0.05) in well-being indicators among EG students, and an improvement trend among CG students (EG girls: x =6.1 (S=0.12); CG: x =4.5 (S= 0.46) and CG boys: x =5.9 (S=0.08), CG: x =4.7 (S=0.46) points, activity (girls EG: x =5.9 (S= 0.22), CG: x = 4.4 (S = 0.67) and boys EG: x = 6.3 (S =0.03); ) points, mood (girls EG: x =6.7 (S=0.11); CG: x =5.0 (S=0.73) and boys EG: x =6.4; (S=0, 21); CG: x =5.2 (S=0.32) points). Conclusion. A technology has been developed for the introduction of tourism tools into the cultural and recreational activities of young people, aimed at increasing the level of motor activity, recovery after training and work, attracting young people to regular motor activity; forming a positive attitude to physical exercises and organizing meaningful leisure for young people. The effectiveness of the developed technology was confirmed by a reliable statistically significant improvement in students' EG indicators of well-being, activity, mood, volume and concentration of attention, volume of short-term memory, volume of information processing, speed of information processing of students after the pedagogical experiment (p<0.05, p<0.0i). Keywords: means of tourism, youth, physical activity, health.
Для цитирования: Gao L.*, Tarasov A.E., Baishev A.A. Methods of using tourism tools in the cultural and leisure activities of young people. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 138144. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-138-144.
Актуальность
Малоподвижный образ жизни в последние годы отмечается у лиц молодого возраста в связи с увеличением времени, которое тратится ими на общение и развлечения посредством гаджетов. Эта тенденция негативно отражается на состоянии здоровья, так как снижение двигательной активности влечет за собой ряд изменений в состоянии кардиореспираторной, нервно-мышечной систем, опорно-двигательного аппарата [1-3]. Увеличение времени, которое тратится молодежью на сидячий образ жизни, приводит к плачевной статистике относительно значительного снижения двигательной активности и растущей популярности в молодежной среде привлекательных видов нефизической деятельности [2, 4, 5].
Исследование содержательного наполнения досуга открывает значительные возможности
для обновления, обогащения и актуализации культурно-досуговой деятельности в соответствии с реальным запросом различных групп населения. Обобщение опыта организации культурно-досуговых занятий свидетельствует, что одной из перспективных форм привлечения молодежи к двигательной активности является использование средств активного туризма [6, 7]. Занятия активным туризмом способствуют решению широкого комплекса социально-педагогических задач, таких как психологическая разгрузка, компенсация недостатка положительных эмоций, оптимизация общения с окружающими, организация содержательного досуга, повышение уровня двигательной активности. Туризм - это наиболее многогранная форма активного отдыха человека, залог его гармоничного развития [6, 7]. Активный туризм, занимая важное место в обществе, выполняет важнейшие соци-
альные функции: способствует восстановлению психофизических ресурсов общества, повышению работоспособности человека и рациональному использованию досуга. Однако вопросы использования средств активного туризма в культурно-досуговой деятельности молодежи недостаточно изучены.
Материалы и методы
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать технологию внедрения средств активного туризма в культурно-досуговую деятельность молодежи, направленную на повышение уровня двигательной активности, повышение показателей физического и психоэмоционального состояния, рациональную организацию активного досуга. В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение данных научно-методической литературы и документальных материалов, системный анализ, психодиагностические методы, методы математической статистики. Проведен педагогический эксперимент с целью изучения эффективности предложенной нами технологии. Продолжительность педагогического эксперимента составила учебный год. Контрольная
группа в количестве 60 человек (30 девушек и 30 юношей) занималась по программе секции спортивного туризма, экспериментальная группа в количестве 60 человек (30 девушек и 30 юношей) - по разработанной нами технологии.
Результаты и обсуждение
Целесообразность технологии внедрения средств туризма в культурно-досуговую деятельность молодежи обусловлена рядом причин: неудовлетворительными показателями физического состояния и двигательной активности молодежи, низким уровнем мотивации к занятиям физическими упражнениями, ненадлежащей эффективностью процесса физического воспитания в учебных заведениях, недостаточным уровнем организации досуга молодежи, отсутствием системного подхода к организации физкультурно-оздоровительной деятельности в учебных заведениях и др. В основу разработанной технологии внедрения средств туризма в культурно-досуговую деятельность молодежи положены основные принципы физического воспитания, физической рекреации и культур-но-досуговой деятельности.
ЦЕЛЬ РацлоналъЕил организация ра-рсалЕшннон деятельности молодежи в свободно? врсил. Емлрав.'1СЛЕ1ая eu вовлечение в регулярную двнтятсвьну» вюивностъ: формирование положительного отношения к звнягнлы физическими упражнениями: организация досуга молодежи. возоСлов.челпе пасхе учебны! занягил
ПРИНЦИП hl Оздоровлте.чьлая направленность, приоритет потребностей. мотивов el интересов: всестороннее развитие личности. лилн внлуаллэация, регулярность, енпеивтпвхль, постепенность. доступность, добровольность. варнативЕшеть средству единство оолфхвтаышх, методических н органп Lai июли ы\ аспектов рекреационной лелтелъности
УСЛОВИЯ
Орпннадиша-пщапгпнхне СЬцнвлшачкдишкчбскне
УГОНИМ ИИЕДРКНИЯ
Организацией ныл Методический Колтрольно-рскреациониын
Диагностический Результативный
Изучение объекта внедрения Изучение особенностей контингента Планирование физкультурно -шжова ищщипй Рачраоотка пршршна ввцняшых запятил Определение н|н(кмгтпвностн Анализ, оценка. "Il*1 "1""
КЕЧ LI I:E4LJ[ №ФКК1 Ш1ЖНП1
ïiyVDK mxBDEid физического состояния Снакшс звбмшаонсп Улучшение пааозиоцнш альн hj.iL показателей! Повышение уровня двигательной imBBDCIX Пшшше мотп&ацпп молодежи к кулыурЕЮ-досуговон ;(сятельносп1
Рис. Структура технологии внедрения средств туризма в культурно-досуговую деятельность молодежи
Внедрение технологии предусматривало соблюдение ряда организационно-педагогических и социально-педагогических условий. К организационно-педагогическим отнесено создание системы привлечения молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности; оптимальное соотношение занятий, которые способствуют развитию активности, творчества, и занятий, которые удовлетворяют потребности и интересы молодежи; формирование у молодежи положительного отношения к занятиям физической культурой; внедрение эффективных инновационных форм физкультурно-оздоровительной работы в целостную систему физкультурно-оздоровительной деятельности. В социально-педагогические условия включены создание образовательной среды в инфраструктуре города и, соответственно, в образовательных учреждениях, благоприятных для развития личности; ознакомление с инновационными формами организации физкультурно-оздоровительной работы; рациональное структурирование свободного времени молодежи; внедрение социально-педагогических механизмов повышения общей культуры молодежи, важным компонентом которой является культура свободного времени; повышение уровня кадрового обеспечения сферы досуга молодежи.
Технология внедрения средств туризма в культурно-досуговую деятельность молодежи базируется на структурных компонентах: орга-
низационном, диагностическом, методическом, контрольно-коррекционном и результативном, единство которых придает технологии целостность и завершенность. Организационный компонент предусматривал обеспечение адекватных условий реализации физкультурно-оздоровительной программы с использованием средств туризма. Диагностический компонент включал диагностику исходного уровня показателей физического и психоэмоционального состояния, оценку мотивации молодежи к физкультурно-оздоровительным занятиям. Методический компонент включал разработку и внедрение предложенной физкультурно-оздоровительной программы по использованию средств туризма; обеспечение постоянного врачебно-пе-дагогического контроля в процессе занятий. Контрольно-коррекционный и результативный компоненты включали оценку эффективности предложенной программы, внесение корректив.
В процессе оценки эффективности разработанной технологии внедрения средств активного туризма в культурно-досуговую деятельность молодежи были получены положительные результаты, указывающие на эффективность предложенной технологии. В конце педагогического эксперимента у девушек и юношей ЭГ на статистически значимом уровне улучшились результаты самочувствия, активности, настроения (р<0,05, таблица 1).
Таблица 1
Показатели эмоционального состояния молодежи до и после педагогического эксперимента,
баллы
Пакаитси. ОПг-ЗО) ¿о ■ ■рти ЭГ ("-») шан мшцшвш -н ^ л А, кщнпп КГ|п-301 шш ■ 1111МЧ а i 1 Л А.
Л 5 л 5 I 5 т 5
Денут* II
йнп]кт ДО 4.]" о.п и >1.6 0,71 3-5 ол ].3
Апшвт 4,9* 0Д1 1.1 7.1 ЭJ ом азт ].3
] 1лорасЕМ1с 4.ч (1.51 5.7" 0,1 1,1 З.Й ол 4Р а.бз ол
Юпошл
йнп]вт 4.1 (ш о.ол 1.1 4.5 №9 и С. 4,1 и
Апнпп 4.2 (Ш 5_5" (1.0] ].й К 3,5 057 0,74 0,3 5,Т
] 11С! рас! мк 5.0 (1.51 0,19 0.9 4.9 42 0,21 0,1 ЗЛ
Примечания: * -шмсвяня понжюи,ишшчичсан швне еш уровне р<-Ш)5: " - |г:ШИ
Сравнительный анализ изменения объема, концентрации и устойчивости внимания в конце педагогического эксперимента свидетельствует об их достоверности (р<0,05) у студентов ЭГ (таблица 2). Так, у девочек и юношей ЭГ наблюдалась статистически значимая (р<0,05) по сравнению со студентами КГ динамика объема внимания: у девушек ЭГ: х=775,2 ^=85,23),
КГ: х=б93,1 ^=88,56); у юношей ЭГ: х=7б2,5 ^=87,11), КГ: х=72б,1 ^=98,31); концентрации внимания: у девочек ЭГ: х=13,1 ^=1,01), КГ: х=11,3 ^=2,12); у юношей ЭГ: х=17,з ^=1,33), КГ: х=21,4 ^=2,17). Отмечено также улучшение показателей когнитивных функций после эксперимента у представителей ЭГ (таблица 3).
Таблица 2
Показатели объема и концентрации внимания молодежи до и после педагогического экспери-
Пкшг ель ЭГ (11=30) ДО знспсрн НШ11 Э1 (п=30) НЕКИЕ экс-пери мсЕгпа =гД л % КГ (П=Э0) до жслерпм сига КЕ(п=30) после яшрш ентв Д
I 5 л 5 л Б л 3
Девушки
Объем внимания, сумма знаин НЮ, 7 112,0 5 Н75, 2* Ш 3 64,5 а,о 7Н2 ,4 ПН ,43 7«, 1 СЛ5,5(> Ш,7 м
Концентр аЦИЯ внимания, сумма 0Л11 !ООЛ 123 3.11 14,1 * 2,01 и 36, в 22 7 3,2 4 21,3 3,12 0,4 0,2
Юноши
Объем внимания, сумма знаков кем. 3 К Ю.6 1 Ш, 5* »7,1 1 5&2 7,2 811 ,4 112 ,31 К26, 1 11,31 4,7 ,н
Кояцшр ацня ШЗИМ.ПЗИН. сумма ОШ1100К 25,0 3,51 ЕК,3 ± 1,43 6,7 £ н о 4 22,4 1,17 ,6 ,7
Примечания: * - изменения показателя, статистически значимые на уровне р<0,05
Таблица 3
Показатели когнитивных функций молодежи до и после педагогического эксперимента
Пожвзател ЭГ ЗГ(и =30} ± 4, % К1 ■ (п=зт КЕ(п=30) 4,%
ь <Н=30>до после Л до после
энепфнмеи эксперимент эхеперннен эккнернме А
та а га нга
г 5 Л 5 зг 5 1 5
У&ъ ушкл
ОКЕ 273 Е 1,31 54,2* 4,22 ±6,4 26,4 27.5 12.47 2У,Н 6.15 23 23
ОНИ. бит 364,1 31,06 457.СГ 12.1 -5,5 шр ЗН6.5 16,6 7.4
СИП, 153 0.32 13,2* и, 14 2,0 13.2 15,К 037 15,6 0,41 0.2 1,3
бнт-О"1
КЬжмш
ОКЕ 1,44 СЛ56 42,9* 5,Я 16.1 16,1 27.3 12,53 302 В,] 2.9 2.с}
ОНИ. бит 342.3 44.37 42Н.З* Я,5 НЙ,0 -5,1 346.Н 43 т 3623 30.13 15г4 4.4
СИИ, № 0.47 14,1* 0,0Л 2,2 Е3.5 16,5 о.зн Е5,У 0.45 0.6 3.6
бнт-0"1
Примечания: * - изменения показателя, статистически значимые на уровне р<0,05 ОКП - объем краткосрочной памяти; ОПИ - объем переработки информации; СПИ - скорость переработки информации
Нами также установлено, что у студентов ЭГ достоверно (р<0,05) более высокие показатели когнитивных функций в конце педагогического эксперимента, чем у молодежи КГ, такой рост показателей связан со спецификой процесса ориентирования на местности, а именно, с развитием навыка «памяти карты».
Заключение
Эффективность разработанной технологии подтверждена достоверным повышением индекса двигательной активности (р<0,01) как у девушек, так и у юношей ЭГ. У студентов ЭГ наблюдалось статистически значимое улучшение показателей самочувствия, активности, настроения, объема и концентрации внимания, объема краткосрочной памяти, объема переработки информации, скорости переработки информации до и после педагогического эксперимента (р<0,05, р<0,01).
Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты свидетельствуют об эффективности предлагаемой нами технологии внедрения средств активного туризма в культур-но-досуговую деятельность молодежи.
Список литературы
1. Илларионов, П.М., Черкашин И.А. Использование национальных игр якутов на занятиях физической культурой в вузе. Теория и практика физической культуры. 2012; 10: 27-29.
2. Платонова Л.Л., Черкашина Е.В. Показатели физической подготовленности студентов подготовительной медицинской группы, проживающих в Республике Саха. Глобальный научный потенциал. 2021; 7(124): 92-97.
3. Черкашин И.А., Платонов Д.Н., Мигалкин А.Г. Изучение индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсо-моторных функций студентов, занимающихся тайским боксом. Успехи современного естествознания. 2015; 9:576-578.
5. Исмагилова Л. Ф., Мутаева И. Ш., Кузнецова З. М. Теоретические и практические аспекты применения народных игр как педагогического средства формирования физического потенциала студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16 (2):113-121. DOI:l0.l4526/2070-4798-202l-l6-2-ll3-l2l.
4. Исмагилова Л.Ф., Мутаева И.Ш., Кузнецова З.М. Башкирская народная игра "Жмурки в кругах" ("Хэпэлэк даирэхен") как средство повышения эмоционального и физического состо-
яния студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17 (3): 88-94. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-88-94.
6. Зайцев А.А., Гармаева Д.К., Саввина Н.В., Тарасов А.Е. Проектирование физкультурно-ре-креационной деятельности молодежи Республики Саха (Якутия) средствами туризма. Наука и спорт: современные тенденции. 2022; 10 (2):109-115. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-102-109-115.
7. Зайцев А.А., Тарасов А.Е. Повышение двигательной активности молодежи средствами спортивно-оздоровительного туризма. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022; 1 (59): 190-196.
References
1. Illarionov, P.M., Cherkashin I.A. The use of national games of the Yakuts in physical education classes at the university. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2012; 10:27-29 [In Russ.].
2. Platonova L.L., Cherkashina E.V. Indicators of physical readiness of students of the preparatory medical group living in the Republic of Sakha. Global'nyj nauchnyjpotencial. 2021; 7(124): 92-97. [In Russ.].
3. Cherkashin I.A., Platonov D.N., Migalkin A.G. The study of individual typological properties of higher nervous activity and sensorimotor functions of students involved in Thai boxing. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2015; 9: 576-578 [In Russ.].
5. Ismagilova L.F., Mutaeva I.Sh., Kuznetsova Z.M. Theoretical and practical aspects of the use of folk games as a pedagogical means of forming the physical potential of students. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16 (2):113-121. DOI:10.14526/2070-4798-2021-16-2-113-121 [In Russ., In Engl.].
4. Ismagilova L.F., Mutaeva I.Sh., Kuznetsova Z.M. Bashkir folk game "Blind Man's Bluff in Circles" ("Khepelek dairekhen") as a means of improving the emotional and physical condition of students. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskieproblemy fizicheskoj kul'tury i sporta = Russian Journal of Physic al Education and Sport. 2022; 17 (3): 88-94. DOI: 10.14526/20704798-2022-17-3-88-94 [In Russ., In Engl.].
6. Zaitsev A.A., Garmaeva D.K., Savvina N.V., Tarasov A.E. Design of sports and recreational
activities of the youth of the Republic of Sakha (Yakutia) by means of tourism. Nauka i sport: sovremennye tendencii. 2022; 10 (2):109-115. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-109-115.
7. Zaitsev A.A., Tarasov A.E. Increasing the
motor activity of young people by means of sports and health tourism. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2022; 1 (59): 190-196.
Статья поступила в редакцию: 15.04.2023
Гао Лян - студент магистратуры, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, дом .58, e-mail: [email protected] Тарасов Ариан Егорович - кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, дом 58, e-mail: [email protected]
Баишев Афанасий Афанасьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Арктический государственный агротехнологический университет, 677027, Россия, г. Якутск, ул. Сергеляхское шоссе, 1, e-mail: [email protected]