УДК [796.011.1:379.8]:378 ББК 75.1 Т 38
М.И. Халамлиев
Старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева; E-mail: [email protected]
Ю.А. Джаубаев
Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева E-mail: [email protected]
М.Х. Боташева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева; E-mail: [email protected]
Ф.М. Узденова
Старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева; E-mail: [email protected]
В.А. Петьков
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
(Рецензирована)
Аннотация. Раскрываются особенности организации рекреационно-досуго-вой деятельности студентов вузов как средства эффективного восстановления затраченных сил, обеспечения полноценного развития личности. Проведённый анализ специальной литературы позволил определить наиболее эффективные и социально-значимые виды рекреационно-досуговой деятельности студенческой молодёжи (досуговая рекреация, активный отдых, туризм, физическая рекреация), рассмотрена их сущность, содержание и формы. В ходе исследования вскрыто существующее противоречие между потребностью студента в рациональном использовании физической рекреации и отсутствием развитой инфраструктуры для данного вида досуга, научно-методических разработок по реализации различных видов физической и досуговой рекреации. Досугово-рекреационная деятельность студента рассматривается как добровольно избираемый и реализуемый в свободное от занятий время вид деятельности, обеспечивающий восстановительный, культурно-развивающий и оздоровительный эффект. Установлено, что этот вид деятельности обладает значительным потенциалом для проявления и развития активности личности в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физкультурно-спортивных способностей и индивидуальных предпочтений и сориентирован на повышение культуры учебного труда, активного отдыха и формирование основ здорового образа жизни. Опытно-экспериментальная работа была проведена 2018-2020 гг. на факультете физической культуры и
туризма Карачаево-Черкесского государственного университета. В ходе реализации констатирующей части исследования установлено, что у большинства студентов уровень осознания значимости и непосредственной включенности в рекреативно-досуговую деятельность вуза невысокий, что послужило предпосылкой организации целенаправленной педагогической работы в этой области. Для достижения цели и решения поставленных задач была разработана и апробирована технологическая модель организации рекреационно-досуговой деятельности студентов вуза. Модель включает совокупность взаимосвязанных между собой компонентов: целевой, функциональный, форм и методов, содержания и средств; процессуально-технологический и оценочно-коррекционный. В результате апробации разработанной технологической модели и педагогических условий организации рекреационно-досуговой деятельности студентов выявлена позитивная динамика базовых личностных качеств, являющихся показателями эффективности экспериментальной работы.
Ключевые слова: рекреационно-досуговая деятельность, студенты вуза, физическая рекреация, технологическая модель, педагогические условия, социокультурная и физкультурно-оздоровительная компетентность.
M.I. Khalamliev
Senior Lecturer, Department of Theoretical Foundations of Physical Culture and Tourism, Aliev Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected]
Yu.A. Dzhaubaev
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Physical Culture, Aliev Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur.kcsu @mail.ru
M.Kh. Botasheva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Sports Disciplines, Aliev Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected]
F.M. Uzdenova
Senior Lecturer, Department of Theoretical Foundations of Physical Culture and Tourism, Aliev Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected]
V.A. Petkov
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University; E-mail: [email protected]
TECHNOLOGICAL MODEL OF ORGANIZING RECREATION LEISURE ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS
Abstract. The paper discusses the peculiarities of the organization of recreational and leisure activities of university students as a means of effective recovery of spent forces, and ensuring the full development of the personality. The analysis of special literature made it possible to determine the most effective and socially significant types of recreational and leisure activities of students (leisure recreation, active recreation, tourism, physical recreation); their essence, content and forms are considered. The study revealed the existing contradiction between the student's need for rational use of physical recreation and the lack of a developed infrastructure for this type of leisure, as well as scientific and methodological developments for the implementation of various types of physical and leisure recreation. The leisure and recreational activity of the student is considered as a voluntarily selected and implemented activity in his or her free time, providing a restorative, cultural, developmental and recreational effect. It has been established that this type of activity has significant potential for the manifestation and development of personal activity
depending on age characteristics, interests, physical and sports abilities and individual preferences and is aimed at improving the culture of educational work, active recreation and the formation of the foundations of a healthy lifestyle. Experimental work was carried out in 2018-2020 at the Faculty of Physical Culture and Tourism of Karachay-Cherkess State University. During the implementation of the stating part of the study, it was established that most students have a low level of awareness of the significance and direct inclusion in the recreational and leisure activities of the university, which served as a prerequisite for organizing targeted pedagogical work in this area. To achieve the goal and solve the set tasks, a technological model for organizing recreational and leisure activities of university students was developed and tested. The model includes a set of interconnected components: target, functional, forms and methods, content and means; procedural-technological and evaluation-corrective. As a result of the testing of the developed technological model and the pedagogical conditions for organizing recreational and leisure activities of students, a positive dynamics of basic personal qualities, which are indicators of the effectiveness of experimental work, was revealed.
Keywords: recreational and leisure activities, university students, physical recreation, technological model, pedagogical conditions, sociocultural and physical education and recreational competence.
Технологические и социокультурные проблемы, возникшие в мире и в российском обществе в начале XXI века, вызвали рост социальной напряженности, повышение информационной и интеллектуальной нагрузки на индивида, актуализировали поиски путей формирования у молодёжи потребности и умений рационального использования собственного свободного времени, организации рекреационно-до-суговой деятельности для снижения усталости, эффективного восстановления затраченных сил, обеспечения полноценного развития личности. Сложившаяся в нашей стране социально-культурная и экономическая ситуация ориентирует образовательные организации на более широкую реализацию просветительных, развивающих и воспитательных функций посредством создания условий для активного отдыха и восстановления, духовного-нравственного межкультурного общения, продуктивного освоения национального культурного наследия, осознания и присвоения ценностей культуры.
Проведённый нами анализ специальной литературы позволил определить наиболее эффективные и социально-значимые виды культурно-досуговой деятельности
студенческой молодёжи. Рассмотрим их сущность, содержание и формы.
Досуговаярекреация. Досуг представляет собой деятельность человека ради развлечения, удовольствия, самосовершенствования и организуется в целях восполнения затраченных на обучение или работу сил [1].
Сфера досуга важна для повседневной жизни студента. Удовлетворенность досугом является индикатором его социального и физического самочувствия, психического и социального здоровья, влияет на мировосприятие, формирует ощущение самодостаточности и комфорта.
Доступность для студента полноценной культурной и социальной жизни, возможность отдыха в период каникул, расширение спектра социальных контактов и форм проведения свободного времени являются базовыми качественными параметрами, которые в настоящее время дифференцируют жизненные стандарты будущего специалиста. Выбор того или иного типа досугово-го поведения детерминируется определенными факторами (желание, материальное состояние, свободное время и др.). Для каждого студента характерны собственные предпочтения в проведении досуга.
Статусные характеристики личности студента (стратовая, половая, возрастная, национальная, брачная, имущественная принадлежность) предопределяют содержательные предпочтения, ориентации в досуговой деятельности, ресурс свободного времени. Одни формы досуга (домашние увлечения и хобби, чтение, телевидение, общение с друзьями) доступны всем студентам. Использование других форм (полноценная общественно-политическая и культурная жизнь, самообразование, спорт) сокращается вследствие необходимости материальных затрат на них. Третьи формы (активный досуг вне дома: путешествия, посещение выставок, кинозалов, театров) из-за их высокой стоимости оказываются недоступными для ряда студентов [2, 3].
В ходе исследования установлено, что современная досуговая деятельность представлена формами, выступающими единицами содержательной типологии досуга. Среди них выделяются следующие:
1. Способы освоения ценностей культуры раскрывают механизмы восприятия и освоение личностью накопленных в обществе социокультурных ценностей в процессе чтения, просмотра и прослушивания телевизионных и радиопередач, использования ресурсов сети Интернет, посещения зрелищных культурных и спортивных мероприятий, концертов и др.
2. Досуговое общение является одним из видов межкультурного и межличностного взаимодействия, осуществляемое посредством устной или письменной речи, артикуляции, мимики и предполагающее установление устойчивой обратной связи. Досуговое общение студента условно делится на: облигатные действия, существующие на основе общения (опроса, беседы, диалога, личной и деловой переписки, этикетные процедуры встречи, общения и провода гостей и др.); факультативные действия, характеризующиеся
установлением возможного, но не всегда обязательного общения (прогулки, посещение театра, кинотеатра, просмотр телепередач и др.); солитарные действия, не предполагающие или исключающие общение (музицирование, чтение).
Досуговый труд представляет собой различные виды трудовой деятельности, выполняемые в добровольном порядке и не представляющие бытовой или товарной ценности (разведение цветов, содержание домашних животных, рукоделие, самодеятельное творчество (опытническое, техническое, художественное и др.), самообразование, общественная работа и др.).
3. Игровая деятельность - «свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения и направленная на удовлетворение потребностей в удовольствии, развлечении, снятии напряжения» [4, 5]. Игра способствует общей активности как самих играющих, так и наблюдающих («болеющих»), смене впечатлений.
4. Активный отдых как вид до-суговой рекреации представляет собой процесс естественного восстановления психического и физиологического баланса организма. Как считает В.М. Выдрин, «рекреация - это специфический вид биологической, социальной и физической активности, сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта» [6].
Рекреационная деятельность человека характеризуется временными затратами, в процессе которых происходит активное восстановление затраченного физического, психического и интеллектуального потенциала человека, его способности к продолжению трудовой и бытовой жизнедеятельности. Восстановление достигается как активными видами рекреационной деятельности, так и пассивным расслаблением организма: прогулки, танцы, физические упражнения, любительский спорт и др. [7].
Рекреационная деятельность студента проявляется в трех аспектах:
1) медико-биологический (обусловлен биологической сущностью человека (физиологическими свойствами, ритмом жизни, необходимостью отдыха, профилактики заболеваний и восстановления здоровья). Активный отдых снижает уровень заболеваемости сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нервной и костно-мышечной системы, способствует предупреждению психических расстройств;
2) социально-экологический (отражает общественную и духовную сущность будущего специалиста, определяет уклад его жизнедеятельности, сложившиеся традиции и социальные установки, привычки, интересы и эстетические представления в сфере рекреации);
3) социально-экономический (обусловлен развитием рекреационной деятельности как одной из важных составляющих сферы услуг, удовлетворяющей рекреационные потребности личности) [8].
Описанные формы досуговой деятельности по-разному используются педагогическими коллективами вузов. Конкретный способ взаимосвязи данных форм составляет основу выделения типов досуговой деятельности. К таким типам ряд авторов относят: культурно-потребительский, культурно-творческий и рекреативный [9].
Культурно-потребительский тип - потребление духовных ценностей, оказывающее меньшее влияние на студента, чем их создание или воспроизводство (чтение газет, журналов, книг, посещение кинотеатров и театров, музеев, концертов, выставок, просмотр телепередач и др.).
Культурно-творческий тип - создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей, включающих в себя самообразование, научно-техническое и художественное творчество, общественную деятельность. Рекреативный
тип - отдых и развлечения: туризм, спорт, посещение танцевальных вечеров, отдых в компаниях, ресторанах, кафе и др.
Рекреационная деятельность осуществляется в специализированных учреждениях, ориентированных на восстановление сил в основном за пределами мест постоянного проживания. Основными видами рекреационной деятельности человека являются: туризм, санаторно-курортное лечение, физическая рекреация.
Туризм в последнее время активно развивается и становится массовым социально-экономическим явлением и устойчивым элементом досуговой активности личности молодёжи. Выделяются три группы факторов, воздействующих на характер проведения туристического досуга:
- технологические (средства массовой коммуникации);
- социально-экономические (демографические, величина дохода, профессия);
- институциональные (законодательные);
- характер проведения досуга.
Данный вид рекреации особенно благоприятен для профилактики профессиональной деформации специалиста. Смена места, климата, возможность отвлечься от профессиональной деятельности и другие факторы способствуют физическому и психологическому оздоровлению.
Санаторно-курортное лечение - особая разновидность рекреации, включающая лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия.
Физическая рекреация представляет собой многомерный социокультурный феномен, сферу объективной реальности, в которой реализуются различные виды активности студента - двигательная, психическая, социальная.
В качестве критериев эффективности рекреационной деятельности образовательной организации выступают:
1) социальный (проявляется в успешном освоении обучающимися социокультурных ценностей, приобретении социокультурного опыта, интеграции студента и специалиста в социуме и профессиональном сообществе);
2) биологический (заключается в создании условий для сохранения здоровья, восстановления затраченных сил после напряженной учёбы и профессиональной деятельности);
3) психофизиологический (предполагает организацию процесса формирования осознанного отношения студента к своему здоровью как элементу его личностного и профессионального развития положительного эмоционального фона как результата внутреннего удовлетворения и комфорта, профилактику психологического напряжения и снятие стресса);
4) эстетический (включает реакцию студента на красоту окружающей среды, возможность её познания и освоения).
Физическая культура в сфере досуга как средство повышения двигательной активности, имеющая рекреативный эффект, по данным ряда исследователей, составляет 11-12%, туризм - 12-15% [10].
Физкультурно-спортивная деятельность при проведении досуго-вых мероприятий должна обеспечивать оптимальные условия для развития креативности, творческого самовыражения, личностной самоактуализации и самоутверждения, самореализации культурного и двигательного потенциала студента, которые в должной мере трудно проявить в обычных условиях жизнедеятельности. В ходе исследования нами вскрыто существующее противоречие между потребностью студента в рациональном использовании физической рекреации и отсутствием развитой инфраструктуры для данного вида досуга, научно-методических разработок по реализации различных видов физической досуговой рекреации.
Досугово-рекреационная деятельность студента рассматривается нами как добровольно избираемый и реализуемый в свободное от занятий время вид деятельности, обеспечивающий восстановительный, культурно-развивающий и оздоровительный эффект. Этот вид деятельности обладает значительным потенциалом для проявления и развития активности личности в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физкультурно-спортивных способностей и индивидуальных предпочтений и сориентирован на повышение культуры учебного труда, активного отдыха и формирование основ здорового образа жизни.
Таким образом, организация культурного досуга, в котором ре-креативно-досуговая деятельность выступает как одна из ведущих форм его проведения, представляет собой значимый фактор развития психофизического потенциала студента, его культуры, системы духовно-нравственных качеств и социокультурных ценностей.
В опытно-экспериментальной работе, проведенной 2018-2020 гг., приняли участие 150 студентов и 20 преподавателей факультета физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева. В ходе проведения констатирующей части исследования нами установлено, что у большинства студентов уровень осознания значимости и непосредственной включенности в ре-креативно-досуговую деятельность вуза невысокий, что послужило предпосылкой организации целенаправленной педагогической работы в этой области. Для достижения цели и решения поставленных задач была разработана и апробирована технологическая модель организации рекреационно-досуговой деятельности студентов вуза.
Модель включает совокупность взаимосвязанных между собой компонентов: целевой (цели, задачи и принципы организации
рекреационно-досуговой деятельности студентов, требования работодателя к работоспособности и здоровью будущего специалиста, витальные потребности личности); функциональный (социализирующая, коммуникативная, личностно-развивающая, духовно-нравственная, культурно-просветительная, оздоровительная функции); форм и методов ( формы: прогулки, экскурсии, туристские походы, путешествия, соревнования, молодёжные выездные лагеря; конкурсы, физкультурно-спортивные, игровые и зрелищные развлекательные мероприятия, консультативные групповые и индивидуальные занятия и тренинги; методы: вовлечение в досугово-рекреационные мероприятия, стимулирование социально-культурной и познавательной активности, ТРИЗ, мозговой штурм); средств (технические, спорт, народные и подвижные игры, физическая культура, туризм, литература; художественная самодеятельность и др.); содержания (авторская программа и методические рекомендации по организации рекреационно-досуговой деятельности); технологический (этапы реализации: диагностический, пропедевтический, первоначальной диагностики, организационный, процессуальный, итоговой диагностики); оценочно-коррекцион-ный (диагностический инструментарий, критерии, показатели и уровни оценки полученного результат, способы его коррекции).
В процессе исследования нами были выявлены и подтверждены следующие педагогические условия организации рекреационно-досуго-вой деятельности студентов вуза:
- выявление комплекса личностных качеств, являющиеся индикаторами эффективности организации рекреационно-досуговой деятельности студентов вуза (проявление личностной активности, самостоятельности и дисциплинированности, ценностно-смысловое отношение к культурному досугу и рекреации,
удовлетворение досугово-рекреаци-онных интересов и потребностей, толерантности, рефлексии имеющегося досугово-рекреационного опыта и др.);
- разработка и реализация системы технологического обеспечения процесса организации рекре-ационно-досуговой деятельности студентов вуза, включающей модель, технологию, программно-методическое сопровождение методов, средств диагностики и коррекции, форм и способов их реализации в процессе профессиональной подготовки студента;
- создание благоприятной нравственно-психологической атмосферы в процессе рекреационно-досуго-вой деятельности.
В результате апробации разработанной технологической модели и педагогических условий организации рекреационно-досуговой деятельности студентов была выявлена позитивная динамика следующих личностных качеств, являющихся показателями эффективности экспериментальной работы. На заключительном этапе исследования повысился уровень проявления личностной активности студентов с 23,9% до 45,7%, что явилось стимулом повышения самостоятельности и дисциплинированности на 13,6% по отношению к исходной. Качественно улучшились показатели развития ценностно-смыслового отношения к культурному досугу и рекреации с 16,5 до 47,3%, что оказало значительное влияние на позитивное развитие качества удовлетворенности досугово-рекреационных интересов и потребностей: увеличение с 29,4% до 58,2%. Зафиксировано снижение уровня конфликтного поведения в учебной и бытовой деятельности с 26,4% до 8,5%, что, по нашему мнению, способствовало изменениям в развитии толерантности с 39,7% до 65,5%. Результатом создания благоприятной нравственно-психологической атмосферы в ходе проводимых рекреационно-досуговых
мероприятий явилось снижение проявлений негативных вредных привычек с 50,2% до 22,5%, что, в свою очередь, повлияло на отношение к здоровому образу жизни, показатели которого изменились 65,7% и 85,8% соответственно.
Таким образом, рекреационно-досуговая деятельность является эффективным средством развития личности студента, повышением его социокультурной и физкультурно-оздоровительной компетентности.
Широкое использование её средств в учебно-воспитательной деятельности вуза способствует повышению показателей общекультурного развития студента, снятию умственной и физической напряженности и усталости, укреплению здоровья, формирует культуру досугового, делового и профессионального взаимодействия, развивает элементы социального опыта и благоприятно влияет на показатели качества жизни.
Примечания:
1. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Казань. Изд-во Казан. ун-та, 2001. 256 с.
2. Степанова E.H. Формирование рекреационной физической культуры у школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 21 с.
3. Törnquist А. Till förortens försvar: Utveckling och organisering i de tre stads-delarna Hjällbo, Hammarkullen, Eriksbo. Göteborg, 2011. 188 c.
4. Пономарев В.Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2005. 382 с.
5. Демкина, Е.В. Формирование ценностного отношения к будущей профессии у студентов педагогических специальностей вуза / Е.В. Демкина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 2. С. 7-74.
6. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры // Теория и практика физкультуры. 1989. № 3. С. 2-4.
7. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Рекреационная среда вуза как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 4(146). С. 22-27.
8. Джаубаев Ю.А., Саркисова Н.Г., Петьков В.А. Физическая рекреация как средство развития социокультурной компетентности студентов вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 4 (169). С. 138-142.
9. Гимазетдинова О.В. Крачек В.К. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: монография. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2018. 218 с.
10. Ганьшина Г.В. Рекреативно-оздоровительные технологии формировани здорового образа жизни молодежи: дис. . канд. пед. наук. Тамбов, 2005. 233 с.
References:
1. Shamsutdinova D.V. Social and cultural integration of the individual in the field of leisure. Kazan. Kazan University Publishing house, 2001. 256 pp.
2. Stepanova E.H. Formation of recreational physical culture among schoolchildren: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. SPb., 2005. 21 pp.
3. Törnquist A. Till förortens försvar: Utveckling och organizing i de tre stadsde-larna Hjällbo, Hammarkullen, Eriksbo. Göteborg, 2011.188 pp.
4. Ponomaryov V.D. Pedagogy of the formation of play culture of leisure: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. SPb., 2005. 382 pp.
5. Demkina E.V. Formation of value attitude towards the future profession among students of pedagogical specialties of the university / E.V. Dyomkina // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology. 2009. No. 2. P. 7-74.
6. Vydrin V.M. Physical recreation as a kind of physical culture // Theory and practice of physical culture. 1989. No. 3. P. 2-4.
7. Bessarabova Yu.V., Petkov V.A. The recreational environment of the higher education institution as a means of formation of readiness to activity of students with disabilities // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 4 (146). P. 22-27.
8. Dzhaubaev Yu.A., Sarkisova N.G., Petkov V.A. Physical recreation as a development tool of the students' socio-cultural competence at higher education institution // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 4 (169). P. 138-142.
9. Gimazetdinova O.V. Krachek V.K. Scientific and pedagogical foundations of the organization of leisure of children and teenagers: a monograph. Volgograd: VolSU Publishing house, 2018. 218 pp.
10. Ganshina G.V. Recreational and health-improving technologies for the formation of a healthy lifestyle of youth: Diss. For the Cand. of Pedagogy degree. Tambov, 2005. 233 pp.