Научная статья на тему 'Физическая рекреация как средство развития социокультурной компетентности студентов вузов'

Физическая рекреация как средство развития социокультурной компетентности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / PHYSICAL RECREATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / SOCIAL EXPERIENCE / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джаубаев Юруслан Ахметович, Саркисова Нелли Григорьевна, Петьков Валерий Анатольевич

В статье изложен авторский подход к решению проблемы формирования социокультурной компетентности студенческой молодежи. Потенциал рекреации имеет мощные ресурсы для педагогического воздействия на развитие личности и формирование на этой основе социальной компетентности. В содержании статьи приведены данные, позволяющие судить об отношении студентов к физической рекреации как фактору формирования социокультурной компетентности. Раскрывается сущность и значение физической рекреации в развитии социокультурной компетентности студенческой молодежи, определены основы построения структурно-функциональной модели развития социокультурной компетентности студентов на основе физической рекреации и технология её реализации. Приведены данные экспериментальной работы, подтверждающие эффективность авторского подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джаубаев Юруслан Ахметович, Саркисова Нелли Григорьевна, Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL RECREATION AS THE DEVELOPMENT TOOL OF STUDENTS' SOCIOCULTURAL COMPETENCE AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The paper presents the authors' approach to a solution of the problem of formation of sociocultural competence in students. The recreation potential has powerful resources for pedagogical impact on development of the personality and formation on this basis of social competence. The publication gives data showing the students' attitude to a physical recreation as to a factor of formation of sociocultural competence. The authors disclose the essence and significance of a physical recreation in development of students' sociocultural competence, bases of creation of structurally functional model of development of students' sociocultural competence on the basis of a physical recreation and technologies of its implementation. The data of experimental work confirming efficiency of authors' approach are provided.

Текст научной работы на тему «Физическая рекреация как средство развития социокультурной компетентности студентов вузов»

УДК 796.011:378.14 ББК 75.1 Д. 40

Ю.А. Джаубаев

Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru

Н.Г. Саркисова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@ mail.ru

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы и социального права Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета; E-mail: valerype@mail.ru

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье изложен авторский подход к решению проблемы формирования социокультурной компетентности студенческой молодежи. Потенциал рекреации имеет мощные ресурсы для педагогического воздействия на развитие личности и формирование на этой основе социальной компетентности. В содержании статьи приведены данные, позволяющие судить об отношении студентов к физической рекреации как фактору формирования социокультурной компетентности. Раскрывается сущность и значение физической рекреации в развитии социокультурной компетентности студенческой молодежи, определены основы построения структурно-функциональной модели развития социокультурной компетентности студентов на основе физической рекреации и технология её реализации. Приведены данные экспериментальной работы, подтверждающие эффективность авторского подхода.

Ключевые слова; социокультурная компетентность, физическая рекреация, социальный опыт, структурно-функциональная модель, педагогическая технология.

Yu.A. Dzhaubaev

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of Faculty of Physical Culture, Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur.kcsu@ mail.ru

N.G. Sarkisova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Sports Disciplines Department, Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru

V.A. Petkov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Social Work and Social Law Department, Armavir Institute of Social Education, Branch of the Russian State Social University; E-mail: valerype@mail.ru

PHYSICAL RECREATION AS THE DEVELOPMENT TOOL OF STUDENTS' SOCIOCULTURAL COMPETENCE AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Abstract. The paper presents the authors' approach to a solution of the problem of formation of sociocultural competence in students. The recreation potential has powerful resources for pedagogical impact on development of the personality and formation on this basis of social competence. The publication gives data showing the students' attitude to a physical recreation as to a factor of formation of sociocultural competence. The authors disclose the essence and significance of a physical recreation in development of students' sociocultural competence, bases of creation of structurally functional model of development of students' sociocultural competence on the basis of a physical recreation and technologies of its implementation. The data of experimental work confirming efficiency of authors' approach are provided.

Keywords: sociocultural competence, physical recreation, social experience, structurally functional model, pedagogical technology.

Реализация основных положений Болонского соглашения, Закона РФ «Об образовании» и Национальной доктрины образования РФ привела к изменениям в целевой направленности высшего образования и послужила основой для перехода от квалификационной модели образования к компетентностной. В компетентностной модели результат высшего профессионального образования формулируется в понятиях «компетенция»/«компетентность». Целью современного высшего образования является формирование у студентов компетентности, включающей в себя профессиональную и общекультурную. В состав общекультурной входит и социокультурная компетентность, позволяющая студенту успешно реализовывать себя в социуме. Высокий уровень социокультурной компетентности специалиста позволяет ему устанавливать позитивные социальные контакты, организовывать эффективное межличностное взаимодействие. Для многих представителей профессий системы «человек-человек» социокультурная компетентность является одной из наиболее значимых.

В этой связи реализация компетентностной модели образования в вузе предполагает усиление связей между аудиторными и

внеаудиторными формами работы студентов. Среди внеаудиторных форм значительный научный интерес представляет использование потенциальных возможностей физической рекреации.

Понятие «Физическая рекреация» является базовым в теории и методике физического воспитания, оздоровительной физической культуре, педагогике здоровья и валеологии. «Физическая рекреация» представляет собой социально организованный процесс, направленный на восстановление и поддержание физического и духовного потенциала личности. Рекреационный эффект определяется степенью удовлетворения потребностей общества и личности в активном отдыхе и восстановлении работоспособности после физической, психической и умственной нагрузки, состоянием здоровья и наличием положительного социального опыта [1]. Она является средством укрепления здоровья и развития личности, поскольку оказывает влияние на повышение качества жизни, уровня здоровья, образования, удовлетворения социальных и духовных потребностей граждан России.

Рекреация детерминируется не только объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего психофизического

баланса, но и потребностями в усвоении социальных норм и правил рекреативного поведения; потребностью в освоении социокультурного пространства досуга и рекреации; потребностью в «овладении» ресурсами рекреативно-досуговой инфраструктуры.

Проблема использования средств рекреации для решения задач обучения и воспитания затрагивалась в ряде исследований, раскрывающих содержание структурных составляющих рекреации - физическую (Г.П. Виноградов, В.М. Выдрин, Ю.А. Джаубаев и др.), психологическую (H.A. Анашкин, A.A. Никитина, П.Г. Закревская, О.В. Пирогова и др.), социокультурную (А.Д. Жарков, Е.И. Григорьева, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.).

Специфика организации рекреативной деятельности как важного составного компонента социализации молодежи рассматривалась в работах педагогов и культурологов А.И. Арнольдова, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, В.В. Попова, B.C. Садовской, A.B. Соколова, Ю.А. Стрельцова, H.H. Ярошенко и др. Однако использование педагогических возможностей рекреации для развития социальной компетентности студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе до настоящего времени не были предметом самостоятельного исследования.

Анализ специальной литературы позволил раскрыть методологические проблемы в организации физической рекреации в образовательных учреждениях. Основной проблемой является слабая разработанность понятийного аппарата, содержания, структуры, целей, задач, принципов и закономерностей. В настоящее время при определении понятия физической рекреации различные авторы приводят более двадцати целевых установок (восстановление, отдых, переключение на другой вид деятельности,

получение удовольствие от занятий, развлечение и т.п.). Таким образом, в физической рекреации отсутствует чёткая целевая направленность. С одной стороны, этот факт предполагает универсальную возможность использования физической рекреации для удовлетворения различных сугубо индивидуальных потребностей человека, с другой - создаёт значительные проблемы в методическом обеспечении этого вида деятельности, поскольку для каждой целевой установки необходимы соответствующие формы, методы и содержание развития с учётом пола, возраста, физического развития, социального статуса занимающихся.

При использовании рекреации как средства активного отдыха учащихся в образовательных учреждениях национальных республик следует учитывать исторические основания и национально-культурные традиции этноса. Эволюцию средств рекреации составляют элементы бытовой, трудовой, игровой, оздоровительной и военной деятельности. Реализация средств, форм и методов рекреации имеет национально-культурную и социально-экономическую обусловленность. Национально-культурная обусловленность проявляется в обычаях и традициях народов. Социально-экономическая связана с общим уровнем благосостояния граждан: чем выше уровень жизни, тем большее количество граждан может удовлетворить свои потребности в самых разнообразных формах активного отдыха.

В ходе пилотажного исследования нами установлено, что в образовательном процессе высшей школы России слабо используются педагогические возможности рекреационной среды вуза для формирования социальной компетентности студентов. Определено, что рекреационная среда вуза имеет значительные потенциал в формировании готовности студентов к

жизнедеятельности, воспитания у них здорового образа жизни и развития социокультурной компетентности [2]. Этот потенциал реализуется в следующих видах рекреации: двигательной (физической) которая связана с выполнением широкого комплекса двигательных действий и специальных физических упражнений; интеллектуальной, предусматривающей развитие познавательной активности посредством умственных заданий, игр и развлечений; социокультурной, ориентирующей на присвоение личностью национально-культурных обычаев и традиций, способствующей полноценной социализации и накоплению социального опыта [3-4].

В исследовании, организованном и проведенном 2009-2015 гг. на базе Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева, была апробирована система педагогического обеспечения, включающая в себя структурно-функциональную модель, технологию её реализации и совокупность организационно-педагогических условий.

Разработанная структурно-функциональная модель включает целевой блок (определяемый целями, задачами и принципами социальной политики государства, требованиями социума, потребностями личности), функциональный блок (совокупностью функций реализуемых физической рекреацией), содержательный блок (программно-методическое обеспечение процесса овладения студентами социально и культурно значимыми знаниями: социокультурные особенности регулирования поведения принятыми в обществе нормами, национально-культурными традициями и правилами поведения), операционально-процессуальный блок (состоящий из этапов, стадий процесса, алгоритмов операций и способов осуществления физической рекреации) компоненты; контрольно-оценочный блок (критерии и соответствующие

им показатели, признаки и диагностические средства определения уровней сформированности социокультурной компетентности.

Технология реализации авторской модели имеет следующие этапы: диагностический, ознакомительный, специализированный, коррекционный. Каждый этап характеризуется спецификой содержания и методов педагогических воздействий на студентов, позволяющих достигнуть запланированный результат и сформировать социально значимые качества личности, обеспечивающие развитие социокультурной компетентности.

В ходе работы выявлены организационно-педагогические условия развития социокультурной компетентности студентов, включающие:

- выявление и актуализацию развития социально значимых личностных качеств студента (социальная активность, ответственность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, ценностно-смысловое отношение к миру, рефлексия собственного социального опыта, эрудиция и др.) в рекреационной среде вуза;

- разработка и реализации модели и рекреационных технологий в профессиональной подготовке студента;

- программно-методическое обеспечение процесса физической рекреации студентов;

- подбор адекватных педагогических методов, приемов и форм организации занятий, направленных на развитие социокультурной компетенции студента;

- создание благоприятного эмоционального и психологического климата на занятиях;

- диагностику и коррекцию уровня сформированности социокультурной компетенции студента.

В результате опытно-экспериментальной проверки эффективности авторской модели, технологии её реализации и условий развития

социокультурной компетенции студента были выявлены следующие изменения в изучаемых социально значимых личностных качеств студента, составляющих основу социокультурной компетентности студента. Повысился уровень социальной активности студентов с 27,8% до 42,6%, что стимулировало повышение дисциплинированности на 12,8% по отношению к исходной. Значительно улучшились показатели развития инициативности с 15,7 до 45,8%, что, в свою очередь, повлияло на позитивную динамику развития самостоятельности - увеличение с 25,9 до 57,3%. Зафиксировано значительное снижение конфликтности в образовательной и бытовой среде с 25,7% до 9,4%. Результатом создания благоприятного эмоционального и психологического

климата на занятиях явилось снижение проявлений негативных интересов и потребностей с 60,5% до 23,3%. Подбор адекватных педагогических методов, приемов и форм организации занятий повлиял на изменение мотивации учебной деятельности, ценностно-смысловое отношение к миру, которые повысились на 25,17% и 15,4% соответственно.

Таким образом, физическая рекреация является эффективным средством развития социокультурной компетенции студента. Ёе использование в образовательном пространстве вуза способствует организации активного отдыха и культурного досуга, дружеского общения, укреплению здоровья, формирует социальный опыт и влияет на качество жизни молодёжи.

Примечания:

1. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры // Теория и практика физкультуры. 1989. № 3. С. 2-4.

2. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Рекреационная среда вуза как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 4(146). С. 22-27.

3. Петьков В.А., Чувилова Н.А. Проектирование саморазвития физического потенциала у студентов вуза // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 8-11.

4. Петьков В.А. Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2012. Вып. 2. С. 67—71.

References:

1. Vydrin V.M. Physical recreation as a kind of physical training // Theory and Practice of Physical Education. 1989. No. 3. P. 2-4.

2. Bessarabova Yu.V., Petkov V.A. The recreational environment of higher school as means of formation of readiness for activity of students with disabilities // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 4. P. 22-27.

3. Petkov V.A., Chuvilova N.A. Project of physical potential of higher school students // Pedagogical education and science. 2008. No. 8. P. 8-11.

4. Petkov V.A. Organization of self-development of physical potential of higher school students // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. Iss. 2, P. 67-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.