Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА'

МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Нетрадиционные формы урока включают в себе ролевые игры / урок-спектакль исполнение сказочного сюжета / смотр знаний / урок фантазирования / урок игра / деловая игра / урок зачет / урок – путешествие / круглый стол или конференция / урок состязание / пресс – конференция / урок открытых мыслей / урок – соревнование / урок диалог.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мажиева Ж.

В данной статье рассматриваются особенности нетрадиционных видов и форм уроков иностранного языка. Статья освещает пути и способы реализации подобных занятий. Развивающий и познавательный потенциал нетрадиционных форм проведения уроков определяется их уникальностью и познавательной способностью к изучению иностранных языков. Подобные формы занятий способствуют повышению интереса учащихся и их интерес к изучению иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА»

МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА

МАЖИЕВА Ж.

Доцент кафедры иностранных языков Кыргызского Госсударственного Технического Университета им. И.Раззакова

г.Бишкек

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности нетрадиционных видов и форм уроков иностранного языка. Статья освещает пути и способы реализации подобных занятий. Развивающий и познавательный потенциал нетрадиционных форм проведения уроков определяется их уникальностью и познавательной способностью к изучению иностранных языков. Подобные формы занятий способствуют повышению интереса учащихся и их интерес к изучению иностранных языков.

Ключевые слова. Нетрадиционные формы урока включают в себе ролевые игры, урок-спектакль исполнение сказочного сюжета, смотр знаний, урок фантазирования, урок игра, деловая игра , урок зачет, урок - путешествие , круглый стол или конференция , урок состязание, пресс - конференция, урок открытых мыслей, урок - соревнование, урок диалог.

Введение. Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время очень актуальна. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социально-культурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя формировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Но такую личность невозможно сформировать без знаний о социальных и культурных особенностях страны изучаемого языка. Ученые языка и культурологи одновременно обеспечивают не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержат значительные возможности для вызова и в дальнейшем поддержания мотивации обучаемых.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первостепенная потребность изучающих иностранный язык — коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентированного у студентов на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность студентов.

Для плодотворной и эффективной деятельности студентов характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок - спектакль, урок -праздник, урок - экскурсия, видеоурок и т.д.

Опыт показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес у студентов к предмету и повышают мотивацию учения.

Поэтому в данной статье я хочу показать необходимость использования нетрадиционных форм урока в нашем Техническом Университете. Феномен социальной и культурной грамотности предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения.

Сегодня многие педагоги-новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок - праздник, интернет урок и другие формы. Преимуществом видеоурока является приобщение студентов к культуре стран изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют студентам живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой в "безопасной обстановке" они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимодействий и реализмом стран изучаемого языка.

Использование материалов сети Интернет на уроках иностранного языка создает возможности для "погружения" студентов в естественную языковую среду.

Целью и важнейшей спецификой урока иностранного языка является приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иностранной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей.

Пути и способы реализации этих возможностей должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

Нетрадиционные формы урока немецкого языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибки. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех студентов группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.

Результатами исследований использования нетрадиционных видов урока я могу привести на собственном опыте. Я с большим успехом использую интернет для уроков иностранного языка. Особенно эффективно я применяю его в группах начинающих.

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и я сама и студенты по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности обучающихся, обусловленных определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами.

Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.

Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользоваясь аутентичными текстами, общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду.

Следует иметь в виду еще одну особенность предмета "иностранный язык". Весь процесс учебной деятельности можно лишь в общении, живом общении.

Важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например, я активно включаю материалы сети в содержание урока. Используя предоставляемые сервисы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке.

Включение материалов сети в содержание урока позволяет нашим студентам лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.

Помимо интернета я использую на уроках и видеокурсы, провожу так называемые видеоуроки. Для этих целей у нас оборудована DVD-аудитория №400 и имеется большая видеотека, подаренная нашими немецкими коллегами.

Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому одной из задач учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием

различных технических средств. И во многом здесь большое значение имеют аудиовизуальные материалы - видеофильмы.

Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной компетенции - представление процесса овладения языком как постижение явлений иноязычной культуры; индивидуализация обучения и развитие и мотивированности речевой деятельности обучаемых.

Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на студентов. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у них личностного отношения к увиденному. Использование видеофильмов помогает также развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в аудитории возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, в этих условиях даже невнимательный студент становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, студентам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления в памяти языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на обучающихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой обучения.

Существует также и такая форма нетрадиционного урока как - урок-экскурсия.

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Так как к нам на факультет приезжают часто немецкие гости, и наши студенты должны уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытной кыргызской культуре и т.д. Принцип диалога культур предполагает не только воспроизведение материала, но и создание среды, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представление о культуре страны изучаемого языка. Особенно стимулирующую роль играют экскурсии, вызывая положительную мотивацию, и стремлюсь развивать у своих студентов чувство личной потребности путем нетрадиционного проведения урока.

Имеются также и другие формы нетрадиционных уроков, как например - урок-спектакль.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных элементов и постановки наиболее ярких эпизодов истории изучаемого языка совершенствует систему подготовки студентов, стимулирует развитие аналитического, критического, познавательного мышления, активизирует внимание студентов и формирует у них потребность в совершенствовании языкового общения молодежи, в раскрытии их индивидуальных творческих способностей.

Урок-праздник. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания у студентов о традициях и обычаях, существующих в Германии, и развивает у них способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Урок-интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность изучающих немецкий язык вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, студенты овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. В зависимости от поставленной задачи тема урока может включать

в себя направления: Например: "Свободное время", "Планы на будущее", "Моя учеба в университете" и т.п.

В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.

Подготовка к проведению урока подобного типа стимулирует студентов к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Выводы. Исходя из всего этого, можно сделать заключение, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Как известно, целью обучения иностранного языка является формирование межкультурной компетенции у обучающихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности у изучающих иностранный язык является нетрадиционные формы проведения занятий, которые активизируют студентов, вникающих в культуру страны изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет изучать и воспринимать иную для них культуру.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес к изучаемому предмету, но и развивать у студентов творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

1. Ю.К. Бабинский. Педагогика. М.: Просвещение, 2003

2. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // ИЯШ - 2001 - №3.

3. Владимиров Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ - 2002 - №3. С.39-41.

4. Елукина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // ИЯШ - 2022 - №3. С.9-13.

5. Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. Курышин. - Щуц: Изд-во "Весть", ШПГУ, 2002. С.40-43.

ЛИТЕРАТУРА

С.20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.