МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА
МАЖИЕВА Ж.
Доцент кафедры иностранных языков Кыргызского Госсударственного Технического Университета им. И.Раззакова
г.Бишкек
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности нетрадиционных видов и форм уроков иностранного языка. Статья освещает пути и способы реализации подобных занятий. Развивающий и познавательный потенциал нетрадиционных форм проведения уроков определяется их уникальностью и познавательной способностью к изучению иностранных языков. Подобные формы занятий способствуют повышению интереса учащихся и их интерес к изучению иностранных языков.
Ключевые слова. Нетрадиционные формы урока включают в себе ролевые игры, урок-спектакль исполнение сказочного сюжета, смотр знаний, урок фантазирования, урок игра, деловая игра , урок зачет, урок - путешествие , круглый стол или конференция , урок состязание, пресс - конференция, урок открытых мыслей, урок - соревнование, урок диалог.
Введение. Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время очень актуальна. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социально-культурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя формировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Но такую личность невозможно сформировать без знаний о социальных и культурных особенностях страны изучаемого языка. Ученые языка и культурологи одновременно обеспечивают не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержат значительные возможности для вызова и в дальнейшем поддержания мотивации обучаемых.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первостепенная потребность изучающих иностранный язык — коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентированного у студентов на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность студентов.
Для плодотворной и эффективной деятельности студентов характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок - спектакль, урок -праздник, урок - экскурсия, видеоурок и т.д.
Опыт показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес у студентов к предмету и повышают мотивацию учения.
Поэтому в данной статье я хочу показать необходимость использования нетрадиционных форм урока в нашем Техническом Университете. Феномен социальной и культурной грамотности предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения.
Сегодня многие педагоги-новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок - праздник, интернет урок и другие формы. Преимуществом видеоурока является приобщение студентов к культуре стран изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют студентам живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой в "безопасной обстановке" они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимодействий и реализмом стран изучаемого языка.
Использование материалов сети Интернет на уроках иностранного языка создает возможности для "погружения" студентов в естественную языковую среду.
Целью и важнейшей спецификой урока иностранного языка является приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иностранной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.
Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей.
Пути и способы реализации этих возможностей должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Нетрадиционные формы урока немецкого языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибки. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех студентов группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.
Результатами исследований использования нетрадиционных видов урока я могу привести на собственном опыте. Я с большим успехом использую интернет для уроков иностранного языка. Особенно эффективно я применяю его в группах начинающих.
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и я сама и студенты по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности обучающихся, обусловленных определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами.
Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.
Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, пользоваясь аутентичными текстами, общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду.
Следует иметь в виду еще одну особенность предмета "иностранный язык". Весь процесс учебной деятельности можно лишь в общении, живом общении.
Важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например, я активно включаю материалы сети в содержание урока. Используя предоставляемые сервисы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке.
Включение материалов сети в содержание урока позволяет нашим студентам лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.
Помимо интернета я использую на уроках и видеокурсы, провожу так называемые видеоуроки. Для этих целей у нас оборудована DVD-аудитория №400 и имеется большая видеотека, подаренная нашими немецкими коллегами.
Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому одной из задач учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием
различных технических средств. И во многом здесь большое значение имеют аудиовизуальные материалы - видеофильмы.
Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной компетенции - представление процесса овладения языком как постижение явлений иноязычной культуры; индивидуализация обучения и развитие и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на студентов. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у них личностного отношения к увиденному. Использование видеофильмов помогает также развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в аудитории возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, в этих условиях даже невнимательный студент становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, студентам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления в памяти языкового материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на обучающихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой обучения.
Существует также и такая форма нетрадиционного урока как - урок-экскурсия.
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Так как к нам на факультет приезжают часто немецкие гости, и наши студенты должны уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытной кыргызской культуре и т.д. Принцип диалога культур предполагает не только воспроизведение материала, но и создание среды, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представление о культуре страны изучаемого языка. Особенно стимулирующую роль играют экскурсии, вызывая положительную мотивацию, и стремлюсь развивать у своих студентов чувство личной потребности путем нетрадиционного проведения урока.
Имеются также и другие формы нетрадиционных уроков, как например - урок-спектакль.
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных элементов и постановки наиболее ярких эпизодов истории изучаемого языка совершенствует систему подготовки студентов, стимулирует развитие аналитического, критического, познавательного мышления, активизирует внимание студентов и формирует у них потребность в совершенствовании языкового общения молодежи, в раскрытии их индивидуальных творческих способностей.
Урок-праздник. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания у студентов о традициях и обычаях, существующих в Германии, и развивает у них способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок-интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность изучающих немецкий язык вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, студенты овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. В зависимости от поставленной задачи тема урока может включать
в себя направления: Например: "Свободное время", "Планы на будущее", "Моя учеба в университете" и т.п.
В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.
Подготовка к проведению урока подобного типа стимулирует студентов к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Выводы. Исходя из всего этого, можно сделать заключение, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Как известно, целью обучения иностранного языка является формирование межкультурной компетенции у обучающихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности у изучающих иностранный язык является нетрадиционные формы проведения занятий, которые активизируют студентов, вникающих в культуру страны изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет изучать и воспринимать иную для них культуру.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес к изучаемому предмету, но и развивать у студентов творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
1. Ю.К. Бабинский. Педагогика. М.: Просвещение, 2003
2. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // ИЯШ - 2001 - №3.
3. Владимиров Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ - 2002 - №3. С.39-41.
4. Елукина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // ИЯШ - 2022 - №3. С.9-13.
5. Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. Курышин. - Щуц: Изд-во "Весть", ШПГУ, 2002. С.40-43.
ЛИТЕРАТУРА
С.20-25.