Научная статья на тему 'Урок-экскурсия на иностранном языке как средство формирования российской гражданской идентичности обучающихся на этапе ООО'

Урок-экскурсия на иностранном языке как средство формирования российской гражданской идентичности обучающихся на этапе ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение иностранному языку / российская гражданская идентичность / нетрадиционный урок / урок-экскурсия / foreign language education / civil identity / self-determination / non-standard lesson / lesson-excursion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Змеева Полина Алексеевна, Пушкарева Марина Петровна

В статье рассматривается процесс формирования российской гражданской идентичности обучающихся средствами иностранного языка, а именно, английского. Особое внимание уделено исследованию положительного влияния изучения страноведческого материала о своей Родине на уроках английского языка в рамках ФГОС на повышение уровня осознания и понимания российской истории, культуры и традиций, а также на готовность к межкультурному общению. В статье подробно анализируется роль уроков-экскурсий на иностранном языке в формировании гражданской идентичности обучающихся на этапе основного общего образования. Также освещается методика подготовки и проведения подобных нетрадиционных уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Змеева Полина Алексеевна, Пушкарева Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lesson-excursion in a foreign language as a means of forming Russian civil identity of secondary school students

The article discusses the relevance of forming the civil identity of students and its connection with the subject ―Foreign Language‖. Special attention is paid to researching the positive impact of studying ethnographic material about the Motherland in English lessons within the Federal State Educational Standard on increasing the level of awareness and understanding of Russian history, culture and traditions as well as readiness for intercultural communication. The article analyzes the role of lessons-excursion in forming the civil identity of secondary school students. The methodology for preparing and conducting such non-traditional lessons is also highlighted.

Текст научной работы на тему «Урок-экскурсия на иностранном языке как средство формирования российской гражданской идентичности обучающихся на этапе ООО»

УДК 378.1

Полина Алексеевна Змеева Марина Петровна Пушкарева

г. Шадринск

Урок-экскурсия на иностранном языке как средство формирования российской гражданской идентичности обучающихся на этапе ООО

В статье рассматривается процесс формирования российской гражданской идентичности обучающихся средствами иностранного языка, а именно, английского. Особое внимание уделено исследованию положительного влияния изучения страноведческого материала о своей Родине на уроках английского языка в рамках ФГОС на повышение уровня осознания и понимания российской истории, культуры и традиций, а также на готовность к межкультурному общению. В статье подробно анализируется роль уроков-экскурсий на иностранном языке в формировании гражданской идентичности обучающихся на этапе основного общего образования. Также освещается методика подготовки и проведения подобных нетрадиционных уроков.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, российская гражданская идентичность, нетрадиционный урок, урок-экскурсия.

Polina Alekseyevna Zmeyeva

Marina Petrovna Pushkareva

Shadrinsk

Lesson-excursion in a foreign language as a means of forming Russian civil identity of

secondary school students.

The article discusses the relevance of forming the civil identity of students and its connection with the subject "Foreign Language". Special attention is paid to researching the positive impact of studying ethnographic material about the Motherland in English lessons within the Federal State Educational Standard on increasing the level of awareness and understanding of Russian history, culture and traditions as well as readiness for intercultural communication. The article analyzes the role of lessons-excursion in forming the civil identity of secondary school students. The methodology for preparing and conducting such non-traditional lessons is also highlighted.

Keywords: foreign language education, civil identity, self-determination, non-standard lesson, lesson-excursion.

Гражданская идентичность является актуальной и неотъемлемой составляющей развития не только личности обучающегося, но и общества в целом. В современных сложившихся условиях, характеризуемых многочисленными социальными и политическими трансформациями, формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения становится важной задачей. Тема нашего исследования не первый год привлекает активное внимание различных специалистов - от психологов и социологов до политологов и философов. Проанализировав работы, посвященные проблеме формирования гражданской идентичности (таких авторов, как М. Арутюнова, М.И. Тихонович, И.А. Попп, А.П Самочернова и М.П. Пушкарева, И.В. Конода, Е.Л. Омельченко, В.В. Титов, М.А. Юшин, М.С. Матвеева и др.), мы пришли к выводу о том, что существует определенный плюрализм мнений относительно сущностно-содержательной характеристики обсуждаемого нами феномена.

А.Г. Асмолов, известный российский психолог и ученый, рассматривает понятие «гражданская идентичность» как «осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе» [1]. При этом он подчеркивает, что гражданская идентичность является ключевым аспектом личности, отличаясь тем самым от понятия «гражданство», так как второе понятие сконцентрировано на юридическом статусе личности.

В педагогике гражданская идентичность трактуется как:

- осознание принадлежности к группе граждан определенного государства, что для каждого индивида имеет значимый смысл и основывается на особенностях гражданского сообщества [5];

- сопоставление личности с гражданским статусом, личная оценка своего положения в обществе, готовность и способность исполнять связанные с гражданством обязанности, использовать свои права и активно участвовать в политической и социальной жизни государства [13, с. 16].

М.И. Тихонович и М.С. Матвеева, в свою очередь, определяют гражданскую идентичность как «осознание индивидом или группой принадлежности к территории и народу». [10, с. 60].

Гражданская идентичность, по мнению Е.В. Краснова, заключается в чувстве принадлежности школьников к гражданскому сообществу определенной страны на общекультурной основе [6].

А.С. Потемкин, описывая структуру гражданской идентичности, выделяет когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-волевой компоненты. Когнитивный компонент подразумевает наличие знаний о географических, исторических и культурных особенностях России, а также о собственной регионально-этнической принадлежности. Эмоционально-ценностный компонент предполагает лояльность и уважение к своей стране, как к большой и малой родине. Деятельностно-волевой компонент гражданской идентичности включает готовность к общественно полезному труду во благо страны [7, с. 14].

Анализируя структуру гражданской идентичности и ее основные составляющие, Е.А. Гришина указывает на ее объективную (формально предписанную государством и правом, и неформальную - предписанную ведущими культурными и социальными стандартами и нормами) и субъективную (относительно произвольно формируемую индивидуумом) составляющие [2, с. 336].

По мнению Е.А. Гришиной, соотношение этих двух элементов гражданской идентичности является определяющим фактором для ее целостности и функциональности в обеспечении социального развития через социальные практики. Например, в стабильном обществе преобладает объективная составляющая идентичности. Изменения в социокультурных ценностях и нормах могут существенно повлиять на субъективную составляющую гражданской идентичности, делая её ключевым элементом в определении личности. Эти изменения отражаются в образовательной сфере, где гражданская идентичность рассматривается как ключевой аспект формирования общероссийской идентичности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается необходимость осознания учащимися своей принадлежности к Российской Федерации как основы гражданской идентичности. Как указывает в своих работах Е.Л. Райхлина, школьники - это особая социальная категория, организационно объединенная институтом общего образования. Этот возраст - период наиболее активного становления и развития нравственных, эстетических чувств и характера [8, с.104]. В школьных условиях необходимо организовать работу по формированию российской гражданской идентичности, применяя возможности изучаемых предметов. Согласно ФГОС, существуют следующие личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования:

• воспитание российской гражданской идентичности: воспитание чувства патриотизма, ответственности и долга перед Родиной; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, истории и культуры своего народа;

• формирование уважительного отношения к труду и ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору направления дальнейшего образования, с опорой на умение ориентироваться в мире профессий;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития современной науки;

• формирование доброжелательного и уважительного отношения к другим людям; готовности и способности вести с ними диалог с целью достижения взаимопонимания;

• освоение норм и правил поведения в обществе;

• формирование нравственного поведения и нравственных чувств, ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности во время общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процесс различных видов деятельности;

• формирование ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

• формирование экологической культуры, соответствующей экологической ситуации в современном мире;

• понимание значимости семьи в жизни человека и общества, заботливое и уважительное отношение к своей семье, принятие ценности семейной жизни;

• развитие эстетического сознания через освоение учащимися художественного наследия России и других стран мира [12].

Предмет «Английский язык» играет далеко не второстепенную роль в достижении вышеперечисленных личностных результатов у обучающихся на этапе основного общего образования, в том числе и в формировании гражданской идентичности, а также способствует развитию национального самосознания, благодаря факту знакомства с повседневной жизнью ровесников из других стран и изучения иноязычной литературы. С одной стороны, изучение иностранных языков требует погружения в культуру страны. Для обучающихся межкультурное общение и осознание особенностей мира, связанного с изучаемым языком, являются неотъемлемой частью образовательного процесса. С другой стороны, учащиеся также должны уметь представлять свою собственную культуру на иностранном языке, так как этот аспект имеет важное значение в межкультурном взаимодействии. Отсюда следует, что система языкового образования должна сосредоточиться на подготовке школьников к передаче своего культурного наследия на иностранном языке.

Особое влияние на этот процесс оказывает изучение иностранного языка, который обладает значительным воспитательным потенциалом, что достигается благодаря прохождению тем, важных для формирования гражданской идентичности и социальной ориентации. В своем исследовании Н.А. Залевская подчеркивает, что преподавание иностранного языка включено в процесс воспитания целостной, гармонично развитой личности «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [4]. Уроки иностранного языка имеют важное значение при формировании уважительного отношения к своей стране. Предмет «Иностранный язык» позволяет не только познакомить обучающихся с ее различными достижениями, уникальными местами, интересными людьми, культурными традициями и обычаями, но и вызывает эмоциональный отклик, постепенно формируя чувство гордости за Родину. Необходимо отметить, что такой результат достигается благодаря изучению тематических разделов, а также с помощью

эффективных образовательных инструментов. «Иностранный язык» имеет уникальные возможности для формирования гражданской идентичности российских учащихся.

Для того, чтобы учащиеся были готовыми к межкультурной коммуникации на английском языке, предполагается изучение обучающимися своей национальной культуры с дальнейшим сравнением с культурой изучаемого языка. Один из способов эффективного решения проблемы развития межкультурной компетенции учащихся через понимание и принятие своей культуры заключается, прежде всего, в выборе учебного материала с соответствующим содержанием и использовании компаративного подхода. Этот подход предполагает формирование межкультурной компетенции на основе изучения и сравнения своей и других культур. Важно выделить особенности родной культуры, которые могут быть ключевыми при использовании компаративного подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся. Сюда можно отнести традиции, бытовую культуру, коммуникативное поведение, культурные традиции, например, такие как литература и искусство. Материалы должны включать примеры из реальной жизни, а не только общую информацию. Задания должны побуждать к сравнению (к нахождению положительных и уникальных черт в своей культуре, обнаружение сходств и различий между своей и культурой страны, где говорят на изучаемом иностранном языке, и т.д.). Комментирование положительных аспектов собственной культуры и сравнение ее с другими может помочь ученикам осознать уникальность своей страны и развить гражданскую идентичность, тем самым формируя межкультурные умения.

Для формирования межкультурной компетенции на уроке иностранного языка в общеобразовательной школе учебники по предмету «Английский язык» включают в себя разделы, посвященные изучению собственной культуры. Эти разделы могут содержать комплекс учебных текстов, упражнений и заданий, нацеленных на поиск обучающимися положительного в своей культуре, а также на поиск отличий и сходств с англоязычными странами. Так, в ходе изучения линейки УМК "Spotlight" под редакцией Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой и В. Эванс, в учебнике был выявлен модуль «Spotlight on Russia», который способствует изучению разнообразного материала о культуре своей страны. Этот раздел подготавливает учащихся вступать в межкультурное общение, в ходе которого они могут рассказать о своем месте проживания (страна, город, поселок), народных праздниках и обрядах, а также об известных личностях своей Родины.

Напомним, что в предметном содержании речи на этапе основного общего образования затрагиваются следующие темы общения: моя семья, мои друзья, свободное время, здоровый образ жизни, спорт, школа, выбор профессии, путешествия, окружающий мир, средства массовой информации, страны изучаемого языка и родная страна.

Проблема формирования гражданской идентичности особенно актуальна в России, поскольку страна имеет огромное историческое наследие и разнообразие народов, и сохранение единства и культурного наследия становится особенно важным. Урок иностранного языка может способствовать формированию российской гражданской идентичности у обучающихся на всех этапах образования, в том числе, на этапе основного общего образования. Однако, для достижения большего эффекта необходимо поднять мотивацию учащихся, в чем может помочь проведение нестандартных уроков на иностранном языке.

Нетрадиционный урок - это занятие, которое характеризуется нестандартной организацией, включает разнообразные методы обучения, основывается на совместном взаимодействии учителя и учащихся, а также совместном исследовании и проверке новых методов работы. Такие уроки предоставляют возможность стимулировать умственную активность учащихся, вдохновлять их на самостоятельное творчество и выявить скрытые потенциальные способности каждого школьника. Н.Н. Жувикина и И.В. Феоктистова выделяют следующие функции нетрадиционного урока:

1. Обучающая функция состоит в том, что нетрадиционные уроки способны развить у детей внимание, память, умение воспринимать и работать с информацией, а также умение принимать решения;

2. Воспитательная функция проявляется в том, что у детей появляется умение общаться, работать в группе, гуманно и внимательно относиться к тому, с кем приходится работать;

3. Развлекательная функция - создание атмосферы на уроке, которая способна ненавязчиво расположить ребенка к обучению, возбудить в нем положительные эмоции и превратить урок в необычное событие;

4. Коммуникативная функция - обучение детей навыкам общения как на русском, так и на иностранном языке, а также умение правильно выражать свои мысли;

5. Релаксационная функция - расслабление, снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой от длительного ежедневного обучения в школе;

6. Развивающая функция - выявление и усовершенствование таких качеств личности, которые необходимы для активизации скрытых личностных возможностей [3].

Среди наиболее популярных нетрадиционных методов обучения можно выделить: защиту собственных проектов и идей учениками, инсценирование сказки, организацию игры на основе темы урока, работу в группах и использование современных технологий в процессе обучения, а также проведение экскурсии по обсуждаемому материалу. Последний вид нестандартных уроков мы и рассмотрим подробнее.

Как указано в толковом словаре Д.Н. Ушакова, экскурсия (от лат. ехсигею — поездка, вылазка) - это коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научнообразовательной или увеселительной целью [11]. Урок-экскурсия направлен на развитие коммуникативных навыков учащихся в устной речи. Данный вид нестандартного урока является универсальным инструментом, который помогает в решении разнообразных задач, связанных с изучением культуры иноязычной страны. Он способствует развитию навыков самостоятельной работы, пробуждает интерес к предмету и стимулирует желание узнать больше о выбранной теме. Такой урок также способствует формированию языковой культуры и позволяет сформировать представление о менталитете и культуре своей страны и народа, а также воспитывает чувство патриотизма, любви и уважения к своей родине. Во время такого урока у обучающихся появляется возможность узнать новый страноведческий материал через собственное наблюдение и практическую деятельность.

Подготовка экскурсии проходит в три основных этапа: предэкскурсионный, основной и завершающий. В начале проводится предварительная работа, включающая определение целей и задач экскурсии, выбор темы, которая должна быть связана с тематическим планом по предмету «Английский язык» в конкретном классе, а также подбор материалов и их изучение. В то же время происходит отбор объектов, где будет проводиться экскурсия. Урок-экскурсия может быть реализован не только путем прямого посещения музеев. Также возможна организация виртуальных экскурсий с использованием мультимедийных средств. Если планируется организация виртуальной экскурсии, то учитель должен или выбрать уже готовую экскурсию на сайте музея, или самостоятельно разработать собственную при помощи специальных программ и приложений. На этом этапе, помимо организационных вопросов, необходимо также изучить лексику и прочитать тексты, чтобы обеспечить подготовку учащихся к предстоящему мероприятию и пониманию речи учителя-экскурсовода. Если преподаватель намеревается предоставить возможность детям провести часть экскурсии самостоятельно, ему следует сформулировать темы сообщений заранее

Второй этап представляет собой саму экскурсию, которая включает в себя сбор обучающихся, прибытие на место экскурсии и её проведение, также организацию познавательной деятельности, обобщение полученного материала и завершение мероприятия.

Завершающий этап является аудиторным занятием, во время которого происходит не только проверка усвоенного материала, но и проведение самоанализа, рефлексии и эмоциональной оценки выполненной работы. Эти процессы помогают закрепить полученные знания и актуализировать память. Для проверки знаний можно использовать как традиционные формы контроля, так и стимулировать творческие способности учащихся, предложив им выполнить итоговый проект или написать отчет о посещении экскурсии в креативной форме. Информация, полученная во время экскурсии, может послужить материалом для написания эссе, составления высказываний в формате монолога или диалога на конкретные темы, организации внеклассных мероприятий и прочих целей. Учитель также проводит анализ полученных результатов и подводит итоги.

Рассмотрим пример урока-экскурсии по предмету «Английский язык» для 9 класса. Мы выбрали набережную реки Исеть города Шадринск.

Урок-экскурсия

Тема: «The Iset River Promenade and its attractions»

Цель: формирование гражданской идентичности и повышение интереса учащихся к иностранному языку путем приобщения обучающихся к культуре собственной страны.

Задачи:

1) формирование социокультурной компетенции через восприятие достопримечательностей своей страны;

2) развитие у учащихся навыков аудирования и говорения;

3) семантизация нового лексического материала и отработка его употребления в речи.

Предэкскурсионный этап:

- разработка маршрута;

- отбор трех учеников, которые будут делать мини-сообщения о выбранной достопримечательности;

- ввод нового лексического материала.

Текст экскурсии:

Учитель: The greater part of citizens of Shadrinsk are very fond of the history of their city. The Iset is located in the Urals and Western Siberia. It flows through the territory of Sverdlovsk, Tyumen and Kurgan regions. In 2019, the promenade improvement project became the winner of the All-Russian competition for the best projects for creating a comfortable urban environment in small towns and historic settlements, organized by the Ministry of Construction of Russia. At the moment, there is a recreation area with a fountain, a skate park, a playground, a bike path, a viewing platform, a sculpture of Michael the Archangel, the patron saint of the city, a bronze sculpture of Peter and Fevronia and another bronze figure — a goose. Let's start with the sculpture of Michael the Archangel.

Ученик № 1: The grand opening of the Monument to Archangel Michael in 2006 was timed to coincide with the 334th anniversary of the foundation of the city. The white marble sculpture of the patron saint of Shadrinsk is installed on a high pedestal on the site of the former prison. Archangel Michael has been considered the patron saint of warriors going into battles for more than a thousand years. Previously, he used to be depicted on many military banners as the archangel of God's army. The next attraction is the goose.

Ученик № 2: The goose has long been a symbol of Shadrinsk. A dish made from it is known throughout Russia. According to one legend, the dish "Shadrinsky goose" was served to Empress Catherine II. There is an extremely popular legend among citizens - the version of the writer Evgeny Fedorov, according to which 12 geese from Shadrinsk were sent to Catherine the Great. The English ambassador, who was at the Empress's dinner, liked the roast goose, and it resulted in a trade agreement between Russia and England on the supply of geese from Shadrinsk. These geese are also accustomed to the northern climate. Let's move to a bronze sculpture of Peter and Fevronia.

Ученик № 3: The monument to Peter and Fevronia is made of bronze, its height is 2.1 meters, the saints hold pigeons in their hands. The faithful Peter and Fevronia are considered the ideal of family values and patrons of lovers. A "Bench of Reconciliation" is installed next to the monument. As conceived by the authors, the bench is for two quarrelling lovers who can sit on it, make up and improve their relationship.

Our excursion is over. Did you like it? Now you have 15 minutes to take photos with the monument you liked the most".

Основной этап урока предполагает проведение экскурсии по маршруту: скульптура архангела Михаила, бронзовый гусь, скульптура Петра и Февронии.

Завершающий этап:

1. Упражнение True/False.

1) The Iset is the river in the Urals and Eastern Siberia.

2) The project became the winner of the All-Russian competition in 2015.

3) The Monument to Archangel Michael appeared in 2005.

4) The dish "Shadrinsky goose" was served to Empress Catherine II.

5) The English ambassador, who was at the Empress's dinner, didn't like the

roast goose.

6) The roasted goose changed the relationships between England and Russia.

7) The faithful Peter and Fevronia are considered the ideal of family values

and patrons of lovers.

8) "The Bench of Reconciliation" is for two quarrelling friends who can sit on

it and make up.

2. Творческий проект «Creative photos with my favorite attraction of The Iset Promenade".

На этапе рефлексии был проведет опрос, в ходе которого обучающихся поделились своими впечатлениями и эмоциями после экскурсии по набережной реки города Шадринск. Ниже приведены несколько отзывов учащихся:

1. "The excursion along the Iset Promenade was truly an unforgettable experience. Our tour guides spoke in English and provided us with interesting facts about the history of the local monuments. I liked the story of the dish "Shadrinsky goose". The view of the river and the surrounding monuments was breathtaking. I want to go there and have an excursion like that one more time."

2. "I enjoyed the tour of the Iset Promenade. The teacher and our classmates were our guides. They told us a lot of interesting information of the city monuments, of their past and present. The scenery along the river was amazing. Now I want to know more about the history of Shadrinsk."

3. "I had a great time during the excursion along the Isset River promenade. Our guide told us interesting facts about the monument to Peter and Fevronia, Before the excursion I had had no idea who there were. Also it was a great opportunity to practice English in a real-life situation, because I had a chance to ask some questions. I liked it."

4. Before the excursion I had thought of the "Bench of Reconciliation" as of a usual bench. But now I know what it is for and can tell my family about it. So I really enjoyed the excursion along the Iset River. And it was easy for me to understand the speech of our guides. It was a great way to improve my English and knowledge about my city."

Таким образом, урок-экскурсия на иностранном языке является важным и эффективным средством формирования российской гражданской идентичности обучающихся на этапе основного общего образования. Этот формат обучения позволяет глубже погружаться в культурные и исторические аспекты своей страны. Участие в экскурсии на иностранном языке также помогает учащимся развивать лингвистические навыки. Уроки-экскурсии на иностранном языке играют важную роль в комплексном развитии учащихся и формировании их гражданской идентичности.

УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2024. № 1(3)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов. -Текст : непосредственный // Психолого-педагогический поиск. - 2010. - № 14. - С. 21-39.

2. Гришина, Е.А. Идентичность гражданская / Е.А. Гришина. - Текст : непосредственный // Социологическая энциклопедия : в 2 т. - Москва : Мысль, 2003. - Т. 1. -С. 336.

3. Жувикина, Н.Н. Нетрадиционные уроки при обучении английскому языку / Н.Н. Жувикина, И.В. Феоктистова. - Текст : непосредственный // Царскосельские чтения. - 2014.

- № XVIII. - С. 339-342.

4. Залевская, Н.А. Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» (на примере изучения английского языка на нелингвистических направлениях вуза) / Н.А. Залевская. - Текст : непосредственный // Инновации. Наука. Образование. - 2022. - № 53. -С. 334-339.

5. Концепция ФГОС. Раздел 1 . - Текст : электронный // Сайт Анатолия Владимировича Краснянского. - URL: http://avkrasn.ru/article-1119.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Краснов, Е.В. Теоретические подходы к пониманию гражданской идентичности обучающихся / Е.В. Краснов. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-1. - С. 164-167.

7. Потемкин, А.С. Метод изучения проявления российской гражданской идентичности / А.С. Потомкин. - Москва : Издательские решения, 2022. - Текст : непосредственный.

8. Райхлина, Е.Л. Формирование патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России / Е.Л. Райхлина. - Тула : Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2011. - 122 с. - Текст : непосредственный.

9. Самочернова, А.П. Реализация межкультурного компаративного подхода в обучении иностранному языку / А.П. Самочернова, М.П. Пушкарева. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета.

- 2023. - № 3 (59). - С. 75 - 80.

10. Тихонович, М.И. Специфика гражданской идентичности и патриотизма в современной России / М.И. Тихонович, М.С. Матвеева. - Текст : непосредственный // Автономия личности. - 2022. - № 2 (28). - С. 55-62.

11. Экскурсия. - Текст : электронный // Толковый словарь Ушакова онлайн. -URL: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=87209 (дата обращения: 02.03.2024).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего образования. - Москва : Министерство образования и науки РФ, 2021. - Текст : непосредственный.

13. Юшин, М.А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России : дис. канд. ... полит. наук : 23.00.02 / М.А. Юшин. - Тула, 2007. - 189 с. - Текст : непосредственный.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

П.А. Змеева, студентка 5 курса гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: mypouline@gmail. com.

М.П. Пушкарева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

P.A. Zmeyeva, 5th year Undergraduate Student, Humanities Institute, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].

M.P. Pushkareva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.