PEDAGOGY
УДК 378.1 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_131
Марина Петровна Пушкарева г. Шадринск
Использование цифровых образовательных ресурсов на современном уроке иностранного языка
Целью статьи является обобщение и систематизация материала по проблеме использования ЦОР в ходе учебного процесса в современной общеобразовательной школе. Во вступительной части статьи автор делает акцент на преимуществах использования современных методик и технологий в процессе изучения иностранных языков, обосновывая свою точку зрения констатацией очевидных и неоспоримых фактов относительно целесообразности их применения в ходе учебного процесса. Далее автор останавливается подробнее на сущностно-структурной характеристике цифровых образовательных ресурсов и дидактических требованиях к их корректному использованию на уроках иностранного языка. В заключительной (практико-ориентированной) частив качестве наглядного примера рассматриваются такие цифровые ресурсы как «Фоксфорд» и «Skysmart». Статья завершается выводом об эффективности применения ЦОР на современном уроке иностранного языка.
Ключевые слова: урок иностранного языка, цифровые образовательные ресурсы, «Фоксфорд», «Skysmart».
Marina Petrovna Pushkaryova
Shadrinsk
The use of digital educational resources in a modern foreign language lesson
The aim of the article is generalization and systematization of the material concerning the problem of using the digital educational resources during the educational process in a modern comprehensive school. In the introductory part of the article the author emphasizes the advantages of using the modern techniques and technologies in the process of studying foreign languages, substantiating his point of view by stating obvious and indisputable facts regarding the expediency of their use during the educational process. Then the author dwells in detail on the essential structural characteristic of digital educational resources and some didactic requirements for their proper and correct use in foreign language lessons. In the final part of the article, as an illustrative example, "Foxford" and "Skysmart" are viewed. The author comes to the conclusion about the effectiveness of using the digital educational resources during the educational process.
Keywords: a foreign language lesson, digital educational resources, "Foxford", "Skysmart".
Исходя из того факта, что на современном этапе развития человечества в целом, системы образования в частности, большие объемы информации, необходимой для усвоения, осмысления и детального анализа, представляют собой определенный стратегический ресурс для продвижения общества на пути его прогрессивного развития, в то время, как знания, по сути своей, конвенциональны и непостоянны по причине их стремительного старения и необходимости систематического обновления, не следует подвергать сомнению тот факт, что современное образование - это перманентный процесс. Мы полагаем, одной из доминантных целей любого общеобразовательного учреждения должно стать предоставление обучающимся фундаментальных ориентиров, наличие которых является неотъемлемым элементом, влияющим на последующее самообразование.
С полной уверенностью можно говорить о том, что учитель, по сути, координирует деятельность своих подопечных в неограниченном информационном потоке. Вне всякого сомнения, современные школьники проявляют неподдельный интерес к различным нововведениям, затрагивающим процесс образования, одновременно являясь довольно успешными пользователями современных технологий. Преследуя цель находиться на одном уровне с обучающимся в сфере цифрового пространства, учитель должен быть способен внедрять
в свою деятельность современные образовательные методики и технологии. Указанные нами выше моменты и обуславливают актуальность и, в определенной степени, практическую значимость проведенного нами исследования.
Считаем необходимым также упомянуть о том, что ведущими подходами, на которые мы опирались в ходе проведения нашей работы, явились: личностно-деятельностный, гуманистический и интегрированный.
Современные тенденции развития системы школьного образования ориентированы на необходимость использования информационных технологий, что, естественно, способствует эффективности процесса формирования коммуникативной компетенции, заявленной главной целью обучения во ФГОС по иностранному языку. Внедрение в процесс обучения иностранным языкам электронных образовательных ресурсов повышает возможности языкового образования, обогащает урок актуальными приемами, содействует мотивированию обучающихся, формированию информационной культуры, стимулированию когнитивной деятельности. Использование вышеуказанных ресурсов положительным образом сказывается на изучении иноязычной лексики, постановке корректного произношения, формировании и развитии навыков говорения, формировании и развитии навыков письма и совершенствовании грамматических навыков и т.д.
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 2 (54) 2022
ПЕДАГОГИКА
Изучение проблемы использования цифровых образовательных ресурсов на современном уроке иностранного языка нашло свое отражение в исследованиях Е.Д. Патаракина, Е.Н. Ястребцевой, Т. Бер-роуза, Дж Брауна, Дж. Уэста. Некоторые аспекты исследуемой проблемы также раскрыты в работах Е.Л. Авдеевой, А.Р. Вершининой, Л.П. Владимировой, С.Ю. Нейман, Е.С. Полат, Е.В. Саванковой и др.
Само понятие «информационные технологии» эквивалентно образовательной технологии, применяющей добавочные способы, программные и технические средства для полномерной работы с необходимой для определенных целей информацией.
Полагаем, отдельного внимания также заслуживает термин «цифровой образовательный ресурс» (ЦОР), его сущностная составляющая.
По мнению С.Г. Григорьева, цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) является та или иная образовательная информация, способная быть сохраненной на различных видах цифровых носителей [2].
Исходя из точки зрения К.В. Коробковой, под ЦОР подразумевается некое количество данных, обработанных в цифровом плане, активно используемых в ходе учебного процессе [5].
Мы полагаем, вполне справедливо и корректно будет сконцентрироваться на двух основных моментах, упоминаемых у авторов выше и непосредственно характеризующих ЦОР: наличие некой информации (образовательного плана) и сохранение этой информации в цифровом формате.
Говоря конкретнее, исходя из целей и задач организации учебного процесса, соответствия содержанию учебных пособий, используемых на уроке, в качестве подобных ресурсов могут выступать: различные фотографии, фрагменты видеозаписей, «объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы»[3].
В свою очередь, ЦОР подразделяются на следующие виды [4]:
1. Учебные. Созданы с целью систематизации и детализации определенных, конкретно-направленных сведений как научного, так и прикладного характера, представленные в удобном для обучающихся (вне зависимости от их возраста и уровня обученности) формате.
2. Учебно-методические. Созданы с целью оказания помощи методического характера, актуальной и востребованной в процессе изучения определенного учебного предмета (в том числе, иностранного языка, в нашем конкретном случае -английского).
3. Справочные. Созданы для поиска кратких сведений из определенных научных и прикладных областей. Обычно расположены в порядке, способствующем удобству быстрого поиска.
4. Контролирующие. Созданы с целью проведения систематического контроля и самоконтроля уровня усвоения знаний и сформированности
132
навыков и умений на различных ступенях изучения того или иного учебного предмета.
По типу информации ЦОР подразделяются на: «ЦОР с текстовой информацией (учебники и т.д.), ЦОР с визуальной информацией (видеофрагменты и т.д.), ЦОР с комбинированной информацией (энциклопедии и т.д.), ЦОР с аудио информацией (звукозаписи и т.д.), ЦОР с аудио и видео информацией (предметные экскурсии и т.д.), ЦОР со сложной структурой (учебные пособия)» [1].
Исходя из формы изложения материала, цифровые образовательные ресурсы могут быть: «конвекционные, программированные, проблемные и комбинированные (универсальные)» [2]. Рассмотрим каждый из приведенных выше в классификации видов более детально.
Конвекционные ЦОР полностью следуют уже устоявшимся в педагогике канонам, и, следовательно, являют собой комплекс энциклопедических сведений, представленных монографическим образом. Как правило, подобного рода ресурсы используются с целью реализации информационной функции в обучении.
Что касается программированных ЦОР, то в их основу заложен принцип «стимул-реакция». В данном случае основной акцент делается на самостоятельной работе учащихся.
Проблемные ЦОР, как логически следует из их названия, используются в процессе проблемного обучения с целью повышения эффективности процесса развития у обучающихся логического мышления, стимулирования творческой и исследовательской активности.
В комбинированных (универсальных) ЦОР можно обнаружить присутствие компонентов из всех вышеупомянутых видов, что, в свою очередь, благоприятствует их использованию в контексте различных подходов в обучении (в том числе, и иностранным языкам).
ЦОР также, исходя из особенностей координации действий всех участников учебного процесса, могут быть детерминированными и недетерминированными [2].
К первым из упомянутых относятся ресурсы, в которых ни один параметр, уже заложенный при их разработке, не может быть откорректирован ни одним участником учебного процесса.
В недетерминированные ЦОР могут быть внесены необходимые и достаточные с точки зрения пользователей поправки, соответствующие как целям и задачам учебного процесса, так и потребностям и уровню владения иностранным языком обучающихся.
Говоря об образовательно-методических возможностях ЦОР, следует упомянуть такие из них, как электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные УМК, электронные издания контроля.
Используемые в ходе учебного процесса ЦОР должны, тем не менее, соответствовать таким дидактическим требованиям, как:
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022
PEDAGOGY
1) Научность, заключающаяся в обеспечении гарантированной достоверности предложенного в ЦОР того или иного материала.
2) Доступность изложения, означающая как можно более полное соответствие стиля изложения материалов в ЦОР возрастной категории обучающихся и их личностным качествам.
3) Наличие элементов проблемности, обеспечивающих довольно ощутимое повышение умственной активности учащихся, предоставляющих неограниченные возможности для овладения навыками по поиску истинной сути того или иного явления или процесса.
4) Наглядность в обучении, достигаемая за счет активизации всех имеющихся в наличии у обучающихся каналов восприятия информации.
5) Стимуляция познавательной активности, являющаяся возможной благодаря тому факту, что использование ЦОР вносит в процесс обучения элементы новизны, положительно сказывающиеся на поддержании интереса обучающихся к изучению иностранного языка.
6) Кодификация и согласованность контента, непосредственным образом влияющие на результат, ожидаемый от использования ЦОР в ходе учебного процесса. Достигается за счет логики выстраивания материала, приоритетной концепции в его изложении.
7) Обеспечение фундаментальности усвоения знаний, напрямую зависящее от наличия определенных условий, способствующих полноценному осмыслению учебного контента.
Вполне целесообразным и обоснованным, на наш взгляд, является также разделение ЦОР на кон-тентные проекты и тренажеры.
На образовательной платформе с контент-ными проектами все участники учебного процесса имеют возможность выбрать необходимый, соответствующий задачам, которые предстоит решить в ходе учебного процесса, учебный материал в цифровом формате. Это могут быть электронные учебники, конспекты различной тематики, видео -записи и т.д.
Отличие тренажеров от контентных проектов заключается в том, что доминантным фактором у первых из упомянутых является не содержание как таковое, а наличие собранных воедино (исходя из определенных принципов и критериев) заданий интерактивной направленности, несомненным достоинством которых является предоставляемая разработчиками опция автоматической проверки ответов. Задания на данных образовательных платформах могут варьироваться от тестов с заданным выбором ответов до адаптивных упражнений.
С целью конкретизации всего сказанного нами выше хотелось бы остановиться подробнее на таких цифровых образовательных ресурсах как «Фоксфорд» и «Skysmart».
«Фоксфорд» открыл доступ к своему контенту в 2009 году. На этой платформе обучающиеся могут найти интересующие их материалы по многим школьным предметам. Имеется ввиду как основная программа, так и возможность подготовки к различным экзаменам и олимпиадам. На данной платформе имеется доступ к коллекции видеозаписей уроков, конспектам и различным упражнениям. Роль учителя в обеспечении обратной связи немаловажна, так как не все задания проверяются программой. Также данная платформа может использоваться педагогами в комплексе с электронным журналом (МЭШ, «Дневник.ру»).
Перед тем, как начать работать в «Фокс-форде», обучающимся (младшим школьникам - с помощью родителей) нужно определиться в каталоге с нужным курсом, предварительно пройдя требуемую регистрацию. Весь теоретический контент вместе с заданиями становится доступен при условии успешно проведенной оплаты услуг. Учащемуся сообщаются дата и время запланированного занятия, затем, по окончании вебинара, осуществляется проверка выполненных заданий преподавателем, предоставляются ответы на возникшие у учащегося вопросы. Хотелось бы отметить, что при разработке данной платформы роль школьного учителя сразу была исключена, поэтому, в принципе, «Фоксфорд» может восприниматься как обучающимися, так и их родителями как источник дополнительного образования.
«Skysmart» обеспечивает доступ к коллекции интерактивных заданий, созданных для тех школьников, которые изучают английский язык по УМК «Spotlight» от компании «Просвещение». В данном случае можно говорить о явном процессе интеграции «Skysmart» в учебный процесс. Учителю предоставляется возможность работать с каталогом «Spotlight» с целью выбора подходящих заданий для своих учащихся.
Все, что необходимо сделать учителю, это, зарегистрировавшись, найти в каталоге свой предмет, определиться с заданием, и, после его получения, скопировать ссылку и разослать ее учащимся. После выполнения заданий предполагается их автоматическая проверка (естественно, учащиеся должны будут выполнять задания под своими инициалами).
Итак, исходя из всего вышесказанного, мы приходим к выводу о том, что популярность и востребованность ЦОР среди педагогов и учащихся вполне очевидна и объяснима, так как контентные проекты и тренажеры могут использоваться как в качестве одного из оптимальных средств дополнительного образования, делающего акцент на самостоятельном изучении обучающимися иностранного языка, так и в качестве источника базового образования с целью повторения и закрепления уже пройденного материала.
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 2 (54) 2022
ПЕДАГОГИКА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Брыкова, О.Г. Рекомендации по использованию в учебном процессе ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет / О.Г. Брыкова. - URL: http://ru.scribd.com/doc/84445908 (дата обращения: 13.04.2022). - Текст : электронный.
2. Гриншкур, В.В. Педагогические аспекты формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов / В.В. Гриншкур. - Текст : электронный // Pandia.ru : интернет-изд. - URL: http://www.pandia.ru/text/78/311/54028.php (дата обращения: 10.04.2022).
3. Гузеев, В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех / В.В. Гузеев. - Москва : Педагогический поис, 2004. - 139 с. - Текст: непосредственный.
4. Дементьева, Ю.В. Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе вуза / Ю.В. Дементьева ; Гжел. гос. ун-т. - Гжель : ГГУ, 2017. - 125 с. - Текст : непосредственный.
5. Коробкова, К.В. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе / К.В. Коробкова. - Текст : электронный // Студенческий научный форум - 2022 : XIV Междунар. студ. науч. конф. -URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2296.pdf (дата обращения: 12.04.2022).
REFERENCES
1. Brykova O.G. Rekomendacii po ispol'zovaniju v uchebnom processe resursov, nahodjashhihsja v otkrytom dostupe v seti Internet [Recommendations on the use in the educational process of resources that are publicly available on the Internet]. -URL: http://ru.scribd.com/doc/84445908 (Accessed 13.04.2022).
2. Grinshkur V.V. Pedagogicheskie aspekty formirovanija kollekcij cifrovyh obrazovatel'nyh resursov [Pedagogical aspects of the formation of collections of digital educational resources]. Pandia.ru: internet-izd. URL: http://www.pan-dia.ru/text/78/311/54028.php (Accessed 10.04.2022).
3. Guzeev V.V. Obrazovatel'naja tehnologija XXI veka: dejatel'nost', cennost', uspeh [Educational technology of the 21st century: activity, value, success]. Moscow: Pedagogicheskij pois, 2004. 139 p.
4. Dement'eva Ju.V. Jelektronnye obrazovatel'nye resursy v uchebnom processe vuza [Electronic educational resources in the educational process of the university]. Gzhel': GGU, 2017. - 125 p.
5. Korobkova K.V. Vozmozhnosti ispol'zovanija cifrovyh obrazovatel'nyh resursov v uchebnom processe [Possibilities of using digital educational resources in the educational process]. Studencheskij nauchnyj forum - 2022: XIV Mezhdunar. stud. nauch. konf. [Student Scientific Forum - 2022]. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2296.pdf (Accessed 12.04.2022).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
М.П. Пушкарева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9398-9780. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
M.P. Pushkareva, Ph. D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 00000002-9398-9780.
УДК 004.8 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_134
Юрий Васильевич Рыжков г. Волгоград
Анализ образовательных проектов на основе технологий искусственного интеллекта
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме образовательных проектов с применением искусственного интеллекта. В данной статье проводится обобщение и анализ опыта реализации образовательных технологий на основе использования систем искусственного интеллекта в учебном процессе школ и вузов. Весь теоретический материал может быть использован в дальнейшем при написании научных статей, сравнительного анализа применения искусственного интеллекта в образовательном процессе. Данная работа может помочь при изучении особенностей искусственного интеллекта применительно к системе образования. А также для практического применения технологий, базирующихся на искусственном интеллекте в качестве средства повышения качества образования. Работа собирает в себе различные научные источники, что поможет взглянуть на данную тему с различных сторон и точек зрения.
Ключевые слова: искусственный интеллект, интеллектуальные обучающие системы, образовательные проекты, образовательные обучающие технологии.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 134_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2М2-0291