Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
976
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ / САЙТЫ / ПЛАТФОРМЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Татьяна Ивановна

В статье рассматривается проблема использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности. Используя методы теоретического анализа научных источников, анкетирования, сравнения цифровых образовательных ресурсов, расположенных на образовательных интернет-порталах, сайтах и платформах, обобщения, автор выделяет необходимое требование для современного учителя - умение ориентироваться в различных ситуациях и использовать цифровые образовательные ресурсы. Анализируются особенности детей младшего школьного возраста поколения А (альфа). Дается авторское определение понятия «цифровые образовательные ресурсы» относительно внеурочной деятельности. Изучены ЦОР, содержащиеся на 24-х образовательных интернет-порталах, сайтах и платформах; рассмотрена возможность их использования для развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности. Проведен опрос родителей с целью установления их мнения об использовании интернет-ресурсов. Определено отношение педагогов к применению ЦОР во внеурочной работе с младшими школьниками. Формулируется вывод о необходимости использования ЦОР во внеурочной деятельности младших школьников для развития познавательных интересов и недостаточном количестве имеющихся ресурсов в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTERESTS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article is devoted to the problem of using digital educational resources (COR) for the development of cognitive interests of younger students in extracurricular activities. Using the methods of theoretical analysis of scientific sources, questionnaires, comparison of digital educational resources located on educational Internet portals, websites and platforms, the author in her studies identifies necessary requirements for a modern teacher - the ability to navigate and use digital educational resources. The article discusses the features of primary school children of generation A (alpha). The author made an attempt to define the concept of “digital educational resources” in relation to extracurricular activities. The CORs contained in twenty-four educational Internet portals, sites and platforms were studied and the possibility of their use for the development of cognitive interests of younger students in extracurricular activities was analyzed. Parents were surveyed in order to establish their opinion about the use of Internet resources. The attitude of teachers to the use of COR in extracurricular work with younger students is determined. The conclusion is made that it is necessary to use the COR in the extracurricular activities of primary schoolchildren for developing cognitive interests. The author also noted that the number of such resources is insufficient.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 456-459 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 4, pp. 456-459

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-4-456-459

Научная статья УДК 37.01.2

Цифровые образовательные ресурсы развития познавательных интересов младших школьников www

во внеурочной деятельности

Т. И. Киселева

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 70», Россия, 410005, г. Саратов, ул. Большая Садовая, д. 240

Киселева Татьяна Ивановна, директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 70», [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1130-0589

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности. Используя методы теоретического анализа научных источников, анкетирования, сравнения цифровых образовательных ресурсов, расположенных на образовательных интернет-порталах, сайтах и платформах, обобщения, автор выделяет необходимое требование для современного учителя - умение ориентироваться в различных ситуациях и использовать цифровые образовательные ресурсы. Анализируются особенности детей младшего школьного возраста поколения А (альфа). Дается авторское определение понятия «цифровые образовательные ресурсы» относительно внеурочной деятельности. Изучены ЦОР, содержащиеся на 24-х образовательных интернет-порталах, сайтах и платформах; рассмотрена возможность их использования для развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности. Проведен опрос родителей с целью установления их мнения об использовании интернет-ресурсов. Определено отношение педагогов к применению ЦОР во внеурочной работе с младшими школьниками. Формулируется вывод о необходимости использования ЦОР во внеурочной деятельности младших школьников для развития познавательных интересов и недостаточном количестве имеющихся ресурсов в данном направлении.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, внеурочная деятельность, интернет-порталы, сайты, платформы, познавательные интересы младших школьников

Для цитирования: Киселева Т. И. Цифровые образовательные ресурсы развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 456-459. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-4-456-459 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Digital educational resources for the development of cognitive interests of primary school children in extracurricular activities

T. I. Kiseleva

Municipal educational institution «Secondary school № 70», 240 Bolshaya Sadovaya St., Saratov 410005, Russia Tatyana I. Kiseleva, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1130-0589

Abstract. The article is devoted to the problem of using digital educational resources (COR) for the development of cognitive interests of younger students in extracurricular activities. Using the methods of theoretical analysis of scientific sources, questionnaires, comparison of digital educational resources located on educational Internet portals, websites and platforms, the author in her studies identifies necessary requirements for a modern teacher - the ability to navigate and use digital educational resources. The article discusses the features of primary school children of generation A (alpha). The author made an attempt to define the concept of "digital educational resources" in relation to extracurricular activities. The CORs contained in twenty-four educational Internet portals, sites and platforms were studied and the possibility of their use for the development of cognitive interests of younger students in extracurricular activities was analyzed. Parents were surveyed in order to establish their opinion about the use of Internet resources. The attitude of teachers to the use of COR in extracurricular work with younger students is determined. The conclusion is made that it is necessary to use the COR in the extracurricular

© Киселева Т. И., 2021

activities of primary schoolchildren for developing cognitive interests. The author also noted that the number of such resources is insufficient. Keywords: digital educational resources, extracurricular activities, Internet portals, websites and platforms, cognitive interests of primary school students

For citation: Kiseleva T. I. Digital educational resources for the development of cognitive interests of primary school children in extracurricular activities. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 4, pp. 456-459 (in Russian). https:// doi.org/10.18500/1819-7671 -2021-21 -4-456-459

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Уже не первый год в школу поступают дети, родившиеся в эпоху Интернета. Согласно теории поколений (Н. Хоув, У. Штраус, Е. Ша-мис, А. Антипов, М. Маккриндл) их относят к категории А (альфа). «Скринейджеры» (как еще называют это поколение, от слова screen - экран) являются цифровыми аборигенами, которые начинают пользоваться мобильными техническими устройствами раньше, чем ходить и говорить. Для них это так же естественно и просто, как детям крестьян было ходить по земле босиком.

«Блогерам с пеленок» родители разрешают смотреть мультики, играть и «гулять» на просторах Интернета в телефонах, планшетах и компьютерах с самого раннего возраста. Как свидетельствуют данные, к двум годам уже 90% детей умеют самостоятельно обращаться с планшетом. В школьном возрасте эти «игрушки», привлекая яркостью, динамичностью, спецэффектами и клипами, уже не являются для детей средством связи, а становятся для них особой ценностью, удовлетворяющей потребность в общении, развлечении и придающей чувство уверенности в себе.

По мнению аналитиков, получая гораздо больший объем информации, чем дети предыдущих поколений, используя для обучения и самообучения планшеты и телефоны, посещая развивающие кружки с самого раннего детства, поколение «Альфа» станет самым образованным.

Педагогам необходимо учитывать изменения, которые произошли в познавательных интересах младших школьников. Для этого в образовательном процессе «скринейджеров» не обойтись без использования цифровых образовательных ресурсов. Поэтому важными задачами учителя сегодня становятся ориентация в цифровых образовательных ресурсах (ЦОР) и управление информационными потоками, способствующими развитию навыков, необходимых человеку будущего.

Следует отметить, что при освоении дистанционных технологий обучения в период пандемии коронавирусной инфекции наибольшей трудностью, по словам учителей, является реализация основной образовательной программы в части внеурочной деятельности.

В настоящей работе предпринята попытка определить, какие интернет-порталы и ЦОР можно использовать во внеурочной деятельности, и оценить их возможности по развитию познавательных интересов младших школьников.

Обратимся к определению понятия. Так, Л. Л. Босова представляет цифровые образовательные ресурсы, как «необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, "привязанные" к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями» [1, с. 32]. С нашей точки зрения, во внеурочной деятельности под ЦОР следует понимать образовательную информацию (текстовые, фото-, видео-, аудиопрезентации), интерактивные тренажеры, игры, географические карты и другие материалы, представленные в электронном виде и соответствующие целям и содержанию внеурочных занятий.

ЦОР являются мощным инструментом для развития у обучающихся познавательных интересов, а также навыков, позволяющих самостоятельно принимать решения и экспериментировать, пробуждать и выявлять способности. Вместе с тем в большом пространстве интернет-сервисов учителю бывает сложно ориентироваться и выбирать необходимые ЦОР.

Нами были проанализированы 24 интернет-портала и сайта с ЦОР для обучения и развития детей младшего школьного возраста. Результаты позволили прийти к следующим выводам:

Российская электронная школа содержит видеоуроки, задания, проверочные упражнения по всем школьным предметам. Кроме того, на платформе имеются ссылки на каталоги музеев, фильмов, концертов, театральных спектаклей. По учебным темам к урокам дается видеоурок -объяснение темы, тренировочные и контрольные упражнения. Проверка работ выполняется авто-

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4

матически программой. При этом составляется статистика выполнения заданий и успешности каждого ученика.

Яндекс. Учебник представляет собой видеоуроки и задания по русскому языку, математике и окружающему миру с автоматизированной проверкой и получением статистики.

Дневник.ру позволяет дистанционно взаимодействовать всем участникам образовательного процесса: родителям, администрации контролировать учебный процесс; обмениваться файлами и сообщениями; содержит медиатеку материалов к урокам.

Учи.ру - образовательная платформа, которая содержит большое количество интерактивных заданий, видеоуроков по учебным предметам и внеурочным занятиям; позволяет проводить онлайн-уроки и проверочные работы. Задания носят игровой характер и проверяются автоматически. Если ученик неправильно выполнил упражнение, программа предлагает ему подумать еще и возвращает ученика к заданию до тех пор, пока не будет правильного решения задачи. При этом всплывающие окна содержат правила и помогают исправить ошибки.

Образовательная платформа «Lekta» содержит рабочие программы, тематическое планирование уроков, проверочные работы, он-лайн-тренажеры, презентации к урокам.

Моя школа в onlain - ресурс, содержащий видеоуроки и тренировочные упражнения по разным учебным предметам (для начальных классов - по математике и русскому языку). Имеется возможность участвовать в онлайн-уроках.

Nachalka.com - платформа, рассчитанная на детей, родителей и педагогов, содержащая презентации, игры, статьи, книги, фильмы и мультфильмы, тесты и викторины по учебной и внеурочной деятельности. Педагоги имеют возможность размещать свои разработки. Недостаток данного сайта, на наш взгляд, состоит в отсутствии систематизации материалов по предметам и классам.

Открытый урок. Первое сентября - педагогический портал, включающий статьи, вебина-ры, конкурсы, курсы повышения квалификации, сценарии уроков и внеклассных мероприятий.

Инфоурок - образовательный проект, содержащий методические разработки уроков, видеоуроки, презентации, конкурсы, статьи, олимпиады и курсы повышения квалификации педагогов.

Социальная сеть работников образования, направленная на создание персональных страниц мини-сайтов учителей и образовательных орга-

низаций, позволяет педагогам размещать свои разработки уроков и внеклассных мероприятий и делиться ими, содержит большую копилку методических материалов. Реализуются проекты для одаренных детей.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов включает большое количество фотографий, иллюстраций, тренировочных ресурсов и видеоматериалов.

Я-класс - образовательный портал, на котором размещены видеоуроки, проверочные работы, тесты и олимпиадные задания по всем предметам начальной школы. Ориентирован на дистанционное обучение детей. Может использоваться как индивидуально, так и целыми классами. При неправильном выполнении заданий ученику выдается объяснение. Содержит систему мотивации учащихся в виде соревнования по зарабатыванию баллов. Родители имеют возможность дистанционно отслеживать выполнение упражнений детьми и получать информацию об успешности ребенка. Как и на Учи.ру, составляется рейтинг школ региона и страны в целом. Количество бесплатных ресурсов ограничено.

VIDEOUROKI - сайт, который включает видеоуроки, дидактические материалы, тесты, викторины.

Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия - коллекция материалов по различным областям науки, техники, истории, литературы и искусства. Содержит интерактивные карты, фото-, аудио- и видеоресурсы, схемы, анимации.

Ну-ка дети - портал для детей и родителей, который предлагает тексты, иллюстрации и аудиозаписи детских книг, систематизированных по жанрам литературы. Кроме того, он содержит загадки, раскраски, мастер-классы по рисованию и изготовлению поделок.

Национальная электронная детская библиотека - коллекция книг, фильмов, диафильмов, газет, журналов.

Картаслов.ру - онлайн-сервис слов и выражений русского языка, помогающий правильно сочетать слова по смыслу, подбирать синонимы, антонимы; определять толкования слов; осуществлять морфемный анализ слов; и т.д.

Русский медвежонок. Языкознание для всех - сайт международной игры-конкурса, содержащий задания прошедших конкурсов и разъяснения к ним. Может использоваться для внеурочной деятельности, при подготовке к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

Кенгуру - сайт международного математического конкурса «Кенгуру» содержит копилку конкурсных заданий прошлых лет и ответы на них.

458 Научный отдел

01 Математика.ру - онлайн-учебник по математике, который включает теоретические знания, интерактивные тесты. Сайт имеет ограниченное количество бесплатных ресурсов.

Страна мастеров - сайт по развитию творческих способностей у детей. Содержит конкурсы, выставки поделок, мастер-классы. Может использоваться для уроков изобразительного искусства, технологии и во внеурочной деятельности.

Фоксфорд - онлайн-школа, ориентированная на дистанционное обучение детей. Включает курсы по повышению квалификации. Все ресурсы в основном платные.

СЕКМ.Ки — центр развития молодежи -предлагает интересные предметные и метапред-метные конкурсы, индивидуальные и командные. Содержит курсы повышения квалификации для педагогов. Все проекты реализуются на платной основе.

ДШИ. Онлайн — детская школа искусств. Онлайн-обучение доступно бесплатно на большое разнообразие курсов - от квилинга и мультипликации до создания арт-аватарок, игре на гитаре и т.д. Имеются платные курсы.

Предпринятый анализ позволил установить следующее:

образовательные платформы и сайты содержат для начальных классов в основном ЦОР по учебным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру;

преимущественные возможности по развитию познавательных интересов (в том числе во внеурочной деятельности) представляет онлайн-платформа «Учи.ру»;

7 сайтов из 24 (29,2%) содержат ресурсы для использования во внеурочной деятельности и дополнительном образовании;

ограниченное использование бесплатных ЦОР снижает возможности их использования обучающимися.

Для изучения мнений родителей по использованию ЦОР данных сервисов и платформ нами

был проведен опрос родителей 186 обучающихся начальных классов, который позволил выявить следующие результаты:

1. Электронный дневник «Дневник.ру» -просматривают ежедневно 87,2% родителей.

2. Самым известным и интересным для детей сервисом 67,4% родителей назвали платформу «Учи.ру».

3. Регулярно дистанционные сервисы и порталы используют 90,6% обучающихся начальных классов.

4. 55,8% родителей, имея информацию о данных сервисах и время для занятий с ребенком, не могут организовать их таким образом, чтобы они представляли собой целенаправленную развивающую деятельность.

В результате определения отношения педагогов к использованию ЦОР во внеурочной работе с младшими школьниками было установлено, что все респонденты используют ЦОР в образовательном процессе, но для выбора наиболее подходящих ресурсов педагогу требуется большое количество времени на самостоятельное освоение особенностей и преимуществ этих ресурсов.

Исходя из сказанного, следует констатировать необходимость использования ЦОР для развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности и недостаточное количество имеющихся ресурсов в данном направлении.

Список литературы

1. Босова Л. Л. Цифровые образовательные ресурсы для пропедевтического курса информатики и ИКТ // Информатика и образование. 2009. № 2. С. 32-46.

References

1. Bosova L. L. Digital educational resources for a propaedeutic course in computer science and ICT. Informatika i obrazovanie [Informatics and Education], 2009, no. 2, pp. 32-46 (in Russian).

Поступила в редакцию 13.03.2021, после рецензирования 30.04.2021, принята к публикации 13.09.2021 Received 13.03.2021, revised 30.04.2021, accepted 13.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.