Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1604
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВОЙ ИНФОПРОДУКТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметов Степан Идрисович

Проблема использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) является актуальной в образовании на сегодняшний день, так как наблюдается интенсификация их применения в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Помимо этого, в тяжёлых жизненных ситуациях (например, коронавирусная инфекция) ЦОР способны помочь педагогам осуществлять учебно-воспитательный процесс, а также помочь обучающимся самостоятельно освоить необходимую информацию. Так ЦОР становятся не только инновационным средством обучения, но и средством для развития самостоятельности у подростков. Целью данного исследования является анализ использования ЦОР для развития самостоятельности у подростков. В результате исследования были выявлены сущность ЦОР, преимущества и недостатки их использования для развития самостоятельности у подростков, определена их классификация. В качестве примера приводится разработанная научная модель использования ЦОР для развития самостоятельности у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметов Степан Идрисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES TO DEVELOP SELF-RELIANCE IN ADOLESCENTS

The problem of using digital educational resources is relevant in education today, as there is an intensification of their use in training, education and development of students. In addition, in difficult life situations (for example, coronavirus infection) TSRs are able to help teachers to carry out the educational process, as well as to help students independently master the necessary information. In this way, CSRs become not only an innovative means of learning, but also a means for developing independence in adolescents. The purpose of this study is to analyze the use of CSR for the development of independence in adolescents. As a result of the study, the essence of CSR, the advantages and disadvantages of their use for the development of independence in adolescents were identified, their classification was determined. As an example, the developed scientific model of the use of CSR for the development of independence in adolescents is given.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 37.026.7

DOI 10.52575/2712-7451 -2022-41 -1 -60-66

Использование цифровых образовательных ресурсов для развития самостоятельности у подростков

Ахметов С.И.

Саратовский национальный исследовательский

государственный университет, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, E-mail: akhmetov.stepan@mail.ru

Аннотация. Проблема использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) является актуальной в образовании на сегодняшний день, так как наблюдается интенсификация их применения в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Помимо этого, в тяжёлых жизненных ситуациях (например, коронавирусная инфекция) ЦОР способны помочь педагогам осуществлять учебно-воспитательный процесс, а также помочь обучающимся самостоятельно освоить необходимую информацию. Так ЦОР становятся не только инновационным средством обучения, но и средством для развития самостоятельности у подростков. Целью данного исследования является анализ использования ЦОР для развития самостоятельности у подростков. В результате исследования были выявлены сущность ЦОР, преимущества и недостатки их использования для развития самостоятельности у подростков, определена их классификация. В качестве примера приводится разработанная научная модель использования ЦОР для развития самостоятельности у подростков.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, цифровой инфопродукт, дистанционное обучение, виртуальные образовательные ресурсы

Для цитирования: Ахметов С.И. 2022. Использование цифровых образовательных ресурсов для развития самостоятельности у подростков. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 41(1): 60-66. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-1-60-66

Using Digital Educational Resources to Develop Self-reliance in Adolescents

Stepan I. Akhmetov

Saratov National Research State University, 83 Astrakhanskaya St, Saratov 410012, Russia, E-mail: akhmetov.stepan@mail.ru

Abstract. The problem of using digital educational resources is relevant in education today, as there is an intensification of their use in training, education and development of students. In addition, in difficult life situations (for example, coronavirus infection) TSRs are able to help teachers to carry out the educational process, as well as to help students independently master the necessary information. In this way, CSRs become not only an innovative means of learning, but also a means for developing independence in adolescents. The purpose of this study is to analyze the use of CSR for the development of independence in adolescents. As a result of the study, the essence of CSR, the advantages and disadvantages of their use for the development of independence in adolescents were identified, their classification was determined. As an example, the developed scientific model of the use of CSR for the development of independence in adolescents is given.

Keywords: digital educational resources, digital information product, distance learning, virtual educational resources

For citation: Akhmetov S.I. 2022. Using Digital Educational Resources to Develop Self-reliance in Adolescents. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41(1): 60-66 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-1-60-66

Введение

Сегодня быстро развивающиеся информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в этой области [Акулова, 2004]. Мы стали свидетелями того, как сетевой мир встраивается в систему образования: активно разрабатываются электронные пособия, учебники, самоучители [Ваграменко, 1996]. Все представленные в цифровой форме видеофрагменты, различные модели и объекты виртуальной реальности, а также учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса, - всё это цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Они значимы в настоящее время, так как имеют потенциал, способствуя поддержанию на актуальном уровне учебно-воспитательного процесса в любых ситуациях ^авелова, 2008], также развитию подростков в процессе образования как в любых образовательных организациях, так и за их рамками; немаловажным качеством, которое им подвластно развивать, на сегодняшний день является самостоятельность у подростков.

Сущность ЦОР. Во-первых, это некий содержательно представленный объект в электронной форме, который предназначен для образовательных целей [Кузьмина, 2019]. Во-вторых, ЦОР - это совокупность информации в цифровом виде, которую возможно применять для использования в учебном процессе [Марцинковская и др., 2017]. Исходя из данных определений, мы под ЦОР будем понимать предназначенный для использования в образовании некий цифровой аудио-, видео- и другой инфопродукт.

ЦОР являются инновационным средством обучения [Красильникова, 2006]. Они имеют особое значение, так как являются помощниками в обучении и воспитании детей различных возрастов. Возможность дистанционного обучения и воспитания является важным инновационным качеством ЦОР. Вне учебной аудитории обучающийся может самостоятельно и последовательно изучать новый материал, выполнять практические задания, следить за собственными достижениями, посещать воспитательные мероприятия и участвовать в них. Дистанционное обучение особо актуально при возникновении непредвиденных ситуаций, которые вносят существенные коррективы в жизнь людей. Такая ситуация возникала в начале 2020 года, когда по всей стране наступила эпидемия опасной корона-вирусной инфекции.

Достоинства и недостатки ЦОР. Цифровые ресурсы имеют много преимуществ перед традиционными методами развития самостоятельности у подростков. Во-первых, они создают единую информационно-образовательную среду обучения и воспитания [Смирнова, 2008]. Во-вторых, они делают образовательный процесс независимым от места и времени обучения. В-третьих, с помощью них повышается доступность образования, расширяются формы получения образования [Орлов, 2004]. К плюсам можно отнести и обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения; развитие самостоятельной поисковой, в том числе творческой деятельности обучающегося; повышение наглядности обучения; автоматизацию процессов контроля; развитие личности обучаемого, подготовка его к жизни в условиях информационного общества [Коробкова, Калинов-ский, 2012].

К преимуществам можно отнести и возможность реализации принципа индивидуализации обучения и воспитания и обязательной деятельности обучающегося [Чернявская, 2008]; управление процессом усвоения через представленные в ЦОР алгоритмы и обуча-юще-воспитывающий материал; возможность использования обучающимися ЦОР в удобное время и в удобном месте [Осетрова и др., 2012].

Отметим, что помимо положительных факторов имеются и негативные (неудобство чтения с экрана, нарушение зрения, повышенная утомляемость и т.д.). Однако при рационально организованном использовании ЦОР они не несут опасности.

Классификация ЦОР. Практически каждый педагог сегодня обращается к различным видам цифровых образовательных ресурсов, а также вовлекает в их использование обучающихся. Цифровые образовательные ресурсы можно классифицировать следующим образом: для классной работы и для внеклассной работы. В данные пункты входят: конспекты уроков, методические и дидактические материалы, учебные программы, электронные учебники, презентации, видео- и аудиоматериалы, научные статьи т.д. Исходя из этой классификации, выделим следующие виды ЦОР: текстографические, гипертекстовые, мультимедийные ресурсы, виртуальные образовательные ресурсы.

Обращение к подобным ресурсам и их использование помогает развивать у подростков самостоятельность [Жарова, 2013]. Подростки смело принимают рекомендации по использованию, вовлекаются в работу и с удовольствием её выполняют. Это вызвано тем, что им ближе и интереснее современная техника (технологии в целом), чем книги и старые методики обучения (книги, учебники) [Осин, 2011]. Нами замечено, что обучающиеся, использующие средства ИКТ и цифровые образовательные ресурсы, в основном демонстрируют более высокие результаты обучения, чем те, кто их не использует. Предполагаем, это вызвано большими возможностями и значительным набором инструментов. В связи с этим необходимо признать особую роль ЦОР в обучении учащихся.

Экспериментальная работа

С целью рассмотрения возможности использования цифровых образовательных ресурсов для развития самостоятельности у подростков и выявления результативности нами проводился эксперимент на базе МОУ «СОШ п. Белоглинный» Озинского района Саратовской области. Он заключался в том, что подростки на уроках и во внеурочное время работали с рекомендованными цифровыми ресурсами и создавали собственные.

Классная и внеклассная работа проходила по нормам ФГОС без нарушений. Особенностью было то, что педагог выдавал ссылки на ресурсы, которые необходимо было изучить, принять за образец и сделать аналогичное. Разработанный контент становился не просто результатом деятельности учащихся, развивающим их, но и дополнительным материалом для тех учащихся, которые по каким-либо уважительным обстоятельствам не могли посещать школу. Они изучали эти разработки и по рекомендации учителя создавали похожий. Таким образом, происходило развитие самостоятельности даже отсутствующих ребят. Отметим, что работа для подростков была увлекательной и принесла положительные результаты. Обучающиеся успешно выполняли задания и просили давать подобные на других уроках. Постепенно каждый обучающийся уже сам ориентировался в учебном материале, изучал различные ресурсы и создавал свой. Так, использование ЦОР в учебно-воспитательной работе развивало самостоятельность у подростков, а также способствовала развитию мотивации.

Эта работа проводилась в течение всего учебного года: классная работа - постоянно, внеклассная работа - по плану внеклассных работ. Согласно модели развития у подростков самостоятельности посредством цифровых образовательных ресурсов (см. таблицу) два обозначенных блока организовывались поэтапно. Классная работа имела следующие этапы: теоретический, практический и заключительный. Внеклассная работа имела другие этапы: подготовки, проведения и подведения итогов. При этом последние этапы внеклассной работы проводились постепенно. Они имели пролонгированное действие. Приведём примеры. На теоретическом этапе урока учитель даёт новые знания. Помимо сообщения информации по теме он выдаёт ссылки учащимся, которые они должны изучить. Уточним: для такой работы необходима хорошая оснащённость школы ИКТ или наличие хотя бы нескольких классов с компьютерами, где можно проводить уроки.

Модель развития у подростков самостоятельности посредством цифровых образовательных ресурсов A model for the development of independence in adolescents through digital educational resources

Цель: развитие у подростков самостоятельности посредством цифровых образовательных ресурсов. Задачи: активизация ЦОР для развития у подростков самостоятельности; обеспечение согласованной работы субъектов развития самостоятельности; реализация возможностей цифровых образовательных ресурсов. Подходы: системный, деятельностный, личностный. Принципы: целесообразности, индивидуализации, наглядности.

Специфика развития у подростков самостоятельности посредством цифровых образовательных ресурсов

Этапы работы Классная работа Этапы работы Внеклассная работа

Учитель Ученик Учитель Ученик

Теоретический (в рамках урока) Даёт или проверяет знание, выдаёт ссылки на ЦОР Слушает, задаёт вопросы, обращается к ЦОР, заполняет электронную страничку предмета (5 мин) Этап подготовки (некоторое кол-во дней) Разрабатывает материал (сценарий), готовит список ЦОР, принимает предложения Изучает тематику, выдвигает предложения

Практический (в рамках урока) Выдаёт задания, рекомендует ЦОР Принимает ЦОР за образцы, выполняет задания, заполняет электронную страничку (10 минут) Этап проведения (45 и более минут) Проводит мероприятие, делится списком ЦОР, ориентирует на выполнение творческой работы (время выполнения обговаривается) Принимает участие в мероприятии, консультируется, выполняет творческую работу

Заключительный ( в рамках урока) Проверяет работы, публикует лучшие работы в специальном разделе на сайте школы Рефлексия урока, своей деятельности Этап подведения итогов (любой выбранный день) Слушает, корректирует, проверяет работы, выбирает лучшие и публикует в специальном разделе на сайте школы Рефлексия внеклассного занятия, своей работы, возможные предложения

Условия, требующиеся для реализации модели

Материально-технические (оснащённость ОУ ИКТ, наличие ЦОР и доступа в Интернет) Научно-методические (работа ШМО, повышение профессиональной компетентности педагогов) Психолого-педагогические (взаимодействие педагогов и психологов, психологическая помощь) Системно-деятельностные (бесперебойное участие в работе всего школьного коллектива)

Окончание таблицы

Критерии эффективности развития у подростков самостоятельности посредством цифровых образовательных ресурсов

Отношение к учебно-воспитательному процессу Стабильность мотивации Сформированность знаний и умений

Положительное Пограничное Отрицательное 1.Низкая 2. Средняя 3. Высокая 1.Знания о том, как использовать цифровые образовательные ресурсы - обширные - скудные - примитивные 2.Умение эффективно использовать цифровые образовательные ресурсы - виртуозное - заурядное - примитивное 3. Отсутствие знаний и умений

Показатели эффективности развития у подростков самостоятельности посредством цифровых образовательных ресурсов

Копирующий Воспроизводящий Оригинальный

Уровни развития у подростков самостоятельности посредством цифровых образовательных ресурсов

Подражательный (низкий) Поисковый (средний) Творческий (высокий)

РЕЗУЛЬТАТ: развитие у подростков самостоятельности посредством ЦОР

Учащиеся слушают учителя и обращаются к электронным ресурсам, которые учитель рекомендует. В процессе они могут задавать уточняющие вопросы. После изучения материала дети заполняют электронную страничку предмета (создают теоретический материал по теме), при этом учитель с целью рациональной организации работы оказывает педагогическую помощь, то есть он выступает в роли координатора и помощника, что сейчас очень важно при наличии новых стандартов. На теоретический этап урока выделяется 15 минут.

Далее следует практический этап. Ему отводится 15 минут. Здесь учитель выдаёт задания и рекомендует ссылки с учебным материалом, который поможет подросткам восполнить пробелы в предметной области и корректно выполнить задания. Учащиеся в свою очередь выполняют задания и заполняют электронную страничку. При этом им предлагается создать аналогичные, но оригинальные задания. В процессе выполнения учитель не оставляет детей без участия. Он по-прежнему продолжает курировать и координировать учащихся.

Заключительный этап (10 минут) - не менее важный период урока. Тут важно умело провести рефлексию. Подростки должны «пропустить» весь урок через себя и сделать анализ: что получилось, что нет, что требует проработки, понравился урок или нет. Учитель должен выслушать, просмотреть работы на электронной страничке и отобрать самые лучшие, которые будут опубликованы в специальном разделе на сайте школы.

Внеклассная работа проходит приблизительно по такому же принципу. Учитель вместе с подростками в течение некоторых дней готовит материал, учащиеся выдвигают предложения, материалы. После этого проводится само мероприятие, в процессе которого педагог рекомендует ЦОР и ориентирует на выполнение творческой работы (время выполнения обговаривается). В отдельный день подводятся итоги: учитель слушает ребят, проверяет работы, корректирует и вместе с активом класса выбирает лучшие, которые будут публиковаться в специальном разделе на сайте школы.

Заключение

Изучение литературы, практики коллег и собственного опыта показало, что цифровые образовательные ресурсы представляют богатый арсенал средств для развития самостоятельности у подростков. С их помощью можно успешно использовать время, проведенное возле компьютера. Кроме того, рационально организованная деятельность позволяет развивать и другие личные качества подростка.

Список литературы

Акулова О.В. 2004. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях

перехода к информационному обществу. СПб., Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 254 с. Ваграменко Я.А. 1996. О направлениях информатизации российского образования. В кн.: Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества. Под ред. И.А. Мизина. Вып. 8. М., Наука, Физматлит: 27-38. Жарова Л.В. 2013. Учить самостоятельности. М., Просвещение, 203 с.

Коробкова К.В., Калиновский Е.А. 2012. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. В кн.: Студенческий научный форум - 2012. IV Международная студенческая научная конференция, г. Москва, 15 февраля - 31 марта 2012 года. М., РАЕ. URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2012/2296.pdf Красильникова В.А. 2006. Информационные и коммуникационные технологии в образовании.

Оренбург, ГОУ ОГУ, 235 с. Кузьмина М.В. 2019. Формирование цифровой грамотности обучающихся. Киров, Изд-во ИРО Кировской области, 47 с.

Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Поливанова К.Н., Стефаненко Т.Г., Краснова О.В., Белинская

Е.П. 2017. Психология развития. Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., Академия, 528 с. Орлов В.Н. 2004. Активность и самостоятельность учащихся. М., Логос, 228 c. Осетрова H.B., Смирнов А.И., Осин А.В. 2012. Книга и электронные средства в образовании. М., Логос, 144 с.

Осин А.В. 2011. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. В кн.: Аналитическая записка ИИТО, август 2011 года. М., ИИТО ЮНЕСКО, 12 с. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214693.pdf Осин А.В., Калина И.И. 2007. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. М., Агентство «Социальный проект», 32 с. URL: http://window.edu.ru/resource/957/63957/files/EOR_NP_v_voprosah_i_otvetah-1.pdf Савелова Е.В. 2008. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования.

Обществознание. М., Университетская книга, 224 с. Смирнова Н.М. 2008. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. М., Просвещение, 112 с.

Чернявская А.П. 2008. Развитие самостоятельности учащихся в процессе индивидуально-ориентированного обучения. Ярославль, Издательство ЯГПУ, 184 с.

References

Akulova O.V. 2004. Kontseptsiya sistemnykh izmeneniy shkol'nogo protsessa obucheniya v usloviyakh perekhoda k informatsionnomu obshchestvu [The concept of systemic changes in the school

learning process in the context of the transition to an information society]. SPb., Publ. Izd-vo RGPU im A.I. Gertsena, 254 p.

Vagramenko Ya.A. 1996. O napravleniyakh informatizatsii rossiyskogo obrazovaniya [On the directions of informatization of Russian education]. In: Sistemy i sredstva informatiki: Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: Ot komp'yuternoy gramotnosti - k informatsionnoy kul'ture obshchestva [Systems and Means of Informatics: Information Technologies in Education: From Computer Literacy to the Information Culture of Society]. Ed. I.A. Mizin. Iss. 8. M., Publ. Nauka, Fizmatlit: 27-38.

Zharova L.V. 2013. Uchit' samostoyatel'nosti [Teaching independence]. M., Publ. Prosveshchenie, 203 p.

Korobkova K.V., Kalinovskiy E.A. 2012. The possibilities of use of digital educational resources in educational process. In: Studencheskiy nauchnyy forum - 2012 [Student Scientific Forum - 2012]. M., RAE. Available at: https://files.scienceforum.ru/pdf/2012/2296.pdf

Krasil'nikova V.A. 2006. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information and Communication Technologies in Education]. Orenburg, Publ. GOU OGU, 235 p.

Kuz'mina M.V. 2019. Formirovanie tsifrovoy gramotnosti obuchayushchikhsya [Formation of digital literacy of students]. Kirov, Publ. IRO Kirovskoy oblasti, 47 p.

Martsinkovskaya T.D., Maryutina T.M., Polivanova K.N., Stefanenko T.G., Krasnova O.V., Belinskaya E.P. 2017. Psikhologiya razvitiya [Developmental Psychology]. Ed. T.D. Martsinkovskaya. M., Publ. Akademiya, 528 p.

Orlov V.N. 2004. Aktivnost' i samostoyatel'nost' uchashchikhsya [Activity and independence of students]. M., Publ. Logos, 228 p.

Ocetpova H.B., Smirnov A.I., Osin A.V. 2012. Kniga i elektronnye sredstva v obrazovanii [Book and Electronic Means in Education]. M., Publ. Logos, 144 p.

Osin A.V. 2011. Elektronnye obrazovatel'nye resursy novogo pokoleniya [Electronic educational resources of a new generation]. In: Analiticheskaya zapiska IITO [IITE Policy Brief], avgust 2011 goda. M., Publ. IITO YuNESKO, 12 p. Available at: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214693.pdf

Osin A.V., Kalina I.I. 2007. Elektronnye obrazovatel'nye resursy novogo pokoleniya v voprosakh i otvetakh. M., Publ. Sotsial'nyy proekt, 32 p. Available at: http://window.edu.ru/resource/957/63957/files/EOR_NP_v_voprosah_i_otvetah-1.pdf

Savelova E.V. 2008. Tsifrovye obrazovatel'nye resursy v shkole: metodika ispol'zovaniya. Obshchestvoznanie [Digital educational resources at school: method of use. Social Studies]. M., Publ. Universitetskaya kniga, 224 p.

Smirnova N.M. 2008. Razvitie navykov samostoyatel'noy deyatel'nosti uchashchikhsya [Development of students' independent activity skills]. M., Publ. Prosveshchenie, 112 p.

Chernyavskaya A.P. 2008. Razvitie samostoyatel'nosti uchashchikhsya v protsesse individual'no-orientirovannogo obucheniya [Development of student autonomy in the process of individually oriented learning]. Yaroslavl', Publ. YaGPU, 184 p.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ахметов Степан Идрисович, аспирант Саратовского государственного университета, учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ 8" г. Саратова, г. Саратов, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Stepan I. Akhmetov, postgraduate student of Saratov State University, teacher of Russian language and literature, MOU "SOSH 8" Saratov, Saratov, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.