УДК 378.1
Анастасия Павловна Самочернова Пушкарева Марина Петровна
г. Шадринск
Возможности внеурочной деятельности в формировании российской гражданской
идентичности обучающихся
В данной статье автор предоставляет собственную интерпретацию процесса формирования российской гражданской идентичности обучающихся с использованием возможностей внеурочной деятельности. Во вступительной части обосновывается актуальность формирования гражданской идентичности обучающихся, основной акцент сделан на использовании достоинств и преимуществ внеурочной деятельности в процессе формирования российской гражданской идентичности обучающихся.Далее автор останавливается на различных интерпретациях ключевого термина, а именно - «гражданская идентичность», приводит основные отличия внеурочной деятельности от урочной, акцентирует наше внимание на основных критериях, предъявляемых к реализации внеурочной деятельности, рассматривает виды внеурочной деятельности (волонтерская, спортивная, с использованием средств изучаемого иностранного языка и другие), упоминая преимущества каждой относительно формирования у обучающихся российской гражданской идентичности в целом, конкретных черт и качеств личности в частности. В заключительной части статьи автор приходит к логичному и обоснованному выводу о целесообразности использования возможностей внеурочной деятельности (в том числе, средствами изучаемого иностранного языка) в формировании российской гражданской идентичности обучающихся.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, российская гражданская идентичность.
Anastasiya Pavlovna Samochernova Pushkareva Marina Petrovna
Shadrinsk
The opportunities of extracurricular activities in the process of formation of Russian civic
identity of students
In the article the author provides his own interpretation of the process of formation of Russian civic identity of students with the use of the opportunities of extracurricular activities. The introductory part of the article gives a chance to learn more about the relevance of the process of formation of students' civic identity, the main emphasis is on the use of the advantages of extracurricular activitiesin the process of formation of Russian civic identity of students. Then the author dwells upon different interpretations of the key term - "civic identity", gives the main differences between curricular and extracurricular activities. The author also focuses our attention on the main criteria used for the implementation of extracurricular activities, accents upon various kinds of extracurricular activities (volunteer activity, sports activity, activities in which the means of the studied foreign language are used and so on), mentioning the advantages of each concerning the process of formation of Russian civic identity of students on the whole, definite traits and features of character in particular. In the final part of the article the author arrives at a logical and reasonable conclusion about the expediency of the use of the opportunities of extracurricular activities (also with the help of the means of the studied foreign language) in the process of formation of Russian civic identity of students.
Keywords: extracurricular activities, Russian civic identity.
Реалии современного российского общества активно содействуют осознанию такого важного и неотъемлемого факта нашей действительности, как обязательное (и вполне оправданное многими сложившимися на данный момент обстоятельствами) формирование российской гражданской идентичности обучающихся в ходе учебного процесса (начиная с этапа начального общего образования, завершая данный процесс на этапе среднего общего образования), в том числе, средствами изучаемого иностранного языка.Невозможно отрицать тот факт, что формирование гражданской идентичности, вне всякого сомнения, способствует определенному усилению у школьников как чувства принадлежности к ценностям и достоинствам своей нации (за счет планомерного и систематического ознакомления с ними с целью дальнейшего усвоения и осмысления), так и активизации полноценного и адекватного участия в общественной деятельности на благо своей Родины.
Несмотря на довольно большое количество разнообразных форм, средств и методов формирования гражданской идентичности учащихся, доступных для успешной и эффективной реализации в условиях современных российских школ, нам хотелось бы подробнее остановиться именно на достоинствах и преимуществах внеурочной деятельности, используемой в исследуемом нами контексте.
Обсуждаемому нами в данной статье вопросу формирования российской гражданской идентичности учащихся путем использования возможностей внеурочной деятельности посвящены работы таких ученых, как А.А. Аракелян, И.А. Воронина, О.В. Гукаленко, И.М. Елкина, М.А. Картавых, Н.Г. Кокова, А.С. Миненкова и других.
Однако, даже принимая во внимание упомянутые выше исследования в области изучаемого нами феномена, мы справедливо полагаем, что рассматриваемый нами процесс формирования российской гражданской идентичности обучающихся путем использования возможностей внеурочной деятельности, несомненно, нуждается в более тщательной конкретизации и детальном выделении его отличительных черт и особенностей.
На наш взгляд, вполне резонно было бы остановиться подробнее на определении одного из ключевых терминов, подлежащих нашему рассмотрению, а именно -«гражданская идентичность».
Так, А.Г. Асмолов вкладывает в понятие «гражданская идентичность» такой немаловажный момент, как «осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе» [1]. Следует заметить, что ученый пытается в определенном смысле разграничить понятия «гражданская идентичность» и «гражданство», наделяя первое из упомянутых более личностным смыслом.
В свою очередь, Т.В. Водолажская подразумевает под гражданской идентичностью «реализацию ключевых потребностей личности в принадлежности к определенной группе» [2].
М.А. Юшин определяет данное понятие как «тождественность личности статусу гражданина, адекватную оценку своего гражданского состояния, наличие способности и готовности выполнять связанные с наличием гражданства обязанности, желания пользоваться имеющимися правами, принимать необходимое и достаточное участие в жизни государства» [4].
Д.В. Григорьев же полагает, что гражданская идентичность - это «свободная самоидентификация человека, его включенность в культурную, общественную жизнь страны, ощущение себя частью будущего, настоящего и прошлого российской нации...» [3].
Таким образом, мы видим, что внимание в приведенных выше определениях в основном акцентировано на том, что гражданская идентичность в той или иной степени дает возможность личности ощутить себя частью целого, находясь с ним во взаимозависимых и взаимовыгодных отношениях. И, как мы полагаем, именно в процессе внеурочной деятельности обучающимся предоставляется отличная возможность в полной мере почувствовать себя одним из немаловажных элементов, формирующих целостную и комплексную систему, представляющую собой определенное подобие гражданского общества.
Считаем целесообразным отметить, что внеурочная деятельность относящаяся к образовательным видам деятельности, организуется в свободное от уроков время с целью повышения уже имеющихся у обучающихся образовательных результатов, а также полноценного и систематического формирования и развития у школьников креативной активности в интересующих их разнообразных видах деятельности, создания максимально комфортных условий, всесторонне содействующих эффективности процесса, имеющего непосредственное отношение как к мотивации, так и к реализации творческих и познавательных элементов различных видов деятельности, тем или иным образом связанных с образовательным процессом.
Несомненно, существует ряд отличий внеурочной деятельности от урочной. Среди
них:
УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2023. № 2(2)
- участие обучающихся во внеурочной деятельности является добровольным (в сравнении с урочной деятельностью, которую отличает обязательный характер);
- присутствует вариативность в том, что касается временных рамок, выбора места, формы организации обсуждаемой нами деятельности;
- приветствуется и поощряется самостоятельное выполнение обучающимися заданий.
На упомянутые нами особенности в той или иной степени опираются критерии,
предъявляемые к реализации внеурочной деятельности (в том числе, с целью формирования российской гражданской идентичности обучающихся):
- обязательная скоррелированность урочной и внеурочной деятельности;
- ответственное и адекватно-разумное отношение обучающихся к тем или иным видам выбранных по собственному желанию внеурочных задач;
- четкая упорядоченность и легко прослеживаемая логика проводимых внеурочных событий;
- наличие массовости, являющееся залогом эффективности решения внеурочных задач в целом, формирования российской гражданской идентичности обучающихся в частности.
Исходя из всего вышесказанного, хочется обратить внимание на то, что внеурочная деятельность, благодаря так называемому выходу за границы уже традиционно сложившейся классной обстановки, содействует в получении учащимися определенного практического опыта, активизирующегокак гражданскую позицию, так и уровень социальной ответственности школьников.
Все это становится возможным за счет последовательного формирования и дальнейшего развития таких навыков и умений, как своевременное принятие на себя лидерской позиции, умение работать в команде и решать проблемы, обусловленные теми или иными факторами или обстоятельствами (например, здесь логичным считаем упомянуть многочисленные проекты общественных работ, клубы и организации социальной направленности, где обучающиеся в достаточной и необходимой степенипринимают непосредственное участиев жизни своих поселков, городов, областей, страны, в конце концов).
В процессе формирования российской гражданской идентичности обучающихся далеко не последнюю роль играет и внеурочная деятельность по иностранному языку, конкретнее говоря, виртуальные и реальные уроки-экскурсии по достопримечательным местам родного города (села, деревни, областного центра и т.д.). В рамках подобных занятий учащимся предоставляется отличная возможность проявить себя в соответствии со своими познавательными предпочтениями и активно взаимодействовать совсеми членами коллектива, что, способствуя повышению уровня социальной адаптации и самооценки школьников, а также увеличению объема знаний о памятных и исторических местах своей малой родины, в то же самое время способствует продвижению каждого ученика на пути его становления полноценным и адекватным гражданином российского общества.
Внеурочная деятельность, реализуемая в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, предоставляет обучающимся отличные возможности для того, чтобы поделиться уже сформированным мнением относительно той или иной проблемы, сложившейся в какой бы то ни было сфере российского общества; принять активное участие в ставших уже довольно популярными в образовательной среде дебатах, причем, не только с целью усовершенствования уже имеющихся навыков критического мышления, но и с целью развития терпимости к высказываемым другими участниками дебатов точкам зрения.
Мы полагаем, заслуживает отдельного упоминания такая молодежная организация, как Российское движение детей и молодежи, преследующая своей целью воспитание неподдельных патриотических чувств, гордости за свою страну и гражданской ответственности. Конечно, отдельную нишу занимают внеклассные мероприятия, проводимые с определенной периодичностью, продиктованной различными факторами и
обстоятельствами (как текущими, так и обусловленными непреодолимыми силами). В данном ключе возможны вполне полноценные дискуссии на те или иные политические темы, с непременным предоставлениемобучающимся возможности приходить через анализ и осмысление объективных фактов и информации к собственному субъективному пониманиюпричин, состояния и последствий как глобальных проблем и процессов, так и ограниченных рамками и границами собственной страны.
Что касается мероприятий, имеющих непосредственное отношение к сфере культурных и духовных ценностей, то участие обучающихся в постановке пьес и спектаклей, различного рода выставках через раскрытие и стимулирование творческого начала, изучение богатейшего фонда мира искусства и культуры нашей Родины также, вне всякого сомнения, благоприятствует эффективности процесса формирования российской гражданской идентичности.
Не следует также недооценивать в качестве одного из смыслообразующих факторов, влияющих на эффективность обсуждаемого нами процесса участие школьников (вне зависимости от этапа обучения) как в различных общественных проектах, так и волонтерских движениях и направлениях, что, несомненно, оказывает позитивное влияние на воспитание у обучающихся таких чувств, как сопереживание и сострадание, без полноценной сформированности которых, в принципе, невозможно считаться ни полноценным членом гражданского общества, ни человеком с успешно сформированной гражданской идентичностью.
Отдельно хотелось бы акцентировать внимание на актуальных и претворяемых на данный момент в образовательной среде разнообразныхпрограммах, имеющих непосредственное отношение к спорту и сфере физического воспитания, целью которых является решение таких первостепенных задач, как формирование умения работать в команде, соблюдать дисциплину и придерживаться максимальной честности во время проведения и принятия участия в спортивных играх. Вне всяких сомнений, активное участие обучающихся в спортивной жизни своего образовательного учреждения является еще одной (и довольно важной, на наш взгляд) ступенью к достижению ключевой цели по формированию российской гражданской идентичности.
Принимая во внимание сказанное нами выше, мы приходим к выводу о том, что, вобщем и целом, внеурочная деятельность является одним из катализаторов процесса формирования российской гражданской идентичности у обучающихся, полноценной и систематической подготовки школьников к принятию осмысленного и результативного участия в жизни общества.Все это становится возможным благодаря тому, что работа на данный момент ведется абсолютно в разных (но, тем не менее, тесно взаимосвязанных между собой) направлениях. Желательно задействовать по максимуму все виды внеурочной деятельности, доступные обучающимся на этапах, начиная с начального, заканчивая средним. Причем, все виды внеурочной деятельности (спортивная, трудовая, волонтерская и другие) находятся в равноправных отношениях и одинаково важны и незаменимы в достижении результата. Со стороны как учителя, так и обучающихся всего лишь необходимо грамотное распределение ресурсов (временных, материальных и других) между перечисленными нами в предыдущих абзацах видами внеурочной активности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования и социокультурной модернизации России / А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова, М.С. Гусельцева [и др.]. - Москва : Федеральный институт развития образования, 2012. - 252 с. - Текст : непосредственный.
2. Водолажская, Т.В. Идентичность гражданская / Т.В. Водолажская. - Текст : непосредственный // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 140-142.
3. Григорьев, Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника / Д.В. Григорьев. - URL: http://proektpatriot2.jimdo.com (дата обращения: 10.08.2023). - Текст: электронный.
4. Юшин, М.А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / М.А. Юшин. - Тула, 2007. - 22 с. - Текст : непосредственный.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
А.П. Самочернова, студентка 4 курса гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].
М.П. Пушкарева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
A.P. Samochernova, 4th year Undergraduate Student, Humanities Institute, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].
M.P. Pushkareva, Ph. D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Chair of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].