Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Пец Ольга Николаевна

Введение. В статье представлен анализ фундаментального документа воспитания в Российской Федерации - Стратегии развития воспитания, задающей вектор развития гражданскому воспитанию обучающихся. Выявлены критерии, показатели и уровни сформированности активной гражданской позиции обучающихся, обозначены продуктивные организационные формы их урочной и внеурочной деятельности и результаты внедрения в практику работы образовательных организаций. Представлен пример программы формирования активной гражданской позиции у обучающихся, а также основные формы и инструменты в урочной и внеурочной деятельности для формирования активной гражданской позиции обучающихся. Методология. Исследование проводится на основе работ П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Т. С. Шацкого. В исследованиях XXI в. русскими учеными Е. А. Базалей, Т. Н. Балобановой, Е. С. Вагайцевой, Т. И. Кобелевой, Н. Г. Хвалевко и другими раскрыты и доказаны организационно-педагогические условия и методы формирования активной гражданской позиции обучающихся. Результаты. Дан анализ проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации. Выявлены критерии, показатели формирования и уровни проявления активной гражданской позиции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности общеобразовательной организации. Формирование активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации реализовано на основе разработанной нами программы формирования активной гражданской позиции обучающихся. Заключение. Автором отмечается, что в результате педагогического эксперимента обоснована максимальная эффективность формирования активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации в комплексе синхронного взаимодействия в рамках урочной и внеурочной деятельности, т. е. это главное условие результативности деятельности. Формирование активной гражданской позиции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в целом управляемый процесс, при условии изученности всех компонентов активной гражданской позиции как личностного качества школьника, которые позволят определить и создать содержание деятельности, подобрать оптимальные формы, методы, приемы и средства формирования необходимого качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN ACTIVE CIVIL POSITION OF STUDENTSIN LESSON AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIESIN THE GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

Introduction. The article presents an analysis of the fundamental document of education in the Russian Federation - the Strategy for the development of education, which sets the vector for the development of civic education of students. The criteria, indicators and levels of formation of active civil position of students are revealed, productive organizational forms of lesson and extracurricular activities of students and the results of their implementation into the practice of educational organizations are indicated. An example of a program for the formation of an active civil position among students in the professional activity of a teacher is presented. Basic forms and tools in lesson and extracurricular activities for the formation of an active citizenship of students. Methodology. The research is carried out on the basis of the works of P. P. Blonsky, A. S. Makarenko, V. A. Sukhomlinsky, T. S. Shatsky. In the studies of the XXI century by Russian scientists E. A. Bazaley, T. N. Balobanova, E. S. Vagaytseva, T. I. Kobeleva, N. G. Khvalevko and others, the organizational and pedagogical conditions and methods of forming active civil position of students are revealed and proved. Results. The analysis of the problem of the formation of active civil position among students of a general educational organization is given. The criteria, indicators of formation and levels of manifestation of an active civil position of students in the lesson and extracurricular activities of a general educational organization have been identified. Formation of active civil position of students of a general educational organization is realized on the basis of the program of formation of active civil position developed by us. Conclusion. The author notes that as a result of the pedagogical experiment, the maximum efficiency of the formation of an active civil position of students of a general educational organization in the complex of synchronous interaction within the framework of lesson and extracurricular activities has been substantiated, i. e. this is the main condition for the effectiveness of activities. Formation of an active civil position of students in lesson and extracurricular activities is, in general, a controlled process, provided that all the components of an active civil position are studied as a student’s personal quality, which will allow to determine and create the content of activities, choose optimal forms methods, techniques and means of forming the required personality quality.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ THEORY AND METHODOLOGY OF EDUCATION AND TRAINING

УДК/UDC 37.017.4 Н. Э. Касаткина, О. Н. Пец

N. Kasatkina, O. Pets

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

FORMATION OF AN ACTIVE CIVIL POSITION OF STUDENTS IN LESSON AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

Введение. В статье представлен анализ фундаментального документа воспитания в Российской Федерации - Стратегии развития воспитания, задающей вектор развития гражданскому воспитанию обучающихся. Выявлены критерии, показатели и уровни сфор-мированности активной гражданской позиции обучающихся, обозначены продуктивные организационные формы их урочной и внеурочной деятельности и результаты внедрения в практику работы образовательных организаций. Представлен пример программы формирования активной гражданской позиции у обучающихся, а также основные формы и инструменты в урочной и внеурочной деятельности для формирования активной гражданской позиции обучающихся.

Методология. Исследование проводится на основе работ П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухо-млинского, Т. С. Шацкого.

В исследованиях XXI в. русскими учеными Е. А. Ба-залей, Т. Н. Балобановой, Е. С. Вагайцевой, Т. И. Кобе-левой, Н. Г. Хвалевко и другими раскрыты и доказаны организационно-педагогические условия и методы

формирования активной гражданской позиции обучающихся.

Результаты. Дан анализ проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации. Выявлены критерии, показатели формирования и уровни проявления активной гражданской позиции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности общеобразовательной организации. Формирование активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации реализовано на основе разработанной нами программы формирования активной гражданской позиции обучающихся.

Заключение. Автором отмечается, что в результате педагогического эксперимента обоснована максимальная эффективность формирования активной гражданской позиции обучающихся общеобразовательной организации в комплексе синхронного взаимодействия в рамках урочной и внеурочной деятельности, т. е. это главное условие результативности деятельности.

Формирование активной гражданской позиции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в целом управляемый процесс, при условии изученности всех компонентов активной гражданской позиции как личностного качества школьника, которые позволят определить и создать содержание деятельности, подобрать оптимальные формы, методы, приемы и средства формирования необходимого качества личности.

Introduction. The article presents an analysis of the fundamental document of education in the Russian Federation - the Strategy for the development of education, which sets the vector for the development of civic education of students. The criteria, indicators and levels of formation of active civil position of students are revealed, productive organizational forms of lesson and extracurricular activities of students and the results of their implementation into the practice of educational organizations are indicated. An example of a program for the formation of an active civil position among students in the professional activity of a teacher is presented. Basic forms and tools in lesson and extracurricular activities for the formation of an active citizenship of students.

Methodology. The research is carried out on the basis of the works of P. P. Blonsky, A. S. Makarenko, V. A. Sukho-mlinsky, T. S. Shatsky.

In the studies of the XXI century by Russian scientists E. A. Bazaley, T. N. Balobanova, E. S. Vagaytseva, T. I. Kobe-leva, N. G. Khvalevko and others, the organizational and pedagogical conditions and methods of forming active civil position of students are revealed and proved.

Results. The analysis of the problem of the formation of active civil position among students of a general educational organization is given. The criteria, indicators of formation and levels of manifestation of an active civil position of students in the lesson and extracurricular activities of a general educational organization have been identified. Formation of active civil position of students of a general educational organization is realized on the basis of the program of formation of active civil position developed by us.

Conclusion. The author notes that as a result of the pedagogical experiment, the maximum efficiency of the formation of an active civil position of students of a general educational organization in the complex of synchronous interaction within the framework of lesson and extracurricular activities has been substantiated, i. e. this is the main condition for the effectiveness of activities.

Formation of an active civil position of students in lesson and extracurricular activities is, in general, a controlled process, provided that all the components of an active civil position are studied as a student's personal quality, which

will allow to determine and create the content of activities, choose optimal forms methods, techniques and means of forming the required personality quality.

Ключевые слова: активная гражданская позиция, урочная и внеурочная деятельность обучающихся, уровни сформированности активной гражданской позиции обучающихся, программа формирования активной гражданской позиции у обучающихся.

Keywords: active civil position, lesson and extracurricular activities of students, levels of formation of active civil position of students, a program for the formation of an active civil position among students.

Введение

Современный мир претерпевает глобальные изменения в обществе, Россия и ее граждане включены в данный процесс, идет глубокое обновление и усовершенствование всех социальных систем, изменения Конституции РФ связанные с изменением общества, которое затрагивает каждого гражданина.

На данный момент изменились главные направления развития общества и, соответственно, отдельной личности, что не могло не отразиться на системе образования. Так называемый VUCA-мир несет в себе постоянные изменения общества, это нестабильность, противоречивость, и в этом мире придется жить и развиваться новому поколению, при этом не просто приспосабливаться к новым реалиям, а становиться лидерами, социальными инженерами, формировать новые приоритеты и тренды общества.

Ведущим документом развития этого направления стала Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., которая конкретизирует содержательное наполнение гражданского и патриотического воспитания в нашей стране. Стратегия развития воспитания ставит воспитание в ряд приоритетных задач государства и акцентирует внимание на ведущей роли социальных институтов воспитания - семьи, систем основного и дополнительного образования, общественных объединений; на повышении их статуса в обществе и обновление образовательной деятельности в рамках современного контекста достижений, возможностей и ресурсов. Согласно документу, гражданское воспитание подразумевает создание инфраструктуры для формирования у обучающихся активной гражданской позиции, гражданской ответственности, базирующихся на традиционных культурных и духовных национальных ценностях.

В контексте Стратегии развития воспитания гражданское воспитание включает освоение обучающи-

мися правовых норм государства, культуры участия в политической жизни страны, посильное участие в обсуждении законотворческих инициатив, затрагивающих их конституционные права и интересы. Это становится возможным при реализации разнообразных форм организации самоуправления в детских коллективах, общественно значимой деятельности и социальных практик обучающихся, что способствует развитию у обучающихся чувства ответственности за свои слова и дела, возможности и способности кооперации и консолидации детских сообществ и органов детского самоуправления.

Таким образом, главным комплексным направлением Стратегии развития воспитания в Российской Федерации является создание программ адаптации и сопровождения обучающихся, направленных на их правовую, социальную и культурную грамотность, привитие основных морально-этических и нравственных норм, обеспечивающих качественный уровень социализации и воспитания обучающихся [1].

Методология

Тема гражданского воспитания достаточно широко изучалась такими педагогами с мировым признанием, как П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухом-линский, Т. С. Шацкий. В частности, В. А. Сухомлин-ский утверждал, что у детей необходимо воспитывать любовь к семье и родителям, уважение к людям, а также формировать духовные потребности. А. В. Муд-рик, В. А. Сластенин и другие исследователи рассматривают прямое воздействие социальных и политических факторов на формирование гражданских качеств личности ребенка.

В исследованиях XXI века русскими учеными А. М. Андресюк [2], Е. А. Базалей [3], Т. Н. Балобано-вой [4], Е. С. Вагайцевой [5-7], Т. И. Кобелевой [11], Н. Г. Хвалевко [15] раскрыты и доказаны организационно-педагогические условия и методы формирования активной гражданской позиции обучающихся.

Л. А. Байкова, рассматривая феномен гражданской позиции в культурологическом аспекте, утверждает, что гражданственность, и вместе с ней гражданская позиция как основной элемент, является важнейшим компонентом общей культуры. З. Я. Капустина рассматривает гражданскую позицию как основную составляющую патриотизма [10].

Мы в большей степени согласны с понятием гражданской позиции педагога-исследователя Е. А. Каза-евой. В своих исследованиях она раскрывает понятие «гражданской позиции» как интегративного качества личности, состоящего из суммы знаний, граждан-

ских ценностей, нравственных качеств личности, отражающее отношение личности к государству, социуму и самому себе и подразумевающие реальные действия в отношении окружающей ее действительности [9].

Таким образом, гражданская позиция рассматривается, во-первых, как качество личности и, во-вторых, как система отношений личности с социумом.

Результаты

Чтобы раскрыть термин «активная гражданская позиция», необходимо изучить не только понятие гражданской позиции, но и понятие социальной активности. Социальная активность личности -это, прежде всего критическое отношение к социальным, политическим, экономическим и духовным процессам общества, обозначающее устойчивую потребность самостоятельно осмысливать и осознавать происходящее в обществе в целом, стремление менять мир к лучшему, активно участвовать в социальном проектировании. Социальную активность можно обусловить как: сознательное, инициативное, созидательное отношение к труду, профессии, семье, школе, обществу, вследствие которого обеспечивается всесторонняя самореализация личности.

Таким образом, активная гражданская позиция прежде всего формируется под влиянием определенных условий, в которых находится личность, и эти условия должен формировать педагог. Активная гражданская позиция как качество личности реализуется в социально значимой деятельности посредством социальной активности и проявлений ее гражданских качеств.

Суммируя все выше сказанное, мы сформировали общее определение активной гражданской позиции. Активная гражданская позиция - это приобретаемая человеком в ходе взросления и воспитания совокупность черт, проявляющаяся в активных осознаваемых взаимодействиях человека с обществом, направленных на реализацию своих прав и обязанностей, а также общественных ценностей с учетом как своих, так и общественных интересов. Именно формирование этого качества личности обучающегося стоит перед современным педагогом как основное требование к профессиональной деятельности педагога.

Таким образом, формирование активной гражданской позиции - это образовательная деятельность, направленная на воспитание и развитие интегратив-ного качества личности, состоящего из нескольких компонентов (гражданские знания, гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская позиция, гражданская ответственность). Вместе с тем, характеризующегося социальной активностью и инициативой,

органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающего осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Согласно профессиональной деятельности педагога, его основная трудовая функция состоит в формировании активной гражданской позиции, создании условий для форм и методов взаимодействия основных субъектов образовательной деятельности, и главное, помощи обучающимся в самоопределении, результативного поиска своей ниши во взрослой жизни.

Формирование активной гражданской позиции обучающихся в общеобразовательной организации невыполнимо без обоснованного определения критериев и показателей для практического применения.

Данные критерии и показатели позволяют для каждого субъекта образовательной деятельности определить уровень сформированности активной гражданской позиции. Это зависит от индивидуальности, возможности контролировать уровень достижения результатов работы в ходе запланированных мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции обучающихся. Каждый компонент активной гражданской позиции отражается в критерии и соответствующих ему показателях.

Критерии и показатели сформированности активной гражданской позиции обучающихся в общеобразовательной организации в урочной и во внеурочной деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности активной гражданской позиции обучающихся в общеобразовательной организации

Критерии Характеристика Показатели

Мотивационно-ценностный • Мотивационная сфера личности как совокупность мотивов, которые побуждают к активной гражданской деятельности, придавая ей личностное значение и побуждая к овладению общекультурными ценностями; • ценностные ориентации и отношение к ним; • мотивационно-ценностный компонент характеризует направление взаимоотношений личности к стране, к гражданским правам и обязанностям, к гражданскому социуму и себе Наличие или отсутствие: • системы гражданских знаний (прав и обязанностей, норм и ценностей); • уважения личности и ее достоинства, доброжелательного отношения к окружающим, готовности к равноправному сотрудничеству; • уважения ценностей семьи, народа, государства, признание гражданских и культурных ценностей, позитивного восприятия мира; • сформированности гражданской и моральной самооценки, чувство гордости при следовании общепринятым гражданским нормам

Когнитивный • Знания, полученные в процессе постижения мира, социума и человека; • интеллектуальные умения(сбор и исследование информации из разных источников, самостоятельный анализ явлений, событий, фактов, современных реалий, формулировка объективных аргументированных выводов, отстаивание своих убеждений); • данный компонент основывается на гражданском образовании, которое выражает знания о сущности, признаках, закономерностях развития гражданского общества; знание о различных сферах социального развития (истории, политики, культуры, экономике); • характеризуется полнотой нравственных, правовых и других знаний человека; • умение анализировать ситуацию, выработать и защитить свою позицию без нарушения прав других людей Наличие или отсутствие: • знаний основных исторических событий развития общества и государства; система культурно-исторических знаний о стране, крае, городе, селе; • сформированного образа социально-политического устройства; • ориентации в правовом пространстве государственно-общественных отношений; • изучения общемирового культурного наследия и общекультурного наследия России

Эмоционально-оценочный • Отражает рефлексивность знаний и представлений; • наличие своего отношения к событиям, происходящим в обществе; • способность отчетливо формулировать и аргументировать свою точку зрения Наличие или отсутствие: • чувства гражданственности, уважения истории и культуры; • эмоционально положительного принятия гражданской идентичности

Практический/ деятельностный • Выполняет преобразующую функцию с окружающей действительностью и другими людьми; • полагает определение взаимосвязи гражданина и общества, которая реализуется через гражданскую активность. При этом гражданская активность устанавливает ответственное отношение личности к своим гражданским правам и обязанностям; • проявляется в социально полезной, значимой гражданской деятельности, которая является необходимым условием овладения социальным опытом; • включает процесс саморегуляции и самоорганизации поведения и деятельности Наличие или отсутствие: • участия в школьном активе и самоуправлении с учетом возрастных компетенций; • выполнения требования школьной жизни, прав и обязанностей ученика (устав, ФЗ и др.); • участия в социальной жизни (акции, посещение культурных мероприятий, работа детских объединений); • умения выстраивать жизненные ориентиры с учетом современных реалий и стремиться к их достижению

Таблица 2

Уровни сформированности активной гражданской позиции у обучающихся

Уровни сформированности

Уровни Характеристика

Фрагментарный • Фрагментарные гражданские и предметные знания; • нет сложившихся гражданских и правильных социальных убеждений; • отсутствуют умения осуществлять социальную деятельность, анализировать события; • отсутствие стремления к самореализации

Ситуативный • Ситуативное, не постоянное осознание обучающимися гражданских знаний и ценностей; • частичная склонность анализировать и интерпретировать события, происходящие в обществе; • ситуативное желание исполнять социальную деятельность

Устойчивый • Устойчивые гражданские и предметные знания; • сложившиеся гражданские и социальные убеждения; • значительная степень сформированности активной гражданской позиции обучающихся; • способность подчинять личные интересы коллективным

Рис. 1. Программа формирования активной гражданской позиции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности общеобразовательной организации

Рассматривая структуру активной гражданской позиции, мы проанализировали уровни сформированности ее компонентов. Для исследования процесса формирования активной гражданской позиции обучающихся необходимо выявить уровни сформированности активной гражданской позиции у обучающихся, в соответствии с которыми можно определить сформированное исследуемого нами качества личности.

С целью формирования у обучающихся устойчивого уровня активной гражданской позиции, нами была разработана и апробирована программа по формированию активной гражданской позиции обучающихся. Максимально положительная результативность данной программы заключается в том, что она включает в себя комплексное взаимодействие урочной и внеурочной деятельности субъектов образовательной деятельности, т. к. достичь положительных результатов можно только в интегрировании этих видов деятельности. Компонентный состав и организационные формы урочных и внеурочных занятий программы формирования активной гражданской позиции у обучающихся представлены на рисунке 1.

Программа включает современные формы и методы взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности субъектов образовательной деятельности, направленные на формирование активной гражданской позиции обучающегося. В основе процесса формирования активной гражданской позиции, обучающегося лежит системно-деятельностный подход как основное требование федеральных государственных образовательных стандартов.

Таким образом, если в общеобразовательной организации целенаправленно создать необходимые педагогические условия для решения поставленных нами задач, можно решить одну из основных проблем государства, воспитать поколение, которое не просто адаптируется к VUKA-миру, а формирует его.

Представленные в статье результаты исследования были апробированы в ходе проведения опытно-экспериментальной работы на двух экспериментальных площадках в МБОУ Гимназии № 24 г. Междуречен-ска Кемеровской области (54 педагога и 750 обучающихся с 5-го по 11-е классы) и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка» г. Новокузнецка Кемеровской области (36 педагога и 477 обучающихся с 5-го по 11-е классы) В ходе педагогического эксперимента в экспериментальных группах обучающихся динамика перехода обучающихся с фрагментарного уровня сформированности активной гражданской позиции, на устойчивый уровень по всем критериям меняется в сторону увеличения показателей с устойчивым уровнем сформированности активной гражданской позиции. Педагогический эксперимент был проведен с 2019 по 2020 год включительно. В результате исследования нами были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 3.

Как мы видим, комплексный подход к формированию активной гражданской позиции и применение активных организационных форм реализации урочной и внеурочной деятельности в образовательных организациях показал достойный результат в рамках

Таблица 3

Динамика изменений сформированности активной гражданской позиции по критериям, чел.

Этапы Количество обучающихся на фрагментарном уровне Количество обучающихся перешедших на следующий уровень Количество обучающихся на ситуативном уровне Количество обучающихся перешедших на следующий уровень Количество обучающихся на устойчивом уровне

Мотивационно-ценностный критерий

Начальный 496 402 329

Итоговый 29 466 157 245 1041

Когнитивный критерий

Начальный 447 476 304

Итоговый 83 363 128 348 1016

Эмоционально-оценочный критерий

Начальный 467 457 293

Итоговый 29 398 186 245 1012

Деятельностный критерий

Начальный 844 206 177

Итоговый 39 805 152 54 1036

проведенного исследования. Качественный прирост изменений в положительную сторону, т. е. повышения уровня активности гражданской позиции обучающихся, составил более 50 % по всем критериям - моти-вационно-ценностному, когнитивному, эмоционально-оценочному и деятельностному, что составляет 58, 58, 52 и 70 % соответственно. Примечательно, что наибольший прирост показателя произошел по деятельност-ному критерию, который является результативным выражением всех перечисленных критериев и доказывает осознанность мотивационно-ценностного критерия, целесообразность когнитивного критерия и обоснованность эмоционально-оценочного критерия, что в итоге выражается в продуктивной образовательной деятельности обучающихся.

Заключение

В результате проведенного педагогического эксперимента были созданы оптимальные педагогические условия по формированию активной гражданской позиции обучающихся в общеобразовательной организации. Было установлено, что формированию активной гражданской позиции обучающегося способствует использование комплекса форм, методов, приемов и средств организации урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.

Анализ изменений формирования активной гражданской позиции обучающихся в общеобразовательной организации дает возможность констатировать, что формирование активной гражданской позиции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности -в целом управляемый процесс, при условии, что изучены все составляющие компоненты активной гражданской позиции, как личностного качества школьника, которые позволят определить и создать содержание деятельности, подобрать оптимальные формы, методы, приемы и средства формирования необходимого качества личности.

Таким образом, отталкиваясь от стратегического документа в сфере образования - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, приходим к выводу, что важным аспектом формирования активной гражданской позиции обучающихся выступает интеграция урочной и внеурочной деятельности как полноценной среды социальной активности обучающегося. Системным инструментом формирования активной гражданской позиции у обучающихся является реализованная программа, где компонентный состав и организационные формы урочных и внеурочных занятий играют решающую роль в положительной динамике уровня сформированности актив-

ной гражданской позиции и где учитель и обучающийся находятся в постоянном развитии, совершенствовании своих деловых и человеческих характеристик и окружающего его мира. Заключаем, что полученные результаты исследования работают на достижение целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.

Литература

1. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_180402/ (дата обращения: 24.06.2021).

2. Андресюк А. М. Формирование гражданской позиции учащихся в образовательно-воспитательном пространстве образовательной организации: дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2011. 201 с.

3. Базалей Е. А. Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников по системе А. С. Макаренко: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 22 с.

4. Балобанова Т. Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде образовательной организации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 164 с.

5. Вагайцева Е. С., Игонина Т. Б. Факторы формирования активной гражданской позиции обучающихся в условиях информационного общества // Проблемы и перспективы современной науки: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2015. С. 33-42.

6. Вагайцева Е. С., Игонина Т. Б. Педагогические условия формирования гражданственности старших обучающихся в современном обществе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 41-2. С. 199-209.

7. Вагайцева Е. С. Факторы, влияющие на формирование гражданственности обучающихся в условиях информационного общества // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 98-108.

8. Ильинский И. М., Луков В. А. О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-strategii-razvitiya-vospitaniya-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2025-goda (дата обращения: 24.06.2021).

9. Казаева Е. А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: дис. .. д-ра пед. наук. Челябинск, 2010. 461 с.

10. Капустина З. Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2003. № 9. С. 45-50.

11. Кобелева Т. И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2006. 186 с.

12. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1987. 382 с.

13. Филонов Г. Н. Образование - ресурс консолидации гражданского общества // Педагогика. 2004. № 8. С. 28-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Филонов Г Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. 2007. № 8. С. 38-44.

15. Хвалевко Н. Г Управление гражданским воспитанием обучающихся в условиях муниципальной системы образования: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2005. 229 с.

References

1. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Fede-racii na period do 2025 goda [On the approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for

the period up to 2025]. Decree of the Government of the Russian Federation No. 996-r of May 29, 2015. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (accessed 24.06.2021). (In Russian).

2. Andresyuk A. M. Formirovanie grazhdanskoj pozicii uchashchih-sya v obrazovatel'no-vospitatel'nom prostranstve obrazovatel'noj organizacii [Formation of the civic position of students in the educational space of the educational organization]. Ph. D. thesis. Irkutsk, 2011, 201 p. (In Russian).

3. Bazaley E. A. Pedagogicheskie usloviya nravstvennogo vospi-taniya starsheklassnikov po sisteme A. S. Makarenko [Pedagogical conditions for the moral education of high school students according to the system of A. S. Makarenko]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2014, 22 p. (In Russian).

4. Balobanova T. N. Formirovanie grazhdanskoj pozicii uchashchih-sya v sociokul'turnoj srede obrazovatel'noj organizacii [Formation of the civic position of students in the socio-cultural environment of the educational organization]. Abstract of Ph. D. thesis. St. Petersburg, 2007, 164 p. (In Russian).

5. Vagaytseva E. S., Igonina T. B. Faktory formirovaniya aktivnoj grazh-danskoj pozicii obuchayushchihsya v usloviyah informacionnogo obshchestva [Factors of the formation of an active civic position of students in the information society]. Problems and prospects of modern science. Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference. Stavropol, 2015, pp. 33-42. (In Russian).

6. Vagaytseva E. S., Igonina T. B. Pedagogicheskie usloviya formiro-vaniya grazhdanstvennosti starshih obuchayushchihsya v sovre-mennom obshchestve [Pedagogical conditions of the formation of civic consciousness of senior schoolchildren in modern society]. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2017, no. 41-2, pp. 199-209. (In Russian).

7. Vagaytseva E. S. Faktory, vliyayushchie na formirovanie grazhdan-stvennosti obuchayushchihsya v usloviyah informacionnogo obsh-chestva [Factors affecting civic consciousness development of

schoolchildren in the information society]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 2 (26), pp. 98-108. (In Russian).

8. Ilyinsky I. M., Lukov V. A. O Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [On the Strategy of advancing personality development (vospitanie) in the Russian Federation for the period through 2025]. Scientific Works of the Moscow University for the Humanities, 2015, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7o-strategii-razvitiya-vospitaniya-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2025-goda (accessed 24.06.2021). (In Russian).

9. Kazaeva E. A. Pedagogicheskaya koncepciya razvitiya grazhdan-skoj pozicii budushchego uchitelya [Pedagogical concept of the development of the civic position of the future teacher]. Doctor's degree dissertation. Chelyabinsk, 2010, 461 p. (In Russian).

10. Kapustina Z. Y. Vospitanie grazhdanstvennosti v usloviyah obnovly-ayushchejsya Rossii [Education of citizenship in the conditions of a renewing Russia]. Pedagogy, 2003, no. 9, pp. 45-50. (In Russian).

11. Kobeleva T. I. Formirovanie grazhdanskoj pozicii uchashchihsya starshih klassov sredstvami social'nogo proektirovaniya [Formation of the civil position of senior pupils by means of social design]. Ph. D. thesis. Samara, 2006, 186 p. (In Russian).

12. Sukhomlinsky V. A. Rozhdenie grazhdanina [Birth of a Citizen]. Moscow, 1987, 382 p. (In Russian).

13. Filonov G. N. Obrazovanie - resurs konsolidacii grazhdanskogo obshchestva [Obrazovanie - Resource Consolidation of Civil Society Filonov]. Pedagogy, 2004, no. 8, pp. 28-34. (In Russian).

14. Filonov G. N. Fenomen grazhdanstvennosti v strukture lichnost-nogo razvitiya [Citizenship phenomenon in the structure of personal development]. Pedagogy, 2007, no. 8, pp. 38-44. (In Russian).

15. Khvalevko N. G. Upravlenie grazhdanskim vospitaniem obuch-ayushchihsya v usloviyah municipal'noj sistemy obrazovaniya [Management of civic education of students in the conditions of the municipal education system]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2005, 229 p. (In Russian).

УДК/UDC 37.013.42 Н. П. Сенченков, Т. В. Романенко

N. Senchenkov, T. Romanenko

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF SUCCESSFUL SOCIAL INTERACTION BETWEEN STUDENTS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Введение. Статья посвящена анализу проблем организации социального взаимодействия обучающихся системы среднего профессионального образования (СПО) и способам их решения.

Методология. Фиксирование проблемы организации социального взаимодействия обучающихся системы СПО проводилось посредством следующих методов: наблюдение, опрос (социометрия Джекоба Морено) и анкетирование (методика В. В. Синявского и Б. А. Федоришина).

Результаты. Полученные результаты наблюдения, опроса и тестирования студентов первого курса показывают еще слабо сформированные группы с очень низким уровнем внутреннего взаимодействия. Фиксируется проблема успешного социального взаимодействия и определяется вектор организации дальнейшего сопровождения обучающихся в рамках образовательного процесса.

Заключение. Определяются основа и векторы воспитательного процесса в образовательных учрежде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.