Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение иностранному языку / гражданская идентичность / межкультурный компаративный подход / внеклассная работа / технологии критического мышления / foreign language teaching / civic identity / intercultural comparative approach / extracurricular work / critical thinking technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Дубаков

Статья посвящена особенностям формирования российской гражданской идентичности школьников в обучении иностранному языку. Гражданская идентичность – одно из тех образований личности, формирование которого является актуальным и значимым в условиях современной реальности. Автор уточняет понятие «гражданская идентичность», обозначает миссию гражданской идентичности, раскрывает возможности учебного предмета «Иностранный язык» в формировании гражданской идентичности обучающихся школы. В качестве одного из инструментов формирования гражданской идентичности обучающихся школы рассматривается межкультурный компаративный подход. Автором обозначаются механизмы межкультурного компаративного подхода в формировании российской гражданской идентичности школьников, представлены результаты экспериментального исследования по формированию российской гражданской идентичности школьников на основе указанного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE RUSSIAN CIVIC IDENTITY IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT SCHOOL

The article deals with peculiarities of the formation of the Russian civic identity of schoolchildren in teaching a foreign language. Civic identity is considered to be one of those phenomena, the formation of which is relevant and significant in the conditions of modern reality. The author clarifies the concept “civic identity”, designates the mission of civic identity, details the possibilities of the school subject “Foreign language” in the formation of the civic identity of students of the school. An intercultural comparative approach is considered as one of the tools for the formation of the civic identity of school students. Here the mechanisms of the intercultural comparative approach in the formation of the Russian civic identity of schoolchildren are outlined; the results of an experimental research on the formation of the civic identity of schoolchildren based on this approach are presented. The study is carried out with the financial support of research works on priority areas of activity of partner universities of South-Ural State Humanities-Pedagogical University and Shadrinsk State Pedagogical University in 2023 on the topic “Intercultural comparative approach in the formation of Russian civic identity of students in the process of teaching a foreign language” (No. 16-350 dated May 26, 2023).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ»

4. Соловей Д.В. Утеря способности к самоорганизации курсантов военного вуза и влияние этого на профессиональную деятельность. Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019; № 4: 21-27.

5. Титова М.Ю. Диагностика уровня сформированное™ умений самоорганизации у студентов вуза. Гаудеамус. Психолого-педагогический журнал. 2021; Т. 20; № 1 (47): 61-66.

6. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Карпова М.А. Реализация студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении. Карельский научный журнал. 2019; Т. 8; № 2 (27): 56-58.

7. Гапонова Г.И., Ольшанская С.А., Лазаренко Л.А. Психолого-педагогические условия формирования у студентов способности к самоорганизации и самоуправлению. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 74-4: 266-270.

8. Шихова О.Ф., Глухова Е.К. Развитие способности к самоорганизации как фактора конкурентоспособности будущего педагога. ВестникИжГТУимени М.Т. Калашникова. 2018; Т. 21; № 3: 213-219.

9. Джанибекова Ф.О. Возможности формирования способности к самоорганизации будущих педагогов в образовательном процессе вуза средствами информационных технологий. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-formirovaniya-sposobnosti-k-samoorganizatsii-buduschih-pedagogov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza-sredstvami/viewer

10. Калашникова А.В. Диалогическое общение между субъектами образовательного процесса как эффективное условие воспитания способности к самоорганизации у студентов. Экономика и социум. 2017; № 1 (32): 1267-1273.

11. Меженская М.И., Нагорная Т.В. Формирование способностей самоорганизации студентов в процессе физического воспитания. Столыпинский вестник. 2023; Т. 5; № 4: 1968-1975.

12. Низамова Ч.И., Добротворская С.Г. Частные навыки самоорганизации студентов в учебном процессе. Проблемы современного образования. 2020; № 1: 250-257.

13. Розин А.А. Анализ механизмов развития универсальной компетенции самоорганизации на уровнях бакалавриата и магистратуры. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 83-85.

14. Романова Л.М. Дидактические основы формирования способности самоорганизации у студентов вуза. ВестникКГЭУ. 2018; № 4 (40): 113-123. References

1. KlassInform. Professional'nyestandarty. Available at: https://classinform.ru/profstandarty.html?ysclid=lkgks115q2344571106

2. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty. 09.00.00 Informatika i vychislitel'naya tehnika. Available at: https://fgos.ru

3. Galeeva N.A. Razrabotka metodiki ocenki urovnya sformirovannosti sposobnosti k samoorganizacii obuchayuschihsya vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 23-25.

4. Solovej D.V. Uterya sposobnosti k samoorganizacii kursantov voennogo vuza i vliyanie 'etogo na professional'nuyu deyatel'nost'. Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 4: 21-27.

5. Titova M.Yu. Diagnostika urovnya sformirovannosti umenij samoorganizacii u studentov vuza. Gaudeamus. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal. 2021; T. 20; № 1 (47): 61-66.

6. Vaganova O.I., Prohorova M.P, Karpova M.A. Realizaciya studentocentrirovannogo obucheniya v vysshem uchebnom zavedenii. Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2019; T. 8; № 2 (27): 56-58.

7. Gaponova G.I., Ol'shanskaya S.A., Lazarenko L.A. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya u studentov sposobnosti k samoorganizacii i samoupravleniyu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 74-4: 266-270.

8. Shihova O.F., Gluhova E.K. Razvitie sposobnosti k samoorganizacii kak faktora konkurentosposobnosti buduschego pedagoga. VestnikIzhGTU imeni M.T. Kalashnikova. 2018; T. 21; № 3: 213-219.

9. Dzhanibekova F.O. Vozmozhnosti formirovaniya sposobnosti k samoorganizacii buduschih pedagogov v obrazovatel'nom processe vuza sredstvami informacionnyh tehnologij. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-formirovaniya-sposobnosti-k-samoorganizatsii-buduschih-pedagogov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza-sredstvami/viewer

10. Kalashnikova A.V. Dialogicheskoe obschenie mezhdu sub'ektami obrazovatel'nogo processa kak 'effektivnoe uslovie vospitaniya sposobnosti k samoorganizacii u studentov. 'Ekonomika i socium. 2017; № 1 (32): 1267-1273.

11. Mezhenskaya M.I., Nagornaya T.V. Formirovanie sposobnostej samoorganizacii studentov v processe fizicheskogo vospitaniya. Stolypinskij vestnik. 2023; T. 5; № 4: 1968-1975.

12. Nizamova Ch.I., Dobrotvorskaya S.G. Chastnye navyki samoorganizacii studentov v uchebnom processe. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020; № 1: 250-257.

13. Rozin A.A. Analiz mehanizmov razvitiya universal'noj kompetencii samoorganizacii na urovnyah bakalavriata i magistratury. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 83-85.

14. Romanova L.M. Didakticheskie osnovy formirovaniya sposobnosti samoorganizacii u studentov vuza. Vestnik KG'EU. 2018; № 4 (40): 113-123.

Статья поступила в редакцию 24.07.23

УДК 371

Dubakov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: rain.22@rambler.ru

FORMATION OF THE RUSSIAN CIVIC IDENTITY IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT SCHOOL. The article deals with peculiarities of the formation of the Russian civic identity of schoolchildren in teaching a foreign language. Civic identity is considered to be one of those phenomena, the formation of which is relevant and significant in the conditions of modern reality. The author clarifies the concept "civic identity", designates the mission of civic identity, details the possibilities of the school subject "Foreign language" in the formation of the civic identity of students of the school. An intercultural comparative approach is considered as one of the tools for the formation of the civic identity of school students. Here the mechanisms of the intercultural comparative approach in the formation of the Russian civic identity of schoolchildren are outlined; the results of an experimental research on the formation of the civic identity of schoolchildren based on this approach are presented. The study is carried out with the financial support of research works on priority areas of activity of partner universities of South-Ural State Humanities-Pedagogical University and Shadrinsk State Pedagogical University in 2023 on the topic "Intercultural comparative approach in the formation of Russian civic identity of students in the process of teaching a foreign language" (No. 16-350 dated May 26, 2023).

Key words: foreign language teaching, civic identity, intercultural comparative approach, extracurricular work, critical thinking technologies

А.В. Дубакое. канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, E-mail: rain.22@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Статья посвящена особенностям формирования российской гражданской идентичности школьников в обучении иностранному языку. Гражданская идентичность - одно из тех образований личности, формирование которого является актуальным и значимым в условиях современной реальности. Автор уточняет понятие «гражданская идентичность», обозначает миссию гражданской идентичности, раскрывает возможности учебного предмета «Иностранный язык» в формировании гражданской идентичности обучающихся школы. В качестве одного из инструментов формирования гражданской идентичности обучающихся школы рассматривается межкультурный компаративный подход. Автором обозначаются механизмы межкультурного компаративного подхода в формировании российской гражданской идентичности школьников, представлены результаты экспериментального исследования по формированию российской гражданской идентичности школьников на основе указанного подхода.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, гражданская идентичность, межкультурный компаративный подход, внеклассная работа, технологии критического мышления

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Межкультурный компаративный подход в формировании российской гражданской идентичности обучающихся в процессе обучения иностранному языку»(№ 16-350 от 26 мая 2023 г.)

Проблема становления и формирования гражданской идентичности школьников детерминируется современными трансформациями, а её социально-педагогическая актуальность и значимая роль в развитии государства не вызывают сомнения, что отражено в ряде нормативных документов, где «развивается мысль о формировании идентичности ребенка от этапа простого принятия себя и окружающих до этапа осознанного формирования отношения к базовым национальным ценностям граждан России» [1, с. 13]. Российская гражданская идентичность как комплексный и многогранный феномен позволяет отождествлять себя с обществом родной страны, чувствовать принадлежность к её национально-культурному многообразию, оказывает влияние на социальную консолидацию и формирование у подрастающего поколения важных поведенческих паттернов. Формирование гражданской идентичности осуществляется в рамках нескольких дисциплин гуманитарного цикла, что указывает на универсальность и междисциплинарность направления. В статье мы предприняли попытку рассмотреть формирование российской гражданской идентичности школьников в рамках предмета «Иностранный язык». Известно, что одной из задач обучения иностранному языку является знакомство с социокультурными реалиями страны изучаемого языка. В данном случае может сработать принцип чрезмерной аттракции, когда обучающиеся больше узнают именно о стране изучаемого языка, видят её в более выгодном свете, но мало знают о родной стране, её достижениях, что может способствовать формированию её недооценки. Отметим, что в последнее время наблюдается улучшение данной тенденции, так как изучение иностранного языка может быть ориентировано на приобретение знаний не только о других странах, но и помогает узнать собственную. В современных учебно-методических комплектах, например, по английскому языку («Английский в фокусе» [2] и др.), изучение социокультурного материала базируется на сравнительно-сопоставительном анализе. Тем не менее целенаправленное формирование гражданской идентичности школьников может игнорироваться, несмотря на имеющиеся предметные возможности и воспитательный потенциал иностранного языка.

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании возможных инструментов формирования российской гражданской идентичности школьников в обучении иностранному языку.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Осуществить дефиниционный анализ понятия «гражданская идентичность». 2. Обозначить возможности учебного предмета «Иностранный язык» в формировании гражданской идентичности в условиях школы. 3. Раскрыть характеристики межкультурного компаративного подхода и его возможности в формировании гражданской идентичности школьников в обучении иностранному языку. 4. Провести экспериментальное исследование по формированию гражданской идентичности обучающихся на основе межкультурного компаративного подхода.

Научная новизна исследования состоит в обосновании механизмов межкультурного компаративного подхода в формировании гражданской идентичности обучающихся школы. Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут использоваться в практике обучения иностранному языку в школе.

Дефиниционный анализ понятия «гражданская идентичность» позволил прийти к выводу о существовании нескольких трактовок явления. Содержательная и структурная специфика гражданской идентичности, вопросы её формирования раскрыты в работах А.Г. Асмолова, Е.В. Краснова, М.С. Матвеевой, А.С. Потемкина, И.А. Попп, М.И. Тихонович и др.

М.И. Тиханович и М.С. Матвеева, анализируя гражданскую идентичность и патриотизм в современной России, считают, что идентичность показывает «осознание индивидом или группой принадлежности к территории и народу». В идентичности также выражена совокупность следующих компонентов: гражданских, государственных, традиционных ценностей и др. [3, с. 60]. Данная точка зрения распространяется на такие близкие в смысловом отношении к гражданской идентичности категории, как национальная и территориальная идентичность.

Е.В. Краснов, разделяя точку зрения А.Г Асмолова, под гражданской идентичностью понимает чувство принадлежности школьников к гражданской общности определенного государства на общекультурной основе. Это связано с тем, что современная педагогическая наука позиционирует идентичность в качестве эмоционально-когнитивного единства представлений «о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений». Гражданская идентичность - это одно из проявлений личностного самоопределения [4].

И.А. Попп интерпретирует гражданскую идентичность как явление, которое можно сопоставить с национальной идентичностью. Гражданская идентичность означает принадлежность к гражданам государства, идентификацию себя с данным государством с опорой на единую историческую память. Российская гражданская идентичность проявляется в отождествлении с многонациональным народом России, выражается в перманентном ощущении сопричастности с прошлым, настоящим и будущим [5].

А.С. Потемкин в структуре российской гражданской идентичности выделяет когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-волевой компоненты. Когнитивный компонент предполагает наличие знаний о географических, исторических, культурных особенностях России, знания о собственной регионально-этнической принадлежности. Эмоционально-ценностный компонент подразумевает ценностное и уважительное отношение к своей стране, большой и малой

Родине. Деятельностно-волевой компонент гражданской идентичности включает готовность к общественно полезному труду во благо Родины [1, с. 14].

Таким образом, российская гражданская идентичность - это качество личности, предполагающее осознанное отождествление себя с Россией, российским социумом, культурой страны, осознание себя гражданином Российской Федерации. Комплексность явления позволяет понимать собственную страну, видеть её достижения и прогресс, гордиться ей, работать для ее развития. Школьное образование - это базис формирования гражданской идентичности. В ходе становления личности может происходить спонтанное становление гражданской идентичности. Однако спонтанный результат не всегда предсказуем. Образование, включающее обучение и воспитание, способно обеспечить целенаправленность процесса.

В условиях школы должна быть организована работа по формированию российской гражданской идентичности, задействованы возможности изучаемых дисциплин. «Иностранный язык» обладает большим воспитательным потенциалом, что достигается за счёт его специфических особенностей, в том числе изучения социально ориентированных, важных для гражданской идентичности тем. Н.А. Залевская отмечает, что преподавание иностранного языка включено в процесс воспитания целостной, гармонично развитой личности «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [6]. «Иностранный язык» помогает сформировать уважительное отношение к своей стране, познакомить обучающихся с её различными достижениями, уникальными местами, интересными людьми, культурными традициями и обычаями. Здесь учебный предмет выступает эмоциональным триггером, поэтапно формирующим чувство гордости за свою страну. Всё это делается не только в рамках изучения тематических разделов, но и путем применения эффективных образовательных инструментов. Соответственно, «Иностранный язык» обладает рядом возможностей в формировании российской гражданской идентичности обучающихся.

Одним из инструментов формирования российской гражданской идентичности в обучении иностранному языку в школе может выступать межкультурный компаративный (межкультурный) подход. Исследователи выделяют два направления межкультурного подхода. Согласно первой точке зрения, ключевая идея обучения соотносится с культурой страны изучаемого языка, где основополагающий акцент делается на изучении иноязычной культуры, особенностях носителей конкретного языка. Наиболее важную роль приобретает когнитивный компонент, а именно - социокультурные, страноведческие и лингвокультурологические знания. Второе направление взаимосвязано с превалирующим влиянием родной культуры в процессе изучения иностранного языка, используется сопоставление [7]. Второе направление будет более целесообразно для обозначения межкультурного компаративного подхода, так как сопоставительный механизм двух культур здесь является основным.

Иногда ошибкой учителей иностранного языка является попытка «обособления» обучающихся от родной культуры. Учитель пытается сформировать социокультурные компетенции носителей изучаемого языка [8]. Эта точка зрения действительно подтверждается примерами из школьной практики. Межкультурный компаративный подход позволяет сравнить социокультурную специфику страны изучаемого языка с подобной спецификой своей страны. При реализации подхода учитель обращает внимание не только на культуру страны изучаемого языка - происходит её изучение с одновременным, более глубоким постижением особенностей своей страны. Сравнительно-сопоставительный анализ позволяет уйти от принципа чрезмерной аттракции и оценить собственную страну по достоинству, что может говорить о влиянии межкультурного компаративного подхода на гражданскую идентичность обучающихся. Такой мыслительный процесс, как сопоставление, позволяет обратить более пристальное внимание на достоинства собственной страны, а не только на страну изучаемого языка.

С целью подтверждения положений об эффективности межкультурного компаративного подхода в формировании гражданской идентичности обучающихся школы, мы остановились на проведении экспериментального исследования, в котором приняли участие 3 преподавателя кафедры теории и практики германских языков ФГБОУ Во «Шадринский государственный педагогический университет», 4 студента, 60 обучающихся школы (старший этап). Для первичного выявления уровня гражданской идентичности было разработано анкетирование, проведена беседа, использовалось включенное наблюдение и метод экспертной оценки. Обобщение полученных результатов показало достаточно низкий уровень осведомленности о социокультурных реалиях, достижениях, известных людях нашей страны. Школьники зачастую видели страны изучаемого языка более привлекательными, называли достопримечательности англоязычных стран, знали больше известных личностей. Предпринятые диагностические меры позволили сделать вывод о необходимости повышения аттракции к собственной стране.

В ходе исследования обучающиеся были поделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ). В ЭГ в процессе обучения иностранному языку был реализован межкультурный компаративный подход. В КГ обучение оставалось традиционным, где социокультурный материал изучался не через призму собственной культуры и сравнений не проводилось.

Реализация межкультурного компаративного подхода предполагала использование ряда средств. Так, в образовательный процесс нами были вклю-

чены тексты мотивирующего характера. Наряду с изучением социокультурных особенностей стран изучаемого языка осуществлялось усвоение материала о наших знаменитых соотечественниках - ученых, спортсменах, художниках, путешественниках, их достижениях. Помимо текстового материала использовались видео- и аудиоматериалы, также содержащие мотивирующую информацию. Итак, было создано познавательное социокультурное пространство, где школьники смогли усовершенствовать знания о своей стране, узнать новое и изменить отношение ко многому Идея сопоставления выступала в качестве приоритетной. С данной целью на занятиях использовались интерактивные методы обучения - дискуссия, круглый стол, мозговой штурм. Для работы с текстовым материалом были реализованы приемы технологии критического мышления - ЗУХ, 5W, «Тонкие и толстые вопросы», «Карта главного героя» и др. Всё это помогало лучше запомнить информационный контент, закрепить полученные знания, осмыслить их.

Важную роль в реализации межкультурного компаративного подхода играет внеклассная работа. Она позволяет сосредоточиться на изучении социокультурной специфики в рамках конкретных внеклассных мероприятий. Нами было разработано интерактивное путешествие «Travelling around Russia» («Путешествие по России»). В качестве цели мероприятия рассматривалось повышение уровня социокультурной компетенции о родной стране и формирование ценностного отношения к ней. Внеклассное мероприятие проводилось после изучения нескольких известных достопримечательностей страны изучаемого языка. Здесь использовались иллюстративные материалы, видеофрагменты, а домашним заданием школьников было изготовление туристических буклетов. В ходе подобных внеклассных мероприятий по ино-

Библиографический список

странному языку показывается красота родной страны, увеличивается уровень её привлекательности.

Отметим, что кроме указанных мероприятий, мы остановились на реализации метода проектов. В данном ключе был организован конкурс проектов Traditions in Russia («Традиции в России»), проведенный в ходе «Недели иностранного языка». Кроме того, был проведён культуроведческий квест My native town («Мой родной город»), разработанный на основе межкультурного компаративного подхода. В контексте исследования использовались сюжет-но-ролевые игры, был организован просмотр коротких документальных фильмов о России на изучаемом языке с последующей работой над лексикой и обсуждением.

Анализ проведенной работы позволил сделать вывод о том, что реализация межкультурного компаративного подхода оказывает положительное влияние на гражданскую идентичность обучающихся. Подход повышает аттракцию родной страны в глазах подрастающего поколения, что в большей степени формирует ценностное отношение и чувство принадлежности ней. Межкультурный компаративный подход даёт возможность сопоставить социокультурные особенности страны изучаемого языка и родной страны, в ходе сопоставления больше ощутить её привлекательность, проявить интерес к ней. Сравнивая социокультурные реалии, обучающиеся учатся выражать собственное мнение и проявлять активную жизненную позицию, критически осмысливают различные явления и процессы в жизни родной страны. Следующим потенциальным этапом исследования может стать формирование пула заданий, ориентированных на формирование гражданской идентичности школьников в обучении иностранному языку

1. Потемкин А.С. Метод изучения проявления российской гражданской идентичности. Москва: Издательские решения, 2022.

2. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. и др. Английский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Express Publishing: Просвещение, 2009.

3. Тихонович М.И., Матвеева М.С. Специфика гражданской идентичности и патриотизма в современной России. Автономия личности. 2022; № 2 (28): 55-62.

4. Краснов Е.В. Теоретические подходы к пониманию гражданской идентичности обучающихся. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 62-1: 164-167.

5. Попп И.А. Конструирование гражданской идентичности российской молодежи через проекты по сохранению исторической памяти. Вопросы всеобщей истории. 2020; № 23: 355-362.

7. Залевская Н.А. Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» (на примере изучения английского языка на нелингвистических направлениях вуза). Инновации. Наука. Образование. 2022; № 53: 334-339.

8. Будник А.С. Межкультурный подход к обучению иностранным языкам в общеобразовательной школе. Вестник Бурятского государственного университета. 2012; Выпуск 15: 98-101.

9. Пушкарева И.А. Межкультурный подход к обучению иностранным языкам как способ формирования транскультурной компетенции. Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2020; № 1 (9): 49-56.

References

1. Potemkin A.S. Metod izucheniya proyavleniya rossijskoj grazhdanskoj identichnosti. Moskva: Izdatel'skie resheniya, 2022.

2. Afanas'eva O.V., Duli Dzh., Miheeva I.V. i dr. Anglijskijyazyk. 11 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Express Publishing: Prosveschenie, 2009.

3. Tihonovich M.I., Matveeva M.S. Specifika grazhdanskoj identichnosti i patriotizma v sovremennoj Rossii. Avtonomiya lichnosti. 2022; № 2 (28): 55-62.

4. Krasnov E.V. Teoreticheskie podhody k ponimaniyu grazhdanskoj identichnosti obuchayuschihsya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 62-1: 164-167.

5. Popp I.A. Konstruirovanie grazhdanskoj identichnosti rossijskoj molodezhi cherez proekty po sohraneniyu istoricheskoj pamyati. Voprosy vseobschej istorii. 2020; № 23: 355-362.

7. Zalevskaya N.A. Vospitatel'nyj potencial discipliny «Inostrannyj yazyk» (na primere izucheniya anglijskogo yazyka na nelingvisticheskih napravleniyah vuza). Innovacii. Nauka. Obrazovanie. 2022; № 53: 334-339.

8. Budnik A.S. Mezhkul'turnyj podhod k obucheniyu inostrannym yazykam v obscheobrazovatel'noj shkole. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; Vypusk 15: 98-101.

9. Pushkareva I.A. Mezhkul'turnyj podhod k obucheniyu inostrannym yazykam kak sposob formirovaniya transkul'turnoj kompetencii. Teoriya i praktika nauchnyh issledovanij: psihologiya, pedagogika, 'ekonomika i upravlenie. 2020; № 1 (9): 49-56.

Статья поступила в редакцию 24.07.23

УДК 372.881.1

Zubkov A.D., senior teacher, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia),

E-mail: zubkov_nstu@mail.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE IN STUDENTS USING MOOCS: PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES.

The research conducts a literature review, identifying key aspects and significance of foreign language competence in higher education, as well as examines the role and importance of MOOCs in foreign language instruction. Particular attention is paid to the psychophysiological aspects of learning with the use of MOOCs, such as student motivation, level of self-regulation, cognitive processes, and emotional aspects. The study highlights the influence of these factors on the effectiveness of foreign language learning through MOOCs and demonstrates that considering students' psychophysiological characteristics can enhance the quality of education. Practical recommendations for educational institutions and teachers are suggested. The conclusion notes the importance of considering psychophysiological aspects of learning with MOOCs and the necessity of adapting instructional materials for successful formation of students' professional foreign language competence.

Key words: massive open online courses, higher education, foreign language instruction, learning effectiveness, cognitive processes, student motivation, self-regulation

АД. Зубков, ст. преп., Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск,

E-mail: zubkov_nstu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.