Научная статья на тему 'НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА'

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
видео-урок / урок-проект / урок-экскурсия / урок-игра / video lesson / lesson-project / lesson-excursion / lesson-game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафурова Б.М.

Виды нетрадиционных форм урока русского языка: видео-урок, урок-проект, урок-экскурсия, урок-игра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-TRADITIONAL FORMS OF RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Types of non-traditional forms of Russian language lessons: video lesson, project lesson, excursion lesson, game lesson.

Текст научной работы на тему «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА»

UDK 37.02

Гафурова Б.М. преподаватель Школа №4 города Пахтаабад Узбекистан, Андижан

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: Виды нетрадиционных форм урока русского языка: видео -урок, урок-проект, урок-экскурсия, урок-игра.

Ключевые слова: видео -урок, урок-проект, урок-экскурсия, урок-игра.

Gafurova B.M. teacher Uzbekistan, Andijan

NON-TRADITIONAL FORMS OF RUSSIAN LANGUAGE

LESSONS

Abstract: Types of non-traditional forms of Russian language lessons: video lesson, project lesson, excursion lesson, game lesson.

Keywords: video lesson, lesson-project, lesson-excursion, lesson-game.

Нетрадиционные формы урока иностранного языка могут проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что позволяет: стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка на уроке нетрадиционной формы, способствовать развитию познавательного и коммуникативного интереса, стремления к самостоятельной работе по овладению иностранным языком как на нетрадиционной форме урока, так и во внеурочное время; позволяет дифференцировать обучение и служит одним учащимся для ликвидации пробелов в знаниях, а другим для расширения своих знаний, способствует более глубокому и осознанному восприятию нового материала, формирует навыка интегрированного применения знаний иностранного языка и информатики.

Видео-урок как нетрадиционная форма урока русского языка Овладеть коммуникативной компетенцией на русском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием

различных приемов работы. Использование видео на нетрадиционных формах урока русского языка способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры. Еще одним достоинством видео-урока как нетрадиционной формы урока русского языка является то, что видеофильм оказывает большое эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.

Использование различных каналов поступления информации на видео-уроке положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание на уроке, а значит, и интерес школьников к иностранному языку. Одной из них считают работу над фильмом на видео-уроке. Это эффективная форма нетрадиционного урока, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения. Интерес к фильму повышает интерес ребят к русскому языку, что подтверждает их очевидное стремление стать активными участниками моделируемых учителем условно-речевых ситуаций, направленных на выполнение различных грамматических упражнений коммуникативной ориентации для отработки в речи учащихся изучаемых явлений русского языка.

Урок-проект как нетрадиционная форма урока русского языка

Проектная методика-как нетрадиционная форма урока,

отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы при нетрадиционной форме урока над проектом б удеть актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их

творческое применение в новых условиях. В условиях нетрадиционной формы урока работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Итак, основная идея метода проектов как одного из видов нетрадиционной формы урока, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Нетрадиционный урок -проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью нетрадиционной формы урока является доступность темы и возможность ее варьирования.

Урок-экскурсиякак нетрадиционная форма урока русского

языка

В наше время, когда все шире и шире развивается связь между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, селу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремиться развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока. Нетрадиционная форма урока русского языка, урок-экскурсия с использованием информационно-коммуникационных технологий, поможет познакомиться с прекрасными ландшафтами, историческими и культурными традициями, достопримечательностями.

Структура проведения нетрадиционной формы урока ввиде урока-экскурсии: Учащимся сообщается тема экскурсии и предлагается догадаться о ее содержании. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания презентации, положенной в основу урока. Новая лексика вводится перед началом нетрадиционной формы урока. Также предлагаются вопросы, на которые предстоит ответить учащимся по окончании экскурсии.

Урок-игра как нетрадиционная форма урока русского языка

Весьма интересным и плодотворным видом организации нетрадиционной формы урока русского языка является урок-игра. Эта нетрадиционная форма урока расширяет знания, учащихся об обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Нетрадиционные формы урока русского языка в виде игры могут проходить в виде следующих игр: деловая игра, время которой может занимать весь урок или несколько занятий, дидактическая игра, логическая игра, ролевые игры на уроке (инсценирование), игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие), игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке.

Рассмотренные нетрадиционные формы урока могут быть применимы и на уроках по другим предметам с соответствующими корректировками содержания.

Использованные источники:

1. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения русскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - М.: Просвещение, 2000.

2. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель -2001 - №1 -с.52-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.