УДК 72.012.1 КОВЕШНИКОВ А.И.
доктор педагогических наук, профессор, кафедра ландшафтной архитектуры, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: [email protected] КОВЕШНИКОВ П.А.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра ландшафтной архитектуры, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: [email protected] КОСЕНКОВА А.Б.
аспирантка, кафедра ландшафтной архитектуры, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: [email protected]
UDC 72.012.1 KOVESHNIKOV A.I.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Landscape Architecture, Orel State Agrarian University
named after N.V. Parakhin E-mail: [email protected] KOVESHNIKOV P.A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Landscape Architecture, Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin E-mail: [email protected] KOSENKOVA A.B.
postgraduate student, Department of landscape architecture, Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦДИСЦИПЛИН У БАКАЛАВРОВ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ПЛОЩАДОК)
METHODS OF TEACHING OF SPECIAL DISCIPLINES FOR BACHELORS OF LANDSCAPE ARCHITECTURE (FOR EXAMPLE, THE DESIGN OF CHILDREN'S PLAYGROUNDS)
В статье анализируется проектное решение детских игровых площадок в архитектурной среде современного города. Данный материал является теоретической основой для самостоятельной проектной деятельности студентов, обучающихся по направлению «Ландшафтная архитектура». Основное внимание уделено вопросу композиционного решения детских игровых пространств.
Ключевые слова: дизайн архитектурной среды, основы композиции.
The article analyzes the design solution of children's playgrounds in the architectural environment of the modern city. This material is a theoretical basis for independent project activity of students studying in the direction of «landscape architecture". The main attention is paid to the issue of compositional solutions of children's play spaces.
Keywords: design of architectural environment, the basics of composition.
Для того чтобы студенты кафедры архитектуры смогли справиться со сложной задачей проектирования детской игровой площадки, им необходимо освоить ряд принципиальных положений, которые являются ключевыми факторами при проектировании детской игровой предметно-пространственной среды. Прежде чем приступить со студентами к практической работе, которая будет состоять из нескольких этапов, выливающихся в конкретные учебные задания, необходимо просмотреть и проанализировать ряд детских игровых комплексов. Предложенные проекты детских игровых площадок являются методическими пособиями, в которых сконцентрированы основные положения, учитывающие: 1) использование номенклатурного оборудования; 2) рельеф местности; 3) метод выявления глубинно-пространственной композиции; 4) образное и цветовое решение; 5) зонирование детской игровой площадки в зависимости от ее окружения, с учетом сторон света и направления ветра.
Рассмотрим два наиболее характерных по месту расположения варианта детских игровых площадок в структуре современного города. В первом случае площадка находится внутри жилого комплекса и предназначена для
небольшого числа детей, проводящих свободное время во дворе этого комплекса. Во втором случае площадка расположена в системе общественных центров города на незначительном расстоянии от основных детских учебных учреждений: школы, детского сада, поликлиники и т.п.
Выбор первого варианта площадки объясняется тем, что влияние придворных пространств на средовое поведение жителей - одна из актуальнейших проблем дизайна городской среды. Существуют несколько типов дворовых пространств. В своем примере мы рассмотрим наиболее распространенный тип двора, окруженный с трех сторон жилыми домами, образующими среду, которая выражает представление человека о защищенном, обжитом пространстве, противопоставленном ритму городской улицы.
Обратимся непосредственно к анализу детской игровой площадки, в которой будут сконцентрированы и отражены все моменты, позволяющие сделать игровое пространство единым организмом, плодотворно влияющим на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Наряду с архитектурными проблемами в настоящем проекте большое внимание уделяется решению социально-демографических,педагогических,психофизиологических,
© Ковешников А.И., Ковешников П.А., Косенкова А.Б. © Koveshnikov A.I., Koveshnikov P. A., Kosenkova A.B.
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (81), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 81. 2018
санитарно-гигиенических, природно-климатических, антропометрических, эргономических требований.
Начнем с решения архитектурных требований, включающих в себя композиционное построение, образное и цветовое решение детской игровой площадки.
Рельеф местности - условно плоская, прямолинейная поверхность и окружение игрового комплекса - зеленые насаждения, многоэтажные дома - подсказали глубинно-пространственное композиционное решение, где глубинность выявляется методом наложения планов. Сущность настоящего метода заключается в наложении форм переднего плана на формы последующих планов. Это позволяет подчеркнуть последовательность расположения форм по глубине. Глубинность композиции усиливается за счет расположения доминанты (объемной формы, включающей в себя горку, подъемные лестницы и сетку для лазания) на заднем плане и в то же время являющейся функциональным и художественным акцентом ансамбля. Такое расположение доминанты не только не уменьшает ее роль, а только подчеркивает значительность и усиливает глубинность композиции. В то же время композиционный центр в данном игровом комплексе не переместился вместе с доминантой вглубь, он остался посередине, в точке пересечения продольной и поперечной осей.
В настоящее время большое внимание уделяется выбору группы форм, формирующих композицию, а также обусловливается величина этих форм по следующим позициям: по абсолютному размеру; по отношению форм между собой; по отношению к человеку. Продуманное отношение объемов между собой в данной глубинно-пространственной композиции позволяет зрителю, не прибегая к сравнению размеров, оценить величину каждой формы по отношению к другим. В свою очередь, величина архитектурной группы элементов, организующих пространство, повлияло на симметричное построение композиции детской игровой площадки, в основе которой лежит ось симметрии, указывающая последовательность движения и восприятия зрителя.
В рассматриваемой композиции детской игровой площадки отчетливо выявлены четыре плана, каждый из которых представляет собой игровую зону. Первая зона - зона отдыха, расположенная у входа на площадку, предназначена главным образом для подростков и родителей. Она находится в окружении деревьев и оборудована скамейками различных конструкций. Полукруглые навесы, выполненные из модульных дощечек, создают интересный ритмический строй, и в то же время, как зонтики, предохраняют отдыхающих от ветра и палящих лучей солнца. Первый план площадки спроектирован с учетом хорошего обзора второй зоны, предназначенной для самых маленьких детей. Таким образом, взрослые, находящиеся в зоне отдыха, следят за игрой малышей, контролируют ее, что способствует снижению травматизма на игровой площадке. Третья и четвертая зоны отделяются для детей среднего возраста и оборудованы металлической вертушкой, «беличьими» колесами, подвесными качелями. Акцентом в рассматриваемой детской площадке является горка с затейливыми переходами-лабиринтами, которая привлекает внимание детей всех возрастов.
Образное решение игрового комплекса представляет собой усредненный дизайн, созданный с помощью номенклатурного оборудования и оживленный интересным
авторским решением полукруглых зон собранных из горизонтально и вертикально расположенных модульных деревянных дощечек, придающих площадке нестандартное, ажурное решение, контрастирующее с окружающими многоэтажными домами.
Как и любое архитектурное сооружение, настоящая детская площадка несет в себе цвет, причем колористический прием площадки построен на нюансных цветовых отношениях. Этим двигается колористическое единство игрового пространства с окружающей архитектурой и природным ландшафтом. Наряду с композиционными вопросами организации игрового пространства в настоящем проекте серьезное внимание уделяется педагогическим, психофизиологическим, санитарно-гигиеническим, антропометрическим и другим требованиям. Коротко остановимся на некоторых требованиях. Вовлекая ребят в процесс игры, вводя их в мир новых предметов, открытий, познания собственных возможностей, авторы проекта решают педагогические проблемы. В этом им помогает интересное оборудование, спроектированное с учетом антропометрических данных детей различных возрастных групп. Причем игра с помощью игрового оборудования построена на удовлетворении психологических возможностей ребенка. Каждое усилие затраченное малышом компенсируется удовольствием, полученным от скатывания с горы, от преодоления чувства страха, от победы в соревнованиях со сверстниками и т. д.
Подводя итоги анализа методической разработки детской игровой площадки, можно сделать вывод, что в рассмотренном проекте максимально учитываются требования, которым должно отвечать внутридворовое игровое пространство современного города.
Обратимся к анализу следующего вида детского игрового комплекса, расположенного в системе общественного центра, где сосредоточены учреждения, призванные удовлетворять самые востребованные потребности людей. К таким учреждениям относятся: детские сады, школы, поликлиники, торговые центры и т.д. Таким образом, настоящий детский игровой комплекс, находясь в оживленном месте, рассчитан на большое число посетителей различных возрастных групп и занимает значительную площадь. Вытянутая по диагонали современная застройка микрорайона, в центре которой расположилась детская площадка, диктует глубинно-пространственное решение игрового комплекса. Оно характеризуется взаимоотношением архитектурных элементов, размещенных по трем координатам и рассчитанных на восприятие зрителя при движении в глубину. В свою очередь в глубинно-пространственной композиции детской игровой площадки присутствуют архитектурные объекты, воспринимаемые при движении вокруг формы и при статичном положении зрителя (то есть объемная и фронтальная композиции). В целом композиционное решение детской игровой площадки продумано таким образом, что с четырех сторон направления движения ребенка воспринимается глубинность игрового пространства, несмотря на то, что доминирующей в настоящей композиции является глубинная координата, а ширина сильно подчиняется ей. В данной ситуации автор проекта пытается зрительно увеличить протяженность игрового комплекса по ширине и незначительно сократить глубинность. Это достигается за счет умелого использования метода перспективного сокращения. При удлинении пространства
по ширине утрируется прямая перспектива, а при сжатии по глубине обратная перспектива оказывает живописный рельеф местности, где естественная возвышенность, постепенно возрастающая к центру архитектурного пространства венчается группой объемных форм, образующих композиционный центр и подчиняющий себе второстепенные элементы.
В рассмотренном проекте второстепенные элементы представлены в виде четырех пространств, образующих игровые зоны, предназначенные для детей разных возрастных групп. Левый угол композиции представляет собой зону отдыха для детей старшего школьного возраста. Пространство, утопающее в зелени деревьев и кустарников, подсказало романтическое образное решение, в соответствии с которым продумывается конструктивная и цветовая подача игрового оборудования. Декоративными островками смотрятся зонтики крыш беседок среди благоухающей зелени берез, тополей и сосен. Эти уютные уголки отводятся для старшеклассников, где все располагает для чтения книг, бесед, диспутов. Невдалеке находится ряд двухместных подвесных качелей. Рядом открыта эстрада, которая может использоваться для проведения концертов, а в вечернее время заменить танцевальную площадку.
В целом притягательная сила рассматриваемой зоны детской игровой площадки заключается в ее композиционном совершенстве. Удачно найденная величина и масса объемных форм, организующих оны отдыха, свободные пространства, охватывающие главные сооружения и способствующие выразительности их объемности, создают впечатление целостности и единства объемной композиции небольшого участка игрового комплекса.
В непосредственной близости от школы расположена спортивная зона. Эта небольшая по размеру площадка предусмотрена, действующими правилами и нормами планировки территории, прилегающей к школе. Задача состоит лишь в том, чтобы хорошо использовать отведенное пространство, установить на нем необходимое оборудование с учетом продуманного композиционного решения и правильно организовать работу с людьми. На площадке представлено стандартное оборудование (волейбольная стойка, баскетбольная щитовая система, стол для настольного тенниса и т.д.).
Треть зона находится на незначительном расстоянии от комплекса жилых домов. Такое месторасположение площадки заставило авторов разбить игровое пространство на две подзоны, одна из которых предназначается для ее постоянных хозяев (детей из ближайших домов), вторая - для посетителей, попадающих в подзону на небольшой промежуток времени. Первая подзона оборудуется силами самих детей из подручного материала: досок, реек, фанеры, который хранится в крытом павильоне. Каждую весну дети
строят маленькие домики, хижины, шалаши, около них разводят цветы, за которыми ухаживают. Осенью домики складываются и убираются под навесы, что бы следующей весной другие дети могли строить. Во второй подзоне все игровое оборудование служит для развития моторной деятельности детей. Это целый комплекс спусков по наклонной плоскости, представленных в виде горок (винтовой, волнистой, трубчатой формы).
Четвертая зона, входящая в большой детский игровой комплекс, расположена рядом с детским садом и предназначена для ребят дошкольного возраста. Самым важным элементом этой зоны является замкнутая асфальтовая дорожка для катания на машинах, велосипедах, самокатах, для изучения правил дорожного движения и поведение на улице.
Как видно из анализа четырех зон, организующих детский игровой комплекс, каждая имеет самостоятельное композиционное решение, обусловленное функциональным назначением, и в то же время более полно раскрывается за счет подчинения главному, объединяющему элементу - центру композиции игрового пространства.
Подводя итоги анализа методической разработки проекта детского игрового комплекса, необходимо подчеркнуть, что творческий процесс создания композиционного, образного решения архитектурного пространства было продиктовано социальным заказом, то есть, планировочной структурой микрорайона и необходимостью удовлетворить потребность в игровой деятельности детей различных возрастных групп. Несомненно, что авторам проекта удалось достичь завершенности композиционного и образного решения каждой из зоны площадки, подчинить их художественной выразительности доминирующей формы, обеспечить органическую связь комплекса в целом с окружающей архитектурой и природным ландшафтом, учесть современные требования к организации игровых пространств для детей.
Теоретический материал, изложенный выше, представляет собой короткую инструктивную лекцию-беседу, которая подготавливает почву для самостоятельной проектной деятельности студентов. Преподаватель сознательно заостряет внимание на композиционном решении детских игровых пространств, которое зависит от рельефа местности, различного окружения, метода выявления глубинности, зонирования территории с учетом сторон света и направления ветра, образа и цвета. На данном этапе обучения подобная лекция-беседа с анализом методических разработок обладает наибольшим полезным эффектом. Сущность лекции-беседы заключается в том, что она помогает студентам усвоить основные приемы архитектурной композиции на реальном примере детских игровых площадок.
Библиографический список
1. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды. М: Архитектура-С, 2008. 296 с.
2. Григорьев А.Д. Проектирование. Детские игровые площадки. Магнитогорск: МаГУ, 2012. 234 с.
3. КовешниковаН.А. Дизайн: история и теория. М: Омега-Л, 2008. 224 с.
4. Князева В.П. Экологические аспекты выбора материалов в архитектурном проектировании. М.: Архитектура-С, 2006. 296 с.
5. СтасюкН.Г., Киселева Т.Ю., ОрловаИ.Г. Основы архитектурной композиции. М.: Архитектура-С, 2004. 96 с.
References
1. GrashinA.A. The design of children's educational environment. M.: Architecture-S, 2008. 296 p.
2. GrigorevA.D. Design. Children's playgrounds. Magnitogorsk: MaSU, 2012. 234 p.
3. KoveshnikovaN.A. Design: history and theory. M.: Omega-L, 2008. 224 p.
4. Kniazeva VP. Environmental aspects of the choice of materials in architectural design. M.: Architecture-S, 2006. 296 p.
5. StasiukN.G., Kiseleva T.U., OrlovaI.G. Basics of architectural composition. M.: Architecture-S, 2004. 96 p.