УДК 378.2 КОВЕШНИКОВА Н.А.
кандидат культурологии, доцент, кафедра индустрии
моды, Орловский государственный университет имени
И. С. Тургенева
E-mail: rodoris@yandex.ru
КОВЕШНИКОВА Е.Н.
доктор педагогических наук, профессор, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: design_97@mail.ru КОВЕШНИКОВ П.А.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра ландшафтной архитектуры, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: Lanshaft.OSAU@gmail.com
UDC 378.2
KOVESHNIKOVA E.N.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Garment Design, Orel State University E-mail: design_97@mail.ru KOVESHNIKOVA N.A. Candidate of Culturology, Associate Professor, Department of Garment Design, Orel State University E-mail: rodoris@yandex.ru KOVESHNIKOV P.A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of landscape architecture, Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin E-mail: Lanshaft.OSAU@gmail.com
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ДИЗАЙНА В ВУЗЕ USE THE METHODS OF ACTIVE EDUCATION IN TRAINING OF MASTERS OF DESIGN IN THE UNIVERSITY
Использование активных методов обучения магистров направлено на активизацию мышления обучающихся. Для этих методов характерны высокая степень интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса.
Ключевые слова: профессиональная подготовка магистров, активные методы обучения.
The use of active methods of teaching masters is aimed at activating the thinking of students. These methods are characterized by a high degree of interactivity, motivation and emotional perception of the educational process.
Keywords: professional training of masters, active teaching methods.
Формирование у магистранта в ходе учебного проектирования развитого художественного мышления, фантазии и воображения, навыков творческого метода дизайнера костюма в значительной мере обусловлено применением педагогом методов активного обучения. По мнению Д.Н. Кавтарадзе, «активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями» [5, а 96].
Современные активные методы обучения, как поясняют специалисты, «это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие:
- активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучаемых;
- повышать результативность учебного процесса;
- формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы» [4, с. 4].
В некоторых педагогических исследованиях высказывается мысль о том, что активные методы обучения характеризуются принудительной активизацией мышления обучаемого (вынужденной активностью), т. е. учащийся должен быть активным независимо от его желания [3, с. 50]. В связи с этим хотелось бы привести высказывание А.М. Смолкина, точку зрения которого мы полностью разделяем. Он пишет: «При всем глубоком уважении к авторам - специалистам и энтузиастам применения методов активного обучения едва ли можно согласиться с тем, что активная мыслительная деятельность должна или хотя бы может быть вынужденной, вопреки желанию студента. Если по всем внешним признакам такая деятельность студента и выглядит активной, скорее всего она представляет собой имитацию активности. Трудно предположить, что вынужденная, принудительная учебная деятельность представляет собой действительно активную мыслительную деятельность и может быть продуктивной.
Действительным побудительным началом активной мыслительной деятельности должна быть не вынужденность, а желание обучаемого решить проблему, познать истину, доказать, оспорить и т. п. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной» [6, с. 27].
Сходную мысль высказывает А.А. Вербицкий: « Речь должна идти не о «принуждении» к активности, - подчеркивает он, - а о побуждении к ней; необходимо создавать
© Ковешникова Н.А., Ковешникова Е.Н., Ковешников П. А. © Koveshnikova E.N., Koveshnikova N.A., Koveshnikov P.A.
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
дидактические и психологические условия порождения активности личности в познавательной деятельности. Этого можно достигнуть только при понимании обучения как личностно опосредованного процесса взаимодействия и общения преподавателя и студентов, направленного на достижение объединяющей их цели - формирования творческой личности специалиста» [2, с. 43].
Термин «активные методы обучения» в педагогической теории и практике появился на основании анализа проявления в учебном процессе активности обучаемого, создания условий для его творческого акта. В традиционной педагогике под активностью чаще всего понималась «усиленная деятельность», поэтому все формы организации обучения (они же методы) считались активными, если проявлялись самостоятельность и сознательность обучаемого. Если акценты в определении активности расставлены именно таким образом, то к методам активного обучения (в этом случае) относятся такие репродуктивные формы обучения как тренинги, тестирование, имитационные упражнения и др. В сущности, они демонстрируют знания (а точнее, информированность) учащихся, а также уровень способности к воспроизведению ими известных в культуре способов деятельности. Вид и характер деятельности обучаемого как субъекта при традиционном определении активных методов обучения не являлись системообразующим основанием.
С позиции деятельностного подхода активность понимается как важнейшая характеристика проявления субъектом отношения мышления и деятельности в ситуациях, не имеющих нормативного описания. Активность субъекта проявляется в направленности его деятельности на самоизменение. Эта активность характеризуется изменением позиции обучаемого и интенсивностью взаимодействия в учебном процессе: скоростью и глубиной освоения новых способов деятельности и усвоения механизмов их протекания, информации, необходимой для их осуществления; эмоционально-ценностной реакцией на отношение к совместной деятельности. Следовательно, активные методы обучения должны быть направлены на саморазвитие субъектов деятельности.
Конкретизируя понятие «методы активного обучения» применительно к процессу подготовки магистров дизайна, следует отметить, что в данном случае обучающимися постигаются закономерности композиции на реальном наглядном материале. В ходе изучения дисциплин художественного цикла формируется творческое мировоззрение студентов, развивается композиционное и пространственное мышление, вырабатывается художественный и эстетический вкус. Однако, ни приобретенные знания из смежных областей художественного творчества, ни усвоение алгоритма процесса проектирования, который будущие бакалавры дизайна изучают в рамках теоретической части дисциплины «Проектирование», ни создание благоприятной для творческой работы обстановки не гарантируют успеха, когда студенту требуется отыскать новую идею и решить задачи, связанные с ее воплощением.
Методологи проектирования (Б.Г. Бархин, А.В. Ефимов, Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко) отмечают, что существуют две формы художественно-проектной деятельности - репродуктивная и продуктивная. Репродуктивная форма направлена на получение известного результата из-
вестными средствами и основана на повторении привычных схем действия. Эта деятельность в реальной практике проектирования представляет собой процедуру проектирования по образцам, логическим аналогам, прототипам. Дизайнер в репродуктивной деятельности сохраняет существенные качества прототипа и изменяет несущественные.
Потребность в продуктивной деятельности возникает в связи с необходимостью решения новых по содержанию и масштабу проблем. Разработка нетривиальных задач начинается на методологическом уровне с выдвижения новой идеи, выбора особого «угла зрения», выработки новых проектных концепций и нуждается в применении новых средств деятельности. Продуктивная деятельность характеризуется переходом от ориентации на прототип, от копирования «вещественных» свойств этого образца к иному методу проектирования, опирающемуся не на морфологические структурные свойства объекта, а на его социально-культурное содержание, на своеобразие функционального назначения, на идеологическую значимость, художественные задачи, а также на проблематизацию проектной ситуации [1, с. 40].
Учебная проектная деятельность обладает определенной спецификой, поскольку сочетает особым образом репродуктивные и продуктивные компоненты. С одной стороны, обучение ориентируется на освоение уже известного опыта художественно-проектной деятельности, с другой - характеризуется большим удельным весом продуктивной деятельности, важным компонентом которой является творчество. Поэтому весьма важной задачей для педагога является обучение студентов эффективным приемам и творческим методам именно продуктивной художественно-проектной деятельности.
В профессиональной дизайнерской деятельности выделяется несколько основных методов поиска и формирования новых проектных идей: методы мозгового штурма, инверсии, аналогии, эмпатии, «вживания в роль», ассоциации, фантазии, новых комбинаций и т.д. Первый метод А.И. Черемных предлагает рассматривать как «чрезвычайно быстрый путь генерирования необходимого разнообразия идей в качестве основы для поиска решения. Выявить практически осуществимые идеи из множества предложений можно после того, как проектная сторона будет подробно исследована», - добавляет он [7, с. 41 - 42]. Метод инверсии, или отстранения, служит для получения новой точки зрения или нового подхода к решению задачи: «Перевернуть вверх дном, вывернуть наизнанку, поменять местами - эти слова характеризуют существо метода инверсии, используемого для получения новых идей» [Там же]. Весьма плодотворным представляется метод ассоциаций. Одним из способов формирования идеи является поиск ассоциаций, имеющих отношение к проектной задаче. Ассоциации по смежности, сходству и контрасту, почерпнутые из ассоциативного фонда, хранящегося в памяти студента, связываются между собой в соответствии с логикой данной предметной системы. Эта логика делает ассоциации опорой продуктивной преобразовательной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели. Для стимулирования новых идей с успехом можно применять метод аналогии, т.е. использовать аналогичные решения, почерпнутые из других областей, для получения новых художественных решений.
Метод эмпатии строится на основе отождествления личности одного человека с личностью другого. В нашем случае дизайнер костюма берет на себя роль будущего потребителя, прогнозируя его возможную реакцию на проектируемый предмет.
В любом случае, новые решения непосредственно не вытекают из условий поставленной задачи и не могут быть выведены из нее логическим путем, а получаются вследствие целенаправленной активности, вытекающей из ценностных установок субъекта. Поэтому процесс проектирования в дизайне костюма не следует рассматривать как прямолинейную цепь установленных операций. Этот
процесс представляет собой циклический процесс, в котором чередуются анализ и синтез на разных уровнях мышления и деятельности: на уровне идей, на уровне модели, на уровне средств графического и иного выражения замысла. Художественно-проектное творчество - диалектический процесс, включающий как рациональные, так и эмоционально-волевые факторы. В нем присутствуют анализ, синтез, обобщение, сравнение, оценка, наблюдение и опыт. Поэтому процесс проектирования следует рассматривать с позиций использования методов активного обучения, что в конечном итоге позволит сформировать высококвалифицированного магистра дизайна.
Библиографический список
1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. М., 1982. 224 с.
2. ВербицкийА.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 207 с.
3. Жук А.И., КошельН.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Минск, 2003. 336 с.
4. Зарукина Е.В., ЛогиноваН.А., НовикМ.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. СПб., 2010.
59 с.
5. КавтарадзеД.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998. 192 с.
6. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Научно-методическое пособие. М., 1991. 176 с.
7. ЧеремныхА.И. Основы художественного конструирования женской одежды. М., 1977. 144 с.
References
1. BarkhinB.G. Methodology of architectural design. М., 1982. 224 p.
2. VerbitskyA.A. Active learning in higher education: a contextual approach. М., 1991. 207 p.
3. ZhukA.I., KoshelN.N. Active methods of training in the system of advanced training of teachers. Minsk, 2003. 336 p.
4. Zarukina E.V., LoginovaN.A., NovikM.M. Active learning methods: recommendations for the development and application. St.Petersburg, 2010. 59 p.
5. KavtaradzeD.N. Training and play. Introduction to active learning methods. М., 1998. 192 p.
6. Smolkin A.M. Active learning methods. М., 1991. 176 p.
7. CheremnykhA.I. Basics of women's clothing design. М., 1977. 144 p.