Научная статья на тему 'Методика преподавания гобеленного ткачества у обучающихся в вузе по направлению "искусство костюма и текстиля"'

Методика преподавания гобеленного ткачества у обучающихся в вузе по направлению "искусство костюма и текстиля" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОБЕЛЕНОВОЕ ТКАЧЕСТВО / ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / TAPESTRY WEAVING / THE ART OF COSTUME AND TEXTILES / SYSTEM OF EXERCISES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковешникова Е.Н., Ковешникова Н.А.

В статье говорится о формировании умений и навыков у обучающихся в освоении гобеленного ткачества. Приводится система упражнений, способствующих овладению указанной техникой. Полученные знания в области основ искусства гобелена могут быть использованы для последующего выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковешникова Е.Н., Ковешникова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING FROM TAPESTRY WEAVING HAVE ENROLLED IN THE UNIVERSITY IN THE DIRECTION "THE ART OF COSTUME AND TEXTILES"

The article deals with the formation of skills of students in the development of tapestry weaving. The system of exercises that promote the mastery of specified appliances. The acquired knowledge in the field of the basics of tapestry art can be used for further implementation of course andfinal qualifying works.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания гобеленного ткачества у обучающихся в вузе по направлению "искусство костюма и текстиля"»

УДК 745.5.522.1 КОВЕШНИКОВА Е.Н.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: design_97@mail.ru КОВЕШНИКОВА Н.А.

кандидат культурологии, доцент, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: rodoris@yandex.ru

UDC 745.5.522.1

KOVESHNIKOVA E.N.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Garment Design, Orel State University E-mail: design_97@mail.ru KOVESHNIKOVA N.A. Candidate of Culturology, Associate Professor, Department of Garment Design, Orel State University E-mail: rodoris@yandex.ru

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГОБЕЛЕННОГО ТКАЧЕСТВА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ»

METHODS OF TEACHING FROM TAPESTRY WEAVING HAVE ENROLLED IN THE UNIVERSITY IN THE DIRECTION «THE ART OF COSTUME AND TEXTILES»

В статье говорится о формировании умений и навыков у обучающихся в освоении гобеленного ткачества. Приводится система упражнений, способствующих овладению указанной техникой. Полученные знания в области основ искусства гобелена могут быть использованы для последующего выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.

Ключевые слова: гобеленовое ткачество, искусство костюма и текстиля, система упражнений, учебный процесс.

The article deals with the formation of skills of students in the development of tapestry weaving. The system of exercises that promote the mastery of specified appliances. The acquired knowledge in the field of the basics of tapestry art can be used for further implementation of course andfinal qualifying works.

Keywords: tapestry weaving, the art of costume and textiles, the system of exercises, the educational process.

Остановимся на общих положениях дидактической сущности формирования умения и навыков в области освоения ремесла гобеленового ткачества.

Упражнения являются одним из основных средств усвоения и закрепления знаний, формирования умений и навыков. Мы не хотим умалить значение теоретических знаний, но в данной ситуации изучения основ искусства гобелена, первостепенную роль в реализации прочности усвоения знаний играет методически продуманная система упражнений, отвечающая научно обоснованным психолого-педагогическим и физиологическим требованиям. Преподавателям хорошо известно, что результат обучения во многом определяется местом упражнений в системе обучения, их структурой, содержанием, многообразием.

При разработке рациональной системы упражнений должна, прежде всего, учитываться основная задача - достижение тесной взаимосвязи теории и практики. Систему упражнений следует построить таким образом, чтобы обеспечить самостоятельное использование учащимися имеющегося у них запаса знаний, причем в меняющихся ситуациях применять полученные умения в решении новых задач.

Одним из основных общедидактических требований является сознательность подхода студентов к выполнению упражнений, которая проявляется в том, что студент знает, что выполнение конкретных упражнений (в частности, освоение технологии гобеленового ткачества) необходимо

для дальнейшей самостоятельной творческой работы по выполнению в материале мини-гобелена.

Вторым важным требованием является соблюдение определенной последовательности при выполнении упражнений по степени нарастания сложности.

Для того чтобы в процессе выполнения упражнений студенты в своих знаниях поднимались на качественно новую ступень и достигали определенной прочности умений и навыков, упражнения должны быть строго целенаправленными.

Определяя комплексный характер требований к упражнениям в практике обучения основам ремесла гобелена, мы стремились учесть все ценное, что имеется в методической литературе, а также в накопленном опыте практической и творческой работы. Эти. исследования и личный опыт убеждают, что эффективность системы упражнений зависит прежде всего от соблюдения некоторых условий и требований.

Успех обучения в искусстве гобеленового ткачества находится в прямой зависимости от сознательного подхода студентов к выполнению упражнений, четкого определения задач, стоящих перед каждым циклом упражнений, правильного отбора материала и его методического оформления, степени разнообразия упражнений по их видам, содержанию дидактического материала, формам и приемам обращения к пройденному.

Эффективность работы студентов зависит от органи-

© Ковешникова Е.Н., Ковешникова Н.А. © Koveshnikova E.N., Koveshnikova N.A.

зации учебного процесса, в котором должно быть правильно определено место, объем и время того или иного вида упражнения с учетом возможности каждого студента. В ходе этого процесса должно иметь место последовательное усложнение работы, повышении степени самостоятельности студентов, поддерживание максимально высокого уровня активности студентов.

Результат обучения во многом зависит от системы упражнений, ее структуры и содержания. Такая система должен предусматривать соответствующее число различных заданий для овладения всеми тонкостями ручного ков-роткаческого ремесла.

Система упражнений должна формировать умение использовать знания, приобретенный опыт в технологии изготовления различных приемов гобеленового ткачества в каждой конкретной ситуации при ткачестве сюжетного текстильного панно по собственному эскизу.

Приведем возможный вариант учебной программы.

Тема 1. Вводное занятие

Первое практическое занятие начинается беседой о целях и задачах данного практикума. Демонстрируются выполненные по программе лучшие мини-гобелены из методического фонда кафедры, созданные студентами старших курсов с кратким пояснением специфичности каждой работы. Особое внимание обращается на композицию, цветовую гамму, технику исполнения, качество оформления. Показывается инструмент, необходимый для ручного ковроткачества, сообщается название и разъясняется его назначение.

Каждый студент получает набор инструментов, упакованный в специальной коробочке, на которой стоит номер, соответствующий рабочему месту, закрепленному за конкретным студентом.

Занятия по основам искусства гобелена проводятся по подгруппам, которые состоят из 12 - 15 человек. В соответствии с этим количеством студентов учебная мастерская должна быть укомплектована необходимым инструментом и оборудованием.

На этом же занятии студентов знакомят с различными видами станков. Для учебных целей подходит вертикальный ковроткацкий ручной станок из дерева и обычная деревянная рама с хорошо закрепленными углами, в верхнюю и нижнюю планку которой набиваются гвозди в шахматном порядке. Преподаватель обращает внимание на устройство станка и рамовой конструкции, поясняет, что ряд упражнений на освоение техники гобеленового плетения будут проводиться на раме, а мини-гобелена - на станке.

Так как станок будет заправлен в круговую, а рабочими будут являться две плоскости, то и работать на нем будут два студента, расположившиеся по обе стороны станка.

Тема 2. Заправка основой ковроткацкого станка методом «вкруговую», натяжение основы на раму с гвоздями и принцип заправки станков для кругового ткачества. Заправка станка ремизом

Преподаватель показывает основные приемы заправки каждого вида станка нитями основы. При объяснении материала следует использовать плакаты со схемой заправки вертикального станка и рамовых конструкций, с помощью которых преподаватель наглядно демонстрирует некоторые причины, могущие повлечь за собой травму. В это время целесообразно заострить внимание на технике

безопасности. В частности, работая на рамах с гвоздями, необходимо соблюдать особую осторожность После того как основа натянута, обернуть верхнюю и нижнюю планки несколькими слоями изоляционной ленты, для предохранения рук работающего от мелких травм.

Занятие по заправке станка проводится фронтально, в процессе работы преподаватель демонстрирует правильные приемы, обращает внимание на положение рук, на соблюдение правильного ритма рабочих движений. Подчеркивается, что следует соблюдать равные расстояния между нитями основы при их натяжении, в среднем оно равно 3 -5 мм.

Кроме того, лучше объяснять весь процесс студентам непосредственно при выполнении работы, что оказывает влияние на привитие правильных навыков значительно больше, чем предварительное изложение всего материала перед началом работы.

После заправки станка студенты завязывают ремизы, с помощью которых при ткачестве будут подниматься четные и нечетные нити основы, образуя зев для прокладки утка. Опыт работы показывает, Что при выполнении небольших по размеру гобеленов с мелким рисунком следует отказаться от ремизок, так как для прокладки уточной нити иногда требуется поднятие одной-двух нитей основы. Нет необходимости в ремизах и при выполнении ряда учебных упражнений.

Тема 3. Приемы выполнения кромки и соединения цветных утков в гобелене различными способами

Упражнения по данной теме выполняются студентами по технологической карте, в которой даются схемы соединений утка и краткое описание всех способов. Такой прием позволяет студенту без особых затруднений выполнить упражнение, а преподаватель освобождается от постоянных напоминаний и дополнительных указаний. Приведем пример образца технологической карты.

Технологическая карта схемы «гобеленового» ручного ткачества с несоединяющимися соседними нитями утков разного цвета состоит из рисунка, где показан принцип «гобеленового» ручного ткачества с несоединяющимися соседними нитями утков и описанием данного способа.

Нить утка одного цвета доходит до нити утка другого цвета и поворачивает обратно, не захватывая ее. Расположение нити утка соответствует передаваемой форме рисунка. Образующиеся по границам цвета прорези имеют произвольные очертания, частично сшиваются с изнанки ткани, а частично остаются свободными. Этот способ соединения утков широко использовался ткачами средневековья.

Упражнение 1

Соткать прямоугольную полосу размером (10 х 5 см) шерстяными нитями контрастного цвета способом «палас», когда нитки утка не соединяются между собой и образуют щель.

Прежде чем приступить к выполнению упражнения по технологической карте, которая выдается каждому студенту, преподаватель объясняет выполнение задания всей группе, при этом обязательно показывает отдельные наиболее сложные места в работе, указывая на причины возможного брака и пути его предупреждения. Так, в первом, очень простом упражнении следует предостеречь от чрезмерного стягивания нитей основы цветным утком, степень

натяжения должна быть равномерной, иначе края прямоугольника будут не ровными.

Упражнение 2

Соткать два равнобедренных треугольника шерстяными нитями контрастного цвета способом «палас» со ступенчатым соединением утков. Стороны прямоугольника равны 5 см. Второе упражнение выполняется по технологической карте.

Упражнение 3

Соткать прямоугольную полосу размером 5 х 10 см шерстяными нитями двух контрастных цветов способом соединения утков на одну нить основы.

Упражнение 4

Соткать прямоугольную полосу размером 5 х 10 см рядом с первой (упражнение 3) из пряжи двух контрастных цветов способом соединения утков между собой.

Все четыре упражнения выполняются на раме с натяжением основы способом «на гвоздях» (размер 40 х 55 см). Ткань образца соединения нитей утков начинают с кромки или уравнительной плетенки. Студентам следует напомнить, что кромкой называется продольный край ковра, идущий параллельно основным нитям, кромка необходима для окончательной обработки гобелена после его срезания со станка. Кромку выполняют полотняным переплетением, а для большей прочности обвивкой нитей основы «египетским» плетением. Ширина кромки с двух сторон полотна с четырьмя упражнениями по 3-4 см каждая. Между полосами упражнений выполняется несколько рядов полотняного переплетения, нитями основы, которые являются границами, разделяющими каждый вид соединения утка.

Тема 4. Структура петлеобразующих переплетений «Сумаховое» и «Египетское» плетение

Упражнение 1

Оно выполняется на раме и начинается с кромки, которая ткется в технике полотняного переплетения из хлопчатобумажных нитей, размер кромки 3 см.

Выполнить прямоугольную полоску размером 5 х 10 см в технике «сумахового» коврового ткачества, вывязывая каждый ряд петель в одном направлении из пряжи контрастного цвета.

Упражнение 2

Соткать прямоугольную полоску размером 5 х 10 см в технике «сумаховой косички», где каждый ряд петель обвивает нити основы в противоположном направлении. После каждого ряда косых стежков прокладывается одна закрепляющая нить сквозного утка, переплетающаяся с нитями основы по всей ширине ткани.

Упражнение 3

Соткать прямоугольную полоску размером 5 х 10 см в технике «египетского» переплетения.

Тема 5. Техника рельефного ткачества

Упражнение 1

Соткать прямоугольную полоску размером 5 х 10 см (продолжая ряд упражнений 1-3 темы 4), которая образуется плотным переплетением двух утков разных цветов. Такая структура, создающая иллюзорный рельеф, называется «столбики». Завершить данное упражнение кромкой размером 3 см. Все упражнения, сотканные последовательно друг за другом, разделяются между собой несколькими рядами полотняного переплетения.

Тема 6. Схема различных способов узловязания в руч-

ном ковроткачестве

Упражнения данной темы более сложные, чем предыдущие. Для их выполнения потребуются инструменты: нож-крючок, колотушка, ножницы. Преподаватель обращает внимание, что работа с инструментами требует определенной сноровки и умения ими пользоваться с соблюдением определенных правил техники безопасности.

Упражнение 1

Соткать прямоугольную полосу размером 5 х 10 см в технике ворсового переплетения с помощью одинарного коврового узла. Следует напомнить студентам, что узлы такого типа используются в ковре с особо высоким ворсом и большой плотностью основы (в рабочем упражнении это условие необходимо сохранить.)

Полоса с одинарным узлом начинает третий столбик упражнений на раме, поэтому перед ее изготовлением необходимо выткать кромку, как это делалось в двух предыдущих видах упражнений. Размер, кромки 3 см.

Упражнение 2

В технике ворсового ковроткачества соткать две ромба размером 5x5 см, первый из которых выполняется «персидским» узлом, второй - «турецким» узлом. Ворсообразующее переплетение, созданное путем привязывания узла к двум нитям основы, называется «персидским».

«Турецкий» узел вяжется также на двух нитях основы, обвивая их, и закрепляется полотняным переплетением. На занятиях можно проследить принцип вязания «турецким» узлом. После выполнения двух ромбов с различными разновидностями узлов прокладывается несколько рядов фонового утка, после чего можно приступить к выполнению следующего упражнения.

Упражнение 3

Способом привязывания узлов к четырем рядом лежащим нитям основы с помощью чередования «персидского» и «турецкого» узлов выполнить прямоугольную полосу размером 5 х 10 см. Это упражнение выполняется для выработки новых навыков в плетении узлов и закрепления пройденного материала.

Упражнение 4

Соткать прямоугольную полосу размером 5 х 10 см, в которую войдут три способа узловязания. Первый прямоугольник (3x5 см) выполняется с помощью двойного узла. Структура второго прямоугольника (4x5 см) выполняется более прочным плетением двойного узла на двух нитях основы. Третий прямоугольник размером 3 х 5 см выполняется особо тщательной вязкой узлов на удвоенной основе. Завершается упражнение прокладкой уровнительной плетенки или кромкой. Три вида узлов, сотканных в одной полосе, должны быть вытканы различными по цвету нитями и отличаться друг от друга величиной ворса.

После выполнения целого ряда упражнений на раме, заправленной основой методом «на гвоздях», получаются три вертикально расположенные полосы равного размера, где показаны все вышеописанные виды гобеленового плетения.

Тема 7. Обработка края гобелена после его срезания со станка

Упражнение 1

Срезать с рамы три вертикально расположенные полосы, оставляя нити основы с двух сторон каждой полосы размером 4-5 см. Попарно связать между собой нити осно-

вы двойным узлом.

Упражнение 2

Попарно связанные между собой нити основы убрать под кромку, подвернуть ее с изнаночной стороны сотканного полотна и подшить (обработать край) нитями, близкими по тону основного гобеленового плетения.

Продолжить изучение искусства гобелена можно на фа-

культативных занятиях, где на основе полученных знаний в учебное время можно создать целый ряд интересных гобеленов, используя различные способы плетения. Факультативное занятие является составной частью учебных занятий и способствует расширению и углублению знаний студентов в конкретной области для последующего выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.

Библиографический список

1. БесчастновН.П. Художественный язык орнамента. М.: Владос, 2010. 335 с.

2. КовешниковаЕ.Н., КовешниковаН.А. Основы искусства гобелена: Орел: ОрелГТУ, 2008. 102 с.

3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2017. 144 с.

4. Сохачевская В.В. Художественный текстиль. Материаловедение и технология. М.: Владос, 2014. 126 с.

References

1. BeschastnovN.P. The artistic language of ornament. M.: Vlados, 2010. 335 p.

2. KoveshnikovaE.N., KoveshnikovaN.A. The basics of the art of tapestry. Orel: OSTU, 2008. 102 p.

3. Logvinenko G.M. Decorative composition. M.: Vlados, 2017. 144 p.

4. Sokhachevskaya V.V. Artistic textile. Materials science and technology. M.: Vlados, 2014. 126 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.