Научная статья на тему 'Модели дизайн-образования: зарубежный опыт'

Модели дизайн-образования: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3203
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙНЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА / DESIGN EDUCATION FOREIGN SCHOOL OF DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковешникова Елена Николаевна, Ковешникова Наталья Алексеевна

Рассматриваются современные тенденции в дизайнерском образовании. Сегодня в мире существует несколько основных типов дизайнерских школ, которые заметно отличаются по своим программам, методам обучения и моделям специалистов. Образовательные стандарты 3-го поколения дают возможность отечественным школам в значительной мере самостоятельно определять методологические принципы и образовательную модель профессиональной подготовки дизайнеров. В связи с этим изучение опыта зарубежных школ становится весьма актуальным для российского дизайн-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL DESIGN EDUCATION: INTERNATIONAL EXPERIENCE

This article discusses the current trends in design education. Today there are several basic types of design schools that differ markedly in their curricula, teaching methods and models specialists. Educational standards 3rd generation allow the national school largely independently determine the methodological principles and educational model of training designers. In this regard, the study of the experience of foreign schools becomes very relevant for the Russian design education.

Текст научной работы на тему «Модели дизайн-образования: зарубежный опыт»

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996. 250 с.

5. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1973. 470 с.

6. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М: Мысль, 1986.180 с.

7. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, психокоррекция и развитие личности. М.: Владос, 1999. 512 с.

Кипурова Светлана Николаевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого,

Малий Дмитрий Владимирович, аспирант, MaliyDmitriy@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

THE ESSENCE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF UNIVERSITY STUDENTS

S.N. Kipurova, D.V. Maliy

The article describes a concept of professional self-determination from the temporal, spatial and axiological points of view, it points out the complex process of integration of youth in the socio-professional structure of society, which is realized on a personal's level through the subject's choice of values, where he chooses different options of his professional development.

Key words: professional self-determination, students.

Kipurova Svetlana Nikolaevna, candidate of pedagogical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Maliy Dmitriy Vladimirovich, post-graduate student, [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University.

УДК 378.1:658.512.23

МОДЕЛИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Е.Н. Ковешникова, Н.А. Ковешникова

Рассматриваются современные тенденции в дизайнерском образовании. Сегодня в мире существует несколько основных типов дизайнерских школ, которые заметно отличаются по своим программам, методам обучения и моделям специалистов. Образовательные стандарты 3-го поколения дают возможность отечественным школам в значительной мере самостоятельно определять методологические принципы и образовательную модель профессиональной подготовки дизайнеров. В связи с этим изучение опыта зарубежных школ становится весьма актуальным для российского дизайн-образования.

Ключевые слова: дизайнерское образование, зарубежные школы дизайна.

Согласно последним данным, в мире существуют уже десятки тысяч разного рода школ дизайна. Только в Китае их численность

превышает 1 тыс.;340 колледжей и университетов ведут подготовку по специальности «Дизайн» в США; Совет высшего образования в искусстве и дизайне Британии (СНЕАО) объединяет около 70 учебных заведений, выпускающих специалистов данного профиля [3, с. 45].

При всем разнообразии можно выделить несколько основных типов дизайнерских школ.

1. Подготовка дизайнеров осуществляется в системе художественного образования. При этом различаются два варианта:

Первый вариант. Подготовка дизайнеров продолжает рассматриваться как одна из форм художественно-промышленного обучения, наряду с подготовкой специалистов по керамике, стеклу, тканям, мебели и т.п. В этом случае мы имеем дело с несколько модернизированным художественно-промышленным образованием старого типа, когда программа учебного заведения представляет механическое соединение предметов, изучаемых в художественных и технических учебных заведениях и не подвергшихся ни переработке, ни согласованию. Курс проектирования, часто называемых в подобных учебных заведениях композицией промышленных форм, представляет собой набор приемов внешнего оформления изделий. Новые курсы, давно завоевавшие общее признание как средство подготовки дизайнеров (например, пропедевтические), вводятся крайне несмело и не играют сколько-нибудь существенной роли.

Яркий образец такого подхода к подготовке дизайнеров - Школа Буля. Она была открыта в Париже в 1886 г. Некоторое время школа специализировалась исключительно на копировании произведений мебельного искусства эпохи Людовика XIV. После Второй мировой войны школа развивает новые направления, в основу которых был положен более современный подход к технической подготовке студентов. В 1969 г. Школа Буля получила статус высшей школы прикладных искусств, и в ней появляются отделения дизайна интерьера и промышленного дизайна.

Сегодня Школа Буля предлагает обучение по двум крупным направлениям. Первое направление - «художественные профессии». К ним относятся столярное мастерство, маркетри, ткачество, чеканка, декоративная гравюра, ювелирное искусство и множество других. Это направление является традиционным для школы Буля, более того, именно оно принесло школе мировую известность. Второе направление -«прикладное искусство». Именно в это направление включена подготовка специалистов в области мебельного дизайна, дизайна интерьеров и промышленного дизайна. Подготовка студентов по этим направлениям осуществляется в партнерстве с отделением дизайна Высшей школы в Кашане, в которой также возможно получить дополнительное образование в области компьютерной графики, истории искусства, философии и семиологии и т.д. Важно подчеркнуть, что при общей стратегии

инновационного развития, в Школе Буля незыблемыми остаются некоторые традиции, в первую очередь - культ ручной работы и высокого ремесла.

Второй вариант. Подготовка дизайнеров определяется соображениями, в основу которых положено представление о дизайне как об особом виде художественной деятельности. В этих случаях в учебных заведениях особое внимание уделяется художественным дисциплинам и привитию художественных навыков. Все остальные предметы, за исключением проектирования - профилирующей дисциплины, рассматриваются как подсобные, необходимые лишь для того, чтобы дизайнер мог получить нужную информацию и отобрать из нее необходимые сведения, а также для того, чтобы сотрудничать с людьми других профессий. Однако признание специфического характера дизайнерской деятельности заставляет искать новые методы преподавания, и такие традиционные для художественных учебных заведений дисциплины, как живопись, скульптура, рисунок, преподаются иначе, чем на других факультетах. Большое значение приобретает пропедевтический курс.

Примером может служить Школа дизайна штата Род-Айленд (США), основанная в 1877 г. В основу программы школы были положены следующие принципы: 1. Обучение мастеров рисунка, живописи и дизайна должно строиться таким образом, чтобы полученные знания в области искусства выпускники могли затем успешно применять в соответствии с требованиями торговли и производства. 2. Профессиональная подготовка студентов дает им возможность стать либо преподавателями в области изобразительных искусств, либо художниками. 3. Миссией школы является также общее художественное воспитания публики путем проведения выставок работ как признанных мастеров изобразительного искусства, так и студентов Школы дизайна, чтения лекций по истории искусства и т.д.

В этом случае закономерен вопрос: если это художественное учебное заведение, то почему оно называется Школой дизайна? Дело в том, что школа была основана в XIX в. во времена промышленной революции, когда в столице штата городе Провиденс начали развиваться текстильное и ювелирное производства. Поскольку школа была основана с целью использовать возможности искусства применительно к требованиям торговли и производства, прозорливые учредители решили включить слово «дизайн» в названии школы, дабы подчеркнуть ее значение для экономического развития города.

Сегодня в школе предлагается 19 программ бакалавриата. Самыми популярными являются архитектура, дизайн промышленной продукции, графический дизайн и живопись. Подготовка дизайнеров предполагает хорошее владение навыками рисунка, живописи и композиции, так как

они, по мнению педагогов школы, являются «грамматикой» дизайна, позволяющей «говорить языком изобразительных форм». Особое внимание уделяется разработке педагогических приемов, позволяющих выработать у студентов навыки совместной работы, разбудить инициативу учащихся, привить вкус к самостоятельным решениям, ведь задача дизайнера, как говорят в Школе, - «дать материальное воплощение новым идеям и замыслам» и «обогатить мир новыми формами».

2. Подготовка дизайнеров осуществляется в системе политехнических учебных заведений. Мотивируется это следующим образом: развитие техники привело к небывалому усложнению всех механических устройств, и, если дизайнер стремится на равных началах сотрудничать с инженером, он должен получить серьезную техническую подготовку. В добавление к внушительному циклу технических дисциплин преподаются курсы, которые должны помочь дизайнеру разобраться в организации производства и сбыта. Будущие дизайнеры получают также сведения, необходимые для проектирования производственного оборудования, обеспечивающего оптимальные условия для работы человека. Зато в курс дизайнерской подготовки в учебных заведениях этого типа совсем не включаются или представлены в очень незначительном объеме такие предметы, как живопись или скульптура, иногда даже нет рисунка как самостоятельного предмета.

Такой тип образовательной программы был разработан еще в 1960-х гг. в лондонском Королевском колледже искусств на факультете дизайна под руководством Миши Блека. Большинство выпускников этого факультета работали в области машиностроения, в то время как специалисты по керамике, стеклу, мебели, текстилю и другим традиционным видам художественной промышленности обучались на других факультетах колледжа: «Задача дизайнера в области машиностроения, - писал Миша Блек, - заключается в том, чтобы создать машину (независимо от того, идет ли речь о простом пылесосе или о точной вычислительной машине), отвечающую физическим, социальным и эстетическим потребностям пользующегося ею человека» [2, с. 4]. Условия работы дизайнера в современной промышленности таковы, что он должен разбираться в технологии производства, а также овладеть рядом инженерных дисциплин. Иначе «его оценка потребностей общества будет далека от требований технологии и возможностей производства, что увековечит мнения о дизайнере как о декораторе, задача которого состоит лишь в том, чтобы налагать позолоту на массовую продукцию в угоду моде» [Там же, с. 9 - 11].На втором и третьем году обучения студенты факультета дизайна Королевского колледжа искусств занимались машиностроительными чертежами, металлургией, механикой машинного производства, проверкой качества изделий, теорией конструкций, технологией пластмасс и т.д. В результате обучения, если выпускник все

же обладал меньшими познаниями, чем инженер, то он все равно знал основы конструкторского проектирования и мог следить за новыми тенденциями в этой области.

Большинство других факультетов и отделений дизайна в Англии в те годы создавались на базе политехнических колледжей и во многом перенимали программу подготовки дизайнеров, разработанную в Королевском колледже искусств. Сегодня одним из университетов Великобритании, лидирующих в области технического образования, является Университет города Лидса, расположенного в промышленном центре Англии. На инженерном факультете этого университета осуществляется подготовка промышленных дизайнеров. Поскольку со стороны промышленности неуклонно возрастает спрос на дизайнеров с развитым творческим мышлением и хорошей инженерной подготовкой, в Лидсе стараются органично сочетать эти две составляющие профессии. Цель школы состоит в том, чтобы воспитать креативных и технически грамотных специалистов. Университет Лидса имеет богатый опыт такого междисциплинарного подхода к преподаванию профессии. Все его сотрудники являются либо опытными промышленными дизайнерами, либо высококлассными учеными, проводящими научные исследования в данной области. Давние связи университета с промышленными фирмами гарантируют, что знания и профессиональные навыки, полученные студентами во время обучения, полностью соответствуют ожиданиям потенциальных работодателей. То, что программы подготовки дизайнеров осуществляются на инженерном факультете, обеспечивает студентам возможность пользоваться мощной технической базой школы и поддержкой квалифицированных экспертов. Это имеет неоценимое значение тогда, когда дело доходит до испытания опытных образцов.

Программа первых двух лет обучения делится на три модуля. Первый: работа в дизайн-студии. Этот модуль обеспечивает возможность получения профессиональных навыков, а также приобретения опыта профессионального общения в ходе работы над конкретным проектом. В рамках второго модуля изучаются основы механики, электроники и материаловедения, а также специализированные компьютерные программы. Общеобразовательный модуль включает в себя такие дисциплины, как введение в специальность, история, психология, дизайн информационных систем, системы автоматизированного проектирования, а также бизнес и маркетинг. Третий и четвертый годы обучения посвящены, в основном, работе над проектом. Тематика проектов варьируется от дизайна медицинских приборов до разработки высокотехничного оборудования для «умного дома».

3. Наиболее интересной формой подготовки дизайнеров является обучение их в самостоятельных, специализированных учебных заведениях, которые не только готовят студентов, но и ведут научно-

исследовательскую и практическую работу. Особенно много таких заведений в Италии. Одно из них - Accademia Italiana, международная школа дизайна, основанная в 1984 г. Это частная школа расположена во Флоренции, а также имеет филиал в Риме. Во Флоренции подготовка ведется по следующим направлениям: графический дизайн, дизайн костюма, дизайн интерьера и промышленный дизайн. Срок обучения составляет три года. Выпускники получают степень бакалавра искусств (Bachelor of Arts, BA).

Accademia Italiana была основана в начале 1980-х гг., в то время, когда мировое признание получила «итальянская линия» в дизайне. Итальянский дизайн всегда отличали экстраординарность, артистизм и нацеленность на постоянный творческий поиск. Accademia Italiana с самого начала стала пропагандировать стиль «MadeinItaly». И через двадцать лет школа остается динамичной структурой, всегда открытой к экспериментам, готовой к изменениям. Сегодня школа старается предлагать самый широкий выбор направлений подготовки в различных сферах дизайна. В то время как Флорентийская школа всегда была сосредоточена на дизайне и моде, в Риме были открыты курсы, связанные с миром театра, кино и телевидения, где можно получить профессию театрального художника по костюму, художника-постановщика и художника по декорациям. Наибольшее количество студентов обучается по направлениям «промышленный дизайн» и «дизайн интерьера».

В современном мире от дизайнера, помимо такого довольно расплывчатого качества, как «креативность», требуется вполне определенный набор профессиональных компетенций. Сложные реалии общества и рынка, растущие ожидания со стороны промышленности и потребителей, появления проблем охраны окружающей среды и т.д., делают дизайнера ключевой фигурой в непрерывном потоке преобразований. Программы обучения в области промышленного дизайна и дизайна интерьера в Accademia Italiana развиваются с учетом новых требований, предъявляемых к профессии. Начальный период подготовки (в течение первого семестра) посвящен приобретению основных навыков технического рисунка и моделирования простейших геометрических тел из бумаги. Также студенты получают первоначальные теоретические знания в области дизайна. Начиная со второго семестра студенты полностью входят в мир дизайна, выполняя задания по проектированию средовых объектов, мебели и интерьеров различного назначения. Выполняются и отдельные проекты промышленных изделий для серийного производства. В это же время студенты знакомятся со специальными компьютерными программами (системы автоматизированного проектирования и стилизации СAD - ^mputer-aided design и CAS - Computer-aidedstyling), предназначенные для полноценного трехмерного моделирования и проектирования продукции с параметризацией. Начиная с третьего

семестра студент может начать специализацию в определенной профессиональной области. Особое внимание уделяется работе с различными материалами, как традиционными, так и новыми, в первую очередь экологически чистыми материалами.

Вторым важным аспектом профессионального образования будущих дизайнеров является теоретическая подготовка в области истории искусства, основ маркетинга и современных технологий. Также студенты изучают рисунок, живопись, основы композиции, возможности цвета. Эти навыки, по мнению педагогов школы, способствует творческому развитию учащихся, помогают им раскрыть свою индивидуальность, найти свой собственный стиль. Владение различными средствами художественной выразительности является основой искусства, единственной возможностью облечь художественный замысел в зримую форму. Программа включает изучение различных техник рисунка и живописи, знакомство с различными жанрами изобразительного искусства, а также написание небольшой исследовательской работы по проблемам современной эстетики и художественной культуры, обсуждение которой нередко проходит с участием художественных критиков и экспертов арт-рынка.

В Accademia Italiana стараются как можно раньше ввести студентов в профессиональный мир дизайна. Студенты и преподаватели Accademia Italiana неоднократно выполняли проекты в сотрудничестве с известными дизайнерскими бюро и крупными компаниями, работающими в различных областях производства.

Структура магистерского курса состоит из двух частей: изучения теоретических дисциплин и работы в студии. В течение трех последних месяцев обучения студенты работают над собственным проектом, а в конце курса представить магистерскую диссертацию. В качестве тем исследования предлагаются следующие: дизайн и инновации; новые тренды в дизайне жилых интерьеров; новые тренды в дизайне общественных интерьеров; дизайн городской среды; новые технологии и материалы. Магистерская диссертация является завершающим этапом программы. Каждый студент должен представить оригинальное исследование, проведенное на высоком научном уровне под руководством руководителя. Портфолио работ по теме исследования, выполненные в течение года, должны быть представлены вместе с магистерской диссертацией.

В целом, во всех школах подобного типа построение учебного процесса значительно менее стабильно, чем в традиционных учебных заведениях. Объясняется это тем, что, как уже было показано выше, ориентация на новейшие тенденции в профессиональной области предполагает постоянное совершенствование курсов и методов обучения будущих дизайнеров. Можно предположить, что именно этот вид учебных

заведений, сочетающих профессиональную подготовку студентов с творческой и научно-исследовательской работой, является наиболее оптимальным и перспективным.

Каждый из рассмотренных типов дизайнерской школы ориентирован на определенную модель специалиста. На основе модели специалиста строилась модель его подготовки, формулировались требования к организации учебного процесса, к содержанию учебных планов, программ, к методам технологии обучения и т.д. В ФГОС ВПО по направлению подготовки «Дизайн» описываются виды профессиональной деятельности, профессиональные задачи, а также общекультурные и профессиональные компетенции будущих дизайнеров. Особенностью ФГОС ВПО третьего поколения является разделение учебных циклов основной образовательной программы на базовую (обязательную) и вариативную (профильную) части. Вариативная (профильная) часть устанавливается вузом и дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций.

По мнению педагогов, широкие полномочия вузов по определению содержания вариативной части ООП дают возможность скорректировать содержание профессионального образования в соответствии с той или иной моделью специалиста. Это нововведение имеет принципиальное значение для отечественных дизайнерских школ: «Только сами вузы могут оперативно отслеживать и учитывать все нюансы, сложившиеся на рынке труда, в эволюции профессии, в сформировавшейся конъюнктуре образовательных программ. Это дает им возможность на основе собственного уникального опыта и с учетом имеющихся академических и материальных ресурсов предложить на рынок образовательных услуг нетривиальные программы и специальности подготовки, отвечающие актуальным общественным потребностям и имеющие конкурентные преимущества», - подчеркивает А. Мещанинов [4, с. 24] .

Единственно «правильную» модель дизайнера сегодня не берется безоговорочно утверждать ни одно педагогическое или профессиональное сообщество, и все же в 2001 г. в Сеуле конгресс ICSID вновь, после долгого перерыва, решился представить новое официальное определение дизайна. В этом определении неоднократно подчеркивается его творческая природа: «Дизайн является творческой деятельностью, направленной на создание многогранных качеств объектов, процессов, услуг и их систем в течение всего их жизненного цикла», - читаем мы в самом начале документа. И далее: «<...>используя термин «дизайнер», мы подчеркиваем, что речь идет об индивидуальной творческой деятельности, относящейся к интеллектуальной сфере, а не просто об оказании услуг в сфере торговли и производства» [Цит. по: 1, с. 23 - 24]. В отечественной дизайнерской школе дизайн также рассматривается как «творческая деятельность по формированию эстетически выразительной предметно-

пространственной среды». Это определение зафиксировано, в частности, в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Дизайн».

Представления о целях и содержании профессиональной подготовки будущих специалистов в отечественной дизайнерской школе остаются довольно устойчивыми на протяжении нескольких десятилетий. Однако в условиях, когда дизайн-образование в России переживает этап глубокого реформирования с целью модернизации и приведения к международным стандартам, представляется целесообразным обратиться к изучению зарубежного опыта в этой области, что, несомненно, будет способствовать усвоению конструктивной части данного опыта для эффективного решения собственных образовательных задач.

Список литературы

1. Аронов В.Р. Современная теория дизайна // Проблемы дизайна 5: сб. ст. / составитель и отв. редактор В. Р. Аронов. М.: Артпроект, 2009.

С. 7 - 25.

2. Блек М. Подготовка художников-конструкторов в Королевском колледже искусств // Англия. 1964. №. 3. С. 4 - 15.

3. Княгинин В.Н. Промышленный дизайн Российской Федерации: возможность преодоления «дизайн-барьера». СПб., 2012. 68 с.

4. Мещанинов А. О нормативной базе образования в сфере дизайна // Ректор вуза. 2009. № 6. С. 22 - 27.

Ковешникова Елена Николаевна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет - УНПК,

Ковешникова Наталья Алексеевна, канд. культурологии, доц., rodoris@yandex. ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет - УНПК.

MODEL DESIGN EDUCATION: INTERNATIONAL EXPERIENCE E. N. Koveshnikova, N. A Koveshnikova.

This article discusses the current trends in design education. Today there are several basic types of design schools that differ markedly in their curricula, teaching methods and models specialists. Educational standards 3rd generation allow the national school largely independently determine the methodological principles and educational model of training designers. In this regard, the study of the experience of foreign schools becomes very relevant for the Russian design education.

Key words:design education foreign school of design.

Koveshnikova Elena Nikolaevna, Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Head of Department, [email protected], Russia, Orel, State University - Education-Science-Production Complex,

Koveshnikova Natalia Alekseevna, Candidate of Culturology, Associate Professor, [email protected], Russia, Orel, State University - Education-Science-Production Complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.