Научная статья на тему 'Проблемный подход к подготовке дизайнеров: теоретический и практический аспекты'

Проблемный подход к подготовке дизайнеров: теоретический и практический аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1145
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРОВ / ТВОРЧЕСКОЕ ДИЗАЙНЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / PROBLEM EDUCATION / PROFESSIONAL DESIGNER TRAINING / CREATIVE DESIGN THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковешникова Е. Н.

В статье рассматривается проблемный подход к процессу подготовки дизайнеров в вузе. Обоснованы теоретические подходы к применению проблемного обучения в ходе профессиональной подготовки дизайнеров. Даны практические рекомендации по использованию методов проблемного обучения при проведении лекционных и практических занятий по художественным дисциплинам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM APPROACH TO DESIGNER TRAINING: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

This article considers problem approach to the process of designer training in institute of higher education. It substantiate theoretical approaches to problem education use in the course of professional designer training. There are practical recommendations of using problem education methods for lectures and seminars in this article.

Текст научной работы на тему «Проблемный подход к подготовке дизайнеров: теоретический и практический аспекты»

Е.Н. КОВЕШНИКОВА

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Дизайна Госуниверситета-УНПК

Е-mail: design_97@mail.ru Тел. (4862) 73 43 59

ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

В статье рассматривается проблемный подход к процессу подготовки дизайнеров в вузе. Обоснованы теоретические подходы к применению проблемного обучения в ходе профессиональной подготовки дизайнеров. Даны практические рекомендации по использованию методов проблемного обучения при проведении лекционных и практических занятий по художественным дисциплинам

Ключевые слова: проблемное обучение, профессиональная подготовка дизайнеров, творческое дизайнерское мышление

Дизайнерская деятельность по самой своей природе носит творческий характер. Дизайнеру ежедневно приходится решать множество не только типовых, но и оригинальных задач, которые требуют анализа творческой ситуации; прогнозирования результатов проектирования в соответствии с имеющимися исходными данными; учета средств, используемых для достижения цели; оценки полученных данных, определение новых задач. Поскольку продуктивность дизайнерской деятельности во многом определяется ее творческим характером, в структуре личности дизайнера творческое мышление правомерно рассматривать как ключевое профессионально значимое качество.

В практике изучения художественных дисциплин при подготовке дизайнеров проблемнопоисковые методы обучения, основанные на творческом мышлении, не нашли еще широкого применения. Мало внимания уделяется вовлечению студентов в самостоятельную творческую деятельность, развитию у них теоретического осмысления художественного произведения. В преподавании специальных дисциплин часто наблюдается простое объяснение, опирающееся на репродуктивное мышление, не способствующее творческому росту студентов, формированию навыков познавательной самостоятельности и выработке у них потребности к самообразованию как неотъемлемому качеству личности дизайнера. Это может привести к несоответствию между усвоением специальных знаний, умений и навыков и профессиональным развитием будущего дизайнера. В результате обнаруживаются определенные проблемы в подготовке специалиста, одна из которых состоит в низком уровне развития творческого мышления как ведущего профессионального качества дизайнера.

Рассмотрим некоторые аспекты возможности © Е.Н. Ковешникова

разрешения этой проблемы. Законы творческого мышления целесообразно рассматривать с позиций эвристики. Эвристика исследует процессы, лежащие в основе выработки и принятия решений, при этом главное внимание уделяется способам построения решений. Сущность эвристического метода с позиций педагогики раскрывается в исследованиях В.А. Кан-Калика, Ю.Н. Кулюткина,

Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина. Разработанные ими теоретические положения имеют большое практическое значение, так как они обосновывают принципы построения конкретных обучающих программ, направленных на формирование у обучающихся эвристических приемов решения многообразных типов учебных задач. Обладая общими закономерностями поиска решений, эвристические приемы и методы получают возможность широкого их использования при решении различных по содержанию задач.

Принципы и методы эвристики могут применяться и в процессе формирования у студентов-дизайнеров творческих умений при решении проблемных задач, а также в поисковых ситуациях. При решении такого рода задач происходит взаимодействие аналитического и интуитивного мышления: интуиция помогает выдвинуть гипотезу решения задачи, а проверка правильности выдвинутой гипотезы является результатом аналитического мышления. В занятиях, связанных с художественной деятельностью, роль интуиции особенно велика. В дизайнерской деятельности часто встречается решение познавательных задач посредством интуиции. Эти задачи решаются наиболее успешно, когда у учащихся имеется достаточный практический опыт и теоретические знания, необходимые для обобщения изучаемого материала.

Рассматривая решение различных типов задач

в дизайнерской деятельности, необходимо, помимо эвристического приема, определить место и роль алгоритмов. Алгоритмы определяются как система правил или приемов, с помощью которых решаются определенные вопросы или проблемы, причем в основе различного уровня дизайнерской деятельности как системы лежат разные уровни алгоритмов. Деятельность преподавателя целиком алгоритмизировать нельзя, поскольку творческий процесс зачастую нелогичен, в нем постоянно появляются и новые условия, и новые приемы, которые заранее невозможно предусмотреть. Однако действия при решении типических задач можно алгоритмизировать, т.е. найти общие закономерности и принципы их решения.

Дизайнерская деятельность в основе своей связана с решением задач по восприятию образа изделия и его реализации в проекте, а затем и в материале. Здесь алгоритмы выступают как познание закономерностей дизайнерского искусства, а также методических приемов работы над художественным изделием. Это значит, что алгоритмы будут выполнять как бы функцию тех моделей, которые должны быть сформированы при обучении студента основам дизайнерского мастерства.

В зависимости от специфики изучения художественных дисциплин могут быть использованы различные сочетания метода эвристического поиска и системы алгоритмов. Так, в дизайнерской деятельности работа над композиционными поисками изделия связана с применением эвристического метода, а прохождение всех этапов проектных работ требует применения алгоритмов.

Важнейшим компонентом творческого мышления являются умения видеть творческую проблему в решении обычных повседневных задач, формулировать гипотезу, расширять рамки обычной информации, отбирать новые факты и явления, выбирать наиболее целесообразный путь поиска решения задачи, делать обобщенные выводы, отказываясь от неправильных положений и обосновывая дальнейший путь решения проблемы. В связи с этим, особое значение в организации и осуществлении дизайнерской учебно-познавательной деятельности приобретает использование проблемно-поисковых методов. Именно осознание проблемы детерминирует ход мыслительных операций, определяет последовательность ступеней и придает процессу усвоения целенаправленный характер. Тогда знания, приобретаемые в самостоятельной познавательной деятельности, существенно отличаются от знаний, получаемых в готовом виде: они значительно глубже и полнее, могут быстро перестраиваться и становиться орудием осуществления практической

деятельности студента, сознательно переходить в убеждения и в целом способствовать решению задач формирования творческой личности.

Основой проблемно-поискового метода служат проблемные ситуации, дающие «толчок» мышлению. Ситуации вскрывают трудность познавательного материала и пробуждают «исследовательскую активность» учащихся. Трудность, таким образом, выступает как основной элемент и критерий выявления проблемной ситуации. Данные вопросы рассматривались в трудах Д.Б. Богоявленской, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера и др.

Важнейшим структурным звеном проблемной ситуации называют сомнение. Поскольку сомнение рождает неуравновешенность, «дисгармонию» и сопровождается размышлением, в ходе которого выявляются противоречия, конфликтность между известным и тем, что предстоит познать, оно вызывает активную направленность мыслительной деятельности. Учащиеся постоянно включаются в самостоятельное решение проблемных ситуаций, и именно на этой основе реализуется связь обучения с задачей развития творческих возможностей студентов. Динамика этого процесса определяется последовательностью проблем, в ходе решения которых происходит изменение интеллектуальной сферы, продвижение на новую ступень развития мышления.

Основными дидактическими средствами, способствующими активизации познавательной деятельности студентов, служат проблемные вопросы и задания. Решение проблемы зависит от специфики ее содержания и возможностей студента понять ее сущность. Однако, несмотря на особенности тех или иных проблем, в основном всегда применяются одни и те же приемы мышления: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, абстрагирование.

В постановке проблем наряду с интеллектуальным развитием необходимо учитывать и мотивы познавательной деятельности, ибо они могут оказать огромное стимулирующее влияние на учебнопознавательный процесс. В связи с этим следует выделить познавательный творческий интерес как ценнейший мотив учебной и профессиональной деятельности. Познавательный интерес, особенно ярко проявляясь в промышленном обучении, представляя сплав важнейших для развития личности психических процессов, способствует возникновению интеллектуальной деятельности, активного поиска, готовности к решению задачи. Однако познавательный интерес в обучении становится стимулом лишь тогда, когда используется в системе средств целостного педагогического воздействия, конечная цель которого - развитие личности.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Таким образом, включая в себя целостную систему приемов (создание проблемных ситуаций, формулирование учебных гипотез, формулирование выводов, обобщений и т.п.), проблемное обучение решает задачи системного подхода, поскольку позволяет моделировать знания, необходимые для успешной практической деятельности, которая в дальнейшем характеризуется поисковой активностью, эмоциональной окрашенностью и целенаправленностью действий обучающихся.

Отмечая эффективность данного метода, следует принимать во внимание не только уровень знаний и качество их функционирования после обучения, но и по истечению определенного срока. Дело в том, что с развитием самостоятельности и познавательной активности проблемное обучение постепенно подводит студентов к самостоятельному творческому поиску, а на определенном этапе приближается к научному исследованию. Так осуществляется динамический характер процесса обучения, результатом которого становится выработка потребности в самостоятельном добывании знаний.

При проблемном обучении, направленном на развитие дизайнерского мышления, в процессе изучения художественных дисциплин целесообразно использовать приемы, способствующие выполнению студентами самостоятельных и творческих заданий; в этом случае процесс освоения новых знаний и способов деятельности происходит в результате самостоятельного анализа факторов, их систематизации и обобщения.

Формирование творческого мышления студентов при изучении специальных художественных дисциплин начинается с лекции, стержень которой

- осмысление и постижение основных закономерностей художественно-дизайнерского искусства и дизайнерской деятельности. Именно с лекции должен начинаться познавательный поиск будущего специалиста, введение его в процесс творческого отношения к изучаемому материалу. Чтобы эти функции занятий могли быть выполнены, необходимы определенные условия: четкое и логичное построение содержания изучаемого курса, выделение узловых проблем, выявление причинно-следственных связей между явлениями дизайнерского искусства и художественными дисциплинами, проблемное изложение материала, дающее возможность последовательно выдвигать перед слушателями познавательные вопросы, направленные на самостоятельный поиск их решения, свободное оперирование материалом; новизна выдвигаемых проблем, создающая атмосферу интереса, эмоционального напряжения. Необходимо также умение устанавливать контакт с аудиторией и осуществлять обратную связь.

Кроме лекционного курса, проблемно-

поисковый метод можно эффективно использовать и в процессе практических занятий, исходя из следующих соображений. Проблемность при работе над проектом изделия проявляется, прежде всего, в подходе к раскрытию его художественно-образного содержания и осмыслению наиболее рациональных методов работы. Это связано с использованием различных видов анализа, пониманием композиционных закономерностей дизайнерского искусства, нахождением выразительных средств, адекватных художественной задаче. При создании произведений дизайнерского искусства студент сталкивается с множеством трудностей и вынужден решать проблемные ситуации теоретического и практического порядка. Определим комплекс трудностей, осознание которых ведет к решению таких ситуаций. Первые связаны со знанием общих законов дизайна, умением разносторонне и глубоко анализировать прототипы того объекта, над которым предстоит работать; вторые - с умением отобрать все те лучшие компоненты, которые были разработаны ранее в аналогичных изделиях, и, взяв их за основу, с учетом конкретных условий и особенностей эксплуатации объекта, разработать свой индивидуальный проект.

При постановке заданий следует исходить из того, что систематическое использование проблемных ситуаций на практических занятиях будет способствовать совершенствованию всего комплекса художественно-дизайнерских способностей, создаст оптимальные условия для проявления и развития профессионального мышления как в процессе обучения, так и в дальнейшей практической деятельности.

Таким образом, проблемное обучение в условиях дизайнерских факультетов целесообразно использовать как при проведении лекционных, так и практических занятий по художественным дисциплинам. Применение проблемного метода делает лекции и практические занятия по художественным дисциплинам более доказательными, студент чувствует себя как бы соучастником рождения научной истины. Применение проблемного обучения в процессе практических занятий способствует выработке у студентов творческого отношения как к постижению художественного замысла, так и к освоению многообразия выразительных средств.

Библиографический список

1. Богоявленская Д.Б. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью человека. М.: Педагогика, 1975. 238 с.

2. Кан-КаликВ.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Чеч.-Инг кн. изд-во, 1976. 285 с.

3. ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.186 с.

Е.Л. КОУЕБИШКОУЛ

PROBLEM APPROACH TO DESIGNER TRAINING: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

This article considers problem approach to the process of designer training in institute of higher education. It substantiate theoretical approaches to problem education use in the course of professional designer training. There are practical recommendations of using problem education methods for lectures and seminars in this article.

Key words: problem education, professional designer training, creative design thinking

Е.Н. КОВЕШНИКОВА

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Дизайна Госуниверситета-УНПК

Е-mail: design_97@mail.ru Тел. (4862) 73 43 59

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ДИЗАЙНЕРА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема готовности дизайнера к профессиональной деятельности. Выделяются три наиболее существенных критерия, определяющих данную готовность. Это готовность к восприятию проектной культуры, сформированность профессионального мышления и соответствие нормативной модели специалиста.

Характеристика названных критериев анализируется на материале апробации профессиональной подготовки дизайнеров на кафедре «Дизайн» ФГБОУВПО «Госуниверситет-УНПК».

Ключевые слова: профессиональная деятельность, проектная культура, критерии готовности дизайнера, проектная форма.

Обращаясь к обсуждению содержания готовности дизайнера к профессиональной деятельности, следует выделить три наиболее существенных критерия, определяющих данную готовность. Это готовность к восприятию проектной культуры, сформированность профессионального мышления и соответствие нормативной модели специалиста.

Более подробно остановимся на характеристике названных критериев, определяющих готовность дизайнера к профессиональной деятельности, разработанных и апробированных на кафедре «Дизайн» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК».

Начальным этапом подготовки дизайнера является воспитание специфического видения места и проблем материальной культуры в процессе общественного развития, приобщения студента к закономерностям проектно-художественного творчества. Являясь одним из важнейших, данный этап из-за отсутствия до последнего времени аналогичного звена в цепи непрерывного дизайн-образования существенно запаздывает. Для большинства молодежи он начинается только со студенческой скамьи. Накопленный в художественных школах и училищах эстетический вкус оказывается, как правило, искривленным в сторону канонизации методов изобразительного искусства. Однобокость начальной профессиональной ориентации, исключающей фактор специфики проектной культуры, приводит впоследствии к неполноценности эстетического вкуса. А ведь именно он составляет «тот феномен кулкгу-ры, тот духовный аппарат человека и компонент его общей конституции, который позволяет человеку подниматься в своей способности воспринимать реальные проявления красоты» [1].

Воспитание восприимчивости к проявлениям

гармонии предметного мира и познанию закономерностей проектной культуры является длительным, перманентным процессом, рассчитанным на весь период начальной и основной подготовки. Дидактическая программа кафедры выделяет в нем ряд учебных циклов и дисциплин, оказывающих наиболее эффективное воздействие в плане выправления начально-искаженных эстетически-ценностных ориентиров. Одним из первых «выпрямителей» выступает учебный цикл «Основы формообразования». Не останавливаясь подробно на методике преподавания цикла, отметим лишь некоторые особенности воспитательных задач, обусловливающих его содержание. Прежде всего, это привитие чувства проектной формы, которое обеспечивается в ходе усвоения знаний о природных и искусственных морфологических структурах. Методологический стержень обучения составляет здесь диалектика внутренней причинной обусловленности явлений живого и предметного мира. Определяющим же стал принцип «от абстрактного

- к конкретному».

Эффективным средством выработки иммунитета к аномалиям в проектной культуре стала дисциплина «История дизайна». Программа, разработанная с учетом особенностей принятой модели подготовки дизайнеров, ориентирована не столько на усвоение фактологического материала, сколько на раскрытие механизма взаимодействия материальной и духовной культур.

Это дает возможность студенту анализировать происходящие в дизайне явления сквозь призму динамики общественного развития, включиться в процесс профессионального самовоспитания на правах не только критика, но и творца.

© Е.Н.Ковешникова

Еще одним фактором, активно воздействующим на формирование готовности к дизайнерской деятельности, является сформированность профессионального мышления. В решении этой задачи в рамках кафедры «Дизайн» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» удачной оказалась попытка «примерить на себе» апробированный в немецком дизайне метод наглядности в научнотехнической подготовке студентов. Суть его заключается в том, что преподавание механики, технологии, материаловедения и ряда других инженерных дисциплин, а также эргономики, строится на более доступном для восприятия художника-дизайнера уровне: студент познает особенности, правила и законы науки не путем заучивания формул и схем, а посредством активного эксперимента с материалом, формой, конструкцией. Эффект усва-иваемости теоретических дисциплин достигается за счет включения в процесс учебного проектирования методов функционального анализа, прикладного технологического расчета, выполнения посадочных эргономических моделей-шаблонов, опытных образцов на производстве. Опыт немецких коллег показал, что привлечение студентов к выполнению реальных производственных заказов решает и важную воспитательную задачу - формирует профессиональную ответственность будущих специалистов. Реализация проектов еще на стадии обучения имеет существенный моральный, а часто и материальный стимул, способствует осознанию роли профессии дизайнера в обществе.

Третьим наиболее существенным критерием готовности дизайнера к профессиональной деятельности является его соответствие нормативной модели специалиста. Под моделью специалиста понимается документально закрепленный образ, каким он (специалист) должен быть для определенного периода времени, и средства его формирования. Модель включает в себя паспорт специалиста и структуру его подготовки. В паспорте специалиста фиксируются требования общества применительно к сфере трудовой деятельности специалиста: должностные обязанности, социальные свойства (моральные, психологические, этические), деловые качества (профессиональные знания, умения, навыки), интеллектуальные свойства (мышление, ориентировка, творчество). Предполагается, что система подготовки в вузе должна соответствовать зафиксированным в «паспорте» социальнопрофессиональным требованиям.

Каковы же в настоящее время предпосылки формирования теоретической модели дизайнера? Согласно современным представлениям, дизайн

- это творческая деятельность, объединяющая в

процессе проектирования различные сферы человеческой практики, интегрирующая достижения различных наук. Дизайнер - это специалист в области формы изделий, вооруженный суммой необходимых разнообразных знаний, способный в конкретном материальном объекте полноценно реализовать свои представления о социальных потребностях, функциональности, конструктивности и технологичности изделий. При этом в дизайнере не просто совмещаются знания из различных областей техники, инженерного конструирования, технологии, экономики, социологии, искусства. Развивая свой творческий потенциал, имея представление о современном уровне науки, он должен по возможности предвосхищать в своих проектах развитие как технологических возможностей производства так и потребностей общества. В этом футурологическая роль дизайнера, ибо любой проект нацелен в будущее, во-первых, в силу своей специфики, как предложение будущего изделия и, во-вторых (что наиболее важно), вследствие учета определенных тенденций развития в сфере формообразования, технологии, экономики и т.д. Сказанное предопределяет необходимость владения методами научного анализа, методами исследования потребностей, выявления перспективных тенденций, методами проектного прогнозирования.

Не менее важной основой теоретической модели остается представление о том, что дизайнер

- это, прежде всего, изобретатель новых зрительно воспринимаемых форм, а значит - художник. Если для инженера смысл процесса проектирования в основном заключается в создании материальной структуры - работающей конструкции, обеспечивающей реализацию той или иной функции, то художник-конструктор в процессе реализации и развития своего проектного замысла движется не только от функции к форме, но и от формы к функции, черпая импульсы для своей творческой работы из области формальных качеств предметов. Основой профессионального языка художника-конструктора является форма, закономерности ее сложения и зрительного восприятия.

Из сказанного следует, что художественное образование должно быть заложено как основное условие, максимально способствующее реализации имеющихся у студентов формообразующих потенций. Дизайнерское образование должно базироваться также на обучении методам структурной организации формы (исходя при этом из ее назначения, социально-культурной роли, технологической выполнимости в производстве).

В этом аспекте исключительно важную роль имеют пропедевтические курсы, имеющие целью

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

постижение студентами универсальных закономерностей формообразования на основе личного опыта, приобретаемого при выполнении того или иного задания. Но пропедевтические курсы должны быть не только условными (оперирующими универсальными закономерностями формообразования), но и конкретными. Желательно, чтобы они завершались созданием студентом реального утилитарного предмета на основе изученных закономерностей формообразования.

Профессионал в области дизайна должен уметь формировать и выделять цели проектирования, мысленно определять идеал вещи, к которому он стремится в процессе проектирования. Необходимо отметить в связи с этим, что для современной школы дизайна актуальной становится задача воспитания думающего художника, умеющего формулировать и отстаивать направление своей творческой деятельности, свои конкретные решения.

Заключая краткий обзор аспектов теоретиче-

ской модели дизайнера, можно сделать некоторые выводы.

Дизайнер - это, прежде всего, художник.

Дизайнер - это специалист, умеющий собрать необходимую информацию, переработать ее и представить в образной графической или объемной форме.

Дизайнер - это специалист, имеющий четкое профессиональное мышление, умеющий разрабатывать концептуальные модели в процессе своей деятельности.

И наконец, дизайнер - это конструирующий проектировщик, знакомый с техническими процессами.

Эта примерная, в дальнейшей разработке подлежащая уточнению теоретическая модель дизайнера позволяет разработать основные требования, которые, по нашему убеждению, необходимо закладывать в учебный процесс, в программы подготовки современных специалистов этого профиля.

Библиографический список

1. Давыдов В.В. К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний. Вопросы психологии. 1968. № 6. 4-49 с.

2. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. 277с.

3. ЛевитовН.Д. Психология. М.: Высш. шк., 1964. 256 с

4. ПавловИ.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд., доп. М.-Л.: АН СССР, 1951. Т. 3, кн. 2. 439 с.

5. Теоретические основы процесса обучения. Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 214

с.

6. УзнадзеД.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. с 451 с.

E.N. KOVESHNIKOVA CRITERIA OF READINESS OF THE DESIGNER TO PROFESSIONAL WORK

In article the problem of readiness of the designer to professional work is considered. Three most essential criteria, defining the given readiness are allocated. It is readiness for perception of design culture, c^opuupoeaHHOcmb professional thinking and conformity of standard model of the expert.

The characteristic of the named criteria is analyzed on a material of approbation of vocational training of designers on chair “Design” FGBOU VPO “State university-UNPK”.

Key words: professional work, design culture, criteria of readiness of the designer, the design form.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.